Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №3 / 2004 / Рукотворное чудо Байкала

Личность и мир: люди, события, книги

Стр. «148—149»

Кирилл Хвостов

Рукотворное чудо Байкала

Одним из чудес на нашей удивительной планете безусловно является Кругобайкальская железная дорога. Нынче этой железной дороге 100 лет.

Еще при императоре Александре III с 1893 года началось строительство транссибирской железной дороги. В период с 1902 по 1904 годы были возведены 39 двухпутных тоннелей. Работа велась безостановочно днем и ночью с двух концов пути от Порт-Байкала до Култука. Эти 84 километра стали именоваться Золотой пряжкой стального пояса России. Здесь в горной породе прибрежных утесов, отвесно уходящих в глубь Байкала, были пробиты тоннели общей протяженностью в 3751,5 сажени (8000 м), возведены виадуки, мосты над впадающими в Байкал речками, воздвигнуты каменные галереи.

У каждого тоннеля свое название: Каторжанский, Толстый, Двойная губа, Бакланий, Половинный. Укладку замковых камней, венчавших арки тоннелей, доверяли только лучшим подрядчикам: русским, итальянцам, грекам, албанцам и др. Поражает фундаментальная прочность и изящество тоннелей, галерей, подпорных стенок, виадуков, бетонных сливов, желобов, сухих кладок. Строителями принимался во внимание весь комплекс природных условий: отвесность утесов, уходящих в глубь Байкала, сейсмическая неустойчивость, продолжающееся формирование подводного рельефа и сложнейший рельеф берега, состояние горных пород и речек.

Золотая пряжка Транссиба – воистину удивительное рукотворное чудо. На КБЖД была создана вся необходимая железнодорожная инфраструктура: станции и остановочные пункты, разъезды, водоподъемные здания и путевые гидравлические краны, сторожевые полуказармы и будки, жилые дома, хозяйственные павильоны. Отдельные элементы этой инфраструктуры сохранились до сих пор и сегодня восстанавливаются. Они используются по прямому назначению и в целях туризма.

По своей сути Золотая пряжка Транссиба является архитектурно-ландшафтным заповедником, где на относительно небольшом участке побережья Байкала сконцентрировано огромное количество уникальных инженерных сооружений, которые искусно вписаны в природный ландшафт.

Там, где горы расступаются, в падях и распадках межгорья, сегодня рядом с домиками малочисленных служителей у дороги строятся отельчики для возможных туристов – российских, азиатских, европейских.

Здесь величественно дико и опасно.

Здесь медведи выходят на полотно и неожиданно нагоняемые поездом вприпрыжку бегут от него по шпалам, пока не обнаружат более-менее отлогое место в неприступных хребтах, чтобы убраться восвояси. Здесь внизу, слева по борту идущего медленно-медленно поезда, издали услышав предупреждающее постукивание колес по рельсам: тук-тук... тук-тук, уплывают прочь от берега утята со своими мамашами, быстро-быстро работая своим крохотными лапками.

Здесь постоянно трясет землю.

21.07.2004 г. у одного тоннеля поезд встречал завал: два куска горной породы весом более четырех тонн каждый. В тот день в составе оказались люди с инженерной смекалкой: они переместили эти громадины с железнодорожного полотна. Через четыре часа поезд повел вагоны с пассажирами дальше...

22.07.2004 г. у другого тоннеля поезд встречал весьма обильный завал. Здесь были большие обломки горной породы (до двух-трех тонн) и много-много обломков поменьше. Хорошо, что в одном из вагонов путешествовали молодые сильные мужчины – милиционеры из Иркутска. За час путь был расчищен. Мужчины получили возможность утвердиться в физической состоятельности... Все пассажиры были довольны благополучно завершившимся приключением.

Может быть, завалы желательны для экстремальных ощущений и их следует включать в программу путешествия?

Это, конечно, шутка. Шутка, навеянная экстремальной ситуацией происходящего.

Здесь по маршруту ирреальная красота дикого места.

Здесь мало людей.

Поэтому-то сюда людей тянет.

Человек – существо удивительное. Он до сих пор хочет побывать там, где мало ступала нога ему подобных. Ступив в такое место во время запланированных стоянок и восхитившись, человек тут же готов сорвать яркий цветок, сбросить с плато, где стоит его стопа, камешек вниз – к подножью горы или в Байкал.

Ты не можешь просто смотреть и видеть, о человек?

Ты не можешь просто восхищаться дарованным тебе чудом – чудом оказаться в этом заповедном месте?

Стань наконец Человеком, человече.

Кругобайкальская железная дорога 12 сентября 2004 года начинает новое столетие. Дадим ей возможность жить долгие лета.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности