Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №4 / 2002 / Проблемы психологической адаптации учащейся молодежи за рубежом

Этнопсихология

Стр. «161—167»

Иван Шолохов

Проблемы психологической адаптации учащейся молодежи за рубежом

 

 

Предпосылки к исследованию

Существует множество образовательных программ, среди которых есть краткосрочные (2—12 недель) и долгосрочные (12—39 недель). Последние связаны с постоянным общением со студентом и его родителями, т.к. при долговременном пребывании за рубежом у клиентов возникает большое количество вопросов и проблем. Ряд этих проблем, связан, конечно, с психологическими особенностями адаптации учащейся молодежи за рубежом. Пока я не стал заниматься этой темой под руководством В.С. Мухиной, для меня «адаптация», «психологические проблемы» были лишь словами, которые не несли для меня почти никакой смысловой нагрузки. Только со временем, по наитию, пришло понимание, что для успешной работы, предметного диалога с клиентами нужно попробовать разработать эту тему с психологической точки зрения и, таким образом, квалифицированно помогать студентам быстро и успешно адаптироваться в инокультурной среде. Ведь зачастую самое сложное в нашей работе начинается после того, как получена виза, приобретен авиабилет, решены все вопросы по размещению студента и т.п. Бывает, что радужное настроение молодых людей, предвкушающих «райские кущи» за рубежом, там сменяется депрессией и желанием скорей вернуться на родину, не закончив учебной программы. Бывают случаи, когда их не принимают сверстники, и они оказываются в изоляции, что вызывает слезы, звонки родителям и даже побеги. Имеют место и конфликты с преподавателями, т.к. технологии обучения и типы поведения «их» и «нас» (Поршнев Б.Ф.) довольно разные. Иногда студенты пускаются во все тяжкие, чтобы расслабиться, т.е. алкоголь, наркотики и т.п. Конечно, в этом случае родители ошибочно пеняют на учебное заведение и на нас.

Конкретные негативные случаи

Два года назад одна из наших студенток, приехав в Великобританию, поссорилась с принимающей семьей (там обычно размещаются студенты для полного погружения в языковую среду), попытавшись влезть в их быт со своим уставом, что не совместимо с менталитетом англичан, как и то, что она приходила поздно, не просыпалась на занятия, в общем, никакой тяги к обучению и нее не наблюдалось. Закончилось все это отчислением и депортацией в Россию.

Часто бывает, что студенты из одной страны, в частности из России, сбиваются в так называемые свои компании, ища «родных по крови» и под воздействием вожака целый ряд студентов оказывается вне учебного процесса. И, если в России они превозносили западный образ жизни, хая все российское/ советское, то там у них вдруг появляется «патриотизм», проявляющийся в хамстве и вызывающем поведении. Они говорят: «Мы же русские, и будем вести себя так, как русские, не будем уподобляться этим «америкашкам», «япошкам», «фрицам недобитым» и т.п. — пусть они принимают нас такими, какие мы есть, и не возникают».

Позитивный случай

Естественно, положительных эмоций тоже достаточно. Был у нас мальчик Егор, который в школе имел «2» по английскому языку, и желания учиться у него не было. Попав в языковую школу на Мальту, он в отличие от иностранных сверстников первый приходил на занятия, не пропустил ни одного урока, занимался самостоятельно в библиотеке и видеоклассе, был очень доволен, полностью прижился в инокультурной среде, чего не ожидал никто. По возвращении на родину стал первым учеником в классе не только по английскому языку, но и по другим предметам.

Поиск решения проблемы адаптации

Все вышесказанное и подвигло меня изучать психологические особенности адаптации учащейся молодежи за рубежом. Вместе с научным руководителем В.С. Мухиной мы нашли приемлемое решение научных и практических задач в данном исследовании [1].
Наше исследование затрагивает проблемы психологической адаптации молодежи при смене социокультурной ситуации — конкретнее: учащейся молодежи за рубежом. Актуальными для исследования становятся вопросы о том, как происходит включение личности в разнообразные ситуации нового социокультурного окружения, как человек преобразует, переосмысливает для себя действительность, как преодолевает преграды, стоящие на пути реализации его привычного поведения, как переживаются личностью конфликты, возникающие в процессе адаптации.

Актуальность исследования

Актуальность постановки данной проблемы продиктована также и тем, что в современном обществе резко возросли темпы социальных изменений, связанных с мобильностью населения, потоками миграций, в том числе, и с обменами школьников и студентов, выездом их на долгосрочное обучение за рубеж. В ходе этих изменений с еще большей остротой проявилась необходимость разработки вопросов психологической подготовки личности к адаптации к новым культурным условиям.

В работе исследуется комплекс психологических проблем адаптации учащейся молодежи к новым условиям жизни и учебной деятельности за рубежом. Показаны: особенности реакций на фрустрацию в условиях своей страны и за рубежом; особенности реакций сепарации и интеграции в условиях своей страны и за рубежом. Теоретическое значение обретает выявляемая амбивалентность реакций на одну и ту же внешнюю ситуацию, но в разных социальных условиях (условиях взаимодействия со своим и чужим этносом на своей и чужой территории, внутри своей и чужой ментальности).

Что значит «Межкультурная адаптация»?

Прежде всего, для обсуждения нашей теоретической позиции обратимся к презентации понятия «межкультурная адаптация».

Межкультурная адаптация понимается как сложный процесс, благодаря которому молодой человек достигает соответствия («совместимости») с новой культурной средой.

Целью исследования является изучение психологических особенностей адаптации учащейся молодежи к новым условиям жизни и учебной деятельности за рубежом.

Гипотезы исследования

На основании анализа психологических, политологических, исторических и этнологических источников; опыта работы с молодежью, выезжающей за рубеж для учебы; анализа результатов включенного наблюдения были сформулированы следующие гипотезы:

1. Современная учащаяся молодежь, как наиболее сензитивная к социальным изменениям часть населения, достаточно лояльно воспринимает возможность интеграции культуры международного сообщества.

2. В условиях проживания внутри своего и чужого этноса распределения типов реакций в ситуации фрустрации на представителей своего и чужого этносов могут менять свои показатели.

3. Так называемый конфликтный потенциал социальных реакций молодежи в условиях своего этноса и за рубежом может менять показатели напряженности в условиях, где предстоит адаптация к иной культуре (ментальности).

Объект исследования — психологические проблемы русскоязычной молодежи в процессе адаптации к иностранным культуре и условиям обучения.

Предмет исследования — старшие школьники, выпускники школ и студенты российских вузов.

Методология исследования

Методологическая основа исследования. Общей, принципиально значимой методологической основой нашего исследования является известная марксистская идея о развитии человека путем «присвоения материальной и духовной культур общества». В работе, прежде всего, речь будет идти о «присвоенных» традиционных ценностях и о «присвоении» новых ценностей в контексте межэтнического взаимодействия.

В нашем исследовании особенности самосознания молодежи в процессе адаптации к новым условиям жизни и учебной деятельности за рубежом мы рассматриваем через принятую нами концепцию В.С. Мухиной развития самосознания [2]. Мы, разделяя позицию В.С. Мухиной, понимаем самосознание личности как универсальную, исторически сложившуюся и социально обусловленную психологически значимую структуру, присущую каждому социализированному индивиду. Структура самосознания определена звеньями, которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии, ее отношения к самой себе и окружающему миру. Ценности, входящие в содержание структурных звеньев самосознания, переживаются человеком в качестве уникальных личностных потребностей. Мы принимаем положение о том, что типология самосознания зависит не только от развития — индивидуального пути отдельной личности, но и от момента истории общества, в котором существует человек.

Условия интернационализации и глобальной аккультурации

Сегодня развивающейся личности следует найти место не только в рамках своего этноса и государства, но и в условиях интернационализации всего человечества, в условиях глобальной аккультурации [3]. Именно новые условия изменяющегося мира следует иметь в виду, когда мы ищем ориентиры для методологических и теоретических основ исследования особенностей развития самосознания отдельной личности и молодежи в целом в условиях меж-этнического взаимодействия и адаптации к иной культуре.

Методы исследования

В работе используются следующие методы исследования:

• проективный метод депривации структурных звеньев самосознания в контексте межэтнических отношений (Мухина B.C.);

• экспресс-диагностика межэтнической аккультурации, которая представляет собой модификацию таблицы опций Дж. Берри, которая представлена В.С. Мухиной в качестве экспресс-диагностики;

• метод включенного наблюдения;

• методика «Я, Мы, Они» (модификация теста Д. Катца);

• авторский опросник (Шолохов И.А.).

Анализ результатов исследования

Анализ результатов проективного метода депривации структурных звеньев самосознания в контексте межэтнических отношений В.С. Мухиной подтверждает положение о том, что человек как личность проходит ряд этапов адаптации к иной ментальности, к иной этнической идентичности. Личностные проявления в период адаптации носят универсальный характер — в это время проявляются типические поведенческие изменения и оценки. Также наше исследование особенностей типов поведения учащейся молодежи в ситуации фрустрации внутри своего этноса показало, что доминирующим типом поведения является толерантный тип; общая социальная активность учащейся молодежи проявляется также в реакции агрессии на ситуацию фрустрации, которая достаточно отчетливо выражается; избегающий тип реакции проявляется в незначительной степени, что подтверждает общую социальную активность учащейся молодежи. Составной частью социальной активности молодежи являются когнитивные аспекты. Здесь мы можем апеллировать к теории Леона Фестингера [4] о когнитивном диссонансе — чувстве дискомфорта и стремлении индивида реконструировать свои знания и социальные установки.

Типы поведения в ситуации фрустрации

Исследование особенностей типов поведения учащейся молодежи в ситуации фрустрации внутри общения с чужим этносом показало, что доминирующим типом поведения является толерантный, однако за рубежом толерантность к своим и иностранцам повышается; агрессивные реакции на ситуацию фрустрации за рубежом заметно снижаются как к своим, так и к иностранцам; избегающий тип реакции изменяется незначительно. Также выявлены гендерные различия в особенностях типов поведения учащейся молодежи в ситуации фрустрации, а именно: более высокая толерантность у девушек и более высокая агрессивность у юношей [5].

Динамика реакции сепарации и интеграции

Анализ результатов экспресс-диагностики межэтнической аккультурации позволил нам сделать вывод о том, что основной тенденцией является повышение реакции сепарации во время пребывания юношей и девушек за рубежом. В ситуации гипотетической межэтнической аккультурации, находясь на территории России, молодежь демонстрирует более высокую готовность к интеграции культур, чем в ситуации пребывания за рубежом. Этот факт показывает некоторую тенденцию к капсулированию исконной культуры в условиях жизни в инокультурной среде.

Особенности адаптации

С помощью метода включенного наблюдения мы получили колоссальный эмпирический опыт и собрали фактологический материал реального поведения молодежи в условиях жизни в инокультурной среде. Включенное наблюдение дало возможность уловить некоторые особенности адаптации учащейся молодежи к новым условиям жизни и обучения в иноязычной среде.

Оценка чужого этноса

Анализ результатов методики «Я, Мы, Они» (модификация теста Д. Катца) показал, что при оценке учащейся молодежью свойств своего и чужого этносов русские юноши и девушки, учащиеся в России, дают представителям чужого этноса больше отрицательных оценок, чем русские юноши и девушки, учащиеся за рубежом, а русские юноши и девушки, учащиеся за рубежом, повышают положительные оценки личностных свойств чужого этноса и снижают отрицательные оценки представителей чужого этноса.
Анализируя значимые различия между гендерными группами, необходимо отметить, что девушки в целом более сдержаны, чем юноши, в оценках качеств своего и чужого этносов.
Проведенное исследование дает представление об особенностях адаптации учащейся молодежи за рубежом и еще раз подтверждает результаты, полученные предыдущими методами.

Тенденции лояльного отношения к инокультурному обществу

Авторский опросник (Шолохов И.А.) показал следующее: у большей части юношей, учащихся за рубежом, просматривается тенденция лояльного отношения к инокультурному обществу, и, соответственно, адаптация проходит без осложнений; у девушек, учащихся за рубежом, отмечается стремление к идентификации со студенческой средой, к адаптации в этой среде и наличие позитивной мотивации на учебную деятельность, что свидетельствует о тенденции к успешной адаптации к инокультурной среде; в то же время у части студенток есть определенные трудности и адаптация проходит не очень гладко, но так же, как и у юношей, у большинства просматривается тенденция лояльного отношения к инокультурному обществу, и, соответственно, адаптация проходит без осложнений.

При сравнении всех показателей у девушек и юношей выяснилось, что девушки, учащиеся в России, менее готовы к адаптации к новым условиям жизни и учебной деятельности за рубежом, чем юноши, учащиеся в России. Реально девушки, которые уже учатся за рубежом, испытывают меньше трудностей, чем юноши в инокультурной среде в процессе адаптации.

Позитивный результат исследования

Данное исследование расширило и уточнило некоторые результаты, полученные в ходе предыдущей экспериментальной работы.

Следует указать, что помимо выявленных особенностей адаптации к иной культуре просматриваются и другие тенденции, раскрывающие психологические особенности адаптации к иной ментальности.

Полученные результаты помогут систематизировать существующие знания о психологических проблемах молодежи за рубежом. Разработанные рекомендации дадут возможность профессионалам, работающим в сфере образования, грамотно информировать молодых людей о типичных проблемах адаптации к иностранной культуре и учебной деятельности за рубежом и использовать эти знания при психологическом сопровождении учащейся молодежи в процессе адаптации к иностранной культуре и учебной деятельности.

Выводы

Исследования позволяют утвердиться в следующем:

1. В ситуации фрустрации внутри своего этноса у русской учащейся молодежи доминирует толерантный тип поведения, что является показателем социального развития и культуры. Общая социальная активность учащейся молодежи в ситуации фрустрации внутри своего этноса проявляется также в реакции агрессии на ситуацию фрустрации, которая выражается достаточно отчетливо.

2. В ситуации фрустрации внутри общения с чужим этносом толерантность русской учащейся молодежи (к своим и иностранцам) повышается. При этом в ситуации фрустрации внутри общения с чужим этносом агрессивные реакции заметно снижаются.

3. В ситуации фрустрации девушки более толерантны, а юноши более агрессивны.

4. В ситуации гипотетической межэтнической аккультурации, находясь на территории России, молодежь демонстрирует более высокую готовность к интеграции культур, чем в ситуации пребывания за рубежом. На территории иностранного государства молодежь заметно усиливает позицию сепарации и снижает готовность к интеграции. В этом случае проявляется феномен этнического капсулирования (Мухина В.С.), что сопряжено с психологическими последствиями адаптации к иной культуре.

5. Тезаурус исследования помогает воплотить концептуальные ориентации в систему, научно представляющую реалии особенностей адаптации учащейся молодежи за рубежом.

В работе получен большой эмпирический материал, который дает нам основание: 1 — подтвердить продуктивность избранной нами методологической позиции; 2 — убедиться в научной новизне исследования; 3 — реально выйти на практические обобщения особенностей адаптации учащейся молодежи за рубежом и получить действенные средства технологий, соответствующих требованиям адаптации к иной ментальности.


  1. Шолохов И.А. Психологические особенности адаптации учащейся молодежи за рубежом: Дис. … канд. психол. наук. М., 2002.
  2. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности: Избр. психол. тр. М.; Воронеж, 1999.
  3. Мухина В.С. Личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций: XXI век // Развитие личности. 2002. № 1. С. 16—39.
  4. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999. С. 15—52.
  5. Шолохов И.А. Особенности типов поведения молодежи в ситуации фрустрации внутри своего и чужого этноса //Развитие личности. 2002. № 3. С. 163—172.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности