Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №4 / 2002 / Образование как одно из важнейших стратегических направлений социального развития

Взгляд в будущее

Стр. «152—159»

Владимир Кураков

Образование как одно из важнейших стратегических направлений социального развития

 

 

Конституционное право на образование

Согласно Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Развитие личности — стратегия образования

«В современных условиях все большое значение приобретает осмысленная, ориентированная в будущее, нацеленная на развитие личности стратегия образования» [1]. В настоящее время государство поставило задачу сохранения за собою приоритета в финансировании системы образования, установления гарантированного уровня расходов на содержание и развитие учебных заведений в процентах от ВВП или общего объема расходной части бюджета.

Мероприятия для развития системы образования

В настоящее время государству для достижения стратегических ориентиров с целью поддержки и развития системы образования необходимо выполнить целый ряд мероприятий:

• приведение структуры предложения образовательных услуг в соответствие со структурой спроса на них; поэтапное расширение системы платных услуг и сети негосударственных образовательных учреждений;

• адресная поддержка студентов в зависимости от уровня доходов их семей; передача с федерального бюджета региональным и местным бюджетам финансирования издания школьных учебников и бесплатного обеспечения ими детей;

• разработка механизмов нормативно-правового обеспечения возможностей привлечения в систему образования внебюджетных средств;

• увеличение доли собственных и внебюджетных источников, кредитов банков, иностранных и частных инвестиций в развитии материально-технической базы учебных заведений при одновременном повышении эффективности их использования;

• разработка механизма приоритетной поддержки эффективно действующих учебных заведений при прозрачном механизме выбора объектов поддержки (на конкурсной основе);

• обеспечение открытого взаимодействия системы образования с обществом, государством и экономикой при сохранении ее внутренней целостности и поддержании высоких академических стандартов;

• формирование нормативно-правовых и организационно-экономических условий для последующего внедрения механизмов нормативного финансирования на одного учащегося (студента).

Рост интереса населения к высшему образованию

В последнее десятилетие в России наблюдается значительный рост интереса населения к высшему образованию. В соответствии с законами функционирования рыночной системы (спрос рождает предложение) в стране значительно увеличилось предложение платных образовательных услуг. Несмотря на то, что за последние годы экономических реформ реальный объем государственных расходов на высшее образование значительно сократился, число студентов в высших учебных заведениях увеличилось почти на 40%. При этом данный прирост произошел в основном за счет расширения платного образования как в государственных, так и в негосударственных высших учебных заведениях. По всем прогнозам в ближайшем будущем рост числа студентов, оплачивающих свое высшее образование, будет продолжаться. Более того, экономический рост в стране, интеграция России в мировую экономику, инновационное развитие государства потребуют значительного количества высококвалифицированных специалистов.

Программа модернизации системы образования России

В сложившихся условиях правительство России разработало специальную программу модернизации системы образования в рамках единой социально-экономической политики государства. Национальная доктрина образования в РФ является основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. В доктрине формулируется, что стратегические цели образования тесно связаны с проблемами развития российского общества, включая:

• создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

• кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью и др.

Адаптация системы высшего образования к новым условиям

Процессы адаптации системы высшего образования к рыночным условиям хозяйствования в России диктуют необходимость переоценки традиционных образовательных стратегий, систем, методов и форм обучения специалистов в высшей школе. Традиционная система обучения, оставаясь основой вузовского образования, в настоящее время модернизируется, в нее активно вводятся разнообразные инновации. В вузах апробируются новые технологии, развивается дистанционное, групповые методы обучения, широко используются новые современные информационные технологии [2].

Государственная задача ресурсного обеспечения

Для реализации декларированных прав и достижения поставленных целей требуются соответствующее обеспечение — материально-технического, финансового, информационного и организационного характера. Задача создания такого обеспечения является одной из важнейших задач государства (в лице соответствующих государственных органов и институтов).

Международная комиссия по образованию рекомендовала странам мира в XXI в. направлять на расходы образования 6% ВВП, а в Законе «Об образовании» установлено, что государство гарантирует ежегодное выделение средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода. Подавляющее большинство развитых, да и развивающихся стран выделяет на нужды всего образования значительно большие доли своих национальных средств, чем Россия: Австрия — 5,5%, Дания — 8,3%, Финляндия — 7,6%, Швеция — 8,0%, Канада — 7,3%, США — 5,3%, Венесуэла — 5,2% [3]. К сожалению, последствия радикальных экономических реформ в нашей стране привели к сокращению объема ВВП и, следовательно, к сокращению объема денежных средств, направляемых государством на образование. Соответствующим образом изменялся и объем государственных финансовых ресурсов в расчете на одного учащегося. По данным Министерства образования РФ, за годы экономических реформ реальный объем государственных расходов на образование и подготовку кадров в расчете на одного учащегося сокращался со скоростью 5—10% в год [4]. Что касается государственного финансирования непосредственно системы высшего образования, то в соответствии с Законом РФ «Об образовании» доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не может составлять менее 3% расходной части Федерального бюджета. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в течение фактически всего периода проведения в стране радикальных экономических реформ государство на всю систему образования выделяло чуть больше того, что должно было выделять только на высшую школу. Поэтому в последние годы реальное государственное финансирование системы высшего профессионального образования оказывалось существенно ниже нормативного [5].

Новая система финансирования высшего образования

За последние 10 лет система высшего образования была почти полностью переведена на принципиально иную, отличающуюся от прежней систему финансирования и инвестирования. Несмотря на преобладание государственной формы собственности, вузы финансировались собственником практически только на удовлетворение самых необходимых текущих потребностей. Значительная часть учебных заведений в сложившихся условиях смогла самостоятельно найти источники финансирования своих инвестиционных программ, доказав свою способность не только подготавливать кадры, отвечающие новым требованиям, но и соответствовать новым экономическим условиям. Актуальность данных процессов обуславливается и тем, что освоение вузами рыночных отношений происходит в условиях важного этапа технологической революции. Несмотря на фактическое снижение инвестиций в образование со стороны государства, финансовое состояние этой сферы, по оценкам экспертов, оставалось в 1990-е годы относительно благополучным, поскольку сокращение бюджетных поступлений было во многом компенсировано за счет привлечения новых источников денежных средств [6]. Многие вузы, активно привлекая инвестиции, уже доказали свою способность работать как полноценные экономические субъекты. В настоящее время в сфере финансирования образовательного процесса наблюдается тенденция существенного уменьшения самостоятельности вузов, особенно уменьшения самостоятельности при распоряжении денежными средствами, заработанными самими учебными заведениями. В связи с этим инвестиционный процесс становится единственной реальной возможностью развития системы высшего образования.

Инвестиционный процесс в вузах

Инвестиционный процесс в вузах связан с разработкой определенных стратегических планов развития высших учебных заведений. Изменения, произошедшие в законодательной базе вузовского образования, а также усиление роли государства, позволяют говорить о расширении бюджетного финансирования не только в форме текущего финансирования, но и с учетом частичного восполнения тех инвестиций, которые не были сделаны на предыдущих этапах, но потребность в которых не уменьшилась. С развитием рыночных отношений особую актуальность приобретает непосредственное взаимодействие учебного заведения с потребителями. Вузы осознают необходимость тесного взаимодействия с работодателями при подготовке специалистов разного профиля. Данное взаимодействие должно строиться также и на глобальных инвестиционных интересах в отдаленной перспективе.

Экономическая обусловленность качества образования

Как уже отмечалось, основной целью обновления образования является повышение качества образования и его доступности для всех слоев населения. Качество образования впрямую зависит от обновления учебного и учебно-лабораторного оборудования; обновления библиотечных фондов; подключения учебных заведений к глобальной информационной сети.

Введение новой системы стипендиального обеспечения студентов, включающей академические (по результатам успеваемости) и социальные (для поддержки учащихся из семей с низким уровнем доходов) стипендии, позволит обеспечить условия, при которых обучение в вузе в меньшей степени будет зависеть от уровня доходов семьи и расширит возможности получения образования для жителей удаленных регионов. Это позволит усилить приток талантливой молодежи с периферии в ведущие вузы, одновременно повысить востребованность качественного образования на рынке образовательных услуг и усилить конкуренцию среди высших учебных заведений, что, в свою очередь, приведет к активизации их работы по повышению качества образования. Социальная стипендия составляет до 75% прожиточного минимума. Академические стипендии выделяются за академические достижения студентам и носят характер грантов. Порядок выделения этих стипендий определяется уставами вузов [7].

Введение единого государственного экзамена

В 2001 году в России начался эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ), суть которого заключается в том, что результаты выпускных экзаменов в школе приравниваются к вступительным экзаменам в вуз. В эксперименте участвовали пять регионов. Школьники могли подавать документы не только в местные вузы, но и в ряд московских учебных заведений. В высшие учебные заведения Москвы в результате эксперимента по ЕГЭ поступило около 50 школьников из различных регионов России. В 2002 году ЕГЭ проводятся уже в 16 регионах России (в республиках Чувашия и Марий Эл, в Калининградской, Новосибирской, Псковской и др. областях). При этом все большее количество московских вузов изъявляет желание засчитывать результаты ЕГЭ к качестве вступительных экзаменов. Через два года вступительные экзамены отменят уже во всех московских и региональных вузах — эксперимент охватит всю Россию.

Суть единого государственного экзамена — в замене сложившейся к настоящему времени двухэтапной системы одной процедурой, результаты которой используются и для получения школьного аттестата, и для поступления в учебные заведения следующего уровня образования. Конкурс в высших учебных заведениях проводится на основе баллов, набранных за сдачу ЕГЭ по предметам, входящим в перечень вступительных испытаний для данной специальности (направления подготовки). Выпускник школы может отправить документы на участие в конкурсе в несколько вузов. В установленные сроки абитуриент получает ответы из вузов, выбирает один из тех, в которых он проходит по конкурсу. Абитуриент должен подтвердить свой выбор письменно. После получения подтверждений вуз издает приказ о зачислении. Процедура повторяется, если набор проведен не полностью (например, не все, прошедшие конкурс, подтвердили свой выбор).

Опыт Чувашии по проведению единого государственного экзамена

В 2002 году Чувашская Республика участвовала в эксперименте ЕГЭ-ГИФО. Это является расширением тех нововведений в организацию приема студентов в высшие учебные заведения, которые были начаты в 2001 году в вузах РФ, участвовавших в эксперименте по ЕГЭ. Эксперимент изначально предполагает, что в ходе его проведения могут обнаружиться определенные неучтенные моменты и недостатки, которые затем следует постепенно устранить.

В эксперименте в Чувашской Республике приняли участие Чувашский государственный университет (ЧГУ) и Чувашский государственный педагогический университет (ЧГПУ). Эксперимент по ГИФО осуществляется во взаимосвязи с экспериментом по введению ЕГЭ. Категории ГИФО абитуриентам устанавливаются в зависимости от результатов ЕГЭ. Определены всего 5 категорий — от 1-й (самой высшей) до 5-й. Суть эксперимента заключается в том, что чем больше баллов у абитуриента по результатам экзаменов в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ), тем выше категория ГИФО, а следовательно, и возможность учиться в вузе бесплатно или за частичную оплату.

Соотношение платного и бесплатного обучения в вузах

В 2001 учебном году на платной основе в высших учебных заведениях республики обучались 64% первокурсников. Согласно Постановлению Правительства РФ число студентов, обучение которых осуществляется за счет средств, распределяемых на основе финансовых обязательств, без доплаты со стороны студентов, должно составлять не менее 50% от общего приема студентов, зачисленных в вуз. Это абитуриенты с ГИФО первой, второй и частично третьей категории, в зависимости от среднего значения баллов, набранных на ЕГЭ. Те абитуриенты, которые по результатам ЕГЭ получат меньшее количество баллов (3–5-я категории ГИФО), будут оплачивать лишь часть суммы коммерческого обучения. Безусловно, данная схема оплаты за обучение справедливее, чем существующая, при которой все студенты, поступившие в вуз на коммерческой основе, платят одинаково, вне зависимости от результатов вступительных экзаменов.

Например, в ЧГУ по очной форме обучения было подано 10 072 заявлений, в том числе 1964 заявления от медалистов. Сокращение числа бюджетных (бесплатных) мест до 50% приема привело бы к резкому ухудшению социального положения населения и нанесло бы большой вред всей системе образования. В связи с этим, несмотря на тяжелое финансовое положение самого университета в нынешних условиях, ректором ЧГУ членом-корреспондентом РАО Л.П. Кураковым, затем Ученым советом ЧГУ было принято решение о сохранении числа бюджетного (бесплатного) приема на уровне прошлого года, которое затем было согласовано с МО ЧР и МО РФ. Такое решение университета позволило создать оптимальные условия для проведения эксперимента ЕГЭ-ГИФО в Чувашской Республике в 2002 году. В 2002 году в связи с участием ЧГУ в эксперименте ЕГЭ-ГИФО зачисление на I курс ЧГУ проходило только по результатам единых государственных экзаменов с присвоением каждому абитуриенту определенной категории ГИФО.

Для абитуриентов из сельской местности, как и прежде, существует квота. Не отменен и целевой набор. Например, ЧГУ заключает договоры на целевую подготовку студентов в основном с Чукоткой, Кировской областью и Марийской Республикой, а также с рядом районов республики. По сравнению с 2001 г. вдвое увеличено количество мест на подготовку специалистов по договору между Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики и сельхозакадемией. По окончании учебы в вузы эти выпускники отправятся работать в районы по распределению.

Недостатки и трудности, связанные с введением единого государственного экзамена

Анализируя ряд недостатков и трудностей, связанных с организацией и проведением эксперимента ЕГЭ-ГИФО, нетрудно обнаружить, что главной причиной их всех является отсутствие единой информационной базы на региональном уровне. И в то же время наличие такой базы в рамках высших учебных заведений, хотя бы в первоначальном варианте, существенно облегчило проведение вступительных экзаменов и выполнение процедуры зачисления студентов на первый курс в 2002 году. Вузам целесообразно создать при ответственном секретаре приемной комиссии отдельную техническую группу из числа сотрудников и преподавателей, свободно владеющих ЭВМ, централизованного ввода в Базу данных необходимых сведений от факультетов, проверки этих данных и их анализа [8].

Однако указанные недостатки носят по своей сути технический и организационный характер и ни в коей мере не ставят под сомнение объективную необходимость модернизации системы образования России, одним из этапов которой выступают введение ЕГЭ и ГИФО.

Ожидаемые положительные результаты

К числу ожидаемых положительных результатов введения ЕГЭ можно отнести следующие:

• несомненно, что у школьников из отдаленных регионов возрастут шансы на поступление в ведущие вузы, у ведущих вузов возрастут возможности выбора и одновременно усилятся условия конкуренции между вузами. Появление у абитуриентов возможности выбора из нескольких вузов приведет также к снижению доли ребят, не подающих документы в вузы из-за невозможности участия в нескольких конкурсах;

• результаты ЕГЭ послужат основой для формирования информационной базы системы мониторинга качества образования, что в перспективе позволит объективно оценивать различные тенденции в системе образования, различные методики и технологии и в конечном итоге создать механизм повышения качества среднего образования.

Приведенный выше обзор реализуемых и планируемых к реализации в ближайшее время мероприятий не перекрывает всего комплекса проблем системы образования. Кроме того, многие проблемы не могут быть решены в рамках системы, поскольку полностью или частично относятся к компетенции других федеральных органов исполнительной власти, либо к компетенции законодательных органов федерального уровня и уровня субъектов Федерации и, следовательно, должны решаться на основе совместных действий. По ряду подобных проблем такая работа либо уже начата, либо запланирована на ближайшее будущее.

Чувашия — пилотный регион в России по модернизации образования

В целом Чувашская Республика выдержала конкурс и была признана пилотным регионом в России по модернизации образования. На основании анализа результатов по введению ЕГЭ-ГИФО в ряде российских регионов (включая Чувашскую Республику) на заседании коллегии Министерства образования было принято решение о том, что в 2003 году 58% выпускников российских школ также будут сдавать ЕГЭ. Кроме того, 49 субъектов Федерации уже подали заявки на проведение ЕГЭ в 2003 году. Предполагается, что все они примут участие в эксперименте, при этом в 11 регионах выпускники будут сдавать единый госэкзамен по всем девяти предметам школьной программы. Всего в 2003 году единый госэкзамен проведут 18,5 тыс. российских школ и 245 вузов страны будут набирать студентов, исходя из оценок, полученных ими при сдаче ЕГЭ. Предполагается подключить к эксперименту ряд медицинских вузов, а также вузы, готовящие специалистов в области культуры и спорта. В 2002 году эксперимент по введению единого госэкзамена прошел в 16 регионах страны. ЕГЭ сдавали выпускники 8400 школ, а в 117 вузах их принимали по оценкам, полученным на госэкзамене. Всего в 2002 году ЕГЭ сдавали около 300 тыс. выпускников [9].

Необходимость выработки новых стратегических приоритетов социальной политики

Безусловно, практическая применимость инновационных подходов при модернизации системы образования требует глубокого анализа и осмысления. Но и явно объективно то, что социальное развитие государства немыслимо без дальнейшего реформирования и развития такой социально значимой отрасли, какой является сфера образования. Этим и обуславливается необходимость формирования новых подходов и выработка новых стратегических приоритетов социальной политики государства в целом.


  1. Ахметова Д.З., Гурье Л.И., Габдулхаков В.Ф. и др. Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя вуза. Казань, 2001. С. 4.
  2. Там же. С. 3.
  3. Баскакова М.Е. Экономическая эффективность инвестиций в высшее образование: гендерный аспект. М., 2002. С. 11.
  4. Обновление образования в России (Региональный уровень). Документ Всемирного Банка. Доклад № 18666-RU. С. 3.
  5. Баскакова М.Е. Экономическая эффективность инвестиций в высшее образование: гендерный аспект. М., 2002. С. 12—13.
  6. Обзор экономической политики в России за 1998 г. Бюро экономического анализа, 1999. С.302.
  7. План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000—2001 годы.
  8. Отчет о деятельности приемной комиссии ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова» в 2002 г. Заседание Ученого совета ЧГУ, 3 октября 2002 г.
  9. Российских школьников уравняют во вступительных правах //Деньги. 2002. № 40. С. 9—10.160

 

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности