Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №3 / 2005 / Отношение к жизни: шесть типов

Проблемы развития и бытия личности

Стр. «31—47»

Дмитрий Колесов

Отношение к жизни: шесть типов

Четыре вектора оценки индивида

Давая оценку индивиду, прежде всего говорят о его характере: хорошем или плохом, покладистом или вздорном. Также говорят о его темпераменте: дело в том, что темперамент – это нейрофизиологический базис проявлений активности индивида, а характер – более-менее устойчивое сочетание и конкретное содержание этих проявлений в тех или иных жизненных ситуациях. И поэтому черты характера более дифференцированно сочетаются с деталями конкретной ситуации, чем проявления темперамента. При этом все четыре общепризнанных и различаемых еще с античных времен варианта темперамента (холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический) могут сочетаться с различным характером. К примеру, холерик – вспыльчивый, резкий индивид, но он может быть при этом вполне доброжелательным и – в конечном итоге – покладистым.

Темперамент

Понятие темперамента и вкладываемый в него смысл, наиболее близки нейрофизиологически: каждый тип темперамента – это конкретное устойчивое сочетание силы и подвижности процессов возбуждения и торможения в головном мозге. Очевидно, что темперамент дан индивиду от рождения и измениться в ходе жизни практически не может: возможно лишь некоторое – порою ситуационное – усиление или смягчение наиболее акцентированных его проявлений. К примеру, если сангвиника серьезно «издергать», его поведение может приблизиться к поведению холерика, но только на время – пока он «придет в себя». Кроме того, при любом темпераменте индивид способен к единичной реакции любого типа: «сорваться», к примеру, может и флегматик, а «выйти из себя» – и меланхолик. Различие лишь в частоте подобных реакций и силе вызвавшего их фактора. Если холерик «срывается» по пустякам, то для других типов темперамента сила вызвавшего «срыв» фактора должна быть больше, нарастая в направлении: сангвиник флегматик меланхолик.

Характер

В отличие от темперамента, характер индивида может и «улучшаться», и «портиться», поскольку он вырабатывается в ходе индивидуального развития, и происходит это путем выработки и накопления привычек и поведенческих стереотипов. А они намного более способны к изменениям, чем нейрофизиологические основания поведения, определяющие темперамент.

Направленность личности

Анализ жизненного пути и конкретного поведения индивидов позволяет сделать вывод о том, что черт темперамента и характера недостаточно для оценки индивида: ей нужны дополнительные векторы. К числу их в настоящее время относят направленность личности (на созидание или разрушение, на упорядочивание или дезорганизацию, на создание нового или сохранение старого). Согласимся: каждый из этих видов направленности личности возможен при любом темпераменте, но не при всяком характере. К примеру, аккуратность. Из черт темперамента она, видимо, лучше согласуется с торможением, чем с возбуждением: индивид холерического темперамента скорее будет «разбрасывать вещи», чем индивид темперамента флегматического. Но что будет в поведении конкретного индивида – определяется воспитанием: ведь содержание характера, как мы сказали выше – это совокупность привычек и поведенческих стереотипов. С точки зрения направленности личности аккуратность более всего согласуется с направленностью на упорядочение (окружающего), сбережение (накопление), хотя и может сочетаться с такими противоположными чертами характера (не темперамента!), как доброта или алчность. Мы знаем: есть индивиды, которым легче вещь отдать кому-либо, чем испортить, и наряду с ними есть и такие, кому ее легче испортить, чем отдать. Существенным является также то, что темперамент индивида – вне сферы нравственных оценок, тогда как характер в их сферу входит, а направленность личности – в еще большей степени. При этом различия между характером и направленностью личности могут проявляться весьма отчетливо. Разве мы не знаем «хороших » людей «с плохим характером»? Или тех, у кого характер, как будто бы хороший, но дела с ними лучше не иметь: обманут. Следовательно, необходимо оценивать еще и наличие или отсутствие у индивида нравственных устоев.

Тип отношения к жизни

Четвертым вектором оценки индивида – наряду с темпераментом, характером, направленностью личности – следует считать тип отношения к жизни. Он определяется тем, на что ориентирована жизнедеятельность индивида во всей ее совокупности: в какой сфере деятельности находятся главные доминанты индивида, главные его ценности. К какому роду занятий он склонен больше, что для него важнее? Одно дело – стремиться к удовольствию как таковому (гедонизм), другое – к удовольствию опосредованному, то есть от сделанного дела, решенной задачи, достигнутого успеха, осуществленного намерения, реализованного замысла… Ведь это совсем не то удовольствие, которого добиваются, скажем, путем гедонического риска.

Взаимосвязь типа отношения к жизни и направленности личности

Тип отношения к жизни и направленность личности – смежные, но самостоятельные векторы оценки индивида . К примеру, ориентация на реальный, ощутимый результат действий (на процесс его достижения – лишь в подчинении к этому) свойственная прагматическому отношению к жизни, может выражаться склонностью как к упорядочению и накоплению, так и к инновациям. Рукотворное новое – это всегда результат. Но и приведенная в систему совокупность давно известного – тоже результат .

Если сравнить по данному вектору оценки двух наиболее известных политических деятелей нашей страны – В.И. Ленина и И.В. Сталина, то легко увидеть, что у первого доминировала направленность на создание общественно-нового (полностью взамен старому), а у второго – направленность на сохранение, упорядочивание, преемственность в уже имеющемся. Мало обращают внимание на тот факт, что многие управленческие решения И.В. Сталина были подсказаны опытом Российской Империи и явились модификацией его в новых условиях. К примеру, пресловутый «суд тройки» был введен в 1916 году в армии – и, следовательно, императором Николаем II, равно как и практика назначения глав регионов была заимствована из отечественной истории. Здесь был общий принцип: никогда не назначать главою региона – области или губернии – кого-либо из местных: только людей посторонних данному региону, и важно это было с точки зрения централизации власти и поддержания целостности страны. Что же касается типа отношения к жизни, то у обоих деятелей в этом было немало сходного: В.И. Ленину был свойствен идеологически-прагматический тип, И.В. Сталину – прагматически-идеологический (см. ниже).

Тип отношения к жизни определяет успехи и неудачи индивида

Понятие «тип отношения к жизни» необходимо для общей и социальной психологии, поскольку типом отношения индивида к жизни определяется весьма важное: характер и конкретное содержание его успехов и неудач ( и чем они являются объективно, и что именно индивид квалифицирует как свой успех или неудачу ). А как и в чем индивид сочетает свои интересы с интересами других индивидов, определяется уровнем его нравственности и характером, и с этой точки зрения характер оказывается вторичным фактором к типу отношения к жизни.

Жизненные достижения

Известно, что жизненные достижения различных индивидов неодинаковы. Но что считать «жизненным достижением»? Есть объективный критерий: ценность того, что индивид оставляет следующему поколению, а это во многом связано и с продолжительностью его жизни. Есть и субъективный критерий: степень удовлетворенности индивида своей жизнью. Между ними прямая зависимость: неудовлетворенность жизнью заставляет искать новое, стремиться к чему-то, выходящему за пределы наличной ситуации. Но нередко жизнь, несмотря на любые достижения, все равно полной удовлетворенности индивиду не приносит. Наиболее ценно, если эта неудовлетворенность имеет характер творческой неудовлетворенности: это наиболее полезный и для индивида, и общества ее вариант. По существу, такая неудовлетворенность лежит в самой природе познавательной потребности, существенно отличая ее от трех других базисных потребностей каждого живого существа.

Удовлетворенность жизнью

Удовлетворенность индивида своей жизнью должна быть активной и не должна препятствовать новым достижениям. Тем не менее порою она ведет к успокоенности, к снижению активности индивида, так что результаты последующей его деятельности могут быть значительно меньшими, чем прежде. В целом, «неудовлетворенные » больше способны приносить обществу пользу своими инновациями, а «удовлетворенные » – поддержанием его стабильности . Но обе эти тенденции равноценны и необходимы.

Удовлетворенность жизнью производна от двух вещей: от того, что именно индивиду («в жизни») надо, и от того, насколько конкретные условия жизни этому способствуют (или препятствуют). Бывает, что индивиду настолько многое «надо», что и в самых благоприятных условиях он ощущает себя неудовлетворенным, а следовательно, и несвободным, – это особенно свойственно пассионарным индивидам и является характерной чертой пассионарности.

Как мы знаем, пассионарий – это тот, кто мешает другим людям жить спокойно, руководствуясь при этом самыми различными соображениями. Наиболее «продвинутые» и политически ангажированные пассионарии «приватизируют» такие понятия, как «всеобщее благо», «светлое будущее», «счастье народа»: пассионарность требует идеи, и без нее энергия индивида оказывается дезориентированной. Опыт поиска таких идей к настоящему времени накоплен большой, так что всегда можно найти что-либо «подходящее ». Вместе с тем ресурс таких идей не бесконечен: ведь в итоге каждая из них восходит к какой-либо из базисных потребностей, а их всего четыре. И порою политически ангажированные пассионарии буквально бьются в поисках новой привлекательной идеи, которая позволила бы им канализировать и собственную активность, и активность других членов общества в желательном для себя направлении и ощутить собственную значимость.

Шесть типов отношения к жизни

Активность индивида по-разному проявляет себя в зависимости от типа его отношения к жизни. Мы предлагаем различать шесть типов отношения: гедонический, идеологический, прагматический, эгоцентрический, авантюрный, романтический . В зависимости от этого различными оказываются и многие другие характеристики личности, а также и деятельности индивидов – с точки зрения мотивации, целеполагания и смыслообразования. Важно, что наиболее востребованным в обществе, в зависимости от фазы его развития, а также характера встающих перед ним задач, оказываются индивиды то авантюрного, то прагматического, то идеологического типа отношения к жизни. И с этой точки зрения правомерными являются такие выражения, как: «эпоха авантюристов», «эпоха романтиков», «эпоха прагматиков» и т.д. Несомненно, что в зависимости от конкретных общественных условий наиболее жизнеспособными оказываются индивиды то одного, то другого типа отношения к жизни.

Связь типа отношения к жизни с уровнем нравственности

Представленные в табл. 1 типы отношения индивидов к жизни и связанные с ними различия в характере их мотивации, целеполагания и смыслообразования могут проявляться по-разному: в зависимости от уровня нравственности. Сам по себе тот или иной тип отношения индивида к жизни ничего не говорит о его порядочности или непорядочности, алчности или бескорыстии, объективности или необъективности. Но при этом, к примеру, следует различать алчность индивида к власти и алчность к материальным ценностям: это зависит от того, что для него более значимо.

Таблица 1

Типология отношения индивидов к жизни

 

Продолжение табл. 1

Разновидности типов отношения к жизни

При гедоническом отношении к жизни нравственный индивид стремится вести здоровый и даже непритязательный образ жизни, ему достаточно уюта и радостей повседневной жизни. Безнравственный же (то есть неспособный держать себя в определенных рамках) – «растрачивает себя» в погоне за удовольствиями. Поэтому в пределах гедонического отношения к жизни можно выделить три его разновидности: гедонически-непритязательное, гедонически-алчное, гедонически-безответственное .

При идеологическом отношении к жизни нравственный индивид скорее пожертвует ради идеи собой, тогда как безнравственный охотно будет посылать на смерть других и всячески беречь свою жизнь под предлогом сохранить себя для служения этой идее и в будущем – это свойственно «главарям», вождям, предводителям, «зачинщикам»: весь возможный ущерб от реализации своих намерений они перекладывают на других – неискушенных исполнителей, орудие в их руках.

Всегда в обществе была и есть категория индивидов, весьма одаренных в плане умения подчинять активность других индивидов своим интересам.

При прагматическом отношении к жизни нравственный индивид, самоутвердившись в успехе, проявляет стремление поделиться результатами этого успеха с другими. В частности, многие состоятельные люди занимаются благотворительностью. Безнравственный же индивид с прагматическим отношением к жизни не в состоянии остановиться: ему всегда всего будет мало. Когда одного из наиболее одиозных российских «олигархов» спросили: «У тебя так много чего есть, чего тебе еще надо?» Он ответил: «Мне нужно все! » Конечно, подобные индивиды обычно достигают большего, чем многие другие, но зато они и наиболее внутренне несвободны: именно вследствие постоянной неудовлетворенности.

И быть может, это ощущение, как кнут, подстегивает их к поиску все новых направлений для приложения их энергии.

Подобные индивиды негативно переживают тот факт, что не все им доступно и не всем они могут обладать. И постоянно – именно в связи с этим – ощущают дискомфорт. Как раз из их числа выходили великие завоеватели: сколько бы чужих земель ни было ими захвачено, мысль о том, что где-то остались еще не завоеванные ими земли, каждому из них, по-видимому, причиняла тяжкие душевные страдания: глубокую неудовлетворенность и связанное с нею психическое напряжение – главные факторы внутренней несвободы, трудно поддающейся смягчению путем любых внешних достижений. Следовательно, великие завоеватели и великие стяжатели – это жертвы своей неспособности к достижению удовлетворения и, следовательно, это индивиды, внутренне менее свободные, чем многие жители завоеванных ими земель, или подчиненные им сотрудники.

Проявления типов отношения к жизни в условиях несвободы

А каковы различия в душевном состоянии индивидов с различным отношением к жизни в условиях несвободы – к примеру, в концлагере? Индивид с гедоническим отношением к жизни будет ощущать утрату полноты (а следовательно, и смысла жизни: «экзистенциальный вакуум», по В. Франклу, «Человек в поисках смысла»). Наиболее нравственные из их числа будут находить утешение в том, что их жизнь «несмотря ни на что» все-таки продолжается, и видеть смысл своей жизни (даже в концлагере) в самом ее продолжении. Индивид с идеологическим отношением к жизни будет проявлять твердость и стойкость, самоутверждаясь в них самих – если это индивид нравственный. Или же переметнется на сторону противника, если это индивид безнравственный: не случайно Гитлер утверждал, что «из числа бывших коммунистов вполне может выйти настоящий национал-социалист, а вот из социал-демократов – никогда!». При этом фюрер имел в виду именно способность индивида твердо служить идее, готовность ради этого на все, включая беспощадность к противникам: это характерные черты индивидов с идеологическим отношением к жизни. Переметнувшись на сторону противника – то есть сменив для себя руководящую идею, подобный индивид способен служить новой столь же ревностно, как и прежней, и столь же настоятельно будет требовать этого от окружающих . Собственно, не был ли первым из их числа апостол Павел (ранее – Савл), который сначала жестоко преследовал инакомыслящих, но затем, под влиянием Христа, проникся идеями милосердия и стал одним из ближайших его последователей? К сожалению, именно опыт его предшествовавшей деятельности был в полной мере воспринят христианской церковью, и милосердие Иисуса осталось лишь недостижимым образом ее поведения в отношении инакомыслящих. В результате, по мере укрепления церкви, все чаще ею использовался опыт именно дохристианской деятельности Павла.

Индивид с прагматическим отношением к жизни будет и в трудных условиях максимальной несвободы проявлять свою практичность: не замыкаться в переживании несвободы, не переходить на службу к противнику, искать возможности выжить, пытаясь найти себе какое-либо занятие даже в условиях концлагеря.

Доминанта самовозвышения

Наиболее психологически трудным в условиях заключения является положение индивидов с эгоцентрическим типом отношения к жизни. Самим таким своим положением они «унижены» и «опущены», поскольку над ними властвуют надзиратели, и исходить им в своем поведении приходится только из характера окружающей обстановки, а не из самих себя. По существу, эгоцентрическое отношение индивида к жизни – это проявление некоторой акцентуации личности, замкнутости ее на самой себе. Подобный индивид лишен способности воспринимать окружающее непосредственно: между ним и окружающим постоянно находится как бы фильтр – доминанта самовозвышения , относительно которой все окружающее и все окружающие им и воспринимаются. И чувство солидарности, общности с другими ему дается с трудом.

В условиях несвободы, постоянно ощущая себя униженным, подобный индивид не имеет возможности найти для себя те способы самоутверждения, к которым оказываются способными индивиды с другими типами отношения к жизни. И «экзистенциальный вакуум » у него будет особенно тяжелым.

Дисциплина самоутверждения

Надо иметь в виду, что даже концлагерь (кроме лагерей уничтожения) оставляет индивиду некоторые возможности выжить, и если он способен именно выживание сделать актуальной своей целью, его психическое состояние будет относительно благоприятным, насколько это вообще возможно в подобных условиях. При этом жизненно важной оказывается способность индивида к актуализации будущего: если он утвердится в мысли о том, что сначала надо выжить, а «потом он обязательно докажет (или покажет) всем», его психическое состояние может улучшиться, и он будет вести себя более адекватно наличным условиям.

Следовательно, мы вправе говорить о « дисциплине самоутверждения ». Но это правомочно лишь в отношении нравственных индивидов с эгоцентрическим типом отношения к жизни. Безнравственные индивиды с таким типом отношения, находясь в заключении, все равно будут стремиться к самовозвышению – теперь уже за счет более слабых физически или психически заключенных, унижая или «опуская» их: подобное нередко происходит в местах заключения.

Авантюризм

Как будет вести себя в условиях несвободы индивид авантюрного склада? Он не станет мириться с создавшимся положением и будет искать возможность полностью разрешить сложившуюся неблагоприятную ситуацию: он готов на решительное усилие, на концентрированные действия, позволяющие выйти из положения. К примеру, в период Великой Отечественной войны были такие два случая. Наши пленные работали у немцев на аэродроме. И вот, выбрав момент и все подготовив заранее, они прямо под носом у фашистов подняли в небо «Юнкерс» и улетели на нем к своим. Подобное было также и с танкистами: им удалось захватить плененный танк Т-34 и при этом принести немало ущерба противнику – передавить технику и орудия, хотя и не удалось уйти совсем: кончилось горючее. Это – проявления здорового авантюризма: стремления и способности индивида путем чрезвычайного усилия и в условиях неопределенности успеха резко изменить сложившуюся ситуацию .

Естественно, что авантюризм может быть и нездоровым – самоцельным. По существу, подобного типа авантюрист постоянно носит свои потенциальные проблемы с собой, и лишь характер их меняется – в зависимости от сложившихся обстоятельств. При этом повторные проблемы ему не нужны – неинтересны, ему каждый раз нужна новая: в новой и напряженной ситуации он острее ощущает «течение жизни». Здесь лежит различие между нравственным и безнравственным авантюризмом: одно дело – решиться на нечто чрезвычайное, чтобы принести пользу, проявляя любовь к Родине, другое – сделать это же ради стремления к «острым» ощущениям.

Из всех типов отношения к жизни наиболее способны к подвигам именно индивиды авантюрного типа: ведь подвиг как раз и требует сверхусилия, действий на пределе сил и возможностей, и подвиг нередко коренным образом меняет ситуацию. Важно лишь различать, во имя чего совершается то или иное – само по себе героическое – действие, и в этом – различия между нравственным авантюризмом и безнравственным.

Прагматизм

В отличие от индивидов авантюрного склада индивиды с прагматическим отношением реже способны на героические поступки: ведь подвиг – в своей основе – «непрактичен» (с точки зрения интересов того, кто его совершает). Прагматический индивид всегда внесет в оценку ситуации расчет и будет думать о последствиях своих действий во всех деталях. Прагматику ведь всегда важно самому воспользоваться результатами своих усилий , тогда как желаемым результатом авантюриста являются сами его действия – при условии напряженности, новизны, необычности ситуации. И в этом плане главари международных террористических организаций – это циничные прагматики, а вовсе не герои, но среди их подручных – немало авантюристов. Что же касается индивидов эгоцентрического типа отношения к жизни, то им важно – не уронить себя и перед собой, и в глазах окружающих. Выражение «на миру и смерть красна» относится во многом и к ним. Героические поступки эгоцентрических индивидов чаще демонстративны и нередко – вынужденны, тогда как героические поступки индивидов авантюрного типа более инициативны.

Быть выше всех

Еще одна черта эгоцентрических индивидов: быть выше всех – хоть в хорошем, хоть в плохом. Но обязательно – быть «самым-самым»: здесь эгоцентризм смыкается с честолюбием. Пример известен: Дон Жуан распорядился после его смерти написать на своей могиле: «Здесь покоится худший из людей!» И еще одно дополнение: кто более всех предрасположен к ревности? Конечно же, индивид эгоцентрического типа, и быть может, романтического. Но проявления ревности у них будут различными: эгоцентрик будет оскорблен, унижен, взбешен, романтик же – опечален. Прагматик скорее переключится на другой сексуальный объект, равно как индивид гедонического типа. Для индивидов авантюрного или идеологического типа это, видимо, менее значимо: у них в голове – другое, хотя, конечно, нельзя отрицать и феномена «сексуального авантюризма».

Бегство от проблем

А что же индивиды с романтическим типом отношения к жизни? Им свойственна постоянная наполненность мыслей и чувств новым – неизвестным – отдаленным стремлением к выходу за пределы наличной ситуации, какой бы она ни была, но без сверхусилий и риска , как у индивидов авантюрного типа, и никакой практичности, как у прагматиков. Романтики – это индивиды мечтательного склада, мысленно непоседливые (тогда как авантюристы непоседливы физически), готовые в воображении перемещаться на значительные расстояния и при этом в поле внимания постоянно держать свои чувствования. Если авантюриста тянет за переделы наличной ситуации мысль о приключениях, то романтику неприемлема сама по себе обыденность как таковая, без мыслей о приключениях, по крайней мере – конкретных. Интенсивное «чувство приключения» – это удел авантюрного индивида, а «туманная даль», «нечто» – романтика, и при этом – побольше эмоций (но не усилий!). Если индивид авантюрного типа способен решиться на нечто мас- штабное, если он ищет проблемные ситуации, а нередко и сам создает себе проблемы, которые потом сам же и решает, то романтик от проблем убегает – как раз в «туманную даль»: ему проблемы не нужны, ничего приятного с ними у него не связывается. Он способен к концентрации эмоций, но не к концентрации усилий . Если авантюристы совершают героические поступки, то романтики лишь ими восхищаются, им сочувствуют, им сопереживают.

По пути наименьшего сопротивления

Есть известное выражение: «идти по пути наименьшего сопротивления», и смысл его очевиден. Как оно соотносится с типом отношения к жизни? Идти по пути наименьшего сопротивления более склонны индивиды с гедоническим и романтическим отношением и, напротив, не склонны индивиды с идеологическим и авантюрным отношением. Этот тип отношения к жизни в наибольшей мере свойствен «пассионариям» и во многом определяет сам облик пассионарности.

Востребованность эпохой

Мы уже сказали, что на различных этапах общественного развития наиболее востребованными оказываются индивиды с различными типами отношения к жизни. В полной мере это нашло отражение и в смене литературных стилей. Напомним, что литературный романтизм пришел на смену литературному классицизму, с его культом героев, укрепления государства, централизацией власти. Когда же эта общественная проблема была достаточно полно решена в большинстве государств Западной Европы, пришел черед романтизму и индивидам романтического склада: с повышенным интересом к внутреннему миру, к собственным переживаниям. В философском плане это было переходом от общего (обобщенного) к частному, единичному и особенному. А следовательно, и к индивидуализации восприятия жизни и природы человека самими людьми.

Во всем этом есть и еще один очень важный аспект, который здесь мы упомянем лишь кратко: фазы развития цивилизации, этносов. По-видимому, сами переходы от одной фазы сообщества к другой, указанные Л.Н. Гумилевым, во многом реализуются путем сдвигов соотношения в сообществе (популяции) числа индивидов с различным типом отношения к жизни.

Кстати, еще раз обратимся к понятию «путь наименьшего сопротивления». Индивиды какого типа отношения к жизни наиболее склонны идти по этому пути? Очевидно, что гедонического и романтического. А по противоположному «пути»? Индивиды идеологического и авантюрного типов, а частично – эгоцентрического. Прагматик же будет рассчитывать, когда и как поступить результативнее. А у кого больше здравого смысла? Видимо, у прагматиков, тогда как у индивидов с идеологическим и авантюрным типами отношения его как раз часто и не хватает.

Как будет вести себя в условиях заключения индивид с романтическим типом отношения к жизни? Конечно, ситуация будет неприемлемой и для него, но ведь для подобных индивидов в какой-то мере неприемлема любая их жизненная ситуация, и он будет решать сложившуюся проблему несвободы виртуально: уноситься мыслями и чувствами вдаль, и тем самым преодолевать границы заключения, стены тюрьмы. В этом плане характерна повесть Дж. Лондона «Межзвездный скиталец», где как раз и описано подобное: воображение позволяет индивиду преодолевать физические трудности заключения.

Доминирующий ориентир действий

Еще одно полезное сравнение индивидов в плане дифференцированной их оценки – доминирующий ориентир их действий:

  • гедонический тип: какое-нибудь удовольствие;
  • прагматический тип: сделка;
  • идеологический тип: событие;
  • эгоцентрический тип: награждение;
  • авантюрный тип: приключение;
  • романтический тип: путешествие.

Различия в отношении к себе

Теперь посмотрим на различия в отношении индивидов к себе – в зависимости от типа отношения к жизни:

  • гедонический тип: любит себя;
  • идеологический тип: не жалеет себя или забывает о себе;
  • прагматический тип: берет себе;
  • эгоцентрический тип: любуется («упивается») собой;
  • авантюрный тип: проверяет себя;
  • романтический тип: ищет себя.

Различия в проявлениях активности

А каковы различия в проявлениях активности индивидов при различных типах отношения к жизни? Посмотрим табл. 2. Из нее видно, что эта типология охватывает достаточно разнообразные проявления активности и совместима с самыми различными чертами темперамента и характера, что подтверждает ее право на самостоятельность.

Таблица 2

Наиболее характерные проявления активности индивидов при различных типах отношения к жизни

Определяющее значение в судьбе

Таким образом, тип отношения к жизни многое определяет в судьбе индивида, будь то условия, благоприятствующие его жизни или же угрожающие ей. Тип отношения к жизни – это самостоятельная совокупная черта индивидуальности, наряду с темпераментом, характером, направленностью личности, а также с уровнем нравственности . При любом из шести различаемых нами типов отношения к жизни – гедоническом, идеологическом, прагматическом, эгоцентрическом, авантюрном, романтическом – индивиды способны проявлять и некоторые сходные черты, но не все. К примеру, от индивида с гедоническим отношением к жизни мы вправе ожидать скорее беспечности, чем озабоченности делами, при прагматическом же – наоборот, а упомянутая выше аккуратность как черта характера более свойственна индивидам с прагматическим отношением к жизни, чем с гедоническим, идеологическим или авантюрным.

Акцентуации личности

Крайние степени выраженности того или иного типа отношения к жизни могут рассматриваться как акцентуации личности , когда особенности поведения, соответствующие тому или иному типу, сочетаются или не сочетаются с принципом «все или ничего». Дело в том, что чувство меры – это особая характеристика индивида, и это «чувство» можно проявлять при любом отношении к жизни. А поскольку чувство меры – важнейшее основание жизненной мудрости, то оно может быть свойственно индивидам с любым отношением к жизни, хотя это наименее вероятно для эгоцентрического и авантюрного типов. И не случайно индивид прагматического типа отношения к жизни чаще склонен достигать успеха путем постепенного накопления результатов, тогда как индивид авантюрного типа – путем однократного чрезвычайного усилия .

Сочетание различных типов

Различаемые нами шесть типов отношения к жизни далеко не всегда встречаются в «чистом» виде: чаще в психике индивида сочетаются черты, свойственные различным типам. Многое здесь зависит от условий жизни и воспитания, от степени вынужденности индивида поступать вопреки сложившемуся у него отношению к жизни: порою обстоятельства требуют от нас не того, к чему мы склонны. В той мере, в которой они принуждают индивида к тому или иному направлению деятельности, он способен ощущать себя более или менее свободным. Мерой этой свободы или несвободы является степень соответствия того, как он относится к жизни, тому, как он вынужден вести себя в конкретной обстановке . И конечно же – с мерой достигаемой при этом удовлетворенности.

Связь с жизненным опытом

Тип отношения к жизни – менее устойчивая черта психики, чем темперамент, а частично – и характер: с накоплением жизненного опыта – опыта успехов и неудач – возможны модификации типа отношения индивида к жизни, и, быть может, смешанные типы отношения являются результатом такой модификации. Напомним о «юношеском максимализме» и о том, что с ним происходит впоследствии. Это же справедливо и в отношении характера и направленности личности: думается, что проблема целостности жизненного пути или его фрагментарности важна для того, чтобы лучше понимать, как и каким путем индивид достигает максимума (вершины, «акме») в реализации своего жизненного, творческого, делового потенциала.

Заключение

Очевидно, что «тип отношения к жизни» – вектор дифференциальной оценки индивидов, который существенно ее дополняет и может использоваться наряду с такими давно утвердившимися ее векторами, как темперамент, характер, направленность личности. Действительно, индивиды с одним и тем же темпераментом могут иметь разный характер, индивиды со сходным характером – разный тип отношения к жизни, индивиды с одним и тем же типом отношения к жизни – различную направленность личности, и при этом в проявлениях своей активности соответствовать или не соответствовать требованиям нравственности. Исключительно важное значение при этом имеют факторы складывающихся ситуаций, в которых может оказаться любой индивид – помимо своей воли и типа отношения к жизни. Вероятность попадания в ту или иную ситуацию, однако, может зависеть от того, как он реагирует на окружающее. Так или иначе, но понятие «тип отношения к жизни» и его содержание достойны внимания психологов и педагогов и дальнейшего развития: расширения, дополнения, уточнений.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности