|
|||
Авторизация
|
Вопросы мироустройстваСтр. «27—41» Данте Алигьери и Владимир Соловьев о войне: взгляд двух идеалистов / Dante Alighieri and Vladimir Solovyov on the war: the view of two idealistsАннотация. Исследуются позиции Данте Алигьери и Владимира Сергеевича Соловьева в отношении феномена войны. Указывается, что на специфику их позиции не мог не оказать влияния тот факт, что тот и другой по своим убеждениям принадлежали к объективно-идеалистической линии европейской философии. Отмечается, что исторически в лагере объективно-идеалистической философии были явлены и иные подходы в анализе проблематики войны. В этой связи представлены взгляды двух великих идеалистов – Платона и Гегеля. Подчеркивается, что в отличие от Данте, у которого не было развернутой теоретической концепции на предмет феномена войны, у Владимира Сергеевича Соловьева таковая была. Обращается внимание на то, что, по мнению автора статьи, эта часть теоретического наследия В. С. Соловьева исследована недостаточно полно. Объясняется, что В. С. Соловьев начинает свои рассуждения с указания на целесообразность разграничения базовых основ компетенций внутреннего и международного государственного права, чтобы должным образом сформулировать интересующую нас проблему. Подчеркивается, что, по мнению В. С. Соловьева, надо уметь различать три аспекта интересующей нас проблемы: как относиться к войне с общенравственной точки зрения, как относиться к войне с исторической точки зрения и как относиться к данной конкретной войне отдельному человеку, желающему жить разумно и нравственно, но уже втянутому в нее волею судеб? Четкое и ясное различение этих трех уровней позволит, по мысли В. С. Соловьева, избежать многих недоразумений в отношении войны и пустого, «механического», ее отрицания. В завершении делается вывод: несмотря на то, что Данте и В. С. Соловьев имели разное видение феномена войны, но есть то, что их единит, – христианское мировоззрение. Ключевые слова: феномен войны; добро; зло; мораль; насилие; возмездие; идеалистическая философия; теория «непротивления злу насилием»; христианское мировоззрение. Abstract. The paper explores the Dante Alighieri’s and V. S. Solovyov’s positions on the phenomenon of war. It is indicated that the specifics of their positions were influenced by the fact that both of them, according to their beliefs, belonged to the objective-idealistic line of European philosophy. It is noted that historically, within the objective-idealistic philosophy, other approaches of the analysis of the problems of war were also revealed. In this regard, the paper presents the views of two great idealists – Plato and Hegel. It is emphasized that, unlike Dante, who did not have a detailed theoretical concept on the phenomenon of war, Vladimir Solovyov had one. Attention is drawn to the fact that, according to the author of this paper, this part of the theoretical heritage of V. S. Solovyov is not fully investigated. It is explained that V. S. Solovyov begins his arguments by pointing out the expediency of distinguishing the basic foundation of the competences of domestic and international state law in order to properly formulate the problem that interests us. It is emphasized that, according to V. S. Solovyov, it is necessary to distinguish three aspects of problem that interest us: how to treat the war from common of moral point of view, how to treat the war from historical point of view and how to treat this concrete war from the personal point of view of human being who wants to live rationally and morally but already drawn in it by the will of fate? A clear and accurate distinguish between this three levels will allow, according to V. S. Solovyov, to avoid many misunderstandings on the war and empty, «mechanical», denial. In conclusion, it is concluded: despite the fact that Dante and V. S. Solovyov had the different vision on the phenomenon of war but there is a something that unites them – Christian worldview. Keywords: the phenomenon of war; good; evil; moral; violence; retribution; idealistic philosophy; the theory of «non-resistance to evil by violence»; Christian worldview.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |