Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №4 / 2003 / Ярославцева Ирина Владиленовна. Депривированный подросток: личностные и психофизиологические особенности развития

Докторские диссертации, защищенные в совете Д.212.154.12 при МПГУ в 2002–2003 гг.

Стр. «232—234»

Ярославцева Ирина Владиленовна

Депривированный подросток: личностные и психофизиологические особенности развития

 

Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология

Защита состоялась 16 июня 2003 г.

В диссертационном исследовании И.В. Ярославцевой рассматривается проблема личностных и психофизиологических особенностей развития подростков, воспитывающихся вне семьи.

В исследовании термин «депривация» используется при анализе условий развития индивида, а понятие «психическая депривация» – для обозначения состояния организма, сформировавшегося в определенной ситуации развития, а дети – носители данного состояния, попадают под определение «депривированные дети».
Работа базируется на данных эмпирического исследования, проведенного в интернатах, детских домах, школах и других образовательных учреждениях г. Иркутска. В исследовании применялся широкий спектр методов изучения развития подростков. Основными методами выступили тестирование, опросный метод, наблюдение и психофизиологический эксперимент. Разработана и апробирована авторская методика исследования резервов психической деятельности и регистрации суточного стереотипа дыхательной и сердечно-сосудистой систем, как индикатор процесса обеспечения психической деятельности.

Исследована динамика психофизиологических возможностей депривированных подростков, определяемая количественной и качественной характеристикой адаптационных процессов при выполнении различных нагрузок в разное время суток и года. Экспериментально доказано, что функциональное состояние депривированных подростков нетипично, резервные возможности ограничены, а возможности здоровья снижены. Установлены психофизиологические различия между воспитанниками детских домов и подростками, проживающими в семьях, позволяющие предложить дифференцированную систему мероприятий, направленных на оптимизацию возможностей развития депривированных подростков.

Обоснована необходимость рассмотрения депривационного развития в рамках дефиниции «иррегулярное развитие», выделены и описаны проявления иррегулярности в развитии. Показано, что основными проявлениями иррегулярности развития выступают: деформация самосознания и коммуникативных навыков, узость ценностно-нормативных представлений; дисгармоничность эмоционально-волевой сферы; снижение интеллектуального развития; ограниченность резервов психической деятельности и функциональных возможностей организма, которые обнаруживаются, помимо прочих условий, вне зависимости от сезонных изменений. Отмечается, что депривированные подростки имеют факторы риска к заболеваниям и находятся в состоянии предболезни, многие – хронически больны, характеризуются средним и низким уровнями физического развития.

Описано два интегральных статуса развития депривированного подростка – общая и парциальная психическая депривация. Общая психическая депривация состоит в грубой диспропорции всех сторон личностного и психофизиологического развития подростка и формируется в условиях раннего и полного прерывания связей с близкими людьми. Парциальная психическая депривация представляет собой разнообразные неглубокие и мозаичные негативные проявления, затрагивающие некоторые сферы развития подростка, и характерна для подростков, которые поддерживают редкие отношения с родственниками.

Показана целесообразность выделения умеренной, средней и тяжелой степени выраженности проявлений психической депривации. Настаивается на целесообразности рассмотрения депривированного психического в ряду основных психологических синдромов (недоразвития, асинхронное развитие и поврежденное развитие), предложены критерии оценки состояния «психическая депривация».

В работе представлена интегральная модель здоровья, в которой оно рассматривается как динамическое состояние благополучия и в то же время как процесс сохранения, приумножения и совершенствования физического, духовно-нравственного, интеллектуального, творческого и социального потенциала человека. В результате спроектирована комплексная развивающая и реабилитационная работа с депривированными подростками, рассмотрены ее составляющие – психолого-педагогические, медицинские и социальные коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные воздействия.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности