|
|||
Авторизация
|
Политическая психологияСтр. «47—59» Психология заблуждений Карла Маркса
Воля и страсть окропляют разум Человеческий разум не сухой свет, его окропляют воля и страсти, а это порождает в науке желательное каждому: человек скорее верит в истинность того, что предпочитает [1]. Это стимул и заблуждений в науке, «ибо ничто так не предубеждает и не искажает мышление, как эмоциональные оценки»[2]. Часто актуальны такие заблуждения: 1. Иллюзорность оценки в эмоции значения феномена субъектной или объективной действительности для потребностей субъекта. 2. Предметная ложность в теории некоторого феномена в результате диктата эмоциями конкретности выбора вектора интеллекта. Г.В. Лейбниц писал: «Если бы геометрия так же противоречила нашим страстям и нашим интересам, как нравственность, то мы бы так же спорили против нее и нарушали ее вопреки всем доказательствам Евклида и Архимеда, которые мы называли бы тогда бреднями и считали бы полными ошибок» [3]. Идеология К. Маркса — иллюзия Идеология К. Маркса — трагичное проявление иллюзий человека. Но с точки зрения В.И. Ленина «непреодолимая привлекательная сила, которая влечет к этой теории социалистов всех стран, в том и состоит, что она соединяет строгую и высшую научность (являясь последним словом общественной науки) с революционностью, и соединяет не случайно, не потому только, что основатель доктрины лично соединял в себе качества ученого и революционера, а соединяет в самой теории внутренне и неразрывно» [4]. Формулировка, привычная в традиционной апологетике лозунгов и футурологии революционера К. Маркса. Есть вообще и другой Карл Маркс. Это теоретик вне идеологического изолятора мысли. Здесь исследования и гипотезы К. Маркса дали в результате прирост знания. Но К. Маркс в качестве жесткого идеолога также есть реальное явление. Анализируется сейчас только его идеология. Прожектерство коммунистической футурологии Коммунистическая футурология в марксизме в сущности только продолжение традиций прожектерства. Например: «На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда, когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов возрастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!» [5]. Это К. Маркс и текст 1875 года. «Общность имуществ есть средство спасения для человечества. Она превратит землю в рай …» [6]. Это В. Вейтлинг в книге 1838 года. Опасно теоретическое обоснование коммунистических идей «Мы твердо убеждены, что по-настоящему опасны не практические опыты, а теоретическое обоснование коммунистических идей; ведь на практические опыты, если они будут массовыми, могут ответить пушками, как только они станут опасными; идеи же, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть. — Это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им». Будет такой и судьба К. Маркса. Эти демоны и его поработили. Чья все же формулировка? Карла Маркса [7]. Азбучный тезис о диктатуре пролетариата Но лозунг диктатуры пролетариата сформулировал К. Маркс. Азбучный тезис в фундаментализме марксизма. Идеолог так и говорил: «То, что я сделал нового, состоит в доказательстве следующего: 1. Что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства. 2. Что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата. 3. Что эта диктатура сама составляет лишь переход к обществу без классов» [8]. В.И. Ленин поэтому и заявил: «Марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата» [9]. Это термин уже зрелого идеолога. Суть дела в замысле. Это то, что научный идеолог заимствует. Быть богатым — быть неправедным Ибо замысел уже появился. И декларирован. «Быть богатым и власть имущим — значит быть неправедным: сколько есть меж вас богатых и сильных мира сего, столько же неправедных числится в рядах ваших… Если вы истинные христиане, припомните слова Христа о том, как богатому легко далось исполнение всех заповедей, и только заповедь: раздай имущество твое — пришлась ему не по силам... Мы верим, что народ, снискивающий скудное пропитание от труда рук своих, соберется под знамена наши… Не надейтесь на то, что соглашением с вашими врагами вы чего-нибудь достигните… Докажите свою отвагу и решимость принять вызов на борьбу за ваши убеждения. Напишите на своих знаменах: «Мы не хотим более нищеты и угнетения!». И это тоже подмастерье Вейтлинг» [10]. Его «можно считать основателем немецкого коммунизма» [11]. «Один и тот же ряд заблуждений…» Не все в действительности позаимствует К. Маркс. Пример? Донаучные призывы и эмоции рабочего: «Но не считайте никого своим врагом только потому, что он высказывает не одно с вами мнение, ибо мы все пробегаем один и тот же ряд заблуждений, прежде чем достигаем истины» [12]. И экономиста: «Давайте честно и лояльно спорить; дадим миру пример научной и прозорливой толерантности… давайте не считать никогда, что некоторый вопрос исчерпан; и когда у нас будет использован последний аргумент, начнем вновь, если надо, красноречиво и с иронией. При этом условии я с удовольствием вступлю в вашу ассоциацию, в противном случае нет!» [13]. Это изгоняется в марксизме. Здесь интонация уже другая. Научная идеология? Пролетариат и политическое господство Научная идеология. По-видимому, предполагается тогда и научное изучение действительности. Наверное, это тогда «Капитал» К. Маркса? [14]. Издание начинается только с 1867 года. «Манифест коммунистической партии» 1848 года. Здесь «пролетариат должен прежде всего завоевать политическое господство» [15]. «Немецкая идеология» в рукописи, годы 1845-й и 1846-й. Аналогичный тезис и здесь [16]. Но когда же изложил впервые К. Маркс его идеологию заблуждений пролетариата? Где причина и заблуждений К. Маркса? Влияние христианства Карл Маркс в семье испытал длительное и значительное влияние христианства. «Но все же великим двигателем морали является чистая вера в бога, — пишет отец уже студента К. Маркса. — Ты знаешь, я далеко не фанатик. Но человек раньше или позже испытывает [потреб]ность в вере, и в жизни бывают минуты, когда даже безбожник [нево]льно склоняется перед всевышним. И это обычно так, [...] ибо каждый может поклониться тому, во что верили Ньютон, Локк и Лейбниц» [17]. Религиозные нормы поэтому юноша знал [18]. Антипод их в действительности. Ситуация противоречия. И выбора. Есть учение и рекомендации великого философа: «это учение способствует общественной жизни тем, что оно учит никого не ненавидеть, не презирать, не насмехаться, ни на кого не гневаться…» [19]. Для Карла подобные варианты невозможны. Начинающий студент уже дуэлянт. Философия дуэли, дуэль философии «И разве дуэли так уж связаны с философией?» — встревожился отец и просит: «Постарайся, чтобы эта склонность — и даже не склонность, а страсть — не пустила корни в твоей душе» [20]. Не повлияло такое письмо на Карла. Дуэлянта ранят. И случайность только предотвратила увечье Карла. Отец приключения в Бонне непокорного студента тогда все же прекратил. Но юноша уже формулирует свой девиз. Его «Чувства» тоже дуэль, в качестве и вообще императива К. Маркса. Это не только портрет человека. Здесь предугадывается уже судьба К. Маркса. «Вечный жар во мне кипит»
Дарование мыслителя и повелительность эмоций. Противоречие? Да, но его и воплощает Карл Маркс. Это проявится в детерминировании вектора интеллекта. «Холерик выделяется из группы сильных своей безудержностью… Это по преимуществу — исключительно боевой тип, но не тип повседневной жизни со всеми ее случайностями и требованиями» [22]. Это черты и натуры К. Маркса. Его портрет в жанре сатиры:
Это июнь — июль 1842 года. И К. Маркс уже через год заявляет: «Но если конструирование будущего и провозглашение раз навсегда готовых решений для всех грядущих времен не есть наше дело, то тем определеннее мы знаем, что нам нужно совершить в настоящем, — я говорю о беспощадной критике всего существующего, беспощадной в двух смыслах: эта критика не страшится собственных выводов и не отступает перед столкновением с властями предержащими. Поэтому я не стою за то, чтобы мы водрузили какое-нибудь догматическое знамя!» [24]. Прорыв в будущее Концепция прорыва в будущее вслепую сформулирована. Здесь конструктивность только препятствие. И зачеркивается в принципе. Не требуются в концепции проекты. Догмы с точки зрения К. Маркса. Что взамен? Идеология луддитов в квадрате. Бунтующий идеолог Абсолютная ненависть в качестве установки будет уже и патологизацией сознания. Где же «точка опоры» бунтующего идеолога? «Для Германии критика религии по существу окончена, а критика религии предпосылка всякой другой критики» [25]. Первая фраза в статье К. Маркса «К критике гегелевской философии права. Введение». Наверное, здесь точка опоры и будет. Это 1843—1844 гг. Религия «сердце бессердечного мира» и есть для верующего «иллюзорное солнце» [26]. Это правда. Но почему же угнетено большинство людей? Идеолог К. Маркс в рабстве Предположений нет в статье. Не формулируются и вообще никакие гипотезы. Идеолог К. Маркс в рабстве. Аффект ненависти так поработил его сознание, что нет и потребности исследования вырывающей злость действительности. Зато потребность в дуэли избыточная. «Война немецким порядкам! … В борьбе с ними критика является не страстью разума, она — разум страсти. Она — не анатомический нож, она — оружие. Ее объект есть ее враг, которого она хочет не опровергнуть, а уничтожить. Ибо дух этих порядков уже опровергнут. Сами по себе они недостойны стать предметом размышления — они существуют как нечто столь же презренное, сколь и презираемое. Критике незачем выяснять свое отношение к этому предмету — она покончила с ним всякие счеты. Критика выступает уже не как самоцель, а только как средство. Ее основной пафос — негодование, ее основное дело — обличение» [27]. Идеолог научный. До исступления. Имеются данные, что при сильном гневе или страхе сердечный ритм может повышаться на 40—60 ударов в минуту; при эмоциональных состояниях в большей или меньшей степени включаются все нейрофизиологические системы и подсистемы. «Такие изменения неизбежно влияют на восприятие, мысли и действия субъекта... Так, враждебность ограничивает умственную продуктивность» [28]. Наверное, качественную. «Критика врукопашную» «Критика, занимающаяся этим предметом, есть критика врукопашную, а в рукопашном бою важно не то, благороден ли противник, равного ли он происхождения, интересен ли он или нет, — важно нанести ему удар» [29]. Затмение сознания… или идеология Это идеология или некое затмение сознания? Здесь то и другое. Союз понятен. Рациональный анализ подобную идеологию не стимулирует. Но эмоции в данной структуре сознания уже блокируют такой контроль. «Переживание эмоции может создавать в сознании процесс, совершенно независимый от познавательных процессов» [30]. Заявлен удар. Но кто же ударит? Персонально идеолог? Карл давно уже бунтует. Действительность выдерживает. И требовался поэтому таран некоторого рода. Кандидат появился. Это пролетариат. Маркс знает, что пролетариат страна имеет только зарождающийся. «Пролетариат зарождается в Германии... не механически согнувшаяся под тяжестью общества людская масса, а масса, возникшая из стремительного процесса его разложения, главным образом из разложения среднего сословия, — вот что образует пролетариат…» [31]. Это значения в принципе не имеет. Пролетариат даже и такой уже существует. Появился таран. И он же почва. Наверное, для того же идеолога. И вот «как только молния мысли основательно ударит в эту нетронутую народную почву, свершится эмансипация немца в человека» [32]. Не только теория… Тезис иррациональный по сути. Пункт взрыва зато имеется [33]. Сбудется прорицание. Но только уже другое — Ф. Энгельса: «Все это, конечно, относится только к теории; на практике же мы, как всегда, будем вынуждены ограничиваться тем, чтобы требовать прежде всего решительных мероприятий и абсолютной беспощадности. И в этом-то и заключается беда. Мне думается, что в одно прекрасное утро наша партия вследствие беспомощности и вялости всех остальных партий вынуждена будет стать у власти, чтобы в конце концов проводить все же такие вещи, которые отвечают непосредственно не нашим интересам, а интересам общереволюционным и специфически мелкобуржуазным; в таком случае под давлением пролетарских масс, связанные своими собственными, в известной мере ложно истолкованными и выдвинутыми в порыве партийной борьбы печатными заявлениями и планами, мы будем вынуждены производить коммунистические опыты и делать скачки, о которых мы сами отлично знаем, насколько они несвоевременны. При этом мы потеряем головы, — надо надеяться, только в физическом смысле, — наступит реакция и, прежде чем мир будет в состоянии дать историческую оценку подобным событиям, нас станут считать не только чудовищами, на что нам было бы наплевать, но и дураками, что уже гораздо хуже. Трудно представить себе другую перспективу» [34]. Вектор идеолога К. Маркса уже задан Наверное, К. Маркс такое предупреждение Ф. Энгельса знал. И все же результат нулевой. Почему? Футуролог гоминизации в диктатуре в сущности уже подданный диктатуры эмоций. Аффективный пресс и нейтрализует контраргументацию [35]. К. Маркс превратился в идеолога такого рода. Его вектор поэтому задан. Чья диктатура? Пролетариев? Это прообраз уже вождей, что далее и схватятся за пролетариат. Будет диктатура. Но вот только чья? Пролетариев ли? Кто апостол? Кто лидер? «Но нам нужны еще апостолы нового учения, которые просветили бы народ на счет истинного содержания общности имуществ», — говорил В. Вейтлинг [38]. Кто же тогда лидер? По-видимому, В. Вейтлинг. Апостол К. Маркс. И это тогда вряд ли К. Маркс. Ибо авторитарность уже свойство установки идеолога диктатуры пролетариата в государстве. Идеи справедливости и братства Через всего только два года К. Маркс уже воинствующий противник рабочего лидера. Это проявилось в диспуте 1846 года. Его запечатлел Павел Васильевич Анненков. «Энгельс еще не кончил речи, когда Маркс, подняв голову, обратился прямо к Вейтлингу с вопросом: «Скажите же нам, Вейтлинг, вы, которые так много наделали шума в Германии своими коммунистическими проповедями и привлекли к себе столько работников, лишив их мест и куска хлеба, какими основаниями оправдываете вы свою революционную и социальную деятельность и на чем думаете утвердить ее в будущем?» Я очень хорошо помню самую форму резкого вопроса, — подчеркнул П.В. Анненков, — потому что с него начались горячие прения… Краска выступила на бледных щеках Вейтлинга, и он обрел живую, свободную речь. Дрожащим от волнения голосом стал он доказывать, что человек, собравший сотни людей во имя идеи справедливости, солидарности и братской друг другу помощи под одно знамя, не может назваться совсем пустым и праздным человеком, что он, Вейтлинг, утешается от сегодняшних нападков воспоминанием о тех сотнях писем и заявлений благодарности, которые получил со всех сторон своего отечества, и что, может быть, скромная подготовительная его работа важнее для общего дела, чем критика и кабинетные анализы доктрин вдали от страдающего света и бедствий народа. При последних словах взбешенный окончательно Маркс ударил кулаком по столу так сильно, что зазвенела и зашаталась лампа на столе, и вскочил с места, проговаривая: «Никогда еще невежество никому не помогло!» Мы последовали его примеру и тоже вышли из-за стола. Заседание кончилось, и покуда Маркс ходил взад и вперед в необычайном гневном раздражении по комнате, я наскоро распрощался с ним и с его собеседниками и ушел домой, пораженный всем мною виденным и слышанным» [39]. Концепция рая… Кто виноват? Не невеждой в диспуте считался К. Маркс. С его точки зрения. И он тоже заблуждался. Концепция рая. Это В. Вейтлинг или К. Маркс? Замысел В. Вейтлинга. Идеология К. Маркса такую иллюзию продолжает далее. Но потребует и диктатуры. Будущее светлое. Есть гарантия, и гарант Карл Маркс. Просветления ждите в диктатуре. Дождутся же только пролетарии. Диктатура пролетариата — трагедия для пролетариата «Средние сословия: мелкий промышленник, мелкий торговец, ремесленник и крестьянин — все они борются с буржуазией для того, чтобы спасти свое существование от гибели, как средних сословий. Они, следовательно, не революционны, а консервативны. Даже более, они реакционны: они стремятся повернуть назад колесо истории. Если они революционны, то постольку, поскольку они защищают не свои настоящие, а свои будущие интересы, поскольку они покидают свою собственную точку зрения для того, чтобы встать на точку зрения пролетариата» [40]. Но выяснилось, что диктатура пролетариата будет трагедией и для пролетариата. Реакционность — результат аффективного бунта Это то, что инициировал идеолог К. Маркс. Это реакционностью в обществе и будет. Не наука в действительности породила существование подобного диктаторства. Это явление по происхождению аффективный бунт [41]. Движущие силы воли Склонности человеческой природы, — говорит И. Кант, — если они достигают высокой степени, то называются страстями — представляют собой движущие силы воли; ум же присоединяется лишь для того, чтобы исходя из поставленной цели [с одной стороны], оценить, каков будет в целом результат от удовлетворения всех склонностей [а с другой] — отыскать все средства для осуществления этой цели. «Если же какая-нибудь страсть особенно сильна, то умственные способности оказывают ей лишь малое противодействие. Ведь человек, увлеченный страстью, хотя и очень хорошо понимает все доводы против его склонности, не чувствует себя в состоянии придать им действенную силу» [42]. Потеря способности объективного наблюдения и мышления Может дойти до того, что почти все то, что человек замечает, что он представляет себе или о чем думает, претерпевает специфичные изменения под влиянием переживаемого состояния. Человек в этом случае теряет способность объективного наблюдения или объективной оценки, ибо даже в совершенно нейтральных явлениях замечает и принимает во внимание только те аспекты, которые поддаются согласованию с тем, что он в данное время чувствует. Под влиянием сильных эмоций (или мотивов) может дойти также до деформации наблюдающегося явления в направлении, которое зависит от свойств переживаемых состояний. Такие деформации типичны для психопатических изменений (галлюцинации, химеры), но могут кратковременно реализоваться и у здоровых людей [43]. Конфликты функций сознания Почему возможны такие конфликты функций сознания? Не досапиенс же здесь субъект? По-видимому, есть и это результат эволюции. Ибо «чем филогенетически древнее какой-либо «механизм», тем строже его локализация. Локализация в низших этажах нервной системы строже, чем в подкорке, в подкорке строже, чем в коре» [44]. Развитие современной нейроанатомии и нейрофизиологии, — считают церебрологи, — сделало очевидной условность традиционного противопоставления коры и подкорковых областей головного мозга в качестве двух структурно-функциональных уровней центральной нервной системы, находящихся в отношениях простой субординации. Выяснилось, что между отдельными структурами, входящими в состав коры и подкорки, существуют сложные и неоднозначные отношения. К функциям, в частности, глубоких структур головного мозга относится обеспечение тонизирующих и модулирующих влияний на различные уровни центральной нервной системы, перенос и оценка биологического значения поступающей информации, формирование биологических мотиваций, побуждающих организм к деятельности, и эмоций, сигнализирующих об успехе или неудаче в достижении приспособительного эффекта [45]. Эмоциональные состояния и «ближайшая подкорка» «Несомненно одно: эмоциональные состояния могут быть вызваны различными стимулами кортикального происхождения, однако сама эмоциональная окраска и формирование отдельных компонентов в ее выражении связаны с процессами в тех подкорковых образованиях, которые И.П. Павлов именовал «ближайшей подкоркой» [46]. Необходимость в очеловечивании эмоций В психике человека его интеллект, если можно так выразиться, очеловечивает все другие психические функции — и ощущения, и восприятия, и память, и внимание, — предполагает Я.Я. Рогинский. Но этот процесс «очеловечивания эмоций», вероятно, во многом отличен от взаимоотношения между интеллектом и другими функциями. Прежде всего, здесь речь идет о синтезе двух противоположных «стихий». Затем, эмоции гораздо больше, чем, например, восприятия, захватывают весь внутренний мир человека и определяют его отношение к себе самому и к другим людям; «вследствие этого преодоление антагонизма между чувствами и разумом имеет исключительное значение». Да, прав Я.Я. Рогинский. Это был бы взлет интеллекта человека. Но велики и препятствия. Потому, что — и это Яков Яковлевич Рогинский также специально подчеркивает, — интеллект именно в эмоциях приобретает источник для создания целей, а значит, и возможность целесообразной деятельности [47].
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |