|
|||
Авторизация
|
Преемственность идей воспитания и развития личностиСтр. «232—239» О призрении покинутых детей.Основные положения доклада М.А. ОшанинаИз книги: Труды съезда по общественному призрению, созванного Министерством внутренних дел 11–16 мая 1914 г. Том I. Доклады и журналы заседаний. Часть II. Доклады. Петроград, 1914. С. 1–12. Подкинутые дети – результат бедности их родных семейств Состоятельная и благополучная семья покидает ребенка в столь редких случаях, что с ними нет никакой надобности считаться. Конечно, могут быть отдельные несчастные случаи гибели родителей, вследствие которой дети будут нуждаться во временном или постоянном призрении, но это не составляет главной массы, это единичные случаи, которые с избытком могут покрываться частной благотворительностью. Главная масса подкидышей и всякого рода покинутых детей является результатом бедности их родных семейств и невозможности ни оставить ребенка у себя, ни передать его родственникам. У таких родителей остается только одна надежда на правительственные и общественные учреждения, в каковые эти несчастные дети и направляются тем или другим способом. Основной поставщик детей в приюты – города Главными поставщиками детей в приюты являются города и густо населенные местности, в которых сосредоточивается беднейший рабочий элемент, не могущий создать крепкой семьи с ее естественной способностью вбирать в себя вновь появляющихся детей. Местности, отдаленные от таких центров, очень мало заинтересованы вопросами призрения; целый ряд губерний, а тем более отдаленных уездов не возбуждают о подкидышах никакого разговора, там их почти никогда не бывает, и случайное появление сироты или беспризорного ребенка вызывает проявление частной благотворительности, которая находит способы справиться с нуждой в каждом отдельном случае. Но если отдаленные местности пока справляются с этой задачей, то густонаселенные с каждым годом ею тяготятся все больше и больше. Несмотря на быстрый рост деятельности частной благотворительности, все учреждения общественного призрения постепенно все более переполняются призреваемыми и в настоящее время уже можно уловить некоторую закономерность в постепенном увеличении числа подкидываемых детей, которые поступают на попечение общественных учреждений. Понижение экономического уровня отражается на числе детей, нуждающихся в призрении Теперь мы располагаем несомненными цифровыми данными, которые указывают не только на то, что именно бедность есть стимул подкидывания, но мы знаем, что всякое понижение экономического уровня немедленно же отражается на числе детей, попадающих на общественное попечение, и, следовательно, воздействие на эту первопричину и должно быть предметом заботы земских учреждений <...>. Улучшение техники не дает ни выхода, ни разрешения задачи, получение правительственных субсидий пока не удавалось, и во всяком случае едва ли можно считать рациональным разрешением экономической стороны вопроса посредством такого способа покрытия расхода, при котором население так же не продуктивно понесет то же бремя, но только под другим наименованием. Наконец, полная … ликвидация призрения совершенно немыслима уже вследствие того, что само население настойчиво требует такового и с каждым годом в нем все сильнее нуждается. Но признавая безнадежными все упования на изыскание верного пути сказанными способами, мы видим вполне разумный выход в коренной перемене самой системы организации призрения. Воспитание подкидышей есть борьба с последствиями, а не причиной Воспитание подкидышей есть борьба с последствиями, которая по указанию долгого опыта ни к чему хорошему привести не может, поэтому земства должны искать меры борьбы с основной причиной оставления детей, т.е. с бедностью подкидывающих семейств, а если это возможно сделать в полной мере, то в каждом отдельном случае хотя бы сколько-нибудь облегчить матери возможность держать ребенка у себя; если же он круглый сирота, то создать ему искусственную семью. Такой способ более всякого другого будет отвечать насущным интересам ребенка и всего населения и явится единственно достойным для земских учреждений, как органам, ведающим пользу и нужды местного населения. Призрение есть дело местного земства и от него отходить не должно Передача обязанностей по призрению в ведение правительственных или иных учреждений нам представляется недопустимым уклонением земства от исполнения своих прямых обязанностей и не совпадающим с интересами самого населения. Земство должно стремиться к тому, чтобы делаться все более и более хозяином своей земли и в теснейшем единении с населением изыскивать и осуществлять наилучшие способы организации всякой помощи, в том числе и призрения детей. Как организуют это дело другие учреждения, насколько будут учтены все местные интересы и использованы местные силы, мы не знаем, но исповедуем глубокое убеждение, что призрение есть дело местного земства и от него отходить не должно. Нужно создать такие условия, чтобы мать не скрывала своего бедственного положения и имела бы возможность явно прийти за помощью. Эту систему надо провести так широко, чтобы никто не видел ни основания, ни причин для подкидывания, для этого поистине бесчеловечного акта. Подкидыш – человек, лишенный не только всех прав, но и надежд Ведь если мы обратим внимание на социальное положение оставшегося в живых подкинутого ребенка, то должны будем признать, что подкидыш – это такой человек, который фактом подкидывания не только лишен всех прав, имени, семьи, общества, класса, состояния и родства, но даже более того – он лишен возможности мечтать о бывших его правах и надеяться на какое-либо будущее. Это положение более ужасное, чем всякое лишение прав, совершенное судебным порядком за тягчайшие преступления. Всякий каторжник может находить утешение в раскаянии, надеяться на помилование или на удачный побег, а для подкидыша никаких надежд нет. Он всю жизнь носит в себе страшно тяжелое чувство, что он совершенно одинок и никому не нужен. Но теперь мы находимся в таком положении, что всякая женщина может произвести над нами акт насилия, т.е. принудить нас воспитывать ее ребенка, и в противовес этому насилию мы должны взять это дело в свои руки и с открытыми глазами обсуждать каждое новое ходатайство. Важно знать, где образовалась нужда Однако определение степени нужды в отдельных случаях и выяснение наилучших способов подачи помощи нуждающимся непосильно не только такому крупному учреждению, как губернское земство, но и уездному, которое также не в состоянии непосредственно выяснять условия жизни каждого жителя и определять, какой вид помощи для него является наиболее полезным. Для этого должна быть организована специальная мелкая ячейка, которая могла бы в точности знать, где образовалась нужда, в каком она размере и какая помощь наиболее желательна в данное время. Необходимость местных попечительств малого района Для правильной постановки дела, т.е. такой, при которой земство могло бы сознательно и действительно полезно проводить свои мероприятия на местах, безусловно, необходимо учреждение местных попечительств малого района, которые могли бы принять на себя обязанности по выяснению обстоятельств и проведению в жизнь земских мероприятий. Московское уездное земство сделало почин учреждения местных попечительств для проведения в жизнь мероприятий по призрению, а калужское земство пошло еще дальше и придало этим организациям роль благотворительно-санитарную, которая облегчает приток в нее наибольшего числа местных сил. Задачи попечительств Местные попечительства являются первыми приемниками всяких заявлений о возникшей нужде и органами, определяющими наилучший способ оказания помощи. Кроме того, они же берут на себя труд непосредственного осуществления помощи и контроля за правильным использованием назначенных на это дело средств. Особенности организации и деятельности местных попечительств Попечительство представляет из себя обычный тип благотворительного общества с минимальными членскими взносами и ведает вопросы призрения и, как в Калужской губернии, еще интересы народного здравия. Средства его составляют членские взносы, разные пожертвования и т.п., но главный их источник – это пособия от уездного земства, которому они ежегодно представляют свои сметы на предстоящий год. При уездной управе организуется совещание, в которое входит управа, представители от земского собрания и по одному или по два представителя от каждого попечительства. Совещание рассматривает все сметы и возбуждения ходатайства и приходит к той общей сумме, которая и вносится затем в уездную смету. Невозможность черпать опыт ни из заграничной практики, ни из своей истории Ссылаясь на Московскую и Калужскую губернии, мы имели в виду только отметить первые опытные шаги, которые нам представляются весьма трудными и сложными. Надо заметить при этом, что в данном вопросе мы не имеем возможности черпать опыта ни из заграничной практики, ни из своей истории. Склад нашей общественной жизни и наших учреждений так сильно разнятся от заграничных, что мы можем заимствовать разве только идею, но не техническое ее осуществление; в нашей же истории мы находим много данных для оценки деятельности центральных органов и централизованной деятельности, привлечение же населения к заведованию своими местными нуждами пока еще не вылилось в такую форму, которая отвечала бы данной задаче. Обязанности земства по призрению детей По вопросу о призрении детей мы представляем себе обязанность земства в такой перспективе: Все экономические мероприятия, организуемые для известной губернии, должно ведать местное земство, следовательно, и призрение покинутых детей должно лежать на его обязанности и ни о какой передаче этого дела в другие ведомства не может быть и речи. Земство должно осуществлять призрение не в форме случайной помощи случайно просящему, подобно подаянию милостыни, и тем более не может оставаться в пассивной роли воспитателя случайно подкинутых ему детей, а должно быть вполне осведомлено о том, где на данной территории образовалась острая нужда, кто именно такие нуждающиеся и какая помощь должна им быть оказана. Затем должен быть разрешен вопрос о том, каким способом выясненную нужду можно покрыть и как сорганизовать помощь, чтобы она явилась своевременной. Организация особого органа для осведомленности о материальном положении жителей Разумеется, такой центральный орган, как губернское земство, не в состоянии удовлетворить этим требованиям. Уездное земство, обслуживая весьма значительную территорию, тоже бессильно выполнить эту задачу; поэтому надлежит создать такой местный орган малой территории, который в действительности мог бы быть непосредственно осведомлен о материальном положении всех жителей данного района и быстро входить с ними в соприкосновение. Единоличный или коллегиальный орган? Сначала остановимся на вопросе, желательно ли, чтобы этот орган был единоличный или коллегиальный. Некоторый опыт в этом отношении мы могли бы почерпнуть из жизни наших начальных земских школ, при которых долгое время вопросами благоустройства и благотворительности заведовала организация в форме единоличного попечителя. Но едва ли мы встретим осуждение, если присоединимся к словам Ореста Смирнова: «…сорокалетний период существования единоличного попечительства в достаточной степени показал его полную непригодность» («Народный учитель», 1912 г., № 6). Напомним еще, что на московском съезде за коллегиальные попечительства высказалось 1500 человек против сотни. Таким образом, можно думать, что и местный орган, на который должна быть возложена забота о призрении детей, следует проектировать в коллегиальной форме. Уже существующие или новые организации будут решать вопрос о призрении? Затем является большим вопросом, что будет лучше, воспользоваться ли уже существующими на месте старыми организациями или надо создать нечто совершенно новое. Существующими организациями вне городских поселений можно назвать церковный приход, церковное попечительство и крестьянское сельское общество. Но эти установления, очевидно, не могут выполнить задачи по призрению; это мы видим из того, что она на них возложена законом с давнего времени, но не выполнялась. Мы очень далеки от мысли делать кому бы то ни было упрек, но очевидно, что находились существенные препятствия, которые не благоприятствовали этим учреждениям развить свою деятельность в этом направлении. Очевидно, что если на те же учреждения будут возложены новые обязанности, то они им будут непосильны. В городских поселениях мы встречаем, кроме городского самоуправления, те же приходы и приходские попечительства и ту же несовершенную постановку призрения, какую и в деревне. Ясно, что и в городах старые организации не в силах выполнить новую задачу. Может быть, исходя из этих же оснований, московское и калужское земства создали совершенно новые организации, но о качестве их пока еще по незначительности срока их действия судить преждевременно, тем более, что московское попечительство фиксировало главное внимание на школах, а калужское – на санитарных мероприятиях. Соотнесение вопроса о попечительстве с организующейся системой всеобуча Но обратим наше внимание на новый закон 23 марта 1907 г. «Положение о попечительствах при начальных училищах». Вся земская Россия стремится ввести всеобщее обучение, и, вероятно, недалеко то время, когда все населенные места нашей родины будут включены в школьную сеть и создастся огромное множество маленьких местных центров, с естественным тяготением к ним всего местного населения… с привлечением к их деятельности всех лучших сил данной местности. П. 1-й Положения предусматривает почти в полной мере ту задачу, которую мы имеем в виду. На попечительства возлагается забота «об улучшении положения учащих и учащихся». Остается распространить это правило на все население данного школьного района, и образуется сплошная сеть попечительств, близких к населению, притягивающих к себе лучшие местные силы и способных знать материальное положение каждого обывателя. Возможность разнообразия организационных форм в зависимости от местности Конечно, может быть весьма много разных видов местных организаций, даже не исключая иногда единоличной формы; местные условия бесконечно разнообразны и сами подскажут и форму организации и объем ее деятельности, но в том или другом виде жизнь заставит ее создать и отдать ей в руки те функции по заведованию призрением, с которыми в настоящее время земства не могут справиться. На обязанность местных попечительств должно быть возложено, главным образом, два дела: выяснение местной нужды и непосредственное оказание помощи. Схема деятельности попечительств Схема деятельности попечительств нам представляется в таком виде: До введения более мелкой единицы, чем уездное земство, попечительство организуется по вышеприведенному закону. Попечительство, исходя как из подаваемых ему просьб, так и из личной осведомленности, ежегодно составляет предварительную смету на нужды благотворительности. По некоторым вопросам, имеющим значение для нескольких попечительств, таковые собираются на соединенные совещания и по соглашению могут образовывать союзы попечительств. Все сметы, как попечительств, так и союзов, представляются в уездную управу и рассматриваются в общем совещании с участием представителей от попечительств и союзов их. На основании постановления этого совещания составляется общая уездная смета на благотворительность и призрение, которая и докладывается уездному земскому собранию. Преимущества предлагаемой схемы деятельности попечительств При таком порядке земство в сильнейшей мере гарантируется от случайности проведения своих мероприятий и получает возможность действительно оценить как степень, так и размер нужды и, принимая те или другие меры, сообразовать свои средства с потребностью. В частном случае по вопросу о призрении детей вполне нормальным явится такое положение, что семья, не могущая воспитать ребенка на свои средства, не признает для себя нужным подкидывать его, а обратится к попечительству, которое и окажет надлежащую помощь. Преимущества организации, которая будет работать при участии попечительств, сравнительно с той, которая существует в настоящее время, очевидна сама собою. Теперь население не знает и не может знать, к кому обратиться в случае постигшего несчастья, а земские учреждения могут действовать только с совершенно закрытыми глазами, не зная, где имеется наиболее острая нужда и каким способом выполнить на деле ту помощь, которую было бы возможно выполнить по материальным соображениям. Учреждение попечительств внесет в это сложное и громадное дело ту всестороннюю обоснованность, которой в настоящее время недостает. Содержание одного подкидыша в десять раз дороже оказания матери своевременного пособия Обращаясь к размеру потребных при этой организации средств, нам надо помнить, что содержание одного подкидыша только деньгами, не учитывая всей моральной стороны, обходится в десять раз дороже, чем оказание матери своевременного пособия. Затем ежегодно представляемые сметы дадут возможность земскому собранию избегнуть того насилья, которому мы теперь подвергаемся со стороны подкидывающих детей, а направлять столько средств, сколько оно признает возможным, и именно в том направлении, которое будет признано наиболее целесообразным. Откуда будет уезд черпать средства по этой смете, зависит от решения губернского собрания, которое, несомненно, известную долю расходов возьмет на себя, и этим способом образуется неразрывная цепь, связывающая губернию, уезд и семью, при которой расходы на призрение потеряют современный характер случайности и необоснованности. Полное осуществление указанной системы весьма быстро показало бы наиболее справедливый размер участия в расходах земства, городов и правительства. Таким образом, мы приходим к заключению, что ликвидация призрения как такового немыслима, но возможно и обязательно ликвидировать ту темную и вредную систему призрения, которая ныне повсеместно существует, и ввести организацию, при которой и нужда и помощь будут определяться самим населением, а расходы распределяться по взаимному соглашению между заинтересованными ведомствами. (Продолжение следует)
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |