Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №3-4 / 2001 / Анатолию Викторовичу Мудрику — 60 лет

Наши юбиляры

Стр. «201—203»

Анатолию Викторовичу Мудрику — 60 лет

 

4 сентября 2001 года исполнилось 60 лет Анатолию Викторовичу Мудрику – члену-корреспонденту РАО, доктору педагогических наук, профессору кафедры педагогики высшей школы факультета педагогики и психологии МПГУ. Редакция журнала «Развитие личности» от всей души поздравляет Анатолия Викторовича с юбилеем.

Родился А.В. Мудрик осенью 1941 года. В то тревожное, голодное, опасное время семья находилась в эвакуации, поэтому раннее детство Анатолия Викторовича не было безоблачным, комфортным и счастливым. Более радостная жизнь началась по возвращении семьи в Москву, где ребенок стал настоящим московским мальчишкой, приобрел типичный для детей тех лет опыт жизни во дворе, пионерском лагере, московских улицах и – друзей на всю жизнь. В это же время он много читал, так как в родительском доме была богатая библиотека, и часто присутствовал при встречах с интереснейшими людьми – гостями родителей: писателями, историками, общественными деятелями.

Все это, вместе взятое, предопределило поступление А.В. Мудрика по окончании школы на историко-филологический факультет педагогического института. С самого начала обучения в вузе Анатолия Викторовича интересовали не только способы эффективной передачи знаний, не только история, но и проблемы воспитания детей. Вот почему, узнав, что в одном из подмосковных детских домов работают воспитанники А.С. Макаренко – Калабалины, первокурсник МГПИ им. Ленина отправился на целое лето туда. С тех пор жизнь А.В. Мудрика оказалась на долгие годы тесно связанной с Клеменовским детским домом, с судьбами его воспитанников. Бесценный опыт общения с замечательными педагогами, удивительными людьми Галиной Константиновной и Семеном Афанасьевичем Калабалиными, реальное погружение в макаренковскую педагогическую систему легли в фундамент профессионального становления А.В. Мудрика.

Позже была работа во Всероссийском лагере «Орленок» (вожатым, заведующим методическим кабинетом), в экспериментальной школе продленного дня в микрорайоне в Москве (учитель истории и организатор внеклассной работы), служба в рядах советской армии, где А.В. Мудрик оказался организатором интереснейшей воспитательной работы с офицерскими детьми. Всякий раз Анатолий Викторович не только творчески общался с детьми, но и анализировал свою деятельность, процессы развития детей, читал научную литературу. Вот почему его поступление в аспирантуру было закономерным и естественным шагом. Весь разнообразный педагогический опыт А.В. Мудрика стал базой его научно-исследовательской деятельности.

Дальнейшие научные исследования А.В. Мудрика всегда осуществлял, опираясь на хорошее знание массовой практики и тесное сотрудничество с передовой педагогической практикой. Он вел работу в творческих коллективах различных школ: №73 и 825 г. Москвы, №708 г. Ленинграда, Костромского лагеря старшеклассников, преподавал в педагогических классах московских школ, регулярно читал лекции учителям, родителям, старшеклассникам.

На основе многолетних теоретических, эмпирических и опытно-экспериментальных исследований А.В. Мудриком созданы оригинальные и чрезвычайно продуктивные педагогические концепции личности и общения, социализации и социального воспитания. Он дал оригинальные характеристики воспитательных функций и специфики общения школьников с первого по одиннадцатый класс; особенностей ранней юности и коллективов старшеклассников; социальной педагогики как отрасли педагогики, факторов социализации, институтов и принципов социального воспитания. Разработал и внедрил методические рекомендации педагогам по обогащению содержания общения школьников; по оказанию детям помощи в поис-ках благоприятной для их личностного развития позиции в общении с окружающими; по организации жизнедеятельности коллективов и воспитанию личности старшеклассников. Таким образом, его научно-исследовательская деятельность реально помогает педагогам-практикам совершенствовать свою работу.

А.В. Мудрик внес весомый вклад в процесс организации непрерывного образования не только учителей, но и преподавателей высшей и средней школы. С 1972 года он вел занятия в Институте повышения квалификации преподавателей педагогики и психологии университетов и институтов страны. Им разработаны и апробированы оригинальные программы по целому ряду курсов и спецкурсов: «Социальная педагогика», «Общая методика воспитания», «Методика воспитательной работы в средней школе», «Педагогика и психология развития личности», «Общение как фактор воспитания», «Социальное формирование и воспитание личности». Все они рекомендованы для педагогических институтов.

После шестнадцати лет работы в Академии педагогических наук СССР Анатолий Викторович начал преподавать в вузе. Он – чрезвычайно требовательный и при этом доброжелательный, заинтересованный в студентах педагог. В то же время А.В. Мудрик продолжает научную деятельность: проводит исследования, публикует статьи и монографии, редактирует целые серии научных изданий (под его редакцией вышла в свет двадцать одна научная книга), является членом редакционной коллегии «Российской педагогической энциклопедии», успешно готовит кадры педагогов-исследователей. Курсовые и дипломные работы его студентов, как правило, получают награды в конкурсах студенческих работ МПГУ и России. Под руководством Анатолия Викторовича подготовлены и защищены более тридцати кандидатских диссертаций. Он является научным консультантом девяти докторских диссертаций (из них четыре уже успешно защищены), членом двух специализированных советов при МПГУ.

На протяжении всей своей научно-педагогической деятельности Анатолий Викторович вел большую общественную работу. В течение десяти лет он был ученым секретарем научного совета «Психолого-педагогические проблемы коллектива и личности» при президиуме АПН. В настоящее время входит в ряд научных советов при РАО и Министерстве образования РФ.

Анатолий Викторович Мудрик широко известен сегодня психолого-педагогической общественности. Двадцать семь книг и более трехсот пятидесяти статей с интересом читаются и учителями-практиками, и научными работниками, и аспирантами, и докторантами, и студентами, и школьниками не только на русском, но и на языках бывших советских республик (киргизском, молдавском, латышском, литовском, эстонском), а также на европейских языках (английском, испанском, немецком, португальском). Он – признанный авторитет в социальной педагогике, теории и методике воспитания. Об этом свидетельствуют и многократные переиздания его монографий и учебников, и Премия правительства Российской Федерации в области образования.

В.А. Сластенин,

действительный член РАО, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета педагогики и психологии МПГУ

В.И. Максакова,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики высшей школы МПГУ

Список основных печатных трудов А.В. Мудрика:

О воспитании старшеклассников. Изд. 1-е. М., 1977.
10 п.л. (переведена на эстонский, латышский, литовский языки); изд. 2-е. М., 1982. 13 п.л. (переведена на молдавский, киргизский, испанский, португальский, немецкий языки).

Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984. 8 п.л.

Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986. 10 п.л.

Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих. М., 1990. 10 п.л.

Социализация и «смутное время». М., 1991. 4 п.л.

Введение в социальную педагогику. М., 1997. 23 п.л.

Социализация и воспитание. М., 1997. 5 п.л.

Социальная педагогика. Изд. 1-е. М., 1999; изд. 2-е и3-е. М., 2000. 12,5 п.л.

Общение в процессе воспитания. М., 2001. 17 п.л.

* * *

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности