Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №4 / 2003 / Басад Омар Обейд Ахмед. Особенности нормативной регуляции поведения подростков в Йемене и России

Кандидатские диссертации, защищенные в совете Д.212.154.12 при МПГУ в 2002–2003 гг.

Стр. «234—235»

Басад Омар Обейд Ахмед

Особенности нормативной регуляции поведения подростков в Йемене и России

 

Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология

Защита состоялась 26 декабря 2

В диссертации рассматривается нормативная регуляция поведения подростков в условиях социальных преобразований в России и в Йемене в представлениях родителей, педагогов и подростков.

Отмечается, что в России в большей степени, чем в Йемене существенное изменение претерпевают сами нормы и способы их регулирования; реакция институтов социализации запаздывает, прежние функции выполняются неполностью, в связи с чем в системе нормативного регулирования и социального контроля появляются пробелы, расширяется свобода социального поведения.

В результате проведенного эмпирического исследования, базирующегося на опросных методах, обнаружены различия в способах нормативного регулирования поведения подростков в Йемене и России. В Йемене в большей степени, чем в России используются способы нормативного воздействия, характерные для ситуации со стабильной нормативной системой, – информирование о социальных нормах, прямое и косвенное предъявление образцов для подражания, прямое или косвенное внушение определенных личностных качеств, запреты, контроль за поведением ребенка. В России в настоящей ситуации способы нормативного регулирования переориентируются с жесткого контроля на создание условий для самостоятельного поиска и выбора образцов поведения подростков; основным востребованным подростками способом нормативной регуляции становится способ эмоциональной поддержки со стороны семьи и референтной группы сверстников.

В исследовании выявлены различия в способах присвоения социальных норм подростками Йемена и России. В ответ на нормирующие действия социума подростки Йемена реагируют внешним подражанием, принятием на веру религиозных канонов и наблюдением. В России в ответ на нормирующие действия социума подростки реагируют инверсией, когнитивной регуляцией, наблюдением, социальным экспериментом.

Установлено существенное различие в способах реагирования подростков Йемена и России на нормативное действие со стороны семьи и сверстников, в меньшей степени разница выражена в отношениях с учителями.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности