|
|||
Авторизация
|
Создание условий воспитания и развития личностиСтр. «149—153» Психологические основания профессиональной подготовки педагогов с виктимными детьмиПредрасположенность к превращению в жертву Виктимность и виктимогенность – приобретенные человеком физические, психические и социальные черты и признаки, которые могут сделать его предрасположенным к превращению в жертву преступления [1]. Виктимизация – процесс приобретения виктимности. Наука о жертве и преступнике Виктимология как самостоятельная область теории и практики связана с именем немецкого ученого Ганса фон Хентинга, который выдвинул идею о существовании взаимозависимости между определенной категорией преступников и определенным типом жертвы [2]. Были поставлены задачи выявления взаимосвязей, существующих между преступником и жертвой. Анализировалась типология поведения жертвы. Так, в исследованиях было установлено, что жертвы преступления часто обладают определенными качествами: 1 – неосмотрительность; 2 – конфликтность, склонность к агрессии; 3 – эгоцентризм; 4 – эксцентричность; 5 – нерешительность; 6 – тревожность; 7 – личностная незрелость, инфантильность; 8 – доверчивость; 9 – легковерность и др. Перечисленные качества связаны с признаками, которые являются предрасполагающими стимулами виктимности. Конечно, изучать психологические аспекты виктимности продуктивно в рамках целостного криминогенного комплекса [3]. В этом случае виктимологический анализ неотъемлем от криминологического. Сама виктимология большинством ученых рассматривается как одно из направлений криминологии. Она требует исследования конкретных видов преступлений, а также каждого преступного поведенческого акта. Сегодня выделяют психологические аспекты виктимности и виктимность, связанную с положением, возрастом, социальной ролью и социальным статусом жертвы [4; 5]. «Способствующая жертва» М. Амир создал концепцию так называемой способствующей жертвы, которая была разработана в русле виктимологических исследований. Понятие «способствующая жертва» было разработано М. Амиром на модели изнасилований [6]. В том же русле проводились исследования С.А. Катуа [7]. М. Амир под «способствующим» понимал такое поведение потерпевшего, «которое могло быть интерпретировано преступником или как явное приглашение к сексуальному взаимодействию, или как знак того, что жертва будет доступна, если он проявит достаточную настойчивость» [8]. Жертва убийства детей – В.И. Добреньков, потерявший свою дочь и ее жениха, писал о том, что в России ежегодно убивают десятки тысяч людей. Как представляется, в условиях современной российской действительности уголовный террор стал самой большой угрозой для национальной безопасности страны, возможно, большей, чем угроза международного терроризма: «Каждый человек сегодня в России боится за свою жизнь, жизнь своих родных и близких. Жизнь человеческая обесценена». В то же время много работ посвящено мировому криминологическому анализу [9; 10]. Жертвы детского возраста Эта работа посвящена жертвам детского возраста – младшим школьникам. Этот возраст сам по себе является возрастом способствующей жертвы . Дети не могут оказывать физического сопротивления. Они легко подчиняются строгой команде старшего по возрасту. Дети являются носителями провоцирующей преступника возрастной типологии: они доверчивы, неосмотрительны, конформны, внушаемы и послушны. Особенно, когда напорист чужой взрослый. Дети – незащищенная часть общества, которая не может и не умеет противостоять преступнику. Следует обратиться к тезаурусу виктимологии. И.Л. Куташ разработал систему классификации, устанавливающую общую терминологию для этой молодой науки [11]. Жертвы агрессии он подразделил на две категории: пассивные жертвы и активные жертвы. Первая категория жертв не провоцирует нападения, но выбирается преступником как легкая жертва. К этой категории жертв можно отнести детей – большая часть из них социально плохо адаптирована и не может постоять за себя. Расстройства, формирующиеся у жертвы У жертвы ситуативной агрессии могут возникнуть острые, либо хронические расстройства. Острый синдром жертвы – кратковременное ситуативное нарушение, возникающее вслед за физическим нападением. Симптомы : потеря сил, тревога, чувство вины, регрессия; Хронический синдром жертвы – продолжительное расстройство, возникающее в течение длительного времени, находящегося в роли жертвы агрессии. Симптомы: краткая апатия, бессилие, хроническая тревога, чувство вины, регрессия, раздражительность, нарушение сна, снижение самооценки, психотические депрессивные реакции. Особый симптом – идентификация с агрессором. Необходимость в специальной подготовке педагогов Современный педагог должен быть подготовлен к современным проблемам, которые обрушиваются на общество в целом и на детей. Среди особых проблем – работа с виктимными детьми. Учитель должен знать о феномене детской виктимности, чтобы уметь оказывать помощь ребенку, ставшему жертвой насилия. Детская виктимность как социально-психологическое явление представляет собой предрасположенность ребенка стать жертвой преступника или неблагоприятных условий социализации. Виктимность характеризуется многообразием типов жертв, появление которых является следствием объективных и субъективных факторов. В число взаимосвязанных и разнообразных психологических факторов , обусловливающих виктимизацию детей, следует включить: 1 – индивидуально- психологический фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок поведения, индивидуально- типологических особенностей развития темперамента, эмоциональной сферы, способностей и других психологических образований и затрудняющий социальную адаптацию ребенка; 2 – психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания и характеризующий неблагоприятную межличностную ситуацию развития; 3 – социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия ребенка со своим ближайшим окружением (семья, улица школа и др.); 4 – личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в избирательном отношении ребенка к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к волевой саморегуляции. Негативные воздействия указанных факторов можно предотвратить (или, во всяком случае, значительно снизить возможную опасность насилия). Педагог должен владеть оперативной диагностикой, ориентироваться в выборе адекватных форм взаимодействия с виктимным ребенком, принимать решения с учетом конкретного типа виктимности. При этом педагог должен учитывать особенности детского коллектива, в котором имеются виктимные дети. Он должен уметь оперативно определять воспитательные задачи и средства их достижения. Должен уметь последовательно, добиваться включения виктимных детей в деятельность класса, уметь повышать статус этих детей среди сверстников. Важнейшим условием совершенствования психологи ческой подготовки будущего учителя к работе с детьми – жертвами экстремальных обстоятельств, является овладение в студенческие годы соответствующими теоретическими знаниями и практическими умениями. Анализ существующей практики подготовки учителей свидетельствует об отсутствии системы формирования психологической готовности к реабилитационной деятельности, которую мы рассматриваем в контексте целостного педагогического процесса. Выпускники педагогических университетов не владеют современными методами общения и взаимодействия с виктимными учащимися, не готовы к использованию гибких технологий, не владеют навыками диагностики, коррекции и прогнозирования. В целях конкретного изучения проблемы взаимодействия с виктимными детьми необходимо проводить анализ социально-психологических ситуаций и отвечать на вопрос: кто с кем взаимодействует? Во-первых, педагогический коллектив (учителя) и ученический коллектив (ученики); во-вторых, родители, семья и ребенок. В-третьих, необходимо иметь в виду стихийное нерегламентированное внешкольное общение детей. Модели, содействующие работе педагога Принципиальное значение имеет модель «учитель – виктимный ребенок», как социально-педагоги- ческое и психологическое условие. Педагогическое взаимодействие должно осуществляться в двух основных направлениях. Модель «учитель – ученик» – индивидуальное взаимодействие педагога с учеником, предполагающее диадическое общение, «лицом к лицу ». Модель «учитель – ученик – ученик» – фронтальное общение педагога со всем коллективом класса или с группой учащихся. Специальный анализ показал, что процесс взаимодействия в каждом из названных направлений требует от педагога использования различных психологических средств и опирается на личностные ресурсы. Подготовка к взаимодействию с виктимными детьми должна быть особенно ответственной. Сущность готовности к работе с виктимными детьми Сущность психологической готовности студентов к взаимодействию с виктимными детьми и оказанию им поддержки заключается в готовности осваивать возрастную психологию и практику общения. Сущность психологи ческой готовности студентов к психологическому сопровождению виктимных детей – готовность к долговременному взаимодействию с этой категорией детей, к центрации на личности виктимного ребенка – не как на жертве преступления, а как на уникальном человеке, имеющем перспективы в развитии.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |