|
|||
Авторизация
|
Мгновения жизниСтр. «179—181» «Но если я не разумею значенья слов...»Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения. 1-е Коринфянам, 14:10 Ребенок спросил: «Почему только лютик назвали «лютик»? Смешно как-то назвали. И что это значит – лютик?» Ребенок свободен в своем мышлении. Он может задать любые вопросы. – А тебе не смешно, что дерево зовут «дерево», маму – «мама» ? Ребенок сказал: «Нет! Вовсе не смешно! Все понятно: дерево – у него ствол есть, корни, листья, на нем птички поют – вот оно поэтому и де-ре-во-! А мамы – это женщины, которые родили сынка… (после паузы) или дочку. И еще: мама обязательно очень нежная со своими детками, а если не нежная, то ей дают другое название». Истина глаголет устами младенца: он доподлинно знает значение слов «дерево» и «мама». «Дерево или древо самое крупное и рослое растение, которое выгоняет от корня один пень или лесину, и состоит из древесины, древесных волокон, придающих ему плотность и крепость» , – объяснил Вл. Даль. «Мама, маменька, мамонька, мамочка, матушка – родительница… » – представил он же значение слова «мама». Ребенок уже ухватил суть значений таких слов как «дерево» и «мама». По сути он уже не уступает разумному Вл. Далю. Он уже знает значение и смысл этих понятий. Вот только у Вл. Даля птички уже улетели с дерев, а нежность к своим деткам у мамы перетекла в слова «маменька», «мамонька», «мамочка», «матушка», которые сами несут в себе разлитую материнскую нежность. «Почему только лютик назвали «лютик»? Смешно как-то назвали. И что это значит – лютик?» – спросил ребенок. Для ребенка звучание таинственным образом соединено со смыслом, который, как полагают некоторые лингвисты, возник не на пустом месте, а на существовавшем в начале пробуждения речи фундаменте в виде присущего звукам фонетического значения. Как считал А.А. Потебня, генетически все слова оказываются мотивированными: «В создании языка нет произвола, а потому уместен вопрос, на каком основании известное слово значит именно то, а не другое». «Лютик» – откуда же произошло это слово? Вл. Даль отсылает к исходному слову – лютый. Лютый, свирепый, зверский, кровожадный, неукротимый, жестокий; злой, безмерно злобный, злодейский. Вот это гнездо значений! Лютик – несколько видов ядовитых растений носят это название. В происхождении слова «лютик» нет произвола, нам понятно основание происхождения этого слова. Мой мальчик! «Лютик» – название цветка, произошло от предупреждающих слов лютый, злой, ядовитый . – Как жаль, – сказал ребенок. – Лютик такое красивое и нежное слово!
Хорошо поэту! Он мыслит по-особому: «Ребенок сказал: «Что такое трава?» – и принес мне полные горсти травы, Что мог я ответить? Я знаю не больше его, что такое трава» (У. Уитмен. Песня о себе). У. Уитмен, конечно же, знал, что такое трава. Но он помышлял о другом, поэтическом значении травы… и был скромен. В науке, искусстве или в личном помышлении мы подчас мучаемся вопросами о значениях и смыслах отдельных слов… Вслед за малым ребенком вопрошаю: «И что это значит – личность?»
«Что же такое личность?» – задаются вопросом ученые, художники и поэты. Конечно же, Вл. Даль из глубины 1881 года замечательно ответствовал: « Личность – лицо, самостоятельное, отдельное существо ». Удержим для себя определение слова «самостоятельный»: «Самостоятельный, стоящий или сущий сам по себе, независимо от других, от другого… Самостоятельный человек, у кого свои твердые убеждения, в ком нет шаткости» . А.С. Пушкин писал: «Самостоянье человека, залог величия его» . А.С. Пушкин зрит в корень. Он гений. Для нашего обыденного сознания достаточно ясно, что такое личность. Однако есть люди, которые до сих пор пытаются ответить на этот вопрос. Эти люди хотят ясного определения слова. Есть область, где человек подчас неустанно ищет значения слов, он бьется над определением ускользающих смыслов понятий. Эта область – наука. В науке некоторые всерьез умствующие мудрецы ищут значения новых слов, которые призваны дойти до сути. «Что же такое «личность» ? – спрашиваю я многих и многих. «Что же такое «личность» ? – спрашиваю я себя.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |