Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №3 / 2005 / И по закону, и по справедливости убийство должно караться смертной казнью (окончание)

Личность в экстремальных условиях

Стр. «94—105»

Владимир Добреньков

И по закону, и по справедливости убийство должно караться смертной казнью*

Мне трудно поверить в то, что правозащитники, многие из которых профессиональные юристы, не понимают природу государства как социального института. Ведь сущность любого государства – это право и обязанность власти применять насилие. Не само государство присваивает право на насилие, а само общество, создавая государство, наделяет его функциями насилия именно для того, чтобы обеспечить безопасность своих граждан и стабильность развития общества.

Если государство хочет быть сильным, оно должно охранять свое право на насилие и ни в коем случае не отдавать его криминалу, деструктивным силам. Трагедия нашего общества заключается в том, что наше государство в силу порочной либеральной идеологии правозащитников, которую оно взяло на вооружение, добровольно отдало право на насилие криминалу, который присвоил себе это право и безнаказанно убивает граждан, ни перед кем не оправдываясь. С такой философией мы не построим сильное государство и не способны будем эффективно бороться с криминалом и защитить своих граждан. Да и сама власть при этом оказывается абсолютно незащищенной – уже десятками безнаказанно убивают государственных деятелей, представителей власти. Философия правозащитников не только порочна, но и опасна тем, что она пытается навязать обществу точку зрения, согласно которой любое насилие со стороны государства и власти незаконно, нелегитимно и якобы противоречит гуманизму. Она пытается разоружить государство, ослабить его.

Право на насилие отдано криминалу

Сейчас восстановить монополию на законное использование насилия государственной властью будет не так легко, так как неузаконенное насилие сегодня уже фактически забрала в свои руки организованная преступность.

Отмена моратория на смертную казнь, восстановление смертной казни за особо тяжкие преступления – это только первый, но реальный шаг на пути к созданию действительно сильного государства и завоеванию полной монополии власти на законное насилие.

Единственное средство, я подчеркиваю, единственное, и нет никакого другого, чтобы сдержать, подавить, укротить зло в лице криминала, – это страх неотвратимости наказания. В нашей ситуации только страх казни может сдержать яростное насилие убийц. Страх такого справедливого судебного наказания, как смертная казнь, удержит многих людей от нарушения закона.

Мера наказания должна соответствовать тяжести преступления

Неотвратимость наказания в борьбе с преступностью сама по себе является одним из важных факторов, но, по моему мнению, она не является единственным и достаточным фактором, обеспечивающим успех этой борьбы. Нельзя недооценивать тот факт, что мера наказания или ее ужесточение должны соответствовать тяжести совершенного преступления. Поэтому, подчеркивая важность и значение неотвратимости наказания, мы не можем на этом основании отвергать смертной казни как самой суровой исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления. Я утверждаю, что в борьбе с преступностью важно не только стремиться к раскрытию преступлений, добиваться неотвратимости наказания, но не менее важно ревизовать справедливость закона, а это происходит тогда, когда мера наказания полностью адекватна характеру преступления. Лишь адекватная мера наказания раскрывает меру глубины, бездны совершенного преступления, дает искупление греху смертоубийства и восстанавливает справедливость. Тягчайший грех убийства может быть смыт, «оправдан» только кровью совершившего его. Таков божественный закон неотвратимого возмездия, который требует пролить кровь для отпущения греха, таков непреложный человеческий закон восстановления справедливости. Зло всегда должно быть наказано – либо нейтрализовано, либо уничтожено. В чем суть справедливости? В том, что каждый человек должен получить то, что заслужил. Если человек заслужил почет или славу, он должен их получить, если человек заслужил богатство, он должен его иметь, если человек преступил закон и заслуживает наказания, он должен быть наказан. Существо же справедливого наказания заключается как раз в том, чтобы оно соответствовало тяжести совершенного преступления и мере вины преступника. Только наличие и учет этих факторов обеспечат в конечном счете успех борьбы с преступностью.

Если идеология правозащитников будет оставаться в русле официальной государственной политики, ничего хорошего мы в ближайшее время не получим – так же будут литься кровь, разваливаться общество и господствовать насилие.

Проблема судебной ошибки

Одним из самых «сильных» аргументов правозащитников за отмену смертной казни как особого вида наказания является вероятность так называемой судебной ошибки, когда может быть осужден невиновный. Что ж, такая вероятность действительно существует, но она ничтожна. В принципе государственная система правосудия, как и любой институт общества, не застрахована от возможных ошибок. Во избежание таких просчетов к расследованию убийств надо подходить наиболее серьезно. Чтобы исключить возможность такой ошибки, надо не смертную казнь запрещать, а совершенствовать следственную и судебную системы. По-видимому, в законодательстве целесообразно предусмотреть за любую недобросовестность или ошибку подобного рода суровую кару, чтобы повысить ответственность следственных и судебных органов, которые сами будут заинтересованы в том, чтобы не допустить ее.

В любом случае вероятность судебной ошибки не может служить препятствием для отмены моратория на смертную казнь. Например, если государство ведет войну с противником и, скажем, бомбит его объекты, то вероятность того, что мирные жители могут пострадать от этого, несомненно велика. Но государство не останавливает войну ради сохранения жизни невинных жертв бомбардировки. Если оно это сделает, тогда количество жертв с его стороны может увеличиться во много раз. Под колесами автомобилей, названных в законе «источниками повышенной опасности», в России ежегодно гибнет около 30 тыс. человек. Так почему наша «человеколюбивая» власть до сих пор не запретила автомобили?! Ведь такая мера наряду с мораторием на смертную казнь только возвысит наше человеколюбие и гуманизм в глазах западного сообщества!

Избегание заслуженной кары

Господа правозащитники почему-то умалчивают о том, что не менее, а может быть, и более тяжкой является другая возможная ошибка, совершаемая правосудием, когда виновный в результате судебного приговора может избежать заслуженной кары, когда попираются права жертв преступлений и преступник получает заниженную меру наказания.

От защиты прав преступников к защите прав жертв

Все дискуссии о смертной казни, которые довольно широко ведутся сейчас в средствах массовой информации, в основном вращаются вокруг вопроса: казнить или не казнить убийцу? Иначе говоря, в центре дискуссий оказываются по преимуществу только преступник и его права. Я убежден в том, акцент должен быть перемещен в сторону защиты прав жертв преступления, которых государство не сумело вовремя защитить. Только в этом случае становится понятной позиция людей, которые выступают за то, чтобы закон государства о смертной казни как высшей мере наказания не только существовал, но и применялся в судебной практике.

Справедливость возмездия

Каждая из сторон, спорящих о применимости смертной казни как особой меры наказания, должна поставить перед собой вопрос: «Следует ли государственной власти, государству брать на себя функцию восстановления справедливости по отношению к жертвам преступления? » Справедливость – это как весы. На одной стороне жизнь жертвы, на другой – жизнь убийцы. Государство обязано, чтобы соблюсти права жертв, вернуть им то, что они потеряли. Если жизнь убиенных уже не возвратить их близким, то и убийца не должен жить. Русское слово «возмездие» происходит от слова «возмещение ». Убийца не может вернуть жизнь убиенным, но отнятая жизнь жертвы должна быть возмещена смертью убийцы. Высшее возмещение – отнятие жизни у убийцы, или казнь как высшая мера наказания, как справедливое возмездие за совершенное убийство.

Праведный суд

Только государство через суд может восстановить справедливость. Праведный суд тот, который стоит на страже интересов законопослушных граждан, отстаивает их волю, а это значит, что виновная в преступлении сторона должна полностью возместить материальный и моральный ущерб невинной жертве преступления. В случае убийства возмещение ущерба в обычном смысле этого слова в принципе невозможно, ибо теряет смысл всякая постановка вопроса о возмещении материального и морального ущерба убиенному человеку. Только смертная казнь по суду, только отнятие жизни у виновного в убийстве преступника по закону может возместить жизнь жертвы, И это по справедливости: «...все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения» (Евр., 9:22).

И если государство, опираясь на суд, не поступает таким образом, значит, оно несправедливо и не может пользоваться уважением и доверием законопослушных граждан. Справедливый суд страшен только для злодеев. Чем справедливее судебное наказание преступников, тем лучше жизнь законопослушных граждан, так как они чувствуют себя защищенными.

Убийца – герой

Хочу обратить внимание на то, что многие убийцы, попав на скамью подсудимых, чувствуют себя чуть ли не королями – они в центре внимания, их охраняют, кормят три раза в день, их защищают не только адвокаты, но и различные правозащитные организации, как российские, так и зарубежные, заботясь о том, чтобы у них в камере был телевизор, газеты, чтобы они занимались спортом, имели возможность получить образование и т.д. Сокамерники чаще всего относятся к ним с особым уважением – это ведь знаменитости, о них пишут газеты, о них говорят. Они самоуверенны, так как заранее знают, что они никогда при ныне существующих порядках и законах не получат высшей меры наказания в виде смертной казни. И не удивительно, что, как правило, убийцы ни в чем не раскаиваются, а, наоборот, чувствуют себя героями. И весь этот балаган происходит на глазах жертв преступлений – родных и близких убиенных.

Жертва забыта

Как это ни парадоксально, с того момента, как только совершено преступление, преступники окружены вниманием и заботой правозащитников, жалостливых адвокатов и сердобольных судей. О жертвах никто не думает, они забыты.

Я еще и еще раз хочу подчеркнуть: во всех дискуссиях о смертной казни акцент должен быть смещен с вопроса о том, казнить или не казнить преступника, на вопрос о том, как возместить потерю жертвам преступления – как осуществить возмездие. Надо думать не столько о том, как будут учтены права преступников, сколько о том, как учесть права прямых и косвенных жертв преступления. Нельзя умалять и игнорировать права жертв преступлений. Каждому человеку следует помнить, что права жертв преступления – это права любого члена общества, который потенциально может быть следующей жертвой преступления. И если у убийцы есть выбор совершать преступление или не совершать, то у жертв не было и нет никакого выбора. Убийца, совершая преступление, навязывает свою волю жертвам, лишает их права не только на жизнь, но и на свободу.

Проблема сострадания жертвам и потерпевшим

Не менее важен также вопрос о том, как облегчить (возместить) страдания родных и близких жертв. Когда мы говорим о жертвах преступлений, мы всегда должны иметь в виду два вида жертв – непосредственно убиенные и их родные и близкие (потерпевшие) и даже, если хотите, все те люди, которые сочувствуют близким, переживают за убиенных. В США и Западной Европе существуют многочисленные организации, помогающие морально и материально жертвам преступления, родным и близким убиенных. Одни из этих организаций осуществляют встречи близких жертв преступления, благодаря которым они получают возможность поделиться друг с другом горем и обменяться личным опытом его преодоления. Другие организации объединяются для совместной борьбы с преступлениями, например, патрулирования особо опасных регионов города. Третьи организации объединяют в своих рядах профессионалов – юристов, адвокатов – для совместных усилий в борьбе за изменение и совершенствование законодательства. Четвертые – выступают в средствах массовой информации с целью просвещения граждан, объясняют, как строже контролировать продажу оружия или как пользоваться оружием для самообороны.

К сожалению, ничего подобного нет в нашем обществе. Жертвы преступления забыты, а о потерпевших никто и не вспоминает. Зато наши либералы-правозащитники продолжают кричать о милосердии к преступникам, призывают к гуманному обращению с ними в тюрьмах и упрекают всех в жестокосердии, если кто-то обратит их внимание на необходимость сострадания к жертвам преступлений и миллионам пострадавших.

И власти, и народ должны усвоить для себя простую и непреложную истину. Наша страна до тех пор не выберется из нищеты и не выйдет на мировой уровень, пока в ней будут с такой свободой и легкостью убивать людей. Отмена моратория на смертную казнь за особо тяжкие преступления может если не переломить ситуацию, то по крайней мере значительно ее улучшить. И это будет серьезным шагом на пути к действительной демократизации и оздоровлению российского общества.

Милосердие к преступникам увеличивает число преступлений

Господа правозащитники, когда же вы наконец откроете глаза и увидите, что своим псевдогуманизмом, милосердием к преступникам вы только увеличиваете число преступлений. Когда же вы поймете, что наше всепрощение по отношению к преступникам оборачивается жестокостью к невинно пострадавшим от злодеев – нарушителей закона. О вас сказано в Писании: «видя не видят, и слыша не разумеют» (Лк. 8:10).

Отклик на письмо Президенту

В ответ на мое открытое письмо Президенту я получил сотни писем, телеграмм, факсов от друзей, университетских коллег, различных общественных организаций и профессиональных коллективов, от матерей и отцов, дети которых были также убиты и стали жертвами уголовного беспредела. Хочу выразить великую благодарность, низко поклониться всем добрым людям, которые искренне выразили соболезнование, сочувствие и глубокое сострадание к постигшему нас горю, попытались найти слова утешения и как-то облегчить нестерпимую боль невосполнимой утраты. Все, абсолютно все до единого человека поддержали мою просьбу к Президенту РФ отменить мораторий на смертную казнь, сохранить смертную казнь как высшую меру наказания за особо тяжкие преступления. Среди писем были и целые петиции, подписанные сотнями людей, с выражением солидарности и полной поддержки всех положений моего письма.

Некоторые письма, в которых матери описывали, какие душевные потрясения они пережили, став свидетелями патологически жестоких зверств, учиненных убийцами их детей, нельзя было читать без слез и содрогания. Сколько в этих письмах безутешного горя, отчаяния и безысходности! И в каждом письме – крик души, мольба о помощи, потому что часто от официальных властей невозможно добиться никакого заступничества – они демонстрируют полное равнодушие.

Заставить каждого человека уважать Закон

По долгу человеческому и велению своего собственного сердца, от имени всех тех, кто обратился ко мне с письмами и кто не смог достучаться до властей и публично выразить свои мысли и мнение, как гражданин и отец, перед памятью дочери своей и ее жениха Александра – сына моего, сотен и сотен тысяч невинно убиенных граждан России, которые стали жертвами криминального беспредела, я снова обращаюсь к Вам, господин Президент, с просьбой навести порядок в стране, заставить каждого человека уважать Закон, объявить беспощадную войну всему уголовному миру и поставить всех убийц и террористов к стенке.

Народ ждет от Вас политической решимости, твердой воли и жестких действий, хочет, чтобы Вы начали бескомпромиссную борьбу с преступным миром, и требует от Вас ужесточения наказаний по отношению ко всем преступникам, так как уверен, что только таким образом можно остановить кровавый беспредел.

Достойная жизнь для законопослушных граждан возможна лишь при условии, когда обеспечена их безопасность, когда у преступников земля горит под ногами.

Смертная казнь для спасения общества

Известный русский писатель, лауреат Нобелевской премии А.И. Солженицын очень точно выразил суть общественного настроения России, сказав: «Бывают времена, когда для спасения общества, государства смертная казнь нужна. А в России сейчас вопрос стоит именно так». Он убежден в том, что только отмена моратория на смертную казнь может покончить с криминалом, внутренним терроризмом.

Я уверен, что миллионы моих сограждан ради жизни своих детей и внуков присоединятся к требованию отменить мораторий на смертную казнь, навести в стране правовой порядок и обеспечить всем безопасную жизнь.

Результаты многочисленных социологических опросов подтверждают позицию сотен людей, которые высказали свое мнение по поводу необходимости отмены моратория на смертную казнь в своих письмах, что и придает этим фактам полную научную достоверность.

Большинство россиян – за смертную казнь

Данные Всероссийского социологического экспресс- опроса, проведенного ВЦИОМ в июне 2001 года (было опрошено 1600 человек в 83-х населенных пунктах 33-х регионов), свидетельствуют о том, что на вопрос «Как вы думаете, должна ли существовать в нашей стране смертная казнь за тяжкие уголовные преступления? » 72% из числа опрошенных ответили утвердительно и только 9% – отрицательно. Институтом социально-политических исследований РАН в феврале 2002 года был проведен опрос «Москвичи о проблемах современной ситуации в России и способах их решения » (было опрошено 800 человек), в котором на вопрос «Как вы относитесь к запрету смертной казни?» за смертную казнь в исключительных случаях высказались 72% опрошенных, за отмену смертной казни – только 16%.

Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова в мае 2002 года провел экспертный опрос судей г. Москвы и других регионов с целью выяснения отношения судей к смертной казни за особо тяжкие преступления. На вопрос «Как вы считаете, нужно ли применять смертную казнь за особо тяжкие преступления?» 89,1% опрошенных ответили утвердительно.

Страх беззащитности

Анализ многочисленных социологических исследований за последние годы четко показывает, что 70% населения России устойчиво выступают за ужесточение наказания преступников, в особенности тex, кто совершает тяжкие преступления. На вопрос «Чувствуете ли вы себя защищенным?» 80% опрошенных ответили «нет». Опросы показывают, что людей «беспокоит страх за свое будущее и будущее детей» (48%), «угроза жизни, здоровью со стороны преступников» (46%), что наиболее важными проблемами современного российского общества они считают «рост преступности и насилия » (42%), «захват общественной собственности узким кругом людей» (40%), уверены в том, что более всего безопасности нашего государства угрожают «коррупция и организованная преступность» (54%), и виновными в трудностях, с которыми сталкивается наше общество, они считают – «олигархов» (52%), нынешнюю власть (48%) и уголовный мир (36%). Около 30% опрошенных считают, что они должны иметь право приобретать оружие и защищать себя сами.

Недоверие к власти

Данные опросов демонстрируют низкую степень доверия всех слоев населения российского общества к властям и к проводимой ими политике. По данным Фонда общественного мнения, только 6% опрошенных считают, что Россия идет по «верному пути», 73% граждан обладают протестным потенциалом, их полностью не устраивает либеральный курс политического и социального развития страны. Одна треть молодежи считает, что у «новых русских» нужно отобрать капитал, в целом же по стране такое мнение высказывает более половины взрослого населения.

Власть глуха к мнению народа

Если мы как самое главное достижение последних 12 лет считаем построение демократического государства, то как объяснить, что это демократическое государство, которое по определению правит от имени народа и для народа, может не считаться с мнением подавляющего большинства общества по такому важнейшему вопросу, как отмена моратория на смертную казнь. Почему в демократическом государстве упорно игнорируется мнение народа, авторитет всенародной воли?

Во все времена, когда власть становилась глухой к мнению народа, всегда с неизбежностью возникала глубочайшая пропасть между ней и народом и власть теряла его доверие. Никогда и никому не следует забывать об этом.

Компрометация государственной власти

Современная политическая элита мечется между двумя крайностями – склонностью к «популизму» и к «интеллектуальному аристократизму». С одной стороны, есть политические деятели, которые, руководствуясь здравым смыслом, понимают, что мнение большинства народа выражает волю нации, и не решаются открыто игнорировать его, пытаются заигрывать с ним; с другой стороны, есть другие политические деятели, которые не боятся демонстрировать свою независимость и от народа, и даже от Президента, позволяют себе быть неразборчивыми в средствах достижения своих целей, самодовольно веруют в то, что они могут быть свободны от элементарных требований обычной морали. Они настолько самонадеянны, что пренебрегают и законом.

Такой «героический энтузиазм» ведет к политической и просто человеческой безответственности, к преувеличению оценки своих прав и вызывает со стороны общества явно негативную реакцию по отношению к таковым лицам и естественное недоумение: почему власть и лично Президент не пресекают деятельность чиновников, которые компрометируют государственную власть и тем самым подрывают к ней доверие.

Блеклость политической элиты

К сожалению, среда современной политической элиты поблекла, многие из ее представителей уже изрядно примелькались, поднадоели публике, не так много и просто порядочных и ответственных людей, настроенных патриотически и болеющих за судьбу Отечества. Все больше тех, кто думает о своих собственных или групповых, узкоэгоистических интересах. А если и встречаются люди умные, образованные, то, к сожалению, часто они удивляют своим бессилием или трусливостью в ситуации, когда требуются решительность и смелость.

Очень жаль, что многие наши политические деятели – и «популисты», и «аристократы» – не понимают, что в современных демократических обществах общественное мнение, если оно выражает волю подавляющего большинства членов общества, является таким нормообразующим фактором, который власть не может игнорировать, а, напротив, должна учитывать, и опираясь на который она сможет более успешно контролировать социальную ситуацию, а значит, эффективно управлять обществом.

Пренебрежение к народу

Наши российские «аристократы» от политики очень активно муссируют в средствах массовой информации мысль о том, что достоинством настоящего современного политика является его способность действовать вопреки мнению народа, не идти у него на поводу, а, наоборот, демонстрировать свою отдаленность от него и независимость. Это возведено в ранг политики современного либерализма. Не опираться на мнение большинства, а действовать вопреки ему – эта мысль внушается и Президенту, который тоже иногда позволяет себе употреблять слово «популизм» в отрицательном смысле. Мне представляется неверной и ошибочной позиция любого политика, который действует «от противного »: если народ чего-то хочет, это плохо, так как, якобы, он не может знать того, что надо, а если он выражает в чем-то свою волю, то надо сделать все наоборот. Эдакое барское пренебрежение к народу как к быдлу, к обезличенной серой массе, которая не способна понимать и знать, что надо обществу в данный момент.

Для крупного современного политика важно обладать историческим чутьем, интуицией. Иногда важнее не столько знание того, что надо делать в настоящий момент, сколько четкое понимание, чего не надо делать именно сейчас. Вот тут-то мнение народа очень даже может помочь. Только в этом случае политик может принять правильное решение.

«Казнить. Нельзя помиловать!»

Народ российский сделал свой выбор и знает, где ставить знаки препинания: «Казнить. Нельзя помиловать! », когда речь идет о преступниках, совершивших тяжкие преступления, вина которых доказана. Выбор, который сегодня должна сделать власть, сводится не к вопросу о смертной казни, а к вопросу о том, с кем она – с народом, ее избравшим, или нет.

Вопрос политический

Таким образом, вопрос о том, быть в России смертной казни или не быть, – это не юридический вопрос, а чисто политический. Потому что главная причина всех наших бед заключается в том, что не туда мы рулим, не туда мы идем. Нас тянут в такое общество, которое давно уже отброшено историей на свалку. Пора наконец всем понять, Запад больше нуждается в России, чем мы в нем, что никогда в истории, ни в прошлом, ни сейчас, Запад не хотел и не хочет видеть Россию сильной, он всегда с опаской смотрел на Россию, видел в ней угрозу и боялся ее просторов, богатств природных, а главное, загадочной, непонятной для него русской души. И сей- час Запад делает все, чтобы ослабить Россию, уничтожить ее, полностью подчинить себе и своим интересам. Я не хочу сейчас вдаваться в дискуссию о персонификации той силы, которая последовательно и настойчиво осуществляет враждебную политику против России. Но почти уверен, что не только у меня, но и у многих других людей создается впечатление, что наша власть полностью следует в фарватере интересов Запада, а не своих, что нашу страну силой затаскивают в такой капитализм, который по природе своей никогда не имел и не может иметь человеческого лица. Абсолютно уверен: путь развития, на который встала сейчас Россия и который привел ее к огромным материальным и человеческим жертвам, исторически бесперспективен. Либеральная идеология терпит крах. Именно она привела Россию на грань пропасти.

Чтобы кардинально решить вопрос с криминалом и коррупцией, необходима серьезная политическая борьба за корректировку вектора социально-политического развития России, необходимо обновить политическую систему, существенно выправить внутреннюю и внешнюю политику, ориентируясь прежде всего на свои национальные интересы и собственную безопасность, и, конечно, менять позицию высшего руководства страны.

Необходимость новой идеологии

России нужна новая государственная идеология, программа стратегического развития страны, понятная всем гражданам России и отвечающая интересам большинства. Именно она может стать неким консолидирующим инструментом общества. Всякая сформулированная в понятиях система целей, норм и ценностей общественной жизни представляет собой фактически некую идеологическую систему. Без этого идеологического компонента невозможна никакая ценностно-ориентированная деятельность человека, которая обеспечивает обществу солидарность и согласие, определенную целостность, стабильность и устойчивость.

Спасется тот, кто будет верить, надеяться и бороться

Глядя на всю безотрадность нашей жизни – насилие, безнравственность, на нашу несчастную Россию, на все бедствия, постигшие ее, я вновь и вновь задаю себе вопрос: а возможно ли вообще достичь состояния мира и благоденствия? Сомнения терзают душу, но несмотря ни на что надежда на победу Добра, Справедливости и Правды в России не умерла, надежда на возможность нового устроения жизни жива в народе нашем. «По при- чине умножения беззакония во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Мат., 24–12,13). Спасется тот, кто будет верить, надеяться и бороться.


* Окончание. Начало: Развитие личности. 2005.№2. С. 143–162. Текст печатается с согласия автора по материалам, опубликованным в 2004 году.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности