Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №4 / 2003 / Причины возникновения и пути разрешения межнациональных конфликтов на Северном Кавказе

Развитие личности как стратегия обеспечения безопасности России

Стр. «44—50»

Саид Амиров

Причины возникновения и пути разрешения межнациональных конфликтов на Северном Кавказе

 

 

Конфликты на национальной и религиозной основе

История богата примерами противостояний и конфликтов на национальной и религиозной основах. Не является исключением и новейшее время. Достаточно сказать о противоборстве протестантов и католиков в Северной Ирландии, арабов и израильтян в Палестине, религиозно-этнических войнах на территории бывшей Югославии. К сожалению, с началом перестройки, а затем и развалом СССР противоречия и проблемы межэтнического и религиозного характера стали принимать форму открытого вооруженного конфликта и на территориях бывших советских республик.

К трагическим последствиям привели события такого рода в Средней Азии, Приднестровье, Закавказье и на Северном Кавказе. Страшным бедствием для народа обернулась война в Чечне. В отдельных случаях конфликты приводили к вынужденным перемещениям населения на другие территории в таких масштабах, что начали говорить о катастрофе, связанной с угрозой вымирания целого народа.

В определенной степени это имело место и в межнациональных конфликтах, происходивших на Северном Кавказе.

Северный Кавказ – сложный регион России

В национальном, этническом, религиозном и геополитическом отношениях Северный Кавказ является самым сложным регионом России. Здесь проживают представители более ста народов, которые исповедуют христианство, ислам, буддизм и иудаизм.

По многообразию этнического состава и религиозных конфессий уникальное место занимает Дагестан. Дагестанские народы располагают ценнейшим тысячелетним опытом совместного проживания и согласованного решения проблем, возникающих в различных сферах жизни. Наиболее ярко это видно на примере столицы республики, где представители всех национальностей живут, работают, учатся, отдыхают, объединенные общей психологией, культурой и укладом жизни.

Однако если говорить о периоде времени, охватывающем последние 15 лет, и Дагестану, и столице республики пришлось пройти через серьезные испытания, связанные с обострением межнациональных отношений и угрозой раскола общества по этническому и религиозному принципу.

В зависимости от конкретных исторических условий и типов вовлеченных в противостояние общностей конфликты могут характеризоваться как межобщинные, межплеменные, межэтнические, этнонациональные и межнациональные.

На их формирование и характер развития часто существенное влияние оказывают и причины религиозного порядка. В Дагестане имели место вооруженные столкновения, когда сельские общины раскалывались по религиозному принципу на два противоборствующих лагеря.

Конфликты –
способ проявления насущных проблем

В целом, конфликты являются особым способом проявления проблем и противоречий в сфере национальных отношений на уровне территорий, регионов, государств и группы государств.

На формирование и разрешение межнациональных конфликтов свое влияние оказывают долговременные факторы и причины, а также случайные обстоятельства, объективные условия, с одной стороны, сознание и поведение людей – с другой.

Не всегда проблемы в межнациональных отношениях принимают характер открытого конфликта или противостояния. Во многом это зависит от особенностей политического и социально-экономического развития страны и региона.

За последние пятнадцать лет наше общество в своем развитии сделало огромный шаг вперед. От политической и духовной диктатуры одной партии мы перешли к демо-
кратии и многопартийности, стало возможным реальное осуществление политических, гражданских и религиозных свобод.

В этих условиях в связи с демократизацией общественной жизни, переменами в экономике и социально-политической сфере, получением суверенитета республиками бывшего СССР у народов России, особенно малых, резко возрос интерес к своей истории, национальной культуре и традициям.

Старые и новые проблемы

Вместе с ростом национального, этнокультурного и религиозного самосознания на фоне глубокого экономического, политического и морального кризиса, сопровождавшегося ослаблением власти и криминализацией общества, обострились старые и появились новые проблемы в национальных отношениях.

На этой волне развились национализм, этнический сепаратизм и религиозный экстремизм.

Если говорить конкретно, за это время коренной ломке подверглись практически все стороны жизни людей. Для многих наступил час тяжелых испытаний. В демократические процессы оказались вовлеченными все группы населения и прослойки общества, и каждая группа привносила в общественную жизнь особенности своей психологии и поведения. Жестокость, вседозволенность, агрессивность, демонстрация силы и шантаж становились инструментами политики и политиканов. Национальный и религиозный факторы превращались в мощное средство политической борьбы. Для отдельных политиков спекуляции на указанную тему являлись главным средством политического выживания.

Национальные движения – факт политической
жизни

Национальные движения стали фактом политической жизни Дагестана и заполнили те ниши в обществе, которые должны были быть заняты организациями граждан-
ского общества и политическими партиями. Более того, в условиях ослабления и паралича власти отдельные лидеры этих движений и криминальные авторитеты брали на себя функции параллельного правосудия. Возникала угроза того, что всякий конфликт (хозяйственный или бытовой) могли перевести на межнациональную почву.

Молодежь
оказалась
незащищенной

Особо следует сказать о молодежи, которая в этих условиях оказалась наиболее незащищенной и неустойчивой.
Не все молодые люди могли найти в новых рыночных условиях применение своим способностям и силам. Безработица, особенно в сельской местности, превысила всякие мыслимые отметки. В этих условиях часть молодежи можно было легко привлечь в различные движения, фронты, группировки, действовавшие под прикрытием националистических и религиозных лозунгов.

Другая часть молодежи оказалась во власти нездоровых потребностей, подрывая свое физическое и психологическое здоровье.

Наиболее
приспособленные

Наиболее приспособленными в кризисных условиях оказались агрессивные и сплоченные группы.

Стали проявлять себя религиозно-общинные группировки и кланово-общинные формирования, которые стали играть все более заметную роль в нацдвижениях, фронтах и всякого рода разборках в борьбе за власть, доходные места, контроль над финансовыми потоками.

Общинная
круговая порука

Общинная круговая порука в условиях Дагестана становилась не только инструментом политики, но также способом отвода членов общины от ответственности за совершенные преступления. Это касалось и вооруженных формирований, действовавших под эгидой нацдвижений и так называемых джамаатских общинных формирований, вступавших в открытое противостояние к законным властям.

Мы помним, как захватывали государственных чиновников в заложники, убивали милиционеров, угрожали распустить парламент. Власть часто принимала так называемые политические решения, означавшие уступки таким формированиям в целях недопущения кровопролития. Но политика уступок и умиротворения лидеров нацдвижений и общинных формирований долго продолжаться не могла. Она завершилась захватом Дома Правительства и Кадарским кризисом. Это факты нашей политической истории, и от них нам никуда не деться.

Рост этнического национализма

Большинство общественно-политических организаций и движений в нашей стране возникло на волне демократических процессов, и они сами способствовали дальнейшей демократизации общества. Косвенно такую функцию выполняли и нацдвижения.

Однако в конечном итоге деятельность нацдвижений объективно способствовала росту этнического национализма, недоверия и отчуждения между народами. Осознанием этого факта явились мероприятия по самороспуску отдельных движений.

Истоки
межнациональных конфликтов

Кроме условий и факторов, которые негативно влияют на развитие национальных отношений, необходимо проанализировать объективные проблемы и противоречия, способствующие формированию межнациональных конфликтов. Наиболее главными из них являются следующие:

1. Проблемы государственно-правового статуса народов (вопрос самоопределения). Этнотерриториальные проблемы, связанные с реализацией прав и интересов репрессированных, депортированных, переселенных и разделенных народов.

2. Проблемы национально-территориального устройства и изменения статуса территорий.

3. Проблемы, связанные с хозяйственным использованием равнины и других территорий, приводящие к изменению этнического состава и ущемлению экономиче-
ских, политических интересов компактно проживающего населения.

4. Проблемы языкового и культурного развития народов.

5. Проблемы сохранения ареала обитания и промыслов уникальных этносов.

6. Проблемы социально-экономического неравенства регионов и территорий.

7. Проблемы защиты прав и интересов русскоязычного населения.

8. Проблемы неконтролируемой миграции и ущемления прав этнических кавказцев в регионах России и оттока русскоязычного населения из республик Северного Кавказа.

9. Проблемы политического статуса народов и представительства национальных кадров в руководящих органах регионального и федерального уровня.

10. Проблемы, порожденные перекосами и ошибками в проведении национальной политики в центре и на местах в прошлом и настоящем.

11. Проблемы переоценки национально-религиозной исключительности и роли духовно-культурного наследия отдельных народов в истории региона и страны.

12. Проблемы, порожденные проникновением тоталитарных и экстремистских сект в религиозную среду и политизацией религии.

13. Проблемы, спровоцированные борьбой национальных элит за власть (внутренние межклановые конфликты в Чечне и межэтнические в Карачаево-Черкесии).

Эти и другие проблемы при неблагоприятном развитии общественно-политической ситуации и внешнем вмешательстве могут привести к соответствующим межэтническим и межнациональным конфликтам.

В русле конституционного демократического процесса

При самом неблагоприятном стечении обстоятельств к чести дагестанского руководства и руководителей всех уровней, нашей интеллигенции, нашего народа необходимо подчеркнуть, что нам всем удалось направить решение межнациональных проблем в русло конституционного демократического процесса, стремясь обеспечить реальное равноправие народов во всех сферах жизни.

Роль религиозного фактора

Некоторые вопросы требуют уточнения, например роль религиозного фактора в развитии межнационального конфликта. Роль может быть двоякой, все зависит от политических целей участников конфликта.

В частности, в эволюции чеченского кризиса религиозный вопрос имел чрезвычайно большое значение. Чувства, надежды и политические цели чеченских сепаратистов были окрашены и оформлены в религиозных понятиях. Так, общеполитические цели были идентифицированы с целями построения исламского государства на Северном Кавказе на основе шариата. Мы также помним, что агрессия международных террористов и религиозных экстремистов на территорию Дагестана тоже обосновывалась ими целями освобождения мусульман от государства неверных.

Эти цели не были и не могли быть достигнуты, потому что в Дагестане не было и нет внутренних базовых предпосылок для разжигания религиозно-этнического конфликта антирусской направленности. Но я никогда не принижал опасности переноса на нашу почву этого конфликта извне, особенно в результате деятельности исламских ультранационалистов, я также не приуменьшал опасности ползучего распространения движения за «очищенный ислам» или «исламские джамааты» там, где против этого движения не воздвигались серьезные барьеры.

Еще на одном вопросе хотелось бы остановиться более подробно, чтобы подчеркнуть, что в национальном вопросе мелочей не бывает.

В отношениях между центром и национальными регионами России сохраняются исторически доставшиеся от царизма и большевизма перекосы, перегибы. Историческая память народов не может предать забвению то, что было хорошего, и то, что было плохого в этих отношениях. Можно выпятить и то и другое.

Мы сможем
обеспечить
будущее народа

Разве правильная политика привела к тому, что в регионах с традиционно русским составом населения формируется недоброжелательное отношение к представителям национальных меньшинств? Им приписывают всевозможные грехи и в сознание обывателей часто подбрасывается идея, что основная масса русского населения живет плохо из-за того, что все доходные отрасли, мол, взяли в свои руки представители Кавказа. Это опасные идеи.

Эти националистические идеи нужны в основном криминалитету, коррумпированным чиновникам и нечистоплотным работникам органов правопорядка, чтобы поддержать механизм давления на иногородних ради всякого рода поборов.

А в качестве реакции на притеснение национальных меньшинств в центре, на окраинах формировался климат психологического давления на русских. Отдельные семьи русскоязычного населения стали выезжать, продавая имущество и дома.

В Дагестане многое делалось, чтобы не допустить оттока русскоязычного населения. В этом направлении нам в Махачкале пришлось поработать основательно, давая оценку каждому факту и работая в тесном контакте с представителями русских и славянских общин.

Конечно, моральный климат, безработица, сложная криминогенная ситуация способствовали оттоку. Я твердо могу сказать, что этому оттоку способствовали главным образом не проблемы межнационального и религиозного характера, как это было в Чечне. На первом месте стояли причины, обусловленные депрессивным характером региона. Мы сможем обеспечить будущее народам, мир и спокойствие между ними только в условиях прогрессивного развития регионов.

По всем перечисленным проблемам мы проводим конкретную работу, чтобы они не перерастали в конфликты.


 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности