Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №3 / 2005 / Пожизненно заключенные: мотивация к жизни (продолжение)

Личность в экстремальных условиях

Стр. «82—93»

Валерия Мухина

Пожизненно заключенные: мотивация к жизни*

Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?

Книга Притчей Соломоновых [24:11]

Ибо гнев человека не вторит правды Божией.

Послание Иакова [1:20]

Х. Должно ли убийство караться смертной казнью?

Я продолжу публиковать письма оппонентов В.И. Добренькова. Его оппоненты – приговоренные к смертной казни, но помилованные. Теперь они приговорены к пожизненному лишению свободы.

Письмо второе Андрея С.

«Уважаемая Валерия Сергеевна, я приветствую Вас миром Божьим и именем Иисуса Христа господа нашего. Здравствуйте, драгоценный человек, духом, душою и телом.

«Я не звездный странник»

После завершения нашей молниеносной встречи я пришел в камеру с трудами господина Добренькова в руках и подумал, что на следующий день напишу Вам свое мнение по поводу напечатанного и мною прочитанного труда сего корифея. Господь говорит нам: «Мои пути не ваши и мысли Мои не ваши мысли». Это действительно так – человек предполагает, а Бог располагает. Но бумаги, которые Вы привезли, я прочитал в тот же вечер и чем больше я вчитывался в строки, тем тоскливее мне становилось, прямо скажем, совсем скучно становилось. Верите? Прошу Вас, Валерия Сергеевна, не думайте, пожалуйста, обо мне, как еще об одном сходящем с ума в этих стенах. Я не звездный странник**. Я здрав рассудком и более здравым еще никогда не был. Уверен, что Вы усматриваете во мне деградацию и думаете примерно так: «Ну, все! Этот парень помешался на Христе и его больше ничего не интересует ». Действительно, меня больше ничего не интересует, но я не помешался, а, наоборот, пришел в себя, удалившись от безумия, которым живет мир.

Кто этот Добреньков?

Попробую Вам объяснить. Вот такие добреньковы вышвырнули меня на свалку, вычеркнули из списков живых, а Господь вытащил меня, омыл, очистил и дал мне царское достоинство и грядущий удел в Себе Самом. Впрочем, для Вас это юродство, а для меня смысл жизни и сама жизнь и почва под моими ногами. Почему я думаю, что Вы так обо мне думаете? Я просто знаю это. Верите? Но да ладно, это в общем-то неважно и давайте перейдем к комментариям вот этих бумаженций, где я поначалу делал какие-то пометки, чтобы быть последовательным в письме, потом перестал их делать в процессе чтения, а сейчас вообще забросил их подальше от глаз моих. Кто он, этот Добреньков? Доктор наук? Поверьте мне, что за порогом этого мира он уже доктором не будет. Верите? Думаю, Вы ожидаете от меня «вумных» рассуждений по поводу «научных дискуссий», высказывания моего мнения по тем или другим позициям сего труда. Так? Ничего из этого я не буду писать и никаких научных диспутов устраивать не буду, потому что считаю это занятие пережевыванием мокрого песка и переноской воздуха с места на место, да еще и вручную. Именно этим занят сей доктор, Добреньков, ибо все, что излилось великой мудростью на бумагу, день за днем освещается СМИ, и все, что он сказал, все до последней буквы и мысли, – это работа попугая. Но не в этом проблема. Дело в том, что сего мужа совершенно не интересует статус-кво в стране, и преступность, проституция и наркомания для него не горе, они для него являются только хорошим поводом, причиной или отправной точкой для удовлетворения своих личных амбиций. А амбиции эти вопиют о мести за смерть драгоценных близких людей. Вы думаете, его заводит вот тот маленький беспризорник, из которого, при таком его образе жизни, вырастет еще один преступник? Или Добренькова волнует судьба этой маленькой девочки, у которой родители наркоманы и которая станет, скорее всего, проституткой? Нет, Валерия Сергеевна, это его не беспокоит, ибо если бы беспокоило, то сей дядечка не стал бы сотрясать воздух и его дом уже давно бы наполнился маленькими человечками, ну, сколько бы он смог прокормить. Верите? Весь труд Добренькова – это крик помешанного: «Дайте мне крови! Дайте мне напиться человеческой крови!» Вот что ему нужно. Месть. И при том его уже не удовлетворяет смерть виновников его горя, он требует тысячи и тысячи смертей, но и их ему мало будет. Поверьте мне, видел я таких людей, как он. Проблема состоит совсем не в том, что писал Добреньков. Проблема в нем самом.

Мотив его о справедливом возмездии – месть

Ладно, давайте порассуждаем, взяв в пример меня.

Вот Добреньков говорит, что преступников нужно убивать. Пусть так. Но кто это будет делать? Добреньков?

Если он согласен это делать, то ясен и мотив его воплей о справедливом возмездии – месть. Согласны? Я убил трех человек. Они были убийцы, грабители и алкоголики, то есть относились к той категории людей, которые, по мнению Добренькова, должны быть уничтожены, так почему же меня осудили?

Я убил законопреступников

Я убил не законопослушных граждан, а законопреступников. Почему же меня назвали убийцей и замуровали в зиндане, а не присвоили статус народного мстителя и не премировали именным оружием, дабы я и далее делал «справедливое дело»? Потому что и убитые были людьми, хорошими или плохими, но человеками, и поэтому я – человекоубийца. Уверен, что Добреньков скажет, что судили меня по мотивам, ибо тут другого не скажешь. Нет, судили меня по фактам, потому что я мог ходить десятилетиями, замышляя убийство за убийством, и никто бы не предал меня суду, доколе я не совершил этого убийства. Я его совершил спонтанно, то есть я его не планировал, да и сыр-бор не я начинал. Вы знаете. Но совершил я его, потому что я внутри уже был убийца по своей сущности. Добреньков тоже убийца. И он чудовище по сравнению со мной, он требует слез родных, которых за сотни тысяч числом. При том он убежден, что это его требование – норма.

«Он опасен»

Это чудовище, которое нужно поместить в психиатри ческую больницу, ибо человек, желающий смерти тысячам, не может быть психически нормальным.

Он опасен. Вызовите ему психбригаду! Это еще один Гитлер или еще один Сталин. Посмотрите на его «патриотические» взгляды. Чем он сокрушен? Тем, что сегодня Россия не может диктовать свою волю всему миру, как это было во времена Союза. Словно немцы или французы недочеловеки и Германия или Швеция менее достойны, чем Россия. Это национализм? Нет, это уже фашизм ничем не прикрытый.

Жажда диктатуры. А знаете, почему у него эта жажда мести? Только по одной причине. Россия должна диктовать свою волю всему миру, по мнению Добренькова, по той причине, что Добреньков является гражданином России. И поверьте, Валерия Сергеевна, что если бы он родился в Гондурасе, то думал бы, что диктатором мира должен быть Гондурас. Верите?

Итак, Россия достойна мирового превосходства, потому что тут Добреньков, а в самой России нужно вырезать полтора миллиона человек, потому что тут Добренькова обидели. Какой добрый он, дядечка этот! А? Вы встречаетесь с ним хотя бы иногда? Спросите у него при случае, что он сделал хорошего в своей жизни и есть ли под небом люди, которые бы благословили бы его. Уверен, что этим вопросом Вы поставите его в трудное положение. Если он будет говорить, что он сделал то и то по своей профессии, то пусть тогда всем дворникам дают «героя России» каждый день за то, что они хорошо подмели улицу.

«Истинно говорю Вам – это чудовище»

Посмотрите: он всем не доволен. Преступники плохие, правительство плохое, президент, которому досталась не страна, а развалюха и который за четыре года сделал ее страной, совсем никуда не годится, милиция плохая. Хороший и видный один Добреньков. А? Истинно говорю Вам – это чудовище. Понимаете? Человек, который желает смерти другому человеку, а все равно чем он мотивирует свое желание, уже потенциальный убийца. А тот, кто требует тысячи человеческих жизней, – чудовище, чтобы он ни думал о себе и чем бы он себя ни оправдывал – он чудовище. И уж если на то пошло, то мелочью нужно заниматься потом, а сначала нужно уничтожать именно вот таких монстров в цивильных костюмах и при галстуках…

Добреньков использует для достижения своей цели все, и вот, наконец-то, этот безумец добрался до Священного Писания и заявляет, цитирую: «Нам (т.е. ему) Всевышний говорит…», далее следует заповедь «Кровь за кровь, зуб за зуб». Но почему же им Всевышний говорит только это? Почему Он не говорит добреньковым: «Не прелюбодействуй», «Не поминай всуе имени Господа Бога своего»? Он (Господь) говорит, но они не слушают Его, потому что им невыгодно это слушать. Уж если ты веришь, берешь закон, то бери весь закон, а закон за прелюбодеяние и за упоминание всуе имени Божьего, как и за убийство, требует возмездия – смерть. Ну что же, Добреньков ответит по закону Божьему перед Богом и очень скоро, ибо он сам избрал себе этот удел. Не пожелал научиться тому «что значит, милости хочу, а не жертвы». Знаете, чего любят Добреньков и ему подобные? Они, Валерия Сергеевна, скорбя и чувствуя себя обиженными, желают, чтобы весь мир рыдал вместе с ними, и ради достижения своей цели готовы пойти на любые меры… Понимаете? Для таких людей существует только одно правильное решение – это их решение. Беда России не только в преступности, а вот в таких добреньковых, которыми она заселена и каждый из которых потенциальный убийца и раб своих амбиций. Они далеки от справедливости…

Интеллигент – лицо нации

Большевики уничтожили интеллигенцию истинную и слепили свою из Мыкол и Микит. Интеллигент, Валерия Сергеевна, не тот, кто в шляпе и в очках, а кто внутри такой, и он – лицо нации. И я знаю, что интеллигенция всегда дралась на смерть за каждую душу русскую и тем паче проявляла сострадание к каторжникам и милость к преступникам, потому что они внутри были сострадательны и милостивы. Декабристы были не правы, но они шли умирать за народ, не ища своей выгоды. И вот ныне – Добреньков считает себя представителем интеллигенции и требует крови человеческой. Ну, уж если элита дожила до этого, то справедлив Бог, разваливающий страну на куски. И действительно, если «лицо» нации – кровожадные чудовища, то что спрашивать с живущих в низах? Такая нация действительно обречена на вымирание, и ее нужно и должно стереть с лица земли: элита – убийцы, власти – воры, низы – убийцы, и все хотят убивать и обворовывать друг друга. Зачем такой народец? В порошок его перетереть и развеять. Так и будет…

«…но я никогда не потребую человеческой крови…»

Вот Вы думаете, Валерия Сергеевна, что у меня с головой плохо. Может, я и ошибаюсь, но судя по последним нашим встречам, это так, ибо они стали коротки, Вам не интересно то, чем я живу, и мысли мои кажутся Вам мыслями фанатика. Дело в том, что я могу огорчиться, могу обидеться, могу страдать, но я никогда не потребую человеческой крови и никогда не пожелаю человеческой смерти. Понимаете?

Этого никогда даже внутри меня не появится, потому что я знаю цену человеческой жизни и познал ее отнюдь не убийством потерпевших, а смертью Иисуса Христа мною распятого, умершего за мои грехи, – вот мое самое чудовищное преступление – убийство Сына Божьего моими делами и поступками, которые суть грехи. Понимаете?

И вот Добреньков требует крови, в том числе и моей. Поверьте, моей крови не хватит, чтобы расплатиться за все мои преступления, и поэтому Иисус пролил за меня Свою Кровь. Может быть, этой Крови Божьего Сына хватит, чтобы Добреньков удовлетворился?

Я не оправдываюсь, ибо по делам достойное принял, но я уже никогда не убью никого и никогда ни- чего не сворую, ибо, делая это, я вновь буду распинать Христа, требуя оплаты за мои беззакония.

«… или я убил, потому что я уже был таким?»

Стал ли я убийцей, потому что убил, и стал ли я преступником, потому что преступил закон, или я убил, потому что я уже был таким? Да, именно, потому, что я был похож внутренне на Добренькова. Именно в этом проблема самого Добренькова. И он большой глупец, если думает расстрелами что-то изменить. Если убить Васю, на его место встанет Федя, если убить Федю, то вместо него будет Миша, и так было всегда и будет, пока не останутся на земле два человека – Добреньков и еще кто-то, и вот этот кто-то решит, что он достойнее Добренькова…

Психология человека неоднозначна

И еще, Валерия Сергеевна! Есть один очень важный принцип в межчеловеческих отношениях, и вот в чем он заключается. Каждый человек жестко судит в другом человеке те пороки, которые имеют место в нем самом, и если их в нем нет, то эти пороки им не осуждаются в другом, но они им воспринимаются с улыбкой всепрощения, как человеческие слабости, подобные детским шалостям, и принцип этот неизменен.

Подумайте над данными словами, и Вы найдете, что это действительно так. Верите?

«Перед Богом не может оправдаться никакая плоть»

В Писаниях есть такая истина: «…ибо перед Богом не может оправдаться никакая плоть». Или, говоря иначе, не важно, что мы сделали по плоти, важны сами сокрытые мотивы внутри нас, состояние наших сердец. Сердце Добренькова требует человеческой крови. По данному факту ему определится и удел в вечности, и если он этого не поймет и будет считать себя хорошим Добреньковым, то мне жалко этого человека, ибо он обречен на гибель. Я бы очень хотел, чтобы мое письмо попало в его руки. Если можно, передайте мое письмо сему мудрому мужу, ибо ему нужно знать правду о себе самом, а кто ему ее расскажет, если не я? Ему, да и всем, мой совет. Покаяться! Покаяние же означает перемену мышления. И обратиться к Богу живому и не смотреть, кто что делает, но смотреть, какой ты сам, сравнивая себя с Божьими стандартами. И если Бог говорит: «Не убий», то и не нужно убивать ни оружием, ни в сердце своем. Ибо из сердца исходят злые замыслы, убийства, кражи, злободеяния, и они налицо у Добренькова. А он еще и судит, а каким судом судит, тем и осудится сам. Суд без милости есть убийство, а милостивый помилован будет. Это ему нужно знать, ибо время коротко и еще ему нужно знать, что все согрешили и все лишены славы Божьей. И он тоже. Это все, что я могу написать по поводу добреньковских трудов.

Проблемы внутри человека, а не вокруг человека

Проблема не вокруг него, а внутри него и в каждом из окружающих его, и изменять ситуацию нужно в основании, а не на поверхности. Да и не под силу это людям, это делает только Иисус. Ладно, буду заканчивать. Когда напишу, не знаю, ведь я без бумаги остался, значит и Вы будете без моих писем. Ибо, где я могу взять бумагу? Согласны? Это справедливо и не по Добренькову. Верите?

Все. До свидания. Привет этому сумасшедшему маньяку и да помилует его Господь.

Всего Вам доброго. Не болейте.

Храни Вас Бог.

С уважением, Андрей.

P.S. За ошибки и почерк не ругайте, ибо я лентяй и мне не хочется что-то исправлять и перечитывать. Верите?»

Тексты зависят от концептосферы человека

Андрей, это Ваше второе письмо на тему «Должно ли убийство караться смертной казнью?». То, о чем и как Вы пишете здесь, – это Ваше мнение. У Вас есть своя позиция в отношении к преступлению и наказанию, есть свое отношение к позиции и способам ее выражения В.И. Добреньковым.

Андрей, я уважаю Ваше мнение. И спасибо за то, что Вы отозвались на мое предложение: прочесть материал В.И. Добренькова и высказать свои суждения. Текст и контекст Вашего письма в содержательной ее части находится в непосредственной зависимости от Вашей индивидуальности, от особенностей восприятия мира и от Вашей концептосферы.

Это мудреное слово ввел в философию, культурологию и литературоведение академик Д.С. Лихачев. В своей работе «Концептосфера русского языка» он писал о том, что концептосфера зависит от индивидуальности носителя. Что верно, то верно: индивидуальность через контексты речи, через концептосферу проявляет свою глубинную сущность.

В приводимых текстах – всегда особый диалог: профессор В.И. Добреньков, ратующий за смертную казнь, и когда-то приговоренные к смертной казни, ныне пожизненно осужденные.

Теперь хочу обратить внимание моего уважаемого читателя на другое письмо, которое написано в иных контекстах, в иной концептосфере.

Письмо Алексея Л.

«Валерия Сергеевна, здравствуйте!

Наконец-то уселся писать Вам письмо

Наконец-то спустя две недели после нашего свидания с Вами я уселся писать Вам письмо. Спасибо Вам, Валерия Сергеевна, что приехали к нам сюда. Для меня встречи с Вами являются каждый раз таким определяющим событием, что его нельзя охарактеризовать каким-то одним словом. В этот раз нам с Андреем было немного полегче: Сергей Валентинович предупредил нас о Вашем приезде за целую неделю, так что в какой-то степени мы были уже подготовлены к встрече с Вами, а то ведь обычно хотя и жду Вас каждый четверг, все равно встреча оказывается «неожиданной»… И на этот раз все тоже получилось «неожиданно» – рабочий день подходит к концу и тут вдруг вызывают меня и ведут наверх в кабинет начальника (!), что никоим образом не ассоциируется со встречей с Вами, Валерия Сергеевна! Да, неожиданно все получилось, но от этого не менее радостно. Зашел, увидел Вас и так обрадовался, что моментально успокоился и пришел в норму. «Как мало надо человеку для счастья» – эту истину я проверил на себе и теперь знаю на нее ответ. Низко- низко, до самой земли, кланяюсь Вам, Валерия Сергеевна, за все Ваше участие в моей жизни. За то, что выкроили несколько минут и пришли специально поздороваться со мной. За Ваши цветы, которые действуют лучше всякого лекарства на душу… Как только вернулся в камеру, то сразу же поставил их в воду. А вечером додумались с Андреем засушить парочку, что и сделали: достали из букета два цветка, обсушили, расправили их и положили под пресс, а остальные остались стоять в «вазе» и радовать нас своим настоящим желто- зеленым цветом. Что удивительно, три дня цветы в положенное для них время исправно утром и вечером раскрывали и закрывали свои бутоны. На четвертый день остановились в полураспущенном состоянии и оставались так еще четыре дня, в конце которых окончательно увяли, уронив свои головки… И то какая радость для нас – целую неделю [всего неделю] в камере были живые цветы!!! Глазами можно было посмотреть на них, пальцами потрогать, а главное – душой прочувствовать все Ваши слова, Валерия Сергеевна, которые Вы мне сказали своими цветами <…>

«Я несколько раз прочитал статью»

А теперь по поводу статьи Добренькова В.И. о смертной казни. Статья, конечно, написана однобоко – ах, как у нас в России все плохо!.. И причина этого, по словам автора, в отсутствии смертной казни. Трудно с этим согласиться. Я статью несколько раз прочитал – и видно, что она написана на эмоциях. Даже цитаты из Библии приведены, но Андрей говорит, что они вырваны из основного контекста и на самом деле смысл у них другой.

«Господь наказал убийцу отчужденностью»

А ведь, если рассмотреть самое первое убийство на земле, когда Каин убил Авеля, то Господь не наказал убийцу смертной казнью. Он просто наказал его отчужденностью , заставив скитаться по всей земле, не находя никакого понимания нигде, понимаете? Давид – тоже убийца. А в Новом Завете Христос вообще заповедал прощать всех врагов, в том числе и убийц своих близких. В духовной литературе даже встречается такая мысль, что там, на небесах, мать жертвы должна с распростертыми объятиями встретить убийцу ее сына или дочери… понимаете? Но это все вопросы небесного, а что касается земного, то в поставленном вопросе я согласен с автором и говорю: да, смертная казнь нужна.

«Говорю и как вольный человек, и как зэк»

Говорю это и как «вольный» человек с оставшимися со свободы взглядами, и как зэк, в шаге остановившийся в роковой запятой: КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ. Более того, Валерия Сергеевна, Вы только не расстраивайтесь, но если мне сейчас дадут расписаться в бумагах за утверждение в отношении меня ВМН*** , то сделаю это, можно сказать, с радостью. Причин этому много. Не зря же было написано стихотворение:

Пошуми мне, судьба, расскажи,

До которой дойду я межи.

Отзови ты меня в сторонку,

Дай прочесть мою похоронку,

Чтобы точно знал: где, как,

Год, месяц, число и место.

А за что, я знаю и так ,

Об этом рассуждать неуместно…

«Я прекрасно знаю, за что следует меня казнить»

Вот и я прекрасно знаю, за что следует меня казнить. Я полностью поддерживаю мысль В.И. Добренькова о том, что отбывшие наказание преступники не способны реадаптироваться в обществе, они никогда не смогут стать полноценными гражданами общества. Чего уж говорить про тех, кто переступил черту и смог убить человека. Вышел человек на волю через 25 лет – и что? Социальных связей никаких, идти некуда, кроме как обратно в тюрьму. А есть ли смертная казнь в законе, нету ли – это не остановит. Когда совершаешь преступление, то про УК не думаешь и не вспоминаешь, а если и думаешь, то надеешься, наверно, на наше русское «авось»: авось не поймают. Нет тут никакого страха перед неотвратимостью наказания! Вспомните еще один пример – кино «Операция «Ы». Когда директор говорит троице об инсценировке ограбления, то Вицин говорит о том, что, мол, не пойдет, это восемь лет с конфискацией и т.д. и т.п., но в итоге все соглашаются, потому что авось никто не узнает! Спросите любого из нас тут сидящих, разве кто думал про «вышку», когда людей убивал? Ни я, ни Андрей, пятый, двадцатый, ни 164-й… Так что это не аргумент, что стоит только ввести смертную казнь, как резко уменьшатся преступления против личности. «Разгул преступности и отсюда коррумпированность власти» – тоже я согласен с этой мыслью В.И. Добренькова. А если ее приплюсовать к предыдущей, то преступники, серьезные преступники, зная о грозящей им «вышке», все равно совершат свое черное дело, так как помимо этого они также знают, что с помощью денег их «отмажут» от этого наказания, поэтому и будут продолжать убивать, как это ни прискорбно…

«Не останавливает человека от убийства статья о высшей мере!»

Ну не останавливает человека от убийства наличие в УК статьи о высшей мере! Думаю, что Вы, Валерия Сергеевна, знаете о том, что на «Участке» есть несколько человек, которые ранее отбыли срок за другое убийство. Не страх перед наказанием останавливает человека, а его осознанный выбор: что такое хорошо и что такое плохо. Вот и вся соль! [И не более.] Выбе- рет человек плохое – тогда и «вышка» его не остановит. Выберет хорошее – вообще знать не будет об УК.

«Кара должна быть справедливой»

И еще в статье делается акцент на своеобразной мести со стороны потерпевших в отношении к убийце. В литературе очень много есть примеров (а все книги, как известно, строятся на жизни), когда потерпевшая сторона начинает мстить убийцам своих близких: все подготавливает тщательно и убивает убийцу. А на душе потом у него – пусто … Это прямо как штамп литературный. Пусто и нет практически удовлетворенности от мести, понимаете? А вот с другой мыслью статьи, где говорится, что смертная казнь со стороны государства выступает именно как кара, как возмездие со стороны всего общества за нарушение преступником принятых обществом законов и моральных норм, я тоже согласен. Каково преступление, такова должна быть и кара за него. Справедливая кара! Никто не знает, каков будет Суд там, на небесах. А по человеческой логике – смертная казнь нужна. Есть грехи, которые можно смыть только кровью своей.

«Ни один адвокат не взялся защищать бесланского террориста»

По радио передали, что ни один адвокат не взялся добровольно защищать единственного оставшегося в живых бесланского террориста, поэтому адвоката ему назначат . Почему никто не стал его защищать? Потому что все прекрасно понимают, что этот человек не должен больше жить на земле. Наши преступления – это тот же самый Беслан в рамках отдельно взятой семьи, а с учетом родственников – уже всероссийские рамки. И судья и прокурор понимают прекрасно, что надо казнить таких преступников, как мы. Адвокат тоже в душе согласен с ними, но у него работа такая, чтобы за деньги идти против своей совести. А раскаялся ли преступник – в это никто не верит, и всю оставшуюся жизнь нам теперь придется жить «под колпаком» надзора.

И книга Чезаре Бекариа «О преступлениях и наказаниях » – не дает сколько-нибудь серьезного аргумента об отмене смертной казни, я прочитал ее и не могу сказать, что сразу же стал ярым сторонником жизни убийцы. Вообще, статья В.И. Добренкова и книга Ч. Бекариа – это две крайне противоположные точки зрения: одни – за, другой – против. А истина, как известно, где-то посередине.

«Смертная казнь нужна!»

Смертная казнь нужна! Даже Солженицын согласен. И я тоже согласен: у государства должна быть возможность справедливо воздавать за содеянное, за всю тяжесть содеянного, потому что наличие или отсутствие смертной казни в УК не играет никакой роли, статистика преступлений это подтверждает.

«Человек всегда будет убивать»

…Человек всегда будет убивать, вот в чем горькая правда, он не остановится ни перед чем, если задумал убить… Вот, в принципе, и все мои комментарии к статье. Простите меня за цинизм. Хоть и не поможет смертная казнь справиться с преступностью, все равно она нужна.

Может, я тоже все это пишу на своих эмоциях своими свихнувшимися мозгами, ощущая на себе взгляд своих потерпевших, – не знаю!.. За свою смертную казнь – я двумя руками «за»!

«Но совесть свою мне ничем не обмануть»

Да, я могу сейчас улыбаться, радоваться жизни, испытывать очень теплое щемящее чувство от вида простых цветов в камере и получать удовольствие от бананов с колбасой, но совесть свою мне ничем не обмануть. Все, что я сейчас и в будущем могу или смогу сделать полезного для общества (книжку перевести, ближнего своего порадовать…), не искупит моей вины. Разве это не правда?

На этом, Валерия Сергеевна, все. Думал я все время над этой статьей и вот что сумел написать. Простите меня, Валерия Сергеевна, как мать, как женщина, как человек, работающий с детьми, – за мое преступление. Простите!..

Алексей»

Человек даже в узах должен быть устремлен в будущее

Алеша! Я страдаю вместе с Вами. Я не хочу судить о Вашем преступлении – я не знаю эмоций и мотивов, которые определили его. Я боюсь в человеке готовности к злодеянию. Эта готовность присуща нам, людям, – многим, если не всем. Но кто-то с Божьей помощью удерживает свои страсти, кто-то – нет.

Я сочувствую Вам, Алеша, и маюсь душой за Вас. Жажду, чтобы Вы удержались в узах – в этих условиях и сохранили себя для БУДУЩЕГО.

Я желаю моим подопечным спасения души. Но и себе, моим близким, вообще людям, я также желаю потребности и силы для спасения души. Человек должен научиться пестовать в себе духовную личность.

Что касается диалога осужденных пожизненно с В.И Добреньковым, то я считаю весьма полезным для каждого живущего обыденной жизнью человека услышать мнения осужденных людей, отчужденных от нашей обыденной жизни.

(Продолжение следует)


 * Продолжение. Начало: Развитие личности. 2002. № 3. С. 51–60; № 4. С. 100–114; 2003. № 1. С. 97–117; № 4. С. 121–143; 2004. № 1. С. 118–130; № 2. С. 128–145; № 3. С. 115–127. № 4. С. 97–106; 2005. № 1. С. 157–175; № 2. С. 137–142.

** Адресует меня к Дж. Лондону [Странник по звездам].

*** Высшая мера наказания. [Как Алексей на все согласен. Пусть ему предложат пулю в затылок и Вы увидите, что он врет.]

 

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности