Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №4 / 2003 / Астапов Валерий Михайлович. Феномен тревоги с позиции функционального подхода

Докторские диссертации, защищенные в совете Д.212.154.12 при МПГУ в 2002–2003 гг.

Стр. «230—232»

h2 class=body>Астапов Валерий Михайлович

Феномен тревоги с позиции функционального подхода

 

Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология

Защита состоялась 26 декабря 2002 г.

В диссертационном исследовании В.М. Астапова изучается феномен возникновения и развития тревоги, выступающий в качестве фактора, влияющего на динамику протекания деятельности у детей и подростков. Под феноменом тревоги понимается психическое состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и функционально предупреждающее субъекта о возможной опасности; тревога выступает как фактор, побуждающий индивида к поиску и конкретизации этой опасности, к исследованию окружающей действительности с установкой определить угрожающий предмет. Автор доказывает эффективность использования функционального подхода в исследовании феномена тревоги в разновозрастных группах. В рамках заявленного подхода выделяются приспособительные функции тревоги, изучается феноменология аффективных и поведенческих расстройств, рассматривается тревога во взаимосвязи личностных особенностей и особенностей поведения, раскрывается психологический механизм действия тревоги. Наряду с изучением тревоги как временного состояния и личностного свойства, рассматриваются функции тревоги как сигнала, поиска и оценки опасности, включенные в сложный личностно-когнитивный процесс.

В результате проведенного В.М. Астаповым теоретического и экспериментального исследования разработана функциональная модель развития тревоги, включающая в свою структуру ориентацию на поиск угрозы, характеризующаяся с содержательной стороны фиксацией сознания на субъективно значимых «стрессовых элементах» ситуации, которые становятся причинами дезорганизации деятельности и дезадаптивного поведения. Показана связь между способностью испытывать тревогу и направленностью внимания на поиск угрозы, влияющий на поведение и осуществляемую в данный момент деятельность. Установлены основные детерминанты и психологические механизмы возникновения и развития тревоги и тревожности как причины дезадаптивного поведения детей и подростков в условиях выполнения значимой деятельности.

В ходе исследования выявлено, что остаточным явлением тревог, перенесенных в детстве, становится так называемый психологический рубец, имеющий значение для формирования способов реагирования при последующих психогенных воздействиях, которые могут проявляться в форме неотреагированных аффективных переживаний, накопления негативного эмоционального опыта, ригидной формы тревоги, что становится предпосылкой личностной тревожности.

Отмечается, что тревожные нарушения, наблюдаемые у разных групп детей и подростков, необходимо рассматривать с учетом всей совокупности условий, обусловленных системой отношений с окружением, которое способствует травматизированию детей. Определено, что состояние тревоги, и в первую очередь ее ригидные формы выступают в виде симптомокомплексов, структуры и параметры которых различны у детей и подростков с разными видами аффективных поведенческих расстройств. Накопление отрицательных аффективных переживаний формирует симптомокомплекс ригидной формы тревоги, который приводит к развитию индивидуальных качеств тревожности, проявляющихся в разной степени устойчивости индивида к затрудняющим деятельность условиям и отличается в степени выраженности у испытуемых в норме и с тревожными нарушениями.

Выявлен специфический характер возрастно-психологической динамики тревоги у детей и подростков: переживание тревоги в младшем школьном возрасте порождает состояние аффективного напряжения, приводящее к накоплению отрицательного эмоционального опыта, что служит предпосылкой к развитию ригидной формы тревоги и формированию в дальнейшем тревожности как свойства личности; в подростковом же возрасте симптомокомплекс ригидной формы тревоги становится одним из основных механизмов возникновения тревожности как устойчивого личностного образования.

На основе функционального подхода проведено сравнительно-экспериментальное исследование; разработана авторская методика «Поиск», позволяющая в качестве диагностического средства определить возникновение и развитие тревоги, установить ее место и роль в аффективных и поведенческих нарушениях, а в дальнейшем выстроить стратегию и тактику психокоррекционной работы с тревожными детьми и подростками.



 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности