|
|||
Авторизация
|
Философские проблемы развития и бытия личностиСтр. «163—201» Уникальный диапазон понятия «архетип»Аннотация. Рассматриваются истоки понятия «архетип», которое древнегреческие философы применяли в значении «первообраз, образ, образец». Понятие «архетип» философы того периода использовали в диапазоне достаточно большого количества значений и смыслов. Обсуждаются тенденции отнесения к архетипам иных образов, которые осуществлял К.Г. Юнг. Он использовал понятие «архетип» в значении первичных схем образов. Приводятся некоторые архетипы, которые были наиболее интересны К.Г. Юнгу. Среди выделенных им архетипов следует назвать: Младенец и Дева, Мать и Возрождение, Дух и Трикстер. Отдельно К.Г. Юнг рассматривал бога Вотана – древнейший образ грозы и неистовства, архетип, которому поклонялись немцы в средние века и в период становления фашистской Германии. Автор этой работы рассматривает сущностную природу следующих архетипов: персонажей Книги Ветхого Завета – Каина и Хама; персонажей Книги Нового Завета – Иисуса и его апостолов: Петра, Фомы, Иуды, а также архетип сатаны. Иисус – особая ипостась. Многие персоналии, очевидно, были конкретными людьми во плоти, имели принадлежащие им имена, и каждый – свои особенности. Некоторые их черты (личностные качества) превратили библейских персонажей в особые архетипы, которые во все последующие времена, в силу их негативных проявлений, по существу, стали так называемыми синдромами, знаменующими собой негативные личностные качества, настолько сконцентрированные в конкретной персоне, что одно имя их стало знаком конкретного симптома. Далее рассматриваются образы-символы, начавшие складываться на заре истории человечества: 1 – архетипические символы (местоимения, несущие в себе значения и смыслы социальных позиций человеков по отношению друг к другу): «они», «мы», «я», «не-я», «Я и другие», которые имеют особые значения и смыслы, влияющие на самосознание и поведение людей во всей их истории; 2 – такие сущностные архетипические символы, как «свои – чужие», «хороший – плохой», «добро – зло» и тому подобные антонимы в их известном множестве. Особое место занимают архетипы понятий «они», «мы», «я» и «личность». Многие понятия, развившиеся в истории человеческой культуры и вошедшие в сферы Великого идеополя общественного самосознания, по существу, берут на себя функции архетипов. Ключевые слова: архетип – первообраз, образ, образец; архетип – знак; архетипы мифов; архетипы Книги Ветхого Завета (Каин, Хам); архетипы Книги Нового Завета (Петр, Фома, Иуда, сатана); архетип Иисуса; архетипы-синдромы; архетипические символы местоимений «они», «мы», «я»; архетипические символы-антонимы «свои – чужие», «хороший – плохой»; «добро – зло»; архетип «личность – Я» и др.; дуализм обсуждаемых архетипов. Unique range of “archetype” conceptAbstract. Origins of “archetype” concept which by ancient Greek philosophers was used in the meaning of prototype, image, and pattern are considered. Philosophers of that period used concept of “archetype” in wide range of meanings and senses. C.G. Jung’s tendency to attribute other images as archetypes is discussed. He used the concept of archetype in the meaning of primordial pattern. Some archetypes that were interesting for C.G. Jung are described. The archetypes of the Mother, the Child, the Trickster, the Virgin, the Spirit and the Flood are among them. C.G. Jung examined also Wotan War God – an ancient image of terror and fury – an archetype to whom Germans in middle ages and in the period of fascist Germany formation worshipped. The author of the article examines essential nature of such archetypes as Cain and Ham characters from the Old Testament book; Jesus and his apostles Peter, Thomas, Judas – characters from the New Testament book; archetype of Satan is examined as well. Jesus is a very particular hypostasis. Many persons evidently were real people in flesh and blood; they had their own names and individual peculiarities. Some of their features (personal characteristics) turn biblical characters into special archetypes which in subsequent periods due to their negative manifestations have become so called syndromes symbolizing negative personal qualities that were so concentrated in a certain person that his/hear name became a symbol of the symptom. Then such image – symbols that emerged at the dawn of civilization as: 1– archetypical symbols of pronouns “they”, “we”, “I”, “not me”, “I and others”, which have special meanings and senses influencing on man’s self – consciousness and behavior during all mankind’s history; 2 – essential archetypical symbols as “ownalien”, “good – bad”, “kind – evil” and all the antonyms are considered in the article. Archetypes “Personality”, “they”, “we” and “I” have a special rank. A number of notions which have been developed in the history on man’s culture and which are in the sphere of Great Ideo-field of social self-consciousness take functions of archetypes upon themselves. Keywords: archetype – prototype, image, pattern; archetype – sign; archetypes of myths; archetypes of the Old Testament book (Cain and Ham); archetypes of the New Testament book (Peter, Thomas Judas, Satan); archetype of Jesus; archetypes – syndromes; archetypical symbols of pronouns “they”, “we”, “I”; archetypical symbols – antonyms “own – alien”, “good – bad”, “kind – evil”; archetype “personality – I”, etc.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |