|
|||
Авторизация
|
Личность и мир: люди, события, книгиСтр. «148—149» Рукотворное чудо БайкалаОдним из чудес на нашей удивительной планете безусловно является Кругобайкальская железная дорога. Нынче этой железной дороге 100 лет. Еще при императоре Александре III с 1893 года началось строительство транссибирской железной дороги. В период с 1902 по 1904 годы были возведены 39 двухпутных тоннелей. Работа велась безостановочно днем и ночью с двух концов пути от Порт-Байкала до Култука. Эти 84 километра стали именоваться Золотой пряжкой стального пояса России. Здесь в горной породе прибрежных утесов, отвесно уходящих в глубь Байкала, были пробиты тоннели общей протяженностью в 3751,5 сажени (8000 м), возведены виадуки, мосты над впадающими в Байкал речками, воздвигнуты каменные галереи. У каждого тоннеля свое название: Каторжанский, Толстый, Двойная губа, Бакланий, Половинный. Укладку замковых камней, венчавших арки тоннелей, доверяли только лучшим подрядчикам: русским, итальянцам, грекам, албанцам и др. Поражает фундаментальная прочность и изящество тоннелей, галерей, подпорных стенок, виадуков, бетонных сливов, желобов, сухих кладок. Строителями принимался во внимание весь комплекс природных условий: отвесность утесов, уходящих в глубь Байкала, сейсмическая неустойчивость, продолжающееся формирование подводного рельефа и сложнейший рельеф берега, состояние горных пород и речек. Золотая пряжка Транссиба – воистину удивительное рукотворное чудо. На КБЖД была создана вся необходимая железнодорожная инфраструктура: станции и остановочные пункты, разъезды, водоподъемные здания и путевые гидравлические краны, сторожевые полуказармы и будки, жилые дома, хозяйственные павильоны. Отдельные элементы этой инфраструктуры сохранились до сих пор и сегодня восстанавливаются. Они используются по прямому назначению и в целях туризма. По своей сути Золотая пряжка Транссиба является архитектурно-ландшафтным заповедником, где на относительно небольшом участке побережья Байкала сконцентрировано огромное количество уникальных инженерных сооружений, которые искусно вписаны в природный ландшафт. Там, где горы расступаются, в падях и распадках межгорья, сегодня рядом с домиками малочисленных служителей у дороги строятся отельчики для возможных туристов – российских, азиатских, европейских. Здесь величественно дико и опасно. Здесь медведи выходят на полотно и неожиданно нагоняемые поездом вприпрыжку бегут от него по шпалам, пока не обнаружат более-менее отлогое место в неприступных хребтах, чтобы убраться восвояси. Здесь внизу, слева по борту идущего медленно-медленно поезда, издали услышав предупреждающее постукивание колес по рельсам: тук-тук... тук-тук, уплывают прочь от берега утята со своими мамашами, быстро-быстро работая своим крохотными лапками. Здесь постоянно трясет землю. 21.07.2004 г. у одного тоннеля поезд встречал завал: два куска горной породы весом более четырех тонн каждый. В тот день в составе оказались люди с инженерной смекалкой: они переместили эти громадины с железнодорожного полотна. Через четыре часа поезд повел вагоны с пассажирами дальше... 22.07.2004 г. у другого тоннеля поезд встречал весьма обильный завал. Здесь были большие обломки горной породы (до двух-трех тонн) и много-много обломков поменьше. Хорошо, что в одном из вагонов путешествовали молодые сильные мужчины – милиционеры из Иркутска. За час путь был расчищен. Мужчины получили возможность утвердиться в физической состоятельности... Все пассажиры были довольны благополучно завершившимся приключением. Может быть, завалы желательны для экстремальных ощущений и их следует включать в программу путешествия? Это, конечно, шутка. Шутка, навеянная экстремальной ситуацией происходящего. Здесь по маршруту ирреальная красота дикого места. Здесь мало людей. Поэтому-то сюда людей тянет. Человек – существо удивительное. Он до сих пор хочет побывать там, где мало ступала нога ему подобных. Ступив в такое место во время запланированных стоянок и восхитившись, человек тут же готов сорвать яркий цветок, сбросить с плато, где стоит его стопа, камешек вниз – к подножью горы или в Байкал. Ты не можешь просто смотреть и видеть, о человек? Ты не можешь просто восхищаться дарованным тебе чудом – чудом оказаться в этом заповедном месте? Стань наконец Человеком, человече. Кругобайкальская железная дорога 12 сентября 2004 года начинает новое столетие. Дадим ей возможность жить долгие лета.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |