Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №4 / 2003 / Леонтович Александр Владимирович. Проектирование исследовательской деятельности учащихся

Кандидатские диссертации, защищенные в совете Д.212.154.12 при МПГУ в 2002–2003 гг.

Стр. «236—237»

Леонтович Александр Владимирович

Проектирование исследовательской деятельности учащихся

 

Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология

Защита состоялась 7 апреля 2003 г.

В диссертационной работе А.В.Леонтовича рассматривается проблема проектирования условий развития личности учащихся посредством создания особой социокультурной среды, в рамках которой реализуется исследовательская деятельность учащихся как образовательная технология, формирующая особый тип детско-взрослой со-бытийной общности.

Исследование базируется на многолетнем опыте проектирования и реализации организационной модели развития исследовательской деятельности учащихся на внутриучрежденческом, межучрежденческом, региональном и федеральном уровнях.

В результате исследования установлено, что действенным средством развития личности учащихся является включение их в среду значимых для них смысловых пространств на основе присвоения норм и ценностей исследовательской деятельности. Определено, что посредством присвоения норм и ценностей исследовательской деятельности у учащихся происходит развитие сензитивности к освоению окружающей действительности, способности к самоопределению собственной позиции в отношении с действительностью, возможности индивидуально строить себя как исследователей. При присвоении норм и ценностей исследования участниками образовательного процесса происходит развитие их взаимных позиций в партнерские взаимоотношения.

В работе представлены принципы, способы и модели комплексного проектирования образовательной среды учреждения общего (обязательного) образования и дополнительного образования на основе исследовательской деятельности через построение значимых смысловых пространств и организационно-психологических условий развития личности учащихся. Разработан действенный путь включения исследовательской деятельности в образовательное пространство благодаря проектированию комплексной развивающей и развивающейся образовательной среды на внутриучрежденческом, межучрежденческом, региональном и федеральном уровнях. Также разработан алгоритм сетевой трансляции технологии исследовательской деятельности учащихся как «выращивания» образовательной практики в условиях конвенционального руководства, консультативного сопровождения и продуктивного управления образовательной практикой.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности