Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №3 / 2003 / Интервью с Генрихом Хрустовым

О жизни и о себе

Стр. «188—190»

Интервью с Генрихом Хрустовым

 

Интервью с Генрихом Хрустовым

Кандидат философских наук, доктор биологических наук,

профессор кафедры философии МГИМО (Университет МИД РФ).

 

1. Кто был Вашим значимым учителем?

Это очень непростой вопрос. Он сразу дифференцируется на деятельность и жизнь.

Матвей Яковлевич Ковальзон – в философии, доктор философских наук. Он был порядочный человек.

В целостности же учитель – Яков Яковлевич Рогинский. Я написал пассаж «Дороже теорий». Это его самого слова. Эпиграф к этому пассажу из Эпикура: «Никчемны слова того философа, коими не лечится никакое страдание».

2. Вы удовлетворены своей жизнью и карьерой?

Нет, конечно. Я считаю, что если человек говорит «да», то он утерял стимул к развитию. Я был в состоянии дать больше науке… Жизнь меня тоже за глотку держала. Когда человек глядит назад: «Что же я так?» (Не сделал что-то, например.) Но тогда я был другим, тогда структура личности была другой.

3. Каково состояние Вашей души в настоящий момент?

Противоречия. Потому что замыслы непрерывно возрастают, а энергия снижается. Вот это дисбаланс. Возраст действует, энергии не хватает. Мне мои слушатели сообщили притчу о Будде. Ученики спрашивали Будду: «В чем разница между твоими знаниями и нашими знаниями?» Будда нарисовал маленький плоский круг и вокруг него бульший круг. «Вот ваши знания и ваши незнания». Затем нарисовал большой круг и вокруг него еще бульший круг. «А это мои знания и мои незнания». Чем больше знаний, тем больше незнаний.

По сути правильно. Настоящее исследование должно порождать вопросы, множество новых вопросов.

4. Ваши планы на будущее?

Личные…

Я немножко как ты…Я хочу до предела реализовать потенциал интеллекта, чтобы это дало науке то, что могу предложить только я. Я хочу превратить возможное в действительность.

В работе, в науке…

Для меня научное – это личное. Мне, конечно, хочется, чтобы у моих слушателей благодаря мне был прирост личности.

В семье…

Какие могут быть планы в семье? Возраст такой, что ребенка я не заимею… Хорошо бы, если чего я достигаю во внесемейной сфере было бы позитивно в семье.

5. Ваше отношение к своим родителям и предкам?

Я испытываю великое почтение к маме.

6. В чем для Вас смысл жизни?

Это же один из древнейших вопросов философского знания… Если говорить о человеке, то заранее заданного смысла жизни у него нет. Здесь важно понять для себя, в чем смысл жизни… Здесь вопрос «зачем?». Если человек не задаст вопрос себе, не создаст для себя смысл жизни, то его просто не будет.

В популяции других животных смысл такой есть: это продолжение других популяций.

У человека это не так. Человек может и не произвести потомство. Но может конструировать для себя смысл жизни.

У всякого человека есть содержание жизни, а смысл жизни появляется тогда, когда это содержание для некой цели. Ради чего ты живешь, что ты из себя хочешь создать? Через смысл своей жизни человек может выйти за пределы своего Я. Или может запереться внутри Я.

Лично для меня смысл жизни состоит в том, чтобы я давал другим людям то, что я могу дать.

Кроме того, важно знать, что основа равенства людей в их неповторимости. Реализация этой незаменимости – это целевая позиция…

7. К каким добродетелям относитесь с наибольшим уважением?

Если не сочтешь, что это тавтология, – к доброте.

8. К какому пороку относитесь с наименьшим снисхождением?

Пороки многочисленны. Жестокость.

9. Ваше любимое занятие?

Попытки приближения к истине.

10. Если бы Вы были всемогущим волшебником, что бы Вы сделали?

Для себя…

У тебя вопросы полегче имеются? Я бы наделил себя способностью устранять несчастья других людей.

 

А здоровья себе?

Если бы хватило потенциала в волшебстве, то конечно.

У каждого человека в жизни разные бывают бедствия. Но, если кому-то стало от моего общения легче, то я радуюсь.

У одного студента угнали автомобиль. Он был очень угнетен. Я сказал ему: «Человек сам по себе значит больше, чем вещь. Имущество это не то, что снижает тебя как личность. Это просто наверстывается».

Эпизод из жизни Сократа. Ему показали большую коллекцию предметов роскоши. Сократ: «А я и не знал, что в мире столько вещей, в которых я не нуждаюсь».

Был философ Биан. Осада города. Горожане потащили вещи. А он шагал налегке. «Ты не нажил вещей?» – спросили его. Биан сказал: «Все мое ношу с собой». Его ценности духовные.

Для близких…

Для близких, для всего живущего я постарался бы создать максимальное благо (что есть иллюзия, конечно).

Надо бы перестроить природу жизни! Но закон Ч. Дарвина строго действует… Он объективно существует! Поэтому другая жизнь – нечто иное.

Я бы тогда постарался, чтобы появилась жизнь не в качестве борьбы за существование.


 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности