Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №3 / 2003 / Обучение на всю жизнь и деятельность обществ детей в Японии

Российско-японский симпозиум «Вечные ценности: труд, красота, добро, справедливость – основа нравственного воспитания детей и молодежи». 14.10.2002. Япония (Перевод с японского Марико Кобаяси)

Стр. «244—245»

Косугэ Томодзо

Обучение на всю жизнь и деятельность обществ детей в Японии

(Перевод с японского Марико Кобаяси)

 

С начала 1970-х годов в Японии стали наблюдаться резкое изменение в социальной структуре, революция в области техники, значительный экономический рост, увеличение населения среднего и старшего возраста, пошел процесс концентрации населения в больших городах, увеличилось число нуклеарных семей, а также вырос уровень образования населения.

В условиях резких изменений каждый гражданин страны стал стремиться к учебе в соответствии с периодом своей жизни, постоянно заниматься саморазвитием. Человек стал вести богатую в духовном отношении жизнь.

В 1981 году Центральный совет по вопросам образования выдвинул предложение по развитию непрерывного обучения, направленного на создание системы обучения, позволяющей каждому гражданину учиться в любое время, свободно, удобным для него способом, по собственной инициативе.

По традиции в системе образования большое значение придается образованию в учебных заведениях. Теперь прекратили считать, что образование полностью завершилось, когда человек закончит образование в учебных заведениях: в начальной, младшей средней, старшей средней школе и вузе.

Важно, чтобы в учебных заведениях ученик окончательно усвоил базовые знания и повысил уровень знаний. А в обучении вне школы, в семье, обществе и регионе, важное значение имеет свободная игра с друзьями, живущими рядом. Через игры дети учатся самостоятельности, творчеству и желанию сотрудничества, а также осознают ценность соблюдения правил.

Поначалу дети просто играют с другими детьми в своем районе, затем круг игр расширяется. В результате были организованы детские «общества». Сейчас моя деятельность связана с общественными детскими организациями. Мы называем такие общества организациями подростков. Кроме того, существуют организации, имеющие разные цели: «Бойскауты», «Герлскауты», «Подростковое спортивное общество», «Пожарное общество», «Общество по транспорту». Подростки занимаются разнообразной деятельностью.

В этих обществах дети приобретают жизненные навыки, учатся ставить задачи, самостоятельно мыслить, соображать и принимать решении. Цель обучения в обществах – развитие физической силы, воспитание в детях личности с богатой душой, отличающейся самостоятельностью, умением сотрудничать в коллективе. Важно также чувство сострадания и восхищения.

В настоящее время в стране насчитывается около 140 тысяч общественных организаций с общей численностью членов – 5 миллионов 300 тысяч. Это составляет половину школьников Японии. Воспитанием детей занимаются один миллион 300 тысяч взрослых руководителей – инструкторов–добровольцев. В каждом районе ведется деятельность, имеющая свои особенности, но в основном, проводятся собрания, благотворительные акции, творческие мероприятия под открытом небом, спортивные мероприятия, деятельность, направленная на повышение общественного благосостояния, деятельность по защите окружающей среды. Осуществляются международные связи.

Общества детей – важные и необходимые организации для воспитания физически, нравственно и личностно здоровых детей. На деятельность обществ детей в Японии возлагают большие надежды.

 

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности