Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №3 / 2004 / Информация, язык и развитие личности: философский аспект

Личность в контексте культуры

Стр. «46—57»

Ирина Харитонова

Информация, язык и развитие личности: философский аспект

Один из основных факторов развития личности – познание человеком окружающего мира. Познание необходимо человеку для успешного осуществления преобразовательной деятельности, для оказания такого организационного воздействия на объекты внешней среды, которое позволяет чувствовать себя в ней комфортно. Для осуществления организационной деятельности как в духовной, так и в материальной сфере человек должен обладать необходимой информацией, которая интериоризируется в памяти индивида и экстериоризируется посредством языка.

Категория «информация» потеряла «человеческое лицо»

В современном русском языке исходным, первоначальным значением информации считаются «сведения, передаваемые устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов (выделено нами. – И.Х.), технических средств и т.д.)» [1]. С первой четверти XX века «информация» стала общенаучным понятием, включающим обмен сведениями между людьми, между человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире, передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму, стала одним из основных понятий кибернетики. Можно сказать, что «информация» потеряла свое «человеческое лицо», став объектом научно-технического прогресса. Однако попытки придать слову новое значение не могут повлиять на объективно существующие функции интересующей нас категории. С лингвистической точки зрения, наука использовала старую оболочку для нового содержания, и исконное гуманитарное значение «информации» было отодвинуто на второй план. Подобное положение вещей устраивает не всех исследователей. Так, один из авторов компьютерного еженедельника «Компьютерра» С. Пюкке в статье «Что такое информация и зачем это знать» отмечает, что бытующее определение информации не отражает ни сущности, ни функций, ни практической значимости, ни механизмов ее возникновения и распространения [2].

Сущность, функции, практическая значимость, механизмы возникновения и распространения информации могут быть философски осмыслены в рамках системного подхода и исходя из места и роли информации в действиях личности, обладающей сознанием, волей и определенной свободой поведения.

Обладая информацией, субъект может действовать произвольно

Субъект все время находится в развитии и объективный мир, с которым он постоянно взаимодействует, тоже находится в движении. Объективный мир выступает как совокупность материальных тел, полей и энергии. Их движение и взаимодействие порождают сигналы – изменение качественного и количественного состава элементов объективного мира. Субъект с помощью специальных «инструментов» познания фиксирует те из сигналов, которые необходимы ему для ориентации в окружающем мире и для наиболее рационального поведения. Субъект осознает эти сигналы, выбирает самые ценные из них и на основе некоторых признаков объединяет их в массив. Сгруппированные сигналы являются «данными». Чтобы использовать полученные данные, субъект должен их преобразовать в уже известные ему понятия. Для этого он сопоставляет данные и известные понятия с помощью специальных методов. При взаимодействии этих методов с данными и образуется определенная информация. Преобразование данных в информацию требует использования не одного метода, а целой последовательности методов. Сам процесс преобразования данных является бесконечным. По мнению С. Пюкке, «ни один зарегистрированный сигнал не может быть до конца преобразован в информацию, т.к. это бы означало познание всей полноты объективного мира» [3].

Информация устанавливает связь субъекта с объективным миром

Тот факт, что информация является связующим звеном между субъектом, обладающим сознанием, и объективным миром, определяет целесообразность информации. Она состоит:

  • в уменьшении неопределенности ощущения субъектом себя и своего места в объективном мире;
  • в увеличении количества и связанности познаваемых субъектом элементов мира.

Функция информации – расширение когнитивной области субъекта

Основополагающей функцией информации является расширение когнитивной области субъекта.

Исходя из ее целесообразности и функций, С. Пюкке предлагает собственное определение информации. Под информацией он понимает «формализованный продукт преобразования зарегистрированных сигналов в известные (субъекту) понятия» [4]. Если рассматривать понятие как мысль, отражающую в обобщенной форме предметы и явления действительности посредством фиксации их свойств и отношений [5], то в терминах системного подхода информацию можно трактовать как систему идеальных мыслительных образов предметов и явлений и соответствующих им материальных (формализованных) воплощений. Под образом при этом следует понимать видение объекта действительности, возникающее в результате переработки информации об объекте, полученной через органы чувств.

Язык – система методов, преобразующих информацию

Благодаря языку осуществляется интериоризация и экстериоризация мыслительных образов. Поэтому язык и является той бесконечной последовательностью (системой) методов преобразования данных в информацию.

Преобразование сигналов в понятия

Каким же образом происходит преобразование сигналов в понятия? Для описания этого механизма наука XX века термин «информация» не привлекала, а использовала концепцию процесса познания, как «пассивного восприятия нашими органами чувств и мозгом данных и знаний об окружающем мире» [6]. Наука XXI века, согласно прогнозу одного из видных теоретиков системного подхода В.Н. Садовского, откажется от «понимания процесса познания по схеме, выдвинутой еще в XVIII веке французскими материалистами… согласно которой процесс познания – это движение от чувственных данных к абстрактному мышлению и далее к практике» [7]. Перспективным является признание того, что познание есть активный поиск данных и активное построение теоретических конструкций, дающих описание окружающего мира [8]. Этот подход и позволяет связывать непрерывный поиск человеком информации об окружающем мире с его постоянным развитием как личности. Познавая, человек стремится изменить мир, но при этом изменяется и сам. Содержание информации, которой обмениваются мир и человек, определяет характер этих изменений: идет ли развитие личности по восходящей или по нисходящей линии, движется ли мир в сторону прогресса или в сторону регресса. Для того чтобы понять, как и на каких этапах на развитие личности можно влиять, необходимо построить некоторую модель обмена информацией между человеком и окружающей средой.

Познание объектов действительности состоит в активном воздействии на них

Мы не можем полностью отказаться от описания процедуры получения информации в процессе познания, как восхождения от чувственного к рациональному в освоении действительности. Однако извлечение информации об объектах действительности рассматривается как активное воздействие на них индивида, наделенного сознанием, с помощью механизмов соединения (конъюнкции) и разъединения (дизъюнкции).

Сущность ощущений

Поиск необходимой информации начинается с получения человеком сигналов в ответ на его воздействие при помощи органов зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса на объекты бытия. Поступающий ответный сигнал вызывает у человека определенные ощущения и эмоции (душевные переживания). Ощущения могут быть простыми: зрительными, слуховыми, вестибулярными, осязательными, обонятельными, вкусовыми, двигательными, висцеральными (относящимися к внутренним органам человеческого организма), – и комплексными, т.е. сочетанными. Под ощущением следует понимать отражение свойств предметов объективного мира при их непосредственном ответном воздействии на воздействие со стороны органов чувств. Ощущения позволяют человеку сказать об объекте действительности: «Знаю, каков он».

Получение информации через ощущения состоит в дизъюнкции: при помощи своих материальных органов чувств и материальной дизъюнкции человек активно отграничивает изучаемый объект (сущее) от других объектов реального мира (прикасается руками, разламывает, переливает, соединяет с другими объектами, пробует на вкус, нюхает, слушает и т.д.). Так он выделяет, т.е. делает отдельными материальные свойства (признаки) изучаемого объекта. Результатом процесса ощущения, по мысли Л.М. Веккера [9], выступает «парциальный образ мира», поскольку в ощущении отражаются отдельные свойства или признаки объектов действительности. Общим механизмом ощущений, согласно А.Н. Леонтьеву [10], является механизм уподобления процессов в органах чувств свойствам внешнего воздействия.

Итог восприятия – целостный образ объекта действительности

На следующем этапе извлечения информации действует механизм восприятия – конъюнкция отдельных свойств объекта действительности, в результате которой формируется его целостный образ. Итог восприятия – интегральный, целостный образ объекта действительности, возникающий при ответном воздействии (сопротивлении) объекта действительности на воздействие со стороны органов чувств человека.

Полученный целостный образ человек сохраняет в памяти, чтобы впоследствии воспроизвести в нужный момент в процессе деятельности. Представление – и есть процесс воспроизведения прошлых образов. Результаты формирования представлений – это вторичные образы, то есть образы, извлеченные из памяти. Представления воспроизводят прошлые первичные образы. Это образы объектов, которые в данное время не действуют на органы чувств. Представления воплощают в себе образную память. Представления есть необходимое связующее звено между чувственной и рациональной фазами получения информации. Представления накапливают в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится «портрет класса объектов», и тем самым обеспечивается возможность понятийного отображения структуры этого класса.

Образ – сенсорный компонент информации

Представления позволяют человеку видеть объект даже в его отсутствие. Они обеспечивают видение объектов, не только когда-то непосредственно воспринятых, но и относящихся к обобщенному классу объектов, синтезированных в представлении. Представления осуществляют сохранение образа объекта бытия в памяти как комплекса воспоминаний о его свойствах. Образ, о котором идет речь, назовем сенсорным образом (так как он возникает благодаря органам чувств) или сенсорным компонентом информации.

Однако в процессе активного освоения мира у человека формируется не только сенсорный образ предмета или явления. Человек в течение жизни вырабатывает и свое эмоциональное отношение к окружающему миру. Объекты и их свойства могут вызывать чувства комфорта или дискомфорта, положительные, отрицательные или нейтральные эмоции. Что-то человек считает полезным для себя, что-то вредным. Этот образ объекта действительности тоже закрепляется в памяти.

Эмоции – стимул преобразования окружающего мира

Любая человеческая деятельность возникает благодаря душевным переживаниям и сопровождается ими. Эмоции выступают в роли стимула преобразования окружающего и мира, и, как следствие, процесса познания. Эмоции помогают людям лучше понимать друг друга, и, не прибегая к помощи речи, люди лучше организуют совместную деятельность. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Эмоции имеют две стороны: идеальную, основанную на элементарных душевных переживаниях, возникающих у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения насущных потребностей, и материальную, основанную на мимике, жестах, пантомимике. Идеальная сущность эмоций помогает человеку устанавливать значимость того или иного объекта действительности для реализации тех или иных потребностей: «Знаю, какое отношение к нему у меня возникает».

Эмоции выполняют функцию общения

Благодаря наличию материальной стороны эмоции выполняют функцию общения: человек человеку передает информацию о своем состоянии, о своем отношении к внешней среде. В этом смысле эмоции, подобно языку, выступают как система сигналов. Но эти сигналы передают информацию не о самом объекте действительности, а о его значимости для конкретного человека.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Любой объект действительности фиксируется у человека в виде не только сенсорного образа, но и в виде образа эмоционального, лежащего в основе эмоционального компонента информации. Становление эмоционального образа осуществляется за счет конъюнкции и ингрессии (соединения на основе общности свойств): объект воспринимается не в расчлененном виде, а как нечто целое во всей совокупности тех свойств, которые имеют определенную значимость для наблюдателя.

Сенсорный и эмоциональный образы

Таким образом, материальное воздействие человека на объекты действительности с помощью своих органов чувств ведет к формированию двух типов образов: сенсорных и эмоциональных, – и извлечению двух компонентов информации: сенсорного и эмоционального.

Рациональный компонент информации: «Знаю, что он такое»

Рациональный компонент информации позволяет человеку утверждать об объекте: «Знаю, что он такое». Если сенсорный компонент информации содержит знание о внешних свойствах объектов действительности, то рациональный компонент позволяет постичь их внутреннюю сущность, их структуру.

Извлечение рационального компонента информации протекает в два этапа и благодаря мыслительным операциям. На первом этапе в основе мыслительных операций лежат дизъюнкция и дезингрессия (установление условной границы между связанными элементами). Объект мысленно расчленяется на составляющие его элементы (дизъюнкция). Между элементами устанавливаются связи, которые, в свою очередь, отвлекаются от связываемых элементов (дезингрессия). На втором этапе мыслительные операции основываются на конъюнкции и ингрессии. Мыслительный процесс протекает в двух формах: первая – формирование понятий, вторая – их усвоение. Формирование понятий – это просто различение «того, что похоже», и «того, что непохоже». Усвоение понятий – это процесс, в результате которого человек учится узнавать признаки, присущие каждому из понятий. Представления об объектах действительности (раздельных комплексах) соединяются (конъюгируются) в общем поле сознания на основе некоторых общих элементов, потому что в мышлении никакое разграничение, противопоставление и различение невозможно без предварительного сопоставления. Затем происходит вторичная дезингрессия: общие свойства отвлекаются от соединенных объектов. Однако на этом этапе помимо формирующих механизмов (конъюнкции и дизъюнкции) в действие вступает регулирующий механизм – отбор. Путем сопоставлений отбираются общие свойства объектов. Так образуется понятие – отражение общих свойств объектов. Поэтому одним из итогов рационального воздействия на объекты действительности можно считать формирование рационального образа объекта, т.е. комплекса представлений о нем и его возможных взаимодействиях с другими объектами. На этом процесс извлечения рационального компонента информации не заканчивается. Понятия, как и представления, могут конъюгироваться в поле сознания для выражения зависимости между объектами действительности. Отобранные понятия, будучи соединенными, образуют особого рода цепную связь – суждение. Отбор и конъюнкция суждений приводят к формированию умозаключений.

Целенаправленный образ: «Знаю, как его использовать»

Извлечение информации происходит в процессе организационной деятельности (даже если это общение или чтение книги) и всегда начинается с постановки некоторой цели. В обобщенном виде эта цель заключается в жизненной необходимости создания человеком некоторого объекта с заранее определенными свойствами. Поэтому можно предположить, что в памяти человека фиксируется и целенаправленный образ предмета или явления: «Знаю, как его использовать», – а информация включает и еще один компонент – целенаправленность.

Целенаправленный образ объекта – это мысленное видение комплекса его возможных предназначений и тех связей с другими объектами, которые необходимо установить для реализации этих предназначений.

Построение информационной модели бытия

Приобретение человеком информации об окружающем мире можно рассматривать как построение информационной модели бытия, которое заключается в формировании четырех видов образов объектов действительности: сенсорных, эмоциональных, рациональных, целенаправленных. Образ объекта – это его мысленное видение во всем многообразии свойств и отношений с другими объектами окружающего мира и с самим человеком. Образ объекта есть не что иное, как модель данного объекта. Соответственно, информацию можно рассматривать как систему, состоящую из четырех подсистем: сенсорной, эмоциональной, рациональной и целенаправленной.

Сенсорный образ, возникающий на основе познания с помощью органов чувств, может быть определен как сенсорная модель бытия, если критерием считать отношение человека к познаваемому объекту действительности. Система сенсорных образов составляет сенсорную макромодель бытия.

Эмоциональный образ, являющийся продуктом эмоционального освоения действительности, с точки зрения отношения человека к познаваемому объекту есть не что иное, как эмоциональная микромодель бытия. Совокупность образов этого типа составляет эмоциональную макромодель бытия.

Рациональный образ, создаваемый рациональным познанием, следует определить как рациональную микромодель бытия, исходя из критерия отношения человека к объекту познания. Система рациональных образов выступает как рациональная макромодель бытия.

Целенаправленный образ, возникающий в процессе рационального деятельностного, или организационного, познания действительности, является целенаправленной микромоделью бытия в терминах отношения человека к объекту познания. Система целенаправленных образов лежит в основе целенаправленной макромодели бытия.

Целесообразность познания – в построении рациональной модели бытия

Извлечение информации предполагает движение от сенсорной фазы к рациональной. Последняя – его цель.

Если учитывать то, что образы создаются на основе дизъюнкции, или членения, действительности, т.е. придания некоторой законченности объектам и их свойствам, то следует говорить о наличии предпосылок для возникновения у этих идеальных образов материального воплощения: некоторой протяженности в пространстве и во времени, некоторой оболочки, некоторого замкнутого материального контура.

Целесообразность языка – в построении знаковой модели бытия

В системе идеальных образов-моделей целостным простейшим (элементарным) носителем идеального мысленного образа является слово, или лексическая единица языка, имеющая цельнооформленную материальную оболочку в речи.

Язык сопровождает процесс получения информации. Как параллельны информация и язык, так параллельны и модели бытия, которые ими строятся. За счет языка происходит своего рода «удвоение» окружающего мира, которое позволяет познавать и организовывать объекты окружающего мира даже в их отсутствие. Именно язык делает возможным переход процесса извлечения информации из сенсорной в рациональную фазу. Все эти положения позволяют считать язык особой формой отражения действительности и организации ее. Язык моделирует бытие, используя символы, знаки, или, как сейчас принято говорить, коды. Но какой термин мы бы ни выбрали, целесообразность языка состоит в построении знаковой (символической) модели бытия. Специфика языковой знаковой модели бытия заключается в том, что соотношения между ее элементами (аналогичными реальным) описываются посредством символов, которые группируются благодаря связкам, аналогичным реально существующим. Таким образом, будучи параллельными, язык и информация стремятся к разным промежуточным целям: построению, соответственно, знаковой и портретной моделей бытия. Однако язык и информация не могли бы существовать параллельно, если бы их не объединяла единая сверхцель, которую преследует человек, – организация бытия.

Общая сверхцель языка и информации – в организации бытия

В приобретении информации человек идет от материального к идеальному. Используя язык, человек движется от идеального к материальному. Окружающий мир материален, и воздействовать на него, организовать его можно только материальным способом. Параллельное совместное движение информации и языка осуществляется от материального к материальному через идеальное. Как в информацию входят сенсорный (материальный) и рациональный (идеальный) компоненты, так и у языка имеются две фазы: идеальная (собственно язык) и материальная (речь). Вступление в каждую из фаз происходит благодаря действию определенных операторов. Операторы идеальной стороны языка являются аналогами понятия, суждения, умозаключения. Операторами речи (материальной стороны языка) – лексические, грамматические и фонетические или графические знаки. Информация и язык дополняют друг друга там, где им не хватает собственных операторов. Только с помощью такого сложного комплекса, как информация – язык возможно построение адекватной модели бытия и управление им. Взаимодействие двух систем (информации и языка) осуществляется за счет общности идеальных операторов, лежащей в основе общности моделей бытия, которые этими операторами строятся. Так, аналогом понятия является слово – лексическая единица языка. Аналог суждения – трехчленное предложение, состоящее из подлежащего, сказуемого и связки между ними, т.е. синтаксическая, фразовая единица языка. Аналог умозаключения – либо сложное предложение, либо текст – сверхфразовая единица языка.

Таким образом, в системе «информация–язык» собственно язык (идеальный комплекс) выступает как совокупность вторичных – портретной, структурной моделей бытия, а материальный комплекс (речь) – как знаковая модель бытия.

Слово – сигнал, побуждающий человека к действию

Слово, будучи основным элементом языка, представляет собой сигнал, вызывающий появление у человека образов, возникших в процессе познания им окружающего мира. Тем самым слово является материальным средством передачи идеальной информации. Однако целесообразность слова состоит не только в этом. Слово служит также сигналом, побуждающим человека к действию, которое, в свою очередь, может быть как материальным, так и идеальным. Материальное действие состоит в конечной в пространстве и во времени манипуляции с реальными объектами действительности. Это есть физическая деятельность человека. Идеальное действие состоит в оперировании во времени воображаемыми объектами действительности с помощью понятий, суждений и умозаключений, которые не имеют пространственной протяженности. Это – мыслительная деятельность человека.

Слово имеет аффективные корни, оно родилось как сигнал, вызванный эмоциональным освоением действительности. Слово возникло в качестве эмоциональной модели бытия и было таким же знаком, как мимика, жесты, пантомимика. Лишь в процессе эволюции оно стало тем, что есть сейчас. На первых этапах истории слово было вплетено в практику и получало свое значение только из ситуации конкретной практической деятельности. Как утверждает А.Р. Лурия, «дальнейшая история языка является историей эмансипации слова от практики, выделения речи как самостоятельной системы кодов, иначе говоря, – историей формирования языка в таком виде, когда он стал заключать в себе все необходимые средства для обозначения предмета и выражения мысли» [11].

Цель коммуникации – прием и передача информации

Итак, обмен информацией между людьми возможен только с помощью материального носителя, который воздействует на наши органы чувств. Иными словами, идеальный образ объекта действительности должен материализоваться. Каждый такой образ представлен комплексом элементов языка, которые, в свою очередь, имеют собственную речевую материальную оболочку. Конкретная цель, преследуемая при передаче информации, определяет отбор соответствующих элементов языка. Эти элементы соединяются между собой так, чтобы мысль приобрела законченный вид и могла быть представлена сначала во внутренней, а затем во внешней речи в форме высказывания, имеющего материальную оболочку. Материальная оболочка высказывания – речь является сигналом, который, воздействуя на органы чувств человека, принимающего информацию, формирует в его сознании образы, адекватные тем, которые существовали у человека, передающего информацию. В этом состоит цель коммуникации, т.е. приема – передачи информации.

Материальное оформление мысленного видения мира посредством речи

Таким образом, материальное оформление мысленного видения предметов и явлений достигается посредством языка и завершается конкретным говорением, протекающим во времени и облеченным в звуковую, письменную, жестовую форму, т.е. речью.

Роль речевой деятельности в жизни человека огромна, поскольку она способна заменить многие другие виды деятельности, к которым прибегает человек, познавая и преображая окружающий мир, самого себя и других людей.

В системе информация – язык материальные средства языка (знаки речи) позволяют воссоздавать сенсорные, эмоциональные, рациональные и целенаправленные образы. Поэтому можно считать, что язык – это не только комплекс вторичных портретной и структурной моделей бытия, но и комплекс вторичных сенсорной, эмоциональной, рациональной и целенаправленной моделей реального мира.

Речь выступает как совокупность сигналов в сложном комплексе, которым является информация. Язык занимает место того вводного комплекса, который соединяет сигналы и понятия, т.е. преобразовывает одни в другие с помощью свойственных ему методов.

Организуя окружающий мир с помощью информации и языка, человек организует и свою личность

Организуя окружающий мир с помощью информации и языка, человек организует и свою личность и может влиять на организацию личности других людей.

Управление развитием личности означает понимание того, что личность – это, с одной стороны, система, потребляющая информацию, а с другой стороны, система, содержащая информацию (информационная система). Это означает, что человек постоянно находится в информационно-языковой среде и сам действует одновременно и как потребитель, и как источник информации. Такие компоненты информации, как эмоциональный, рациональный и целенаправленный, являются и компонентами личности. Значит влияние на формирование личности возможно через эти составляющие. Для того чтобы вызвать ответную реакцию со стороны личности, т.е. оказать такое воздействие на нее, которое приведет к формированию определенной модели мира в сознании индивида, необходимо изменение внешней среды, а именно трансформация компонентов информации, содержащихся в этой среде, в следующей последовательности: целенаправленного, рационального, эмоционального.


  1. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / Ред. кол.: В.И. Бородулин, А.П. Горин, А.А. Гусев, Н.М. Ланда и др. М., 1999. С. 286.
  2. Пюкке С. Что такое информация и зачем это знать // Компьютерра. 2001. № 28. С. 50.
  3. Там же.
  4. Там же. С. 51.
  5. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1990. С. 383.
  6. Садовский В.Н. Философия науки XXI века: что целесообразно заимствовать из философии наук XX века и от чего следует отказаться. Статья I: Эволюционные концепции эпистемологии и философии науки / Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 2001 / Под ред. Д.М. Гвишиани, В.Н. Садовского и др. М., 2003. С. 8.
  7. Там же.
  8. Там же. С. 9.
  9. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. Л., 1974. Т.1. С. 278–295.
  10. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник МГУ. Сер. 14. 1979. № 2. С. 3–14.
  11. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1978. С.33.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности