|
|||
Авторизация
|
Наши юбилярыСтр. «234—239» Виталию Александровичу Сластенину — 70 лет5 сентября 2000 года исполнилось 70 лет Виталию Александровичу Сластенину — действительному члену Российской академии образования, доктору педагогических наук, профессору, заведующему кафедрой педагогики высшей школы, декану факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. В.А. Сластенин является лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области образования, заслуженным деятелем науки Российской Федерации, председателем Научно-методического совета по общей и социальной педагогике и психологии Учебно-методического объединения по педагогическому образованию при Минобразовании России, членом Союза журналистов Российской Федерации; председателем диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук, заместителем председателя экспертного совета по психолого-педагогическим наукам Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации, председателем Головного совета «Проблемы педагогики» при Минобразовании России. Виталий Александрович Сластенин родился и вырос в г. Горно-Алтайске Алтайского края в семье колхозников. Он рано приобщился к крестьянскому труду, и в 15 лет был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Жизненный путь В.А. Сластенина во многом определила встреча с замечательным педагогом-новатором, организатором Шкида Виктором Николаевичем Сорокой-Росинским, которая произошла во время его обучения в Горно-Алтайском педагогическом училище в 1945—1948 годах. В 1948 году В.А. Сластенин поступил в Московский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина, где после успешного окончания курса обучения был принят в аспирантуру. В то время на педагогическом факультете работали блестящие педагоги и известнейшие ученые: возрастную психологию читал профессор М. М. Рубинштейн, педагогическую психологию — проф. Н.Д. Левитов, теорию обучения — профессор Н.М. Шуман, теорию воспитания — профессор С.М. Ривес. Свою первую научно-исследовательскую работу по этнопсихологии В. Сластенин подготовил под руководством выдающегося отечественного психолога, вице-президента Академии педагогических наук РСФСР Константина Николаевича Корнилова. Главным же своим учителем В.А.Сластенин называет доктора педагогических наук, профессора, зав.кафедрой педагогики начального обучения Ивана Фомича Свадковского, который увлек его проблемами педагогики. Научная работа «Педагогические основы краеведения», выполненная В.А. Сластениным на третьем курсе, была удостоена золотой медали Министерства высшего и среднего специального образования СССР. Одновременно с учебой Виталий Александрович являлся одним из создателей многотиражной газеты МГПИ им В.И. Ленина «Ленининец». Занятие журналистикой и литературным творчеством остались важной частью в дальнейшей деятельности В.А. Сластенина. В 1956 году Виталий Александрович успешно защитил кандидатскую диссертацию и в том же году приступил к работе в Тюменском государственном педагогическом институте, которому отдал 13 лет своей жизни: ассистент, старший преподаватель, а с 1957 г. в возрасте 27 лет он стал проректором по учебной и научной работе. Именно в этот период во всей полноте раскрылся его талант организатора. Институт становится вузом 1-й категории. В 1969 г. В.А. Сластенин был назначен начальником Учебно-методического отдела, заместителем начальника Главного управления высших и средних педагогических учебных заведений Министерства просвещения РСФСР. Почти восемь лет В.А. Сластенин проработал в центральном аппарате Министерства. Все эти годы он осуществлял широчайший социально-педагогический эксперимент по проблеме формирования личности учителя. Именно в этот период работы В.А. Сластенин организует уникальное во многих отношениях профессиографическое исследование по всем учительским специальностям, которое охватило практически все педагогические учебные заведения, эксперимент и обработка данных проводились на невиданных ранее для педагогических исследований 20-тысячных массивах. Логическим завершением теоретических и экспериментальных изысканий В.А. Сластенина стала монография «Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки» (1976), благодаря которой он выдвинулся как ведущий ученый в области теории и практики педагогического образования. В 1977 г. В.А. Сластенин защитил докторскую диссертацию. В 1977 г. В.А.Сластенин возвращается в МГПИ им. В. И. Ленина, а в 1978 г. он избирается заведующим кафедрой педагогики начального обучения. В 1979 г. ему было присвоено ученое звание профессора. В 1982 г. В.А.Сластенин был избран деканом педагогического факультета. В 1980 г. Виталий Александрович реализовал свой давний замысел, создал и возглавил кафедру педагогики и психологии высшей школы. В этот год пришло и официальное признание его заслуг в области педагогической науки. Он был удостоен одной из самых почетных для педагога наград — медали К.Д.Ушинского. В 1981 г. он создает и возглавляет лабораторию высшего педагогического образования в структуре НИИ при МГПИ им. В. И. Ленина. Эта лаборатория становится головной организацией целевой исследовательской программы «Учитель», научным руководителем которой В.А. Сластенин стал с 1981 года. К разработке программы привлекаются исследователи из педагогических институтов различных регионов страны. В.А. Сластенин выступает как автор и методолог концепции целевой исследовательской программы «Формирование социально-активной личности учителя». К настоящему времени число трудов В.А. Сластенина достигло более трехсот. Он автор около двух десятков учебников и учебных пособий по педагогике, большая часть из которых переведена на другие языки и издана в ближнем и дальнем зарубежье. В.А. Сластенин принимает деятельное участие в международных семинарах и конференциях, читает лекции в зарубежных университетах. В 1989 г. В.А. Сластенин избран членом-корреспондентом АПН СССР, а в 1992 г. действительным членом Российской академии образования. В 1997 году В.А. Сластенин избирается членом бюро Отделения высшего образования РАО, а в 1998 г. назначается главным редактором «Известий Российской академии образования». В 1996 г. В.А. Сластенину присваивается почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», в 1999 г. становится лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области образования. В 1999 г. В.А. Сластенин избирается президентом Международной академии наук педагогического образования. Влияние научной школы В.А. Сластенина на систему педагогического образования стало определяющим. Координация усилий почти 50 вузов страны в рамках целевой исследовательской программы «Учитель», в 1981—1989 гг. выполняемой по плану-заказу Государственного комитета СССР по народному образованию и решению президиума АПН СССР, позволила возглавляемому им коллективу разработать концепцию педагогического образования, которая получила одобрение на Всесоюзном съезде работников народного образования (1989г.). После съезда работа над ней продолжалась, были проведены дополнительные экспертизы, а затем концепция была направлена во все педагогические учебные заведения СССР. В 1999 г. Виталий Александрович принял участие в разработке концепции содержания и структуры общего среднего образования в 12-летней школе. Идеи концепции были конкретизированы В.А. Сластениным при разработке содержания и организации образовательного процесса в педагогических учебных заведениях в последующем. Им проведена большая работа по созданию государственных образовательных стандартов по педагогическим специальностям, подготовке нового поколения учебно-методической документации для учебных заведений, готовящих учителей. Разработана и активно внедряется принципиально новая модель учебного плана, обеспечивающего динамическое равновесие базового (федерального) и национально-регионального (вузовского) компонентов содержания образования. Вариативный характер учебных планов и программ сочетается с разработкой гибких технологий профессиональной подготовки будущих учителей. Сегодня можно говорить о перспективности предложенного В.А. Сластениным индивидуально-творческого подхода к формированию личности учителя. Это нашло отражение в таких его работах, как «Учитель и время» (1990), «Методологическая культура учителя» (1990), «Антропологический подход в педагогическом образовании» (1994), «Педагогика творчества» (1991), «Доминанта деятельности» (1997), «Высшее педагогическое образование России: традиции, проблемы, перспективы» (1998), «Педагогика: инновационная деятельность» (1997), «Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии в педагогическом образовании» (1999), «Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя» (1998) и др. Разнообразен и широк перечень направлений руководимых им исследований: единство воспроизводства и функционирования педагогических кадров; преемственность и взаимосвязь допрофессиональной подготовки, базового профессионального образования и профессионального совершенствования учителя; прогностическое моделирование профессиональной деятельности и личности учителя; диагностика профессиональной пригодности к педагогической деятельности; долговременные формы профессиональной ориентации; фундаментализация и прикладная направленность содержания педагогического образования; интегративные тенденции в содержании педагогического образования; функциональная полнота педагогического образования; единство социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития личности учителя в условиях широкой гуманитаризации педагогического образования; учет тенденций перестройки современной общеобразовательной школы и опережающий характер развития педагогического образования; открытость, вариативность, динамичность изменений в содержании, формах и методах подготовки учителя в соответствии с требованиями настоящего и прогноза на будущее; реализация задачного подхода; построение единой (сквозной) программы психолого-педагогической подготовки студентов педвузов и университетов; закономерности формирования у будущих учителей научного мировоззрения, духовных потребностей, творческого потенциала, инновационного мышления, политической, правовой, профессионально-этической культуры, культуры межнационального общения; готовность к самосовершенствованию, общему и профессиональному самообразованию; ускорение профессиональной адаптации молодого учителя; преемственность базового и дополнительного образования учителя, взаимосвязь организационных форм образования и самообразования учителя. Виталий Александрович принял участие в разработке стандартов нового поколения по специальностям «Педагогика», «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», и их научно-методического обеспечения. Предмет законной гордости ученого составляют его ученики. Под руководством В.А. Сластенина подготовлено и защищено 125 кандидатских диссертаций, 38 его учеников стали докторами наук. Сегодня практически нет ни одного педагогического вуза России, в котором бы ни трудились ученики и последователи Виталия Александровича. В числе его учеников ректоры и проректоры вузов, директора научно-исследовательских институтов и центров, деканы факультетов и заведующие кафедрами. Многие из них имеют свои научные школы, разрабатывают перспективные исследовательские проекты. Любимое и терпеливо выпестованное детище юбиляра — факультет педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. Авторитет В.А. Сластенина на факультете очень высок. Его оригинальные идеи, организаторские способности, неравнодушное отношение к людям снискали ему широкую популярность среди студентов. Для него характерно поощрение самостоятельности учеников и независимости их суждений. Отличительной особенностью являются здравый смысл и достоинство жизни, умение не только учить, но и дружить, величие и скромность, сочетающиеся с большой требовательностью, надежность, принципиальность, постоянная готовность помочь и поддержать человека. Атмосфера каждой встречи с ним обогащает и способствует интеллектуальному и личностному росту. Сердечно и горячо поздравляем Вас, дорогой Виталий Александрович, с днем рождения! Редакция журнала «Развитие личности»,
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |