Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №4 / 2002 / Чувашскому государственному университету им. И.Н. Ульянова — 35 лет

Наши юбилеи

Стр. «235—242»

Автор статьи

Чувашскому государственному университету им. И.Н. Ульянова — 35 лет

 

В 1955 году в Чебоксарах был открыт Учебно-консультационный пункт Всесоюзного заочного политехнического института (УКП ВЗПИ), а в начале 1960-х — Чебоксарский кооперативный институт. Для подготовки высококвалифицированных кадров в 1958 году в Чебоксарах был открыт вечерний филиал Горьковского политехнического института. В 1961 году на его базе был образован Волжский филиал Московского энергетического института, а в 1967-м — Чувашский государственный университет, которому постановлением Совета Министров РСФСР от 30 ноября 1967 года присвоено имя И.Н. Ульянова — педагога-демократа, видного просветителя, стоявшего у истоков просвещения народов Поволжья.

Университет в начале состоял из четырёх факультетов — электротехнического, электрификации промышленности, историко-филологического и общетехнического. Затем дополнительно были открыты химический, медицинский, экономический, физико-математический, строительный и другие факультеты.

Решение об организации университета было принято руководством республики, возглавляемым С.М. Ислюковым. Непосредственное участие в организации университета приняли Н.А. Вороновский, Н.Е. Егоров, К.Ф. Ефремов, М.В. Зайцев, Г.П. Ковалёв, И.П. Прокопьев, П.А. Чичикин. Сложно переоценить вклад в становление университета коллектива ВФ МЭИ, возглавляемого А.А. Фёдоровым.

Большую помощь в становлении научных направлений и развитии учебно-материальной базы, в налаживании творческих связей оказал Казанский госуниверситет. Из КГУ были направлены доктора наук, профессора С.Ф. Сайкин, уроженец Шемуршинского района Чувашии, получивший в 1920-х годах подготовку на Чувашском рабфаке (он стал первым ректором), С.А. Абруков, ставший проректором по научной работе. Большой вклад в становление ЧГУ внёс перешедший из ВФ МЭИ А.К. Аракелян, назначенный проректором по учебной работе. Из Горьковского медицинского института была направлена в Чебоксары доктор медицинских наук, профессор В.В. Амосова, бессменный декан медицинского факультета (1968–1985). Вместе с группой преподавателей историко-филологического факультета Чувашского пединститута в университет перешли такие видные ученые, как профессор, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР М.Я. Сироткин, профессора С.П. Горский, В.Г. Егоров, из Чувашского научно-исследовательского института — И.Д. Кузнецов, что в немалой степени способствовало становлению кадрового корпуса университета. Определенное влияние на развитие и углубление многопрофильности университета оказали Мордовский университет и его ректор А.И. Сухарев, с которым с первых дней работы вуза были установлены активные деловые контакты. Следует отметить, что университет создавался при активной поддержке промышленных предприятий Чувашии.

Много сделали для развития университета деканы факультетов А.В. Бурашников, Н.Д. Козлов, А.И. Коротков, М.М. Михайлов, Г.Н. Николаев, С.В. Покровский. Перечислить всех членов коллектива университета усилиями которых создавался и развивался наш вуз, здесь невозможно, но все они заслуживают самых добрых слов искренней благодарности.

В 1968/69 учебном году в университете была открыта аспирантура по семи специальностям. В дальнейшем набор в аспирантуру значительно расширился и по числу специальностей (к середине 1980-х годов достигло 17), и по количеству зачисленных, и по формам обучения (очная, заочная). В 1970—1980 годах в университете функционировал Совет по защите кандидатских диссертаций по экономическим наукам. К концу 1990-х годов число диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций достигло 13.

Со строительством Чебоксарского завода промышленных тракторов связано открытие в 1973 году машиностроительного факультета. Бурное развитие строительного комплекса вызвало необходимость организации в 1978 году строительного факультета. В 1990-х годах открыты факультеты Чувашской филологии и культуры, исторический, филологический (русский), юридический, математический, физико-технический, журналистики, лечебный, педиатрический, стоматологический, радиоэлектроники, географический и др.

В том, что ЧГУ стал известным вузом с развитой инфраструктурой, немалая заслуга и безвременно ушедшего из жизни второго ректора университета П.А. Сидорова (1981—1990). К середине 1980-х годов значительно возросли количественный и качественный показатели кадрового состава и контингента студентов ведущего вуза республики. На девяти факультетах по 22 специальностям обучалось свыше 10 тысяч студентов.

Благодаря открытию университета Чувашская АССР смогла успешно решить кадровые проблемы, возникшие при создании Чебоксарской ГЭС и тракторного завода, Новочебоксарского химкомбината, а также при значительном расширении масштабов промышленного и гражданского строительства.

Заметный поворот государственной политики к проблемам высшей школы начался со второй половины 1980-х годов, когда успехи в решении социально-экономических задач, масштабы и темпы научно-технического прогресса в нашей стране были поставлены в прямую зависимость от качественных перемен в вузах. Однако это заметно не уменьшило число нерешенных проблем, накопившихся в течение многих лет. Прежде всего ухудшилось финансирование высшей школы. Доля национального дохода, направляемая на нужды образования, снизилась с 10 до 7,2 процента. Темпы ресурсного обеспечения образования отстали от финансирования материального производства в 10 раз. Резко ухудшилось состояние материально-технической базы в вузах, а решение социальных проблем было отодвинуто на второй план. Высшая школа, как и экономика, развивалась экстенсивным путем, и в оценке ее деятельности преобладали количественные показатели. Из-за низкой оплаты труда, отсутствия механизма материального стимулирования, а также бытовой неустроенности снизились как качество преподавания, так и квалификация выпускаемых специалистов. И это при том условии, что численность специалистов с высшим образованием, занятых в экономике Чувашской Республики, росла крайне медленными темпами. За 25 лет доля специалистов с высшим образованием в кадровом составе республики увеличилась лишь в два раза (с 5,98 до 11,82 процента).

В начале 1990-х годов наметилась тенденция к сокращению контингента студентов в Чувашском государственном университете. В одном из постановлений ЦК КПСС и Совета Министров того времени отмечалось, что вследствие недостаточных ассигнований серьезно отстала материальная база высшей школы, она устарела и не соответствует задачам подготовки современных специалистов. Если в 1990 году на все формы обучения было принято 2457 студентов, то в 1991 году — 2029. Вместе с тем настоятельно требовалось заложить фундамент высшего учебного заведения нового типа, функционирующего в условиях становления рыночных отношений, демократизации системы управления, широкого международного сотрудничества. На авансцену должны были выйти новые люди, способные обеспечить высокий уровень учебной и научной работы, улучшить социально-бытовые условия студентов и преподавателей, поднять престиж университета. В противном случае в условиях национальной республики, куда, по существу, нет притока интеллектуальных сил со стороны, обратное объективно обрекало на замораживание культурного развития республики, деградирование промышленного потенциала со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

В 1990 году состоялись первые выборы ректора университета, был сформирован новый состав Ученого совета, проведена работа по преобразованию структурных подразделений вуза, укреплению кадрового состава преподавателей, был задействован новый хозяйственный механизм.

Одним из первых в стране Чувашский университет стал активно использовать возможности нарождающейся рыночной экономики. В 1992 году руководство университета сделало решающий шаг к теоретическому обоснованию возможностей использования рыночных механизмов в системе образования, выпустив в свет монографию «Вуз и рынок». Тогда это воспринималось далеко не однозначно, некоторые ученые-экономисты, политики, руководители системы образования резко выступили против введения платных услуг в вузах, создания в их структурах коммерческих организаций и т.п. С этим можно было бы согласиться, если бы государство в тот период не ослабило финансовую поддержку высшей школы.

Перестройка и поспешная либерализация экономики не могли не затронуть сферу образования. Была разрушена довузовская подготовка, а доля молодежи из отдаленных районов, малых городов, сел, деревень в общем числе студентов университета сократилась с 40 до 20 процентов. Необходимо было срочно исправить это положение, обратиться к опыту чувашского просветителя И.Я. Яковлева, имя и дела которого по существу были преданы забвению.

В начале 1990-х годов Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова пошел на неординарный эксперимент. Начал создавать инновационную социально ориентированную модель интегрированного образования. Опираясь на организационные механизмы, используя свои внебюджетные средства, собственную научную методологию и методику оценки перспектив регионального социально-экономического развития, учитывая демографические показатели, университет открыл в малых городах, в селах, отдаленных регионах филиалы, представительства, довузовские инновационные образовательные структуры. Они становились центрами притяжения для тех, кто стремился к знаниям, бесплатно помогали детям из малообеспеченных семей хорошо подготовиться к поступлению в вуз, получить высшее профессиональное образование.

В настоящее время Чувашский государственный университет является одним из ведущих высших учебных заведений России, научно-образовательным и культурным центром Приволжского федерального округа Российской Федерации, имеет высокий рейтинговый показатель среди национальных университетов. В университете ведется подготовка как по традиционно университетским, так и техническим, экономическим, медицинским и другим специальностям. Осуществляется подготовка высококвалифицированных кадров по 54 специальностям, 5 направлениям магистратуры, 13 направлениям бакалавриата, 14 направлениям подготовки дипломированных специалистов, 40 специальностям аспирантуры и 8 докторантуры. Университет объединяет более 23 000 преподавателей, сотрудников, студентов, аспирантов и ординаторов. Если в первом учебном году в университете насчитывалось 6 докторов и 54 кандидата наук, то в 2002 году их стало соответственно 105 и более 450.

Чувашский государственный университет реализует федеральные законы в области образования и строит свою работу в соответствии с положениями Национальной доктрины развития образования в Российской Федерации, Федеральной программы развития образования на 2001—2005 годы.

Руководствуясь указанными законами и документами федерального уровня, университет ведет целенаправленную работу по совершенствованию научно-образовательной деятельности и организационной структуры.

На конференции коллектива преподавателей, студентов и сотрудников университета от 30 ноября 2001 года принята Программа развития на 2001—2006 годы, решением Ученого совета от 23 мая 2002 года — генеральный план развития на 2002—2025 годы.

В университете функционируют 23 факультета: чувашской филологии и культуры, журналистики, исторический, географический, филологический, экономический, бизнеса и менеджмента, юридический, заочный юридический, математический, физико-технический, лечебный, педиатрический, стоматологический, электроэнергетический, электротехнический, информатики и вычислительной техники, радиотехники и электроники, машиностроительный, строительный, иностранных языков, химико-фармацевтический, психологии, имеется кафедра искусств.

Общее руководство университетом осуществляет выборный представительный орган — Ученый совет университета, возглавляемый ректором. Ученый совет решает стратегические вопросы планирования научной и учебной деятельности, развития международных связей, утверждает структуру и бюджет университета, представляет к присвоению ученых званий профессора и доцента, избирает директоров институтов, деканов факультетов, заведующих кафедрами, рассматривает планы социально-экономического развития университета.

В университете обучаются более 20 000 студентов. Наряду с классическими в университете открыты современные специальности, такие как «финансы и кредит», «менеджмент организации», «управление качеством», «радиотехника», «дизайн», «сестринское дело», «журналистика», «перевод и переводоведение», «вычислительные машины, комплексы и сети», «прикладная математика (в экономике)» и др. Открытие новых специальностей и увеличение численности студентов привели к открытию новых кафедр. Если в 1996 году в ЧГУ функционировало 104 кафедры, то сегодня 141.

Университет как формирующийся университетский комплекс объединяет городские и районные образовательные учреждения, предприятия и организации Чувашской Республики (на договорных началах), а также инновационные структурные подразделения университета, в структуру которого входят: 8 учебных института; 23 факультета; 141 кафедра; 6 научно-исследовательских института; 6 научно-исследовательских лабораторий; 16 проблемно-научно-исследовательских лабораторий; научно-технологический парк; 7 производственно-технологических предприятий по малому бизнесу; географическая станция; 4 филиала, осуществляющих подготовку кадров по программам высшего профессионального образования по дневной и заочной формам обучения; 18 представительств; 21 центр довузовской подготовки, созданных на базе Школы будущего инженера во всех районных центрах республики; гимназия для одаренных детей республики; Академия юных менеджеров; учебно-производственно-технический центр (на базе ОАО «Чебоксарский авторемонтный завод»).

В организации учебного процесса университет придерживается концепции непрерывности и интеграции всех видов образования: довузовской, вузовской и послевузовской подготовки специалистов. В целях реализации этой концепции, решения проблемы подготовки специалистов и развития интеллектуального потенциала малых городов и отдаленных районов республики была разработана оригинальная модель развития университетского комплекса. В настоящее время функционируют четыре филиала в городах Алатырь, Канаш, Новочебоксарск и в селе Батырево, региональные научно-образовательные центры (РНОЦ) в Козловке, поселке Вурнары, представительства ЧГУ в городах Ядрин и Ульяновск. Во всех сельских районах Чувашской Республики открыты центры довузовской подготовки учащихся сельских школ и сельской молодежи в рамках школы будущего инженера. В 1994 году при университете открыта гимназия-интернат для одаренных детей из сельских районов Чувашской Республики. При университете кроме гимназии-интерната работают шестнадцать лицеев и лицейских классов в сельских районах республики. В образовательных учреждениях университета проводят занятия и читают специальные курсы по различным дисциплинам ведущие профессора и преподаватели нашего вуза.

Коллектив университета направляет свои усилия на удовлетворение образовательных потребностей населения как на региональном, так и на федеральном уровнях. В ЧГУ ведётся подготовка специалистов для Чукотского автономного округа, Кировской области, Республики Марий Эл.

Деятельность Чувашского госуниверситета соответствует линии руководства Российской Федерации по модернизации образовательной системы страны. Инновационная работа коллектива университета отмечена премией Президента России в области образования за 2000 год.

В январе 2001 года в университете прошло выездное заседание Бюро Президиума Российской академии образования, которое постановило «поддержать деятельность ЧГУ в области интеграции образования и внедрения новых информационных технологий, создания инновационных образовательных структур как социально ориентированной системы образования в регионе».

Основной принцип модели образования в конкретных социально-экономических условиях сформулировал Президент Чувашской Республики, почетный доктор Чувашского государственного университета Н.В. Федоров в своей программе «Новая школа». Главное в ней — создание условий для повышения уровня доступности высшего образования. Об этом Президент говорил, выступая перед молодежью, поддерживая все мероприятия, направленные на достижение этой цели. В интервью российской газете «Поиск», освещающей вопросы науки и образования, Н.В. Федоров, говоря о «чувашской модели образования», поставил следующую задачу: «Сосредоточить ресурсы, чтобы помогать всем, кто учится, кто хочет учиться».

Министр образования Российской Федерации В.М. Филиппов многократно бывал в Чувашской Республике и университете, словом и делом поддерживал наши начинания.

Нельзя не сказать и о том, что мы находили понимание и поддержку со стороны ректора МГУ им. М.В. Ломоносова академика РАН В.А. Садовничего, ректоров государственных университетов Приволжского федерального округа: Нижегородского — А.Ф. Хохлова; Ульяновского — Ю.В. Полянскова; Удмуртского — В.А. Журавлева; Марийского — В.И. Макарова; Мордовского — Н.П. Макаркина, а также Тульского — Э.М. Соколова; Калмыцкого — Г.М. Борликова; Пермского — В.В. Маланина; Уральского — В.Е. Третьякова, ректоров Казанского финансово-экономического института Н.Г. Хайруллина, Казанского института экономики, управления и права В.Г. Тимирясова и других. Их опыт, квалифицированные советы помогли избежать ошибок, эффективнее организовать работу университетского комплекса.

Мы видим и другие задачи наших инноваций. Важнейшая из них заключается в том, чтобы помочь отстающим территориям достичь определенных критериальных показателей уровня жизни населения, существующих в целом в Чувашской Республике, а также удовлетворить социальные стандарты населения в сфере образования, духовно-нравственного развития, утвердить идеи справедливости, которые в годы перестройки и радикальных экономических реформ были в известной мере дискредитированы.

Большое внимание в университете уделяется совершенствованию учебного процесса в соответствии с потребностями рыночной экономики и основными тенденциями развития науки и техники. Делается акцент на развитие студенческого самоуправления, инициативу и самостоятельность студенческих организаций, совершенствование учебно-воспитательного процесса, развитие творческих способностей будущих специалистов путем формирования исследовательских умений как в рамках традиционного учебного процесса, так и модернизации методики проведения занятий, использования новых информационных технологий. В учебный процесс внедряются инновационные формы проведения занятий. Это проблемные лекции с элементами опорных конспектов, использование на лекциях компьютерной, кино-видеотехники, деловые и ролевые игры, проблемно-логические задания-семинары, диспуты, дебаты, «круглые столы», клинические конференции, метод «мозговой атаки» и др. За последние годы в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов составлены новые учебные планы по всем специальностям и направлениям.

В Чувашском госуниверситете имеется военная кафедра. Усилиями ученого совета она сохранена и готовит офицеров запаса для Вооруженных Сил РФ.

Для лучших студентов учреждено более 58 именных и персональных стипендий. В распоряжение преподавателей, студентов и аспирантов предоставлен книжный фонд, насчитывающий более 1,5 млн. экземпляров. С 1998 года функционирует центр Интернет. В состав центра входят восемь классов открытого доступа к сети Интернет, в которых одновременно могут работать 92 пользователя. Ежедневно классы открытого доступа посещают более 600 пользователей. Кроме того, к сети ИНТЕРНЕТ подключены кафедры университета.

В распоряжении преподавателей, студентов, аспирантов и других обучающихся прекрасные читальные залы учебной, научной и периодической литературы, расположенные в отдельном девятиэтажном библиотечном корпусе. Издательская база университета, как отметила комиссия Минобразования России, является уникальной для вузов РФ. Типография ЧГУ оснащена современной полиграфической техникой, на которой печатается учебная, научная и методическая литература. Если в 1996 году преподавателями университета было издано 23 учебных пособия, то в 2001-м — 118.

Высокий научный потенциал и педагогическое мастерство преподавателей позволяют прививать студентам уже на младших курсах навыки для проведения лабораторных исследований, применения математических методов, использования научно-технической литературы. На старших курсах студенты подключаются к исследованиям, проводимым на кафедрах. В 2002 году на студенческой итоговой научной конференции университета заслушано 1823 доклада от имени 1877 авторов (в 2001-м — 1707). По результатам Всероссийского конкурса 2000 года работа студентки факультета журналистики Янины Птак отмечена золотой медалью Российской академии наук и четыре работы дипломом Министерства образования РФ.

Десять лет назад Чувашский университет перешел на качественно новый уровень международной деятельности. В университете обучают иностранных студентов, именно эта деятельность является важнейшей формой международных связей в области образования. В 1991/92 учебном году в ЧГУ обучались первые 25 иностранных студентов.

В настоящее время у нас обучаются более 100 студентов, стажеров, соискателей из 20 стран мира — США, Западной Европы, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки. Многие из выпускников продолжают свое обучение в ординатуре и аспирантуре ЧГУ. Все иностранные граждане, выпускники нашего университета, в своих странах успешно выдержали квалификационный экзамен на право ведения практической деятельности. Университет предоставляет иностранным студентам возможность параллельно получать дополнительное образование на право преподавания русского языка в своих странах.

ЧГУ уверенно входит в мировой образовательный рынок. В 1997 году он стал членом Международной ассоциации университетов мира. Это налагает на нас большую ответственность за подготовку специалистов и развитие науки на современном мировом уровне. Здесь очень важным является широкое использование мирового опыта в подготовке специалистов, поэтому необходимо всемерно расширять международные контакты. Преподаватели нашего университета выезжают за границу для чтения лекций и проходят стажировку в ряде вузов зарубежных стран, таких, как США, Швеция, Австрия, Польша, Германия, Индия, Испания. Наш университет приглашает иностранных специалистов для чтения лекций. Только за последние годы студенты Чувашского госуниверситета слушали лекции по актуальным проблемам, которые читали преподаватели и известные специалисты из Германии, Австрии, Англии, Италии, ЮАР, Швеции, Словакии, США и других стран.

Активизация деятельности в университете в области международного сотрудничества привела к расширению обмена студентами, обучению наших студентов за рубежом, участию студентов ЧГУ в различных образовательных программах зарубежных стран, таких как «Акт поддержки свободы», «Консорциум американских университетов», «Айрекс», «АСПРЯЛ». За последние пять лет около 50 студентов университета проходили обучение и стажировку в вузах США, Германии, Турции и других стран.
Расширяются наши связи со многими зарубежными вузами и научными учреждениями. Университет имеет договора о сотрудничестве более чем с 25 международными фондами, университетами и организациями, в частности, с Гаагской высшей экономической школой (Нидерланды), Венским техническим (Австрия), Йёнчёпингским (Швеция), Стамбульским (Турция) университетами.

В 2002 году университет получил Международную награду «Золотой слиток».

В университете созданы крупные научные школы, которые получили широкую известность и охватывают различные проблемы современной фундаментальной науки в области экономики, медицины, истории, филологии, математики, физики, химии, электротехники, машиностроения и др. Ученые университета принимают участие в выполнении ряда государственных научно-технических программ.

Чувашский государственный университет располагается в 20 учебных корпусах полезной площадью более 100 тыс. кв. метров. Корпус «А» (Московский просп., 15), построенный в 1931—1936 гг., отреставрированный в 1992—1993 гг., является памятником архитектуры Чувашской Республики. Ведется строительство спортивного блока нового учебного корпуса, включающего три спортивных зала общей площадью 5050 кв. метров. В 2001 году сдан в эксплуатацию один из спортивных залов площадью более 1500 кв. метров. К началу 2002/03 учебного года введена в строй вторая очередь спорткомплекса — легкоатлетический манеж общей площадью 2000 кв. метров. Для отдыха студентов и сотрудников построен Дворец культуры с залом на 1000 мест, функционирует Центр культуры, на базе которых работают 12 творческих коллективов. Традиционным стало проведение таких мероприятий, как смотры-конкурсы студенческой художественной самодеятельности «Студенческая весна», «Алло, мы ищем таланты», фестиваль «Золотая осень», Татьянин день, Новогодний бал. Три года подряд команда ЧГУ участвует в Сочинском фестивале команд КВН.

С апреля 1968 года еженедельно выходит газета «Ульяновец», с 1998-го года — «Вести Альма-матер», с 2000-го газета «Чувашия сегодня», в которых многогранно освещается обширная деятельность ведущего вуза республики. С 1995 года издается научный журнал «Вестник Чувашского университета».

В университете издаются федеральные научные журналы «Школа духовности», «Интегральная педагогика». Научные труды ученых ЧГУ публикуются в специальных выпусках журналов «Известия РАО», «Курьер ЮНЕСКО», «Семья в России», «Новый курьер».
Большое внимание в университете уделяется социальной защите членов университетского коллектива и формированию культуры здорового образа жизни. Имеется студенческий городок с восемью общежитиями, рассчитанный на 3140 мест. Большинство иногородних студентов обеспечены местами для проживания в общежитиях. Работает санаторий-профилакторий на 100 мест, имеющий современную лечебную базу, где поправляют своё здоровье ежегодно более 1200 студентов. Функционирует здравпункт с филиалами, где ведут прием квалифицированные врачи-специалисты.

Руководство университета заботится об обеспечении качественного питания студентов. В ЧГУ имеется развитая сеть столовых и буфетов на 850 посадочных мест. В новом спортивном комплексе планируется открытие кафе «Спортивное».

В спортивных секциях занимаются около 700 человек. Ежегодно проводится студенческая универсиада по 18 видам спорта, спартакиада среди студенческих общежитий по 13 видам спорта, спартакиада «Бодрость и здоровье» среди преподавателей и сотрудников. Спортсмены университета традиционно входят в число призеров студенческих спартакиад, чемпионатов России и международных соревнований.

Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова вместе со своими структурными подразделениями , расположенными на всей территории нашей республики, представляет собой формирующийся университетский комплекс, вся деятельность которого направлена на достижение благородной цели — превратить Чувашскую Республику в один из наиболее образованных, духовно-нравственно богатых регионов России.

Л.П. Кураков,
ректор Чувашского государственного университета,
доктор экономических наук,
профессор, член-корреспондент РАО

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности