Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №3 / 2003 / Личность (Personality // The Encyclopedia Americana. Danbury, Conn., 1997)

Без комментариев: статьи из энциклопедий

Стр. «228—229»

Личность (Personality // The Encyclopedia Americana. Danbury, Conn., 1997)

(Перевод с английского Микаела Варданяна)

Личность

Личность – совокупность образа мышления, чувств, поведения, которые присущи индивиду. В психологии личности акцент ставится на индивидуальные различия и на организацию психологических процессов у индивида.

Детерминанты личности

Личность формируется при совместном воздействии генетических факторов и обучения. Разные психологи, изучающие личность, придают различное значение этим двум факторам; иногда этот вопрос обсуждается как проблема природы–воспитания (nature-nurture). Хотя наследственный фактор и фактор среды зачастую обсуждаются как отдельные, на самом деле они оба всегда взаимодействуют в развитии каждой личностной характеристики. Роль того или иного фактора может быть более существенной в каждом определенном случае, но воздействие этих факторов всегда присутствует.

Наследственность

Наследственность. Есть доказательства, что наследственность играет основную роль в формировании таких характеристик, как интеллект и темперамент. Аспекты личности наследуются посредством генов, которые передаются от родителей к детям.

Важность наследственных факторов в личности исследуется посредством трех методов. Первый метод – так называемый селективный отбор, используется в изучении черт животных, которые соответствуют чертам личности у людей. Этот метод включает в себя скрещивание животных с определенной характеристикой, для того чтобы рассмотреть, как эта характеристика передается потомкам.

Второй метод – близнецовый. Однояйцовые (монозиготные) и двуяйцовые (бизиготные) близнецы сравниваются по какой-то личностной характеристике. Однояйцовые близнецы имеют абсолютно идентичные гены, в то время как у двуяйцовых близнецов одинакова лишь часть генов. Следовательно, если черта личности унаследована, то однояйцовые близнецы должны быть более схожи по этой черте, чем двуяйцовые.

Третий метод изучения наследственных факторов личности касается приемных детей. Схожесть этих детей с биологическими родителями может быть сравнена с их схожестью с приемными родителями. Большая схожесть с биологическими родителями по какой-то конкретной черте личности предполагает значимость наследственных факторов, в то время как большая схожесть с приемными родителями говорит о важности факторов среды.

Среда

Среда. Факторы среды играют основную роль в формировании таких личностных характеристик, как убеждения и ценности. Среда играет значимую роль в формировании личности, предоставляя индивидам различные возможности для обучения специфическим образцам мышления, чувств и поведения.

Черты личности приобретаются как результат пребывания в культуре, социальном классе и семье. Культура включает в себя убеждения и традиции, разделяемые большинством членов общества. Индивиды, вырастающие в западной культуре, разделяют опыт, отличный от опыта индивидов, вырастающих в восточной культуре. Социальный класс включает в себя различия в самом обществе, такие как благосостояние и образование. Индивиды, которые вырастают в верхнем классе, разделяют опыт, отличный от опыта индивидов, вырастающих в среднем классе или в рабочем классе. Дети в одной семье разделяют схожую, но никак не идентичную среду, и, таким образом, можно ожидать, что в процессе развития личности будут испытывать подобное влияние. За этими тремя факторами стоит влияние жизненного опыта, который формируется у каждой личности по ходу жизни. Это различие и придает уникальность личности каждого человека.

 

 

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности