Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №3 / 2003 / Эстетическое развитие детей, полнота которого достигается благодаря обучению литературе и драматическому искусству

Российско-японский симпозиум «Вечные ценности: труд, красота, добро, справедливость – основа нравственного воспитания детей и молодежи». 14.10.2002. Япония (Перевод с японского Марико Кобаяси)

Стр. «245—247»

Нобору Ваки

Эстетическое развитие детей, полнота которого достигается благодаря обучению литературе и драматическому искусству

(Перевод с японского Марико Кобаяси)

Вот уже 42 года, с 1960 года, я работаю преподавателем: четыре года проработал в младшей средней школе, 24 года – в начальной школе, 12 лет – в детском саду, а сейчас преподаю в университете. Все эти 42 года я преподаю литературу и драматическое искусство. Наряду с преподавательским трудом я имел отношение и к обучению детей на общественных началах, вел с ними занятия по культуре, опираясь на литературу, и обучал их драматическому искусству. Заниматься обучением литературе и изобразительному искусству в широком и практическом смысле слова я планирую и дальше.

По какой же причине я соединяю литературу и драматическое искусство?

Считаю, что со времени появления человечества безусловен следующий факт: человек становится похожим на человека, только пройдя учебу. Древнегреческий философ Аристотель сказал: «То, какое образование получит человек в детстве, воистину важно. И не просто важно. Это – все». Мы, работники образования, должны проникнуться этими мыслями.

Чтобы сделать единственную и неповторимую жизнь ребенка счастливой и полной, необходимо обеспечивать всестороннее развитие его личности. Оно должно быть важнейшей целью образования.

Всестороннее развитие личности заключается в гармоничном сочетании физического, умственного и эстетического развития человека, который мог бы, будучи развитым умственно, эстетически и физически, стремиться к истине, творить добро, чувствовать прекрасное и быть восприимчивым к святому. Мы пропагандируем такое воспитание для всестороннего развития личности, при котором к таким общечеловеческим ценностям человечества, как истина, добро, прекрасное и священное, добавляются две ценности, представляющие собой средство воспитания: здоровье (физическое и духовное) и внутреннее богатство.

В основе такого воспитания для всестороннего развития личности лежит эстетическое воспитание, придающее значение красоте. Средством такого воспитания является художественное воспитание: обучение музыке, литературе, изобразительному искусству.

Художественное воспитание, в свою очередь, тесно связано с обучением самовыражению, т.е. умению выражать себя. На мой взгляд, углубление обучения самовыражению – это воспитание впечатлительности.

Впечатлительность человека характеризует возможность почувствовать и ощутить сердцем такие обыденные вещи, как голоса птиц и стрекот насекомых, зелень деревьев, шум ветра и плеск воды, человеческую беседу и душу.

Ребенку необходимо самому посмотреть, потрогать, послушать, понюхать, попробовать на вкус и испытать от этого волнение и радость, потому что дети – натуры впечатлительные и живые. Естественно, что ответственность за такое эстетическое воспитание, закладывающее основы личности, лежит на нас, взрослых.

Исходя из этих соображений, я веду драматические занятия в игровой форме. Я работал с детьми от трех лет в детских садах, с учениками начальной и средней школы, со студентами. Драматические занятия со школьниками в форме игр я проводил в детских клубах, объединяющих детей разных возрастов, выбирая для спектаклей лучшие в художественном отношении литературные произведения.

Содержание и темы лучших литературных произведений способствуют развитию впечатлительности у детей. Мы ставили кукольные и драматические спектакли, занимались хоровой декламацией по произведениям Эзопа, Х.К. Андерсена, братьев Гримм, Ш.Перро, Барнетта, Л.Н. Толстого, М. Метерлинка. Сами подбирали музыку, придумывали декорации. Участие в постановке и игра в спектаклях способствовали развитию у детей умения выражать себя. Это были не просто драматические занятия, они приносили радость родителям и всем местным жителям, становились для детей большой ценностью, их достоянием.

Обучение с помощью литературы и драматического искусства – это не просто изучение определенных дисциплин. Для него нужно многое: время, помещение, инвентарь. От преподавателя требуются большие разносторонние способности.

Драматические занятия способствуют развитию у каждого ребенка впечатлительности, коммуникабельности, активности, слаженности. Овладение театральным языком невозможно без партнера – подразумевает взаимодействие. Составляющей театрального языка являются жесты. Для того чтобы добиться от партнера понимания, прибегают к конкретному жесту, что способствует самовыражению. Распределение ролей требует понимания происходящего. Благодаря всему этому развивается чувство слаженности.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности