Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №3 / 2005 / Психологические основания профессиональной подготовки педагогов с виктимными детьми

Создание условий воспитания и развития личности

Стр. «149—153»

Анна Серых

Психологические основания профессиональной подготовки педагогов с виктимными детьми

Предрасположенность к превращению в жертву

Виктимность и виктимогенность – приобретенные человеком физические, психические и социальные черты и признаки, которые могут сделать его предрасположенным к превращению в жертву преступления [1]. Виктимизация – процесс приобретения виктимности.

Наука о жертве и преступнике

Виктимология как самостоятельная область теории и практики связана с именем немецкого ученого Ганса фон Хентинга, который выдвинул идею о существовании взаимозависимости между определенной категорией преступников и определенным типом жертвы [2]. Были поставлены задачи выявления взаимосвязей, существующих между преступником и жертвой. Анализировалась типология поведения жертвы. Так, в исследованиях было установлено, что жертвы преступления часто обладают определенными качествами: 1 – неосмотрительность; 2 – конфликтность, склонность к агрессии; 3 – эгоцентризм; 4 – эксцентричность; 5 – нерешительность; 6 – тревожность; 7 – личностная незрелость, инфантильность; 8 – доверчивость; 9 – легковерность и др. Перечисленные качества связаны с признаками, которые являются предрасполагающими стимулами виктимности.

Конечно, изучать психологические аспекты виктимности продуктивно в рамках целостного криминогенного комплекса [3]. В этом случае виктимологический анализ неотъемлем от криминологического. Сама виктимология большинством ученых рассматривается как одно из направлений криминологии. Она требует исследования конкретных видов преступлений, а также каждого преступного поведенческого акта. Сегодня выделяют психологические аспекты виктимности и виктимность, связанную с положением, возрастом, социальной ролью и социальным статусом жертвы [4; 5].

«Способствующая жертва»

М. Амир создал концепцию так называемой способствующей жертвы, которая была разработана в русле виктимологических исследований. Понятие «способствующая жертва» было разработано М. Амиром на модели изнасилований [6]. В том же русле проводились исследования С.А. Катуа [7].

М. Амир под «способствующим» понимал такое поведение потерпевшего, «которое могло быть интерпретировано преступником или как явное приглашение к сексуальному взаимодействию, или как знак того, что жертва будет доступна, если он проявит достаточную настойчивость» [8].

Жертва убийства детей – В.И. Добреньков, потерявший свою дочь и ее жениха, писал о том, что в России ежегодно убивают десятки тысяч людей. Как представляется, в условиях современной российской действительности уголовный террор стал самой большой угрозой для национальной безопасности страны, возможно, большей, чем угроза международного терроризма: «Каждый человек сегодня в России боится за свою жизнь, жизнь своих родных и близких. Жизнь человеческая обесценена». В то же время много работ посвящено мировому криминологическому анализу [9; 10].

Жертвы детского возраста

Эта работа посвящена жертвам детского возраста – младшим школьникам. Этот возраст сам по себе является возрастом способствующей жертвы . Дети не могут оказывать физического сопротивления. Они легко подчиняются строгой команде старшего по возрасту. Дети являются носителями провоцирующей преступника возрастной типологии: они доверчивы, неосмотрительны, конформны, внушаемы и послушны. Особенно, когда напорист чужой взрослый. Дети – незащищенная часть общества, которая не может и не умеет противостоять преступнику.

Следует обратиться к тезаурусу виктимологии.

И.Л. Куташ разработал систему классификации, устанавливающую общую терминологию для этой молодой науки [11]. Жертвы агрессии он подразделил на две категории: пассивные жертвы и активные жертвы. Первая категория жертв не провоцирует нападения, но выбирается преступником как легкая жертва. К этой категории жертв можно отнести детей – большая часть из них социально плохо адаптирована и не может постоять за себя.

Расстройства, формирующиеся у жертвы

У жертвы ситуативной агрессии могут возникнуть острые, либо хронические расстройства.

Острый синдром жертвы – кратковременное ситуативное нарушение, возникающее вслед за физическим нападением. Симптомы : потеря сил, тревога, чувство вины, регрессия;

Хронический синдром жертвы – продолжительное расстройство, возникающее в течение длительного времени, находящегося в роли жертвы агрессии. Симптомы: краткая апатия, бессилие, хроническая тревога, чувство вины, регрессия, раздражительность, нарушение сна, снижение самооценки, психотические депрессивные реакции. Особый симптом – идентификация с агрессором.

Необходимость в специальной подготовке педагогов

Современный педагог должен быть подготовлен к современным проблемам, которые обрушиваются на общество в целом и на детей. Среди особых проблем – работа с виктимными детьми.

Учитель должен знать о феномене детской виктимности, чтобы уметь оказывать помощь ребенку, ставшему жертвой насилия.

Детская виктимность как социально-психологическое явление представляет собой предрасположенность ребенка стать жертвой преступника или неблагоприятных условий социализации. Виктимность характеризуется многообразием типов жертв, появление которых является следствием объективных и субъективных факторов. В число взаимосвязанных и разнообразных психологических факторов , обусловливающих виктимизацию детей, следует включить: 1 – индивидуально- психологический фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок поведения, индивидуально- типологических особенностей развития темперамента, эмоциональной сферы, способностей и других психологических образований и затрудняющий социальную адаптацию ребенка; 2 – психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания и характеризующий неблагоприятную межличностную ситуацию развития; 3 – социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия ребенка со своим ближайшим окружением (семья, улица школа и др.); 4 – личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в избирательном отношении ребенка к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к волевой саморегуляции. Негативные воздействия указанных факторов можно предотвратить (или, во всяком случае, значительно снизить возможную опасность насилия).

Педагог должен владеть оперативной диагностикой, ориентироваться в выборе адекватных форм взаимодействия с виктимным ребенком, принимать решения с учетом конкретного типа виктимности. При этом педагог должен учитывать особенности детского коллектива, в котором имеются виктимные дети. Он должен уметь оперативно определять воспитательные задачи и средства их достижения. Должен уметь последовательно, добиваться включения виктимных детей в деятельность класса, уметь повышать статус этих детей среди сверстников.

Важнейшим условием совершенствования психологи ческой подготовки будущего учителя к работе с детьми – жертвами экстремальных обстоятельств, является овладение в студенческие годы соответствующими теоретическими знаниями и практическими умениями. Анализ существующей практики подготовки учителей свидетельствует об отсутствии системы формирования психологической готовности к реабилитационной деятельности, которую мы рассматриваем в контексте целостного педагогического процесса. Выпускники педагогических университетов не владеют современными методами общения и взаимодействия с виктимными учащимися, не готовы к использованию гибких технологий, не владеют навыками диагностики, коррекции и прогнозирования.

В целях конкретного изучения проблемы взаимодействия с виктимными детьми необходимо проводить анализ социально-психологических ситуаций и отвечать на вопрос: кто с кем взаимодействует? Во-первых, педагогический коллектив (учителя) и ученический коллектив (ученики); во-вторых, родители, семья и ребенок. В-третьих, необходимо иметь в виду стихийное нерегламентированное внешкольное общение детей.

Модели, содействующие работе педагога

Принципиальное значение имеет модель «учитель – виктимный ребенок», как социально-педагоги- ческое и психологическое условие. Педагогическое взаимодействие должно осуществляться в двух основных направлениях. Модель «учитель – ученик» – индивидуальное взаимодействие педагога с учеником, предполагающее диадическое общение, «лицом к лицу ». Модель «учитель – ученик – ученик» – фронтальное общение педагога со всем коллективом класса или с группой учащихся.

Специальный анализ показал, что процесс взаимодействия в каждом из названных направлений требует от педагога использования различных психологических средств и опирается на личностные ресурсы. Подготовка к взаимодействию с виктимными детьми должна быть особенно ответственной.

Сущность готовности к работе с виктимными детьми

Сущность психологической готовности студентов к взаимодействию с виктимными детьми и оказанию им поддержки заключается в готовности осваивать возрастную психологию и практику общения. Сущность психологи ческой готовности студентов к психологическому сопровождению виктимных детей – готовность к долговременному взаимодействию с этой категорией детей, к центрации на личности виктимного ребенка – не как на жертве преступления, а как на уникальном человеке, имеющем перспективы в развитии.


  1. Шнайдер Г. И. Криминология. М., 1994. С. 357.
  2. Henting H. Von. Remarks on the interaction of perpetrator and victim. The J. of Criminal Lawa. Criminology 31. 1941. P. 303–309.
  3. Ратинов А.Р. Личность преступника как объект психологического исследования. Личность преступника и предупреждение преступлений. М., 1972. С. 24.
  4. Уэд К. Преступность и криминология в современной Японии. М., 1989. С. 65.
  5. Самовичев Е.Г. Психологические аспекты виктимности жертв преступлений // Прикладная психология. М., 2001. С. 138–144.
  6. Amir M. Vietim Precipitation Forceible Rape. The J. of Criminal Law, Criminology a. Police science, V. 58, 4, 1967. P. 493–502.
  7. Katz S., Mazur M.A. Undersdanding the rape vietim. N.-V. 1979.
  8. Amir M. Vietim Precipation… P. 493.
  9. Нас убивают: документы, статьи, письма. М., 2004. С. 628.
  10. Лунев В.В. Преступность ХХ века. Мировой криминологический анализ. М., 1997. С. 14.
  11. Куташ И.Л. Виктимология // Психологическая энциклопедия. 2-е изд. СПб., 2003. С. 76.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности