|
|||
Авторизация
|
Наши юбилеиСтр. «223—234» Московскому педагогическому государственному университету — 130 лет
1/13 ноября 1872 г. состоялось торжественное открытие Московских высших женских курсов (Курсы профессора В.И. Герье), положивших начало высшему женскому образованию в России и послуживших основанием крупнейшего отечественного педагогического вуза МГПИ — МПГУ. МВЖК были созданы по инициативе частных лиц и существовали на частные деньги. По сути дела курсы стали первым высшим учебным заведением для женщин в России. Курсы открывались двухгодичным сроком обучения, но вскоре перешли на трехлетнее обучение. К преподаванию приглашались преимущественно профессора Московского императорского университета, программа строилась на основании университетской. На МВЖК преподавали известные ученые, профессора астроном Ф.А. Бредихин, физик А.Г. Столетов, географ, антрополог, этнограф и археолог Д.Н. Анучин. Историю, помимо самого профессора В.И. Герье, преподавали его ученики С.Ф. Фортунатов, П.Г. Виноградов, М.С. Корелин, но наиболее популярным преподавателем истории в те годы считался молодой профессор В.О. Ключевский. Не менее яркими личностями была представлена филологическая наука: историю зарубежной литературы читали профессора Н.И. Стороженко, А.А. Шахов, писатель С.А. Юрьев; историю отечественной литературы и русский язык вели профессора Н.С. Тихонравов, А.Н. Веселовский, В.Ф. Миллер. Историю философии на курсах читали известные мыслители Вл.С. Соловьев, Л.М. Лопатин. Историю искусств вели академик Ф.И. Буслаев, архитектор К.М. Быковский. В целом курсистки получали солидное гуманитарное образование и некоторые сведения из естественных наук. Обучение на МВЖК отличалось тогда от университетского лишь меньшей специализацией и меньшим числом научных сочинений, готовившихся учащимися. В период с 1888 по 1899 год МВЖК, в связи с политическими процессами происходящими в стране, прием на курсы был закрыт, но они продолжали свое существование в форме «общедоступных лекций» и «коллективных уроков». Авторитет таких лекций и уроков был достаточно высок, поскольку вели их известные ученые И.М. Сеченов (физиология человека), К.А. Тимирязев (физиология растений), В.И. Вернадский (минералогия), С.А. Чаплыгин (математика) и многие другие. В 1900 году по постановлению Государственного совета деятельность МВЖК была возобновлена. Новые курсы уже не были частным заведением, получая часть средств от Министерства народного просвещения. МВЖК постепенно становились одним из самых крупных учебных заведений Москвы. В обстановке революционного подъема 1905 года либерально настроенная часть преподавателей курсов добилась распространения на МВЖК действия так называемых Временных правил, в соответствии с которыми университеты получили право избирать ректоров и деканов. В отсутствии находившегося за границей профессора В.И. Герье директором МВЖК был избран профессор В.И. Вернадский. Но в связи с тем, что В.И. Вернадский одновременно стал помощником ректора Московского университета, он так и не приступил к исполнению своих обязанностей на МВЖК. В том же году на новых выборах директором курсов был избран профессор С.А. Чаплыгин. В 1906 году появился новый Устав МВЖК, в первом параграфе которого были зафиксированы цель Московских высших женских курсов — «предоставление женщинам высшего научного образования университетского характера»; и статуса — «являются высшим учебным заведением». Устав закреплял создание, кроме прежних историко-философского и физико-математического факультетов, третьего — медицинского. 1911 год считается этапным в жизни Московских высших женских курсов по ряду причин. Во-первых, появляется закон, согласно которому выпускницы высших женских курсов получают право держать экзамен в государственных испытательных комиссиях для получения диплома о высшем образовании. Во-вторых, в связи с разразившимся конфликтом между Московским университетом и министром народного просвещения Л.А. Кассо, Московский университет покинули более 120 человек, большинство из которых приступили к работе на МВЖК. В целом к 1912 году на курсах работало 227 профессоров, преподавателей, лекторов и ассистентов, более трети которых имели ученые степени доктора или магистра. Имена многих профессоров МВЖК и по сей день известны не только специалистам в области истории образования и науки. Достаточно вспомнить химиков А.Н. Реформатского и Н.Д. Зелинского, математика Б.К. Млодзеевского, математиков и физиков С.А. Чаплыгина и А.В. Цингера, астронома П.К. Штернберга, кристаллографа и минеролога В.И. Вернадского, биологов М.А. Мензбира и Н.К. Кольцова, физиологов М.Н. Шатерникова и Л.С. Минора, философов Л.М. Лопатина, П.И. Новгородцева и С.Н. Трубецкого, историков М.К. Любавского, Ю.В. Готье, И.В. Цветаева и многих других. Свое новое открытие в 1900 году МВЖК встретили, как и прежде, не имея собственных зданий и лабораторной базы. Лишь в 1905 году Московская городская управа приняла решение о бесплатном предоставлении курсам земельного участка на Девичьем поле, где в 1908 г. открываются корпуса физико-химического факультета и анатомического театра, а в 1913-м — Аудиторный корпус МВЖК (ныне главный корпус МПГУ), построенный по проекту известного московского архитектора С.И. Соловьева. Таким образом, после ввода в строй всего комплекса зданий на Девичьем поле Московские высшие женские курсы превратились в одно из самых благоустроенных высших учебных заведений России. К 1914 году на МВЖК было оборудовано 42 кабинета и лаборатории, 6 клиник, анатомический театр, 6 библиотек. В 1913 году решился вопрос о покупке для курсов зоологической коллекции профессора А.Ф. Котса, которая положила начало Дарвиновскому музею. На МВЖК постоянно велись научные исследования под руководством ведущих ученых своего времени. За период 1900–1913 гг. число курсисток увеличилось с 223 до 7155 человек — в 32 раза! МВЖК стали одним из крупнейших вузов России. Революционные события 1917 года открыли новую главу в истории высшей школы вообще и Московских высших женских курсов в частности. Ведется подготовка преобразования высших женских курсов в полноценные университеты. В сентябре 1918 года было принято окончательное решение о преобразовании МВЖК во 2-й Московский государственный университет. Число студентов увеличилось до 10 тыс. человек (к январю 1919 года). Ректором 2-го МГУ был избран С.А. Чаплыгин, проректором — профессор А.А. Волков. Историко-филологический факультет возглавил Н.Д. Виноградов, физико-математический Б.К. Млодзеевский, медицинский — Ф.А. Рейн. Постановлением отдела вузов Народного комиссариата просвещения РСФСР от 20 августа 1919 года историко-филологический факультет и большая часть физико-математического факультета 2-го МГУ были переданы 1-му МГУ. Таким образом, 2-й МГУ лишился большей части ведущих профессоров, включая и ректора С.А. Чаплыгина. Нелегкая задача восстановления нормальной работы университета легла на плечи нового ректората, который возглавил профессор С.С. Наметкин. Ключевым моментом явилось создание нового факультета — педагогического, ставшего первым специальным педагогическим высшим учебным заведением в России. Идея организации в Москве педагогического факультета зародилась в 1920 году в русле решений I Всероссийского съезда по просвещению (проходившего в 1918 году в аудиторном корпусе МВЖК), признавшего необходимым создание специализированных педагогических высших учебных заведений. В августе 1921 года начинает свою деятельность комиссия по организации московского педфака на базе 2-го МГУ, возглавляемая К.Н. Корниловым. 17 октября 1921 года состоялось торжественное открытие нового факультета. Организационно педагогический факультет разделялся на семь отделений: биолого-химическое, физико-математическое, педологическое, школьное, дошкольное, социально-экономическое и литературно-лингвистическое. С самого начала было очевидно, что педфак 2-го МГУ становится не только учебным подразделением, готовящим кадры педагогов, но и крупным, возможно, даже крупнейшим на тот момент в России центром изучения проблем педагогики и психологии. К.Н. Корнилову, который стал деканом факультета, удалось собрать целое созвездие неординарных ученых, занимавшихся вопросами обучения и воспитания, среди которых выделяются имена Л.С. Выготского, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, Е.А. Аркина, А.П. Пинкевича, Е.Н. Медынского. 1920-е годы остались в истории педагогики и психологии как период смелых экспериментов, свободного развития и полета научной мысли, в немалой степени благодаря тем людям, которые собрались в стенах педагогического факультета 2-го Московского государственного университета. К середине 1920-х годов педагогический факультет стал самым крупным факультетом 2-го МГУ. В конце 1924 года С.С. Наметкин оставляет пост ректора 2-го МГУ. Новым ректором становится профессор А.П. Пинкевич. При нем педфак становится крупнейшим центром педагогической науки в России. К концу 1920-х годов именно здесь обучалось почти две трети всех аспирантов, специализирующихся в области педагогических наук. Ко 2-му МГУ присоединяется ряд учебных заведений: в 1922 году — Высшие педагогические курсы иностранных языков; в 1924-м — Московский институт педологии и дефектологии, естественно-педагогическое отделение 1-го МГУ. В 1924 году были прикреплены занимавшиеся главным образом переподготовкой лиц, уже имевших высшее образование, Московские высшие научно-педагогические курсы, которые оставались самостоятельным учебным подразделением в рамках педфака. Возглавлял их А.Г. Калашников, министр просвещения РСФСР в 1946–1948 гг. К концу 1920-х годов при педфаке 2-го МГУ было открыто первое в стране заочное отделение. В конце 1926 года группа профессоров 2-го МГУ во главе с А.П. Пинкевичем основала первое в стране научное педагогическое учреждение — Научно-исследовательский институт педагогики. На педфаке 2-го МГУ сложился сильный коллектив профессоров и преподавателей, среди которых были ученые с мировым именем: геофизик О.Ю. Шмидт, математики А.Я. Хинчин, П.С. Александров, В.Ф. Каган, физики В.Г. Фесенков, Г.С. Ландсберг, И.Е. Тамм, химики С.С. Наметкин, А.Н. Реформатский, зоолог С.И. Огнев, географы Б.Ф. Добрынин, Н.Н. Баранский, историк М.Н. Покровский, филологи М.Н. Розанов, П.Н. Саккулин, Н.М. Каринский, А.М. Селищев, Н.К. Гудзий, Н.К. Пиксанов, П.О. Афанасьев, дефектолог В.П. Кащенко, психолог Л.С. Выготский. Реформа высшего образования, проводившаяся в СССР в 1930-е годы, напрямую затронула 2-й МГУ. Его было решено разделить на три самостоятельных вуза: Московский педагогический институт, ставший правопреемником 2-го МГУ (ныне МПГУ), 1930/31 учебный год стал первым, который Московский педагогический институт начал, имея статус самостоятельного учебного заведения. В его составе на тот момент было 13 отделений: историко-экономическое, русское и западное литературно-лингвистические, физико-техническое, экономической географии, естественного (биология и химия), организационно-методическое (педагогическое), дошкольное, дефектологическое, педологическое, социально-правовой охраны несовершеннолетних, еврейское лингвистическое, кооперативное. Кроме того, в институте существовал рабфак (подготовительное отделение для рабочих, желающих получить высшее образование). Количество и внутренняя структура отделений неоднократно менялись, некоторые из них впоследствии были переданы в другие институты. В конце 1931 года институт был переименован в Индустриально-педагогический институт им. А.С. Бубнова (наркома просвещения и героя гражданской войны). В 1932 году Наркомпрос положил конец делению педвузов на аграрные и индустриальные, установив единый их тип — педагогический институт. Тем самым наш вуз стал называться Московским государственным педагогическим институтом. В те годы по стране вводились общие учебные планы и образовательные программы для всех уровней образования, включая высшее. Большая часть программ для педвузов, утвержденных Наркомпросом в 1933—1934 годах в качестве типовых, были составлены сотрудниками МГПИ. С декабря 1933 года при МГПИ функционировало научно-методическое объединение педагогических институтов Москвы и Московской области. Не меньшей была роль института и в создании комплектов учебников для начальной и средней школы, а также пособий для системы педагогического образования. Несколько сложнее обстояло дело с научной работой на кафедрах МГПИ. «Чистки» 1930-х годов и уход значительной части ведущих профессоров не позволяли поднять ее на должный уровень на протяжении почти всех 30-х годов. В августе 1934 года А.С. Бубнов подписал приказ, в соответствии с которым Московский государственный педагогический институт им. А.С. Бубнова начал новый учебный год переходом к факультетской системе. Прежние отделения упразднились, вместо них было образовано семь факультетов: языка и литературы, исторический, физико-математический, естествознания, дефектологический, географический и педагогический. Педагогический факультет должен был готовить преподавателей для педагогических техникумов по педологии и всем отраслям педагогики; дефектологический — преподавателей-предметников для вспомогательных школ; прочие же факультеты были ориентированы на подготовку учителей для средних школ по соответствующим специальностям. В январе 1934 года Совет народный комиссаров СССР принял решение о восстановлении ученых степеней, отмененных вместе с прочими «привилегиями» в 1918 году. Дирекция МГПИ тут же начала работу по присуждению степеней доктора и кандидата наук наиболее известным ученым института без защиты ими диссертаций. 27 ноября 1935 года в Совете МГПИ состоялась первая публичная защита диссертации. В начале 1940-х годов право на защиту диссертаций получили советы большинства факультетов, а МГПИ стал одним из самых представительных вузов страны по числу лиц, имеющих степени доктора и кандидата наук. И, действительно, в МГПИ трудились многие видные ученые того времени: на филологическом факультете — специалист по всемирной литературе академии АН СССР М.Н. Розанов и историк русского языка член-корреспондент АН СССР Н.М. Каринский; на историческом факультете — известнейший исследователь раннего средневековья профессор Н.П. Грацианский, специалист по истории Восточной Европы академик Белорусской АН В.И. Пичет, специалист по отечественной истории член-корреспондент АН СССР А.В. Шестаков; на физико-математическом факультете — основоположник отечественной школы теории вероятности А.Я. Хичин, один из основателей спектрографии Э.В. Шпольский; на естественном факультете — основоположник экспериментальной генетики В.Ф. Натали; геолог, исследовательница горных систем В.А. Варсанофьева, профессор физиологии Е.Б. Бабский; на географическом факультете — основоположник отечественно экономической географии член-корреспондент АН СССР Н.Н. Баранский и профессор А.С. Барков; на дефектологическом факультете — известнейшие специалисты по работе с «аномальными» детьми профессора В.П. Кащенко и Д.И. Азбукин; на педагогическом факультете — кафедру психологии возглавлял профессор К.Н. Корнилов, на кафедре педагогики работали профессора И.Ф. Свадковский, Е.Н. Медынский, а также будущий президент АПН РСФСР и министр просвещения РСФСР И.А. Каиров, кафедру педологии трудного детства после уходя из жизни профессора Л.С. Выготского возглавил Л.В. Занков. Одной из первоочередных задач института в 1937—1941 годы становится подготовка новых учебников и учебных пособий как для средних школ, так и для системы педагогического образования. За этот период сотрудниками МГПИ их было издано более ста. 1930-е годы стали временем становления МГПИ как одного из ведущих педагогических вузов страны. В мае 1941 года указом Президиума Верховного Совета СССР институту было присвоено имя им. В.И. Ленина. Жизнь МГПИ им. В.И. Ленина в годы Великой отечественной войны в корне изменилась. Многие студенты и преподаватели института в первые месяцы войны ушли в ополчение. Из оставшихся в Москве сотрудников и студентов МГПИ была сформирована так называемая унитарная команда. Временно прекращавшиеся занятия были возобновлены в полном объеме с 17 ноября 1941 года. Таким образом, МГПИ стал первым столичным вузов, возобновившим прерванные занятия. Постановлением от 31 января 1942 года в МГПИ были переведены студенты частично эвакуированных Московского областного педагогического института, Московского государственного педагогического института им. К. Либкнехта и некоторых других вузов Москвы. МГПИ частично был эвакуирован г. Малмыж Кировской области. В декабре 1941 года приступили к занятиям эвакуированные студенты МГПИ им. В.И. Ленина и МОПИ, но вели их в основном преподаватели МОПИ, в связи с чем в феврале 1942 года вышло постановление считать эвакуированные части обоих вузов принадлежащими МОПИ, директором которого стал демобилизованный доцент МГПИ Н.И. Молодых. В декабре 1941 — январе 1942 года состоялось реальное присоединение к МГПИ Московского педагогического дефектологического института. Тогда же было передано оставшееся в Москве имущество МГПИ им. К. Либкнехта, а летом 1943 года было принято решение о полном объединении этих двух вузов. Немалую роль в сохранении МГПИ им. В.И. Ленина в годы войны сыграл директор С.П. Котляров, возглавлявший институт в самые тяжелое время с января 1941-го по июнь 1942 года. Затем он был назначен заместителем наркома просвещения. Постепенно учебная работа МГПИ стабилизировалась, и в 1943/44 уч. году число студентов и преподавателей достигло довоенного уровня. Для координации научно-педагогической работы учебных и научно-исследовательских учреждений России 6 октября 1943 года была учреждена Академия педагогических наук РСФСР (с 1966 года — АПН СССР). В первоначальный список членов АПН вошли 13 академиков и 13 членов-корреспондентов. Пятеро действительных членов АПН — И.А. Каиров (вице-перзидент), К.Н. Корнилов (вице-президент), А.С. Барков, Е.Н. Медынский и А.М. Панкратова, а также два член-корреспондента — И.Ф. Свадковский и В.В. Голубков были профессорами МГПИ. Первым президентом АПН стал наром просвещения РСФСР В.П. Потемкин, но уже в 1946 году его сменил академик И.А. Каиров. В послевоенные годы перед коллективом МГПИ встали новые сложные задачи, связанные с введением в стране всеобщего семилетнего образования. Контингент студентов в МГПИ возрос в более чем полтора раза. В 1948 году к семи прежним факультетам добавился новый — факультет иностранных языков с английским, французским и немецким отделениями. Число студентов к 1950 году достигло почти 3,5 тысячи, а аспирантов вместе с прикрепленными к кафедрам для подготовки и защиты диссертаций — более 550. В 1948—1950 годах по институту прокатилась волна широкомасштабных кадровых изменений. Поменялись и директор МГПИ и деканы всех факультетов, причем на большинстве факультетов смены проводились по два-три раза. В практику работы института ввели взаимоконтроль кафедр. С 1956/57 учебного года педагогические институты приступили к подготовке учителей широко профиля сразу по нескольким специальностям. Срок обучения при этом увеличился с четырех до пяти лет. Постепенно выправлялось положение с материально-технической базой МГПИ. МГПИ славился не только своим профессорско-преподавательским составом. В 1950—1960-е годы здесь учились люди, впоследствии сыгравшие большую роль в развитии отечественной литературы и искусства. Во многом именно они создали культуру «шестидесятничества», на которой возросло не одно поколение. Это писатели Ю. Коваль, М. Харитонов, В. Коржиков, С. Иванов, Л. Мезинов, поэты Ю. Ряшенцев, И. Габай, драматурги М. Рощин, В. Пьецух, режиссеры П. Фоменко, Г. Бабушкин, В. Македонский, Э. Херсонский, журналисты М. Кусургашев, В. Дворцов, П. Асс, певец, народный артист России С. Яковенко и др. Из студенческой среды вышло целое созвездие бардов: Ю. Визбор, А. Якушева, Ю. Ким, Б. Вахнюк, С. Богдасаров, В. Олейников, В. Чернов, позднее — В. Егоров, В. Долина, А. Васин, В. Бережков, Д. Белухин, Ю. Шмалько. Не случайно в течении 1950—1970-х годов МГПИ расшифровывали как «Московский государственный поющий институт». В 1960 году правительство приняло решение об объединении двух крупных столичных педвузов — Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина и Московского городского педагогического института им. В.М. Потемкина. Присоединение Потемкинского института сделало МГПИ им. В.И. Ленина крупнейшим педагогическим вузом страны. Теперь в его составе было 12 факультетов: историко-филологический, физико-технический, математический, биолого-химический, географо-биологический, педагогический, дефектологический, дошкольного воспитания, художественно-графический, музыкально-педагогический, английского языка и немецкого и французского языков; обучалось 7 тысяч студентов и около 400 аспирантов. Значительным стал и коллектив преподавателей, насчитывавший 580 человек. Директором объединенного вуза был назначен доцент кафедры философии МГПИ им. В.И. Ленина И.П. Далматов, в прошлом заместитель председателя Совета министров РСФСР. Со временем МГПИ стал все чаще рассматриваться не только как институт, готовящих учителей для средней школы, но и как центр подготовки и переподготовки преподавателей педагогических вузов и руководящих работников народного образования. В аспирантуре и докторантуре к началу 1980-х годов обучались более чем 2000 человек из многих вузов страны и из-за рубежа. Начиная с 1962 года МГПИ получил возможность самостоятельно формировать свои учебные планы, многие из которых потом стали образцами для типовых учебных планов педагогических вузов страны. Увеличилось количество факультетов. В 1961 году был основан химический факультет, а в 1962 году произошло разделение историко-филологического факультета на факультеты русского языка и литературы и исторический. В рамках факультетов постоянно обновлялись отделения и специальности, что отражало процессы, происходившие в среднем образовании. Большое внимание стало уделяться подготовке абитуриента. В 1968 году МГПИ создал заочные подготовительные курсы, дополнившиеся в 1977-м очным подготовительным отделением. В 1983 году в ряде школ, аккредитованных при МГПИ, открылись специализированные педагогические классы. К началу 1980-х годов число студентов в институте приблизилось к 8,9 тысячи. В МГПИ также обучались студенты из-за рубежа, число которых к концу 1980-х превысило 300 человек. К 1990 году число специализированных кафедр в МГПИ стало около 90. На многих из них преподавали крупные ученые. Среди историков в МГПИ работали академик АН СССР И.И. Минц и патриарх советской историографии профессор В.М. Примаков, будущий академик АН СССР, специалист в области международных отношений А.Л. Нарочницкий, профессора В.Ф. Семенов, Н.И. Павленко, В.Г. Тюкавки. Многие годы в институте преподавали выдающийся филолог Б.И. Пуришев и один из крупнейших философов ХХ века А.Ф. Лосев. На биолого-химическом факультете работал профессор, академик АН СССР, основоположник почвенной зоологии М.С. Гиляров. Также среди профессоров МГПИ были автор многочисленных учебников по экономической географии, академик РАО В.П. Максаковский, основоположник отечественной анилинокрасочной промышленности В.А. Измаильский, исследователь фосфорорганических соединений Э.Е. Нифантьев, исследователь в области спектроскопии Э.В. Шпольский. Особая научная школа математической логики связана с именем академика АН СССР П.С. Новикова. Теоретические проблемы психологии личности и истории психологии разрабатывал профессор и заведующий кафедрой психологии МГПИ член-корреспондент АПН СССР А.В. Петровский, впоследствии — академик и вице-президент АПН СССР, академик и президент (1992–1999) Российской академии образования. Этим не исчерпывается список профессоров, проводивших свои научные исследования на кафедрах МГПИ. Ведь только научных тем, разрабатывавшихся в институте в 1960-е годы было около 600. Возглавивших институт в 1980 году профессор А.П. Петров в числе прочего стремился ввести в жизнь практику опоры на общественное мнение при принятии кадровых решений. Кандидатуры деканов, профессоров, заведующих кафедрами до их назначения обсуждались в общественных инстанциях. Одновременно были созданы методические объединения преподавателей общественно-политических, психолого-педагогических и специальных дисциплин, введен в обиход институт кураторов студенческих курсов и групп, постоянная практика взаимодействия деканов со старостами студенческих групп. Для обеспечения будущих преподавателей серьезными фундаментальными знаниями в области базовых для конкретного предмета наук, еще у 1970-е годы значительно увеличилось количество спецкурсов и спецсеминаров, предлагаемых студентам, главным образом по специальности. Следующим шагом в этом направлении стала постепенная замена государственных экзаменов защитой дипломных проектов. В начале 1980-х была введена педагогическая практика на первых трех курсах. Укреплялись связи МГПИ со школами Москвы. В 1987 году были проведены первые после 60-летнего перерыва выборы ректора. Перешедшего на другую работу А.П. Петрова сменил декан математического факультета, а позже секретарь парткома МГПИ профессор В.Л. Матросов, ставший первым руководителем МВЖК — 2-го МГУ — МГПИ, который прошел в родном вузе жизненные этапы от студента до ректора. Изменяется место МГПИ среди высших учебных заведений. В 1988 году он переходит из системы Министерства просвещения РСФСР в прямое подчинение Госкомвузу СССР. Это не только подчеркнуло признание института в качестве ведущего педагогического вуза страны, но и дало ректорату и Совету большую свободу действий в управлении институтом. Еще более заметным событием стало создание в 1989 году на базе МГПИ Учебно-методического объединения педагогических вузов страны, призванного координировать развитие педагогического образования. Тенденция к увеличению самостоятельности института, расширению его научного, учебного и организационного потенциала увенчалась в 1990 году еще одним изменением его официального статуса. Постановлением правительства СССР 1 августа 1990 года, МГПИ им. В.И. Ленина был преобразован в Московский педагогический государственный университет. Преобразование МГПИ в университет совпало с открытием нового комплекса учебных зданий в Тропарево. Представительный корпус с флигелями стал одним из крупных столичных центров проведения научных, спортивных и культурных мероприятий, местом встречи высоких гостей с педагогической общественностью. В последние годы финансовое положение МПГУ стабилизировалось. Основную роль здесь сыграла напряженная и многогранная деятельность университета по развитию договорных форм обучения, арендных отношений и пр. Ряд мер по поддержке университета были предприняты министерством образования и московским правительством. Большая заслуга в достижениях университета последних лет принадлежит его ректору В.Л. Матросову. Он является доктором физико-математических наук, профессором, членом-корреспондентом РАН, академиком РАО, членом бюро Секции информатики при Президиуме РАН, председателем Совета по педагогическому образованию при Минобразовании РФ, председателю координационного совета УМО педвузов РФ, председателем экспертной комиссии по присуждению премий президента и правительства Российской Федерации в области образования, председателем экспертного совета РАО по выборам в действительные члены и члены-корреспонденты РАО, членом ряда советов по вопросам образования, членом редколлегии журналов «Педагогика», «Высшее образование» и ряда других центральных научных изданий. Московский педагогический государственный университет — крупнейший центр подготовки высококвалифицированных специалистов для отечественной системы образования, науки и культуры. В нем обучается около 20 тысяч студентов. Университет имеет в своем составе 18 учебных факультетов, 103 кафедры, в том числе 14 общеуниверситетских. МПГУ постоянно развивается. За последнее десятилетие были открыты три новых факультета (славянской и западноевропейской филологии; социологии, экономики и права; физкультурный), 39 новых специальностей, направлений и специализаций подготовки, 18 новых кафедр, две лаборатории. Впервые в структуре МПГУ появились два института. Продолжает работу Открытый факультет культуры, в 1998 году переименованный в факультет дополнительного педагогического образования. В 1998/99 учебном году обозначилось новое направление работы университета. Для обеспечения большей доступности высшего образования, для приближения учебы к месту жительства студентов были созданы восемь филиалов МПГУ — в Челябинске, Снежинске, Краснодаре, Салавате, Новороссийске, Брянске, Ульяновске и армянском городе Ванадзор. Сегодня в МПГУ работает стабильный научно-педагогический коллектив, обладающий высоким научным потенциалом и богатейшим опытом преподавательской работы. В его составе (без филиалов) насчитывается 1699 штатных сотрудников (в том числе с ученой степенью и званием 1074 человека, или 63%) и 347 совместителей (в том числе с ученой степенью и званием 207 человек, или 59%). Среди них 4 члена-корреспондента РАН, 10 членов-корреспондентов и академиков РАО, свыше 360 докторов наук и профессоров (из них 276 штатных) и 798 кандидатов наук, доцентов (из них 720 штатных). По наличию кадров высшей квалификации (16,2% штатных преподавателей) МПГУ является первым среди педагогических вузов России. В 1990-е годы коллектив МПГУ сосредоточил усилия на разработке концепции университетского педагогического образования и внедрении ее положений в практику. Все без исключения факультеты обновили свои учебные планы. В из основу были положены образовательно-профессиональные программы разного уровня и продолжительности обучения. Университет стал одним из первых вузов России, перешедшем в порядке эксперимента на многоуровневую подготовку кадров. На некоторых факультетах были разработаны новые образовательные программы подготовки бакалавров и магистров. За 1990-е годы в университете создано более 150 новых учебных программ, подготовлены целые учебно-методические комплексы по отдельным дисциплинам и специальностям. МПГУ успешно прошел государственную аттестацию и аккредитацию, подтвердив свой статус первого педагогического университета страны. Сегодня в школах Москвы 70% учителей — выпускники МПГУ. На сегодняшний день МПГУ имеет договоры со 154 школами, аккредитацию при МПГУ получила 21 школа. МПГУ предоставляет возможность работникам системы образования пройти профессиональную переподготовку, усвоить нововведения современной педагогической науки, создан Центр повышения квалификации и переподготовки специалистов. Университет продолжает удерживать позиции крупнейшего научного центра России. МПГУ является головной организацией целого ряда межвузовских научных программ, среди которых «Русский язык, культура, история»; «Развитие гуманитарных исследований»; «Развитие исследований в области исторических и философских наук»; «Научно-методические проблемы содержания образования (дошкольного, среднего, начального профессионального)»; по направлению «Психолого-педагогические технологии подготовки личностного роста педагогических кадров в системе образования» программы «Психолого-педагогические основы проектирования образовательной политики»; раздел «Высшее педагогическое образовании программы «Научно-методические проблемы общего и профессионального образования и мн. другие. В 1997–2000 годах МПГУ являлся исполнителем Федеральной целевой программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки». В 2001 году университет стал головной организацией по реализации одной из самых крупных подпрограмм министерства «Научное и научно-методическое обеспечение функционирования и развития системы образования» программы «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования». Начиная с 1996 года МПГУ организует конкурс грантов по фундаментальным педагогическим исследованиям. Ученые университета разрабатывают актуальную для российской и мировой науки проблематику в тесном сотрудничестве с другими вузами и специальными научными учреждениями. По линии РФФИ выполняется до 30 грантов, по линии РГНФ — до 20. По руководством ученых университета проводятся научные исследования по проектам программ естественно-научного и физико-математического циклов Министерства промышленности, науки и технологий РФ, Министерства образования, Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов: «Приоритетные направления генетики», «Биологическое разнообразие», «Новые принципы и методы получения химических веществ и минералов», «Высокотемпературная сверхпроводимость», «Физика микроволн», «Автоматизированные системы медико-биологического назначения», «Перспективные материалы», «Экологическая безопасность России». Ученые-естественники МПГУ неоднократно становились лауреатами престижных премий и грантов. На биолого-химическом факультете ведут свою научную и преподавательскую деятельность известные ученые профессора Ю.Б. Филиппович, И.Х. Шарова, Н.М. Чернова, А.Г. Еленевский, В.В. Батраков и др. Большое значение для химической науки имеют исследования, выполняемые коллективами под руководством член-корреспондентов РАН, профессоров Э.Е. Нифантьева, Е.Г. Ипполитовым и профессором А.И. Дементьевым. На географическом факультете под руководством профессора В.В. Добровольского проводятся биогеохемические исследования; под руководством академика РАО В.П. Максаковского проводятся исследования в области социально-экономической географии; по геоэкологии и ландшафтоведению проводят работы профессора-географы К.В. Пашканг, Н.Н. Радзевич, Э.М. Раковский и др. На кафедра информатики и дискретной математики, возглавляемой членом-корреспондентом РАН, академиком РАО профессором В.Л. Матросовым, работают академики РАО А.А. Кузнецов и И.И. Баврин, член-корреспондент РАН К.В. Рудаков, профессор В.А. Горелик и другие известные ученые. Исследовании, проводимые на кафедре алгебры, многие годы возглавляемой крупным математиком профессором Л.Я. Куликов, сегодня продолжает его ученик профессор А.А. Фомин. На физическом факультете ведут научную работу профессора Ю.А. Кравцов, И.В. Разумовский, Г.Н. Гольцман, О.Н. Коротаев и многие другие известные ученые, доктора наук. По гуманитарным и психолого-педагогическим направлениям научная работа проводится под руководством профессоров М.Я. Блох, А.Г. Дмитриева, И.А. Дворецкой, А.Д. Дейкиной, И.Г. Добродомова, В.И. Коровина, С.Е. Каменецкого, А.Г. Кузьмина, А.В. Лубкова, Н.П. Михальской, А.В. Мудрика, В.С. Мухиной, Н.А. Николиной, А.И. Пискунова, А.М. Родригеса-Фернандеса, В.А. Сластенина, В.Г. Тюкавкина, В.Д. Шадриков, Т.И. Шамовой, Э.М. Щагина и многие другие. Коллективы ученых-гуманитариев работали над выполнением ряда федеральных и отраслевых научных программ: «Университеты России — фундаментальные исследования высшей школы», «Сохранение и развитие интеллектуального потенциала высшей школы России», «Научно-методические проблемы общего и профессионального педагогического образования», «Психолого-педагогические основы проектирования образовательной политики», «Развитие образования», «Научное и научно-методическое обеспечение системы образования», «Конкурсная поддержка научных исследований ведущих научно-педагогических коллективов», «Научное и научно-методическое обеспечение индустрии образования», «Разработка и реализация федерально-региональной политики в области науки и образования», «Русский язык». Традиционным направлением деятельности профессорско-преподавательского коллектива МПГУ является подготовка и издание учебно-методической литературы для педагогических университетов и общеобразовательных учреждений. Широкое признание научной и педагогической общественности получили учебники профессоров И.И. Баврина, И.М. Ващенко, В.Г. Гака, А.Н. Галкиной, О.Ю. Богдановой, Е.М. Гершензона, А.Д. Гетмановой, А.А. Данилова, В.Д. Девкина, В.В. Добровольского, В.П. Дронова, И.В. Душиной, С.Е. Каменецкого, Л.Г. Косулиной, В.А. Лапшина, Д.И. Латышиной, Н.Н. Лопатниковой, М.Р. Львова, В.П. Максаковского, Н.Н. Малова, А.Н. Мансурова, В.Л. Матросова, Л.А. Микешиной, В.С. Мухиной, Н.М. Наер, Э.Е. Нифантьева, Н.И. Поповой, В.Я. Рома, Э.М. Раковской, Н.Н. Родзевича, В.И. Селиверстова, Ю.Б. Филипповича, Б.Л. Яшина и др. За последние годы большая группа замечательных ученых университета была отмечена премиями Президента и Правительства Российской Федерации. Премией Президента были удостоены В.С. Мухина и В.П. Максаковский. Премии Правительства получили И.И. Баврин, В.Л. Матросов, Э.Е. Нифантьев, Ю.Б. Филиппович, В.И. Селиверстов, С.А. Шаховская, В.А. Сластенин, В.П. Каширин, А.В. Мудрик. На факультетах и общеуниверситетских кафедрах ведется обучение аспирантов, докторантов и соискателей из России и зарубежных стран. В МПГУ работает более 30 диссертационных советов, которые возглавляют ведущие профессора. В советы представляются квалифицированные исследования по 60 научным специальностям. Всего МПГУ ежегодно проходят подготовку свыше 1500 аспирантов и докторантов. По этому показателю университет занимает одно из ведущих мест в системе образования. Успехи МПГУ в учебной и научной деятельности способствуют росту его авторитета за границей. На сегодняшний день университет имеет 14 договоров о сотрудничестве с крупными университетскими центрами Германии, Китая, Израиля, Бельгии, США, Голландии и других стран. Расширилось участие МПГУ в международных образовательных проектах. Крепнут и развиваются связи МПГУ с ведущими вузами российской системы образования: МГУ им. М.В. Ломоносова, МВТУ им. Н.Э. Баумана, Финансовой академией, Московской медицинской академией им. И.Н. Сеченова, Московским государственным лингвистическим университетом и др. Об авторитете МПГУ свидетельствует и то внимание, которое ему уделяют российские политики и ученые. В День знаний 1 сентября 2001 года гостем МПГУ был Президент Российской Федерации В.В. Путин, который отметил, что ему «особенно приятно быть 1 сентября в ведущем педагогическом вузе страны. (…) Именно здесь задается та высокая планка, которой придерживаются все остальные педагогические вузы страны». Ярким событием в жизни университета стала встреча преподавателей и студентов университета с лауреатом Нобелевской премии, вице-президентом РАН, академиком Ж.И. Алферовым, состоявшаяся 17 мая 2002 года. В своем выступлении Ж.И. Алферов сказал: «…Это истинное счастье, когда на жизненном пути вы встречаете настоящих учителей. Эта профессия действительно важная…». Московский педагогический государственный университет за годы своего существования внес большой вклад в развитие отечественного образования, науки и культуры. Славные традиции университета, высокий авторитет его научных школ и качества образования сохраняются современными поколениями его студентов и преподавателей. Они являются залогом светлого будущего крупнейшего педагогического вуза страны.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |