Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №3 / 2005 / Эрнесто Че Гевара: эпизоды жизни революционера

Личность и мир: люди, события, книги

Стр. «182—198»

Мигель Паласио

Эрнесто Че Гевара: эпизоды жизни революционера

Че стал образцом человека не только для нашего народа, но и для всей Латинской Америки.

Фидель Кастро Рус

Эдвард Радзинский в предисловии к своей книге о Григории Распутине признавался: «Я всегда опасался писать о нем. Не только потому, что речь идет о персонаже, который в известной степени вошел в бульварную литературу. В конце концов, Распутин – один из самых популярных мифов массовой культуры ХХ века» [1].

При всей несопоставимости личностей Распутина и Че Гевары, с Че – аналогичная ситуация.

Образ Че

Почти за полвека из-под пера историков, журналистов, беллетристов, имеющих разный уровень знаний, таланта и различные установки по отношению к своему герою, вышли миллионы страниц о Команданте * Че. А сколько снято о нем телепередач, документальных и художественных фильмов? Образ Че ежедневно сопровождает латиноамериканцев, европейцев, североамериканцев на плакатах, календарях, футболках, часах, медальонах, значках, чашках, почтовых марках, тарелках, зажигалках, футлярах для мобильных телефонов, туалетной воды, на пивных этикетках и других предметах с его изображением. Стала неким брендом фотография, сделанная в Гаване в 1960 году Альберто «Кордой» Диасом: у Че сосредоточенное лицо, устремленный вдаль задумчивый взгляд, ухоженные усы и борода, развевающиеся волосы, куртка на молнии, застегнутой до подбородка, на голове – берет со звездой.

Че – подлинная личность и пример жизни

Che es un ejemplo de una vida ** . Он сам когда-то предсказал: «Если я умру, то и тогда буду все же примером для других» [2]. Че – личность в полном смысле этого слова. Он в высшей степени отвечает всем критериям личности, «ибо быть личностью – значит прежде всего хотеть и уметь брать ответственность за себя, за других и за отечество» [3], ибо «личностное в человеке – это постоянная озабоченность проблемами человечества, постоянная обращенность на себя с точки зрения требования личности: «Кто я?», «Что должен успеть сделать в жизни для себя, для других, для челове- чества?» Человек тогда личность, когда занимает позитивную активную социальную позицию» [4].

Эрнесто Гевара в первую очередь ЧЕловек

Несмотря на свои неоспоримые заслуги планетарного значения, Эрнесто Гевара де ла Серна в первую очередь ЧЕловек. Человек своей культуры, истинно латиноамериканец. Один из тех, о ком Пабло Неруда, имея в виду персонажей Габриэля Гарсиа Маркеса, писал как о «бессмертных, перепачканных лавой и грязью людях из плоти и крови» [5].

В центре нашего внимания – живой Че

В центре нашего внимания – живой Че. Че без мифов и легенд. Че без навешанных на него купюр. Мы заинтересованы в изучении его личности, его личной истории, но в определенной степени и его эпохи, поскольку личность, обладая внутренней позицией, системой личностных смыслов, своим мировоззрением, своей идеологией, вместе с тем всегда зависит от социальных условий, в которых существует, всегда представлена в конкретном историческом бытии и находится с ним в противоречивом диалектическом единстве [6].

Способы борьбы с мертвым геррильеро

Многие воспринимают великого революционера как аморфный миф. В персонифицированную Идею, тотемную фигуру квазирелигиозного культа его стараются обратить враги и обычные любители купаться в лучах чужой славы, ищущие коммерческой выгоды. Искусственное «обожествление» Че Гевары, стирание памяти о нем как о живом человеке, превращение его в объект масс-культуры – все это способы борьбы с мертвым, но сохраняющим огромное влияние на человечество геррильеро ***.

Вред чрезмерного фанатизма

Надо сказать, порой искренние почитатели Че, впадая в чрезмерный фанатизм, невольно способству- ют разжиганию его культа. В церкви города Матансаса (Куба) он помещен в сонм ангелов на заалтарном образе. Крестьяне из боливийской деревни Ла Игера, где был убит Гевара, считают его вторым Иисусом Христом. Клочки волос и перепачканные кровью лоскуты одежды Че – для них святые реликвии. Campesinos **** соседних селений обращаются к нему в молитвах со всевозможными просьбами. Многие жители города Валье- Гранде требуют выставить в прачечной Мальтийского госпиталя на стол, на котором лежало тело Че до тайного погребения, фотографию мертвого «мирского Спасителя». «Мне подарили портрет Че Гевары, большой, красивый, – вспоминает известная мексиканская журналистка Елена Понятовска. – Я повесила его у изголовья моей постели… Мама вошла в мою комнату, увидела портрет:

– Какой ужас, такой грязный этот человек, а ты поместила его на место, где висят изображения святых.

– Слушай, мама. Я не трогаю святых у твоего изголовья… Пожалуйста, и ты уважай моего святого» [7].

Еще дальше зашла одна католическая монахиня, вытатуировавшая портрет Че у себя на груди. А Диего Марадона украсил плечо татуировкой с ликом Команданте. Впрочем, сейчас такими тату уже никого не удивишь: их делают и геваристы, и те, кто просто бегут за модой…

Че Гевара жив!

На стене маленькой хижины, недалеко от места гибели Че, кто-то нацарапал такие слова: «Ты один из тех мертвых, которые никогда не умирают. Ты наш свет. Спасибо тебе, Че. Твоя борьба – это дорога нашей жизни» [8]. «Че Гевара жив!» – скандируют демонстрации левых, крайне левых, социал-демократов, студентов, антиглобалистов по всему миру. Он жив для настоящих теоретиков и практиков революции, для тех, кто сохраняет веру в идеалы Свободы и Справедливости. Не иначе как живым воспринимает своего ближайшего друга и соратника Фидель Кастро: «Я часто вижу его во сне. Мне снится, что он жив. Это очень специфическая вещь. Очень трудно согласиться с тем, что он мертв. Я думаю, это потому, что он всегда здесь, везде и повсюду» [9].

Эпоха Че – все ХХ столетие и наши дни

Жан Поль Сартр назвал Че самым совершенным человеком нашей эпохи [10]. Эпоха Че – все ХХ столетие и наши дни. На протяжении прошлого века в социуме постоянно витала идея, временами становившаяся навязчивой, об альтернативном пути развития цивилизации. Квинтэссенция общественных настроений этого исторического периода выражается одной фразой: иной мир возможен. Наиболее ярко эта тенденция проявилась в повстанческой и политической деятельности Эрнесто Че Гевары. Главные устремления Че: кардинальное преобразование всей системы социальных отношений, построение общества высоких моральных ценностей, создание «нового человека», обладающего революционным способом мышления. Как писал его отец, Эрнесто Гевара Линч, «революционер Че сформировал революционное сознание, развивающееся в среде неимущих, лишенных места в обществе, эксплуатируемых международным капиталом; и это сознание представляет собой серьезную угрозу для крупных капиталистических концернов, боящихся не столько самого Че, сколько распространения его идей, которое приведет к превращению всех слаборазвитых стран во Вьетнам» [11].

Возрождение бума Че

«Che-Boom Revival» ***** – так на Западе окрестили происходящий в последнее время всплеск всеобщего интереса к Че Геваре. Импульсом к этому «буму» послужили обнаружение в 1997 году в Боливии останков Героического Партизана и их торжественное захоронение на Кубе, а также празднования во многих странах юбилеев Че (70- и 75-летия) в 1998 и 2003 годах. Повсеместно ощущается его «querida presencia» ****** , о котором поется в знаменитой песне Карлоса Пуэблы. Его имя у всех на устах. Команданте Гевару открывают заново, переосмысливают его взгляды и деяния.

Че Гевара – полноправное действующее лицо современной истории

Теоретические концепции легендарного повстанца не утратили актуальности и притягательности. Работа по конструированию «нового общества» и воспитанию «нового человека» по-прежнему ведется главным образом на Кубе. Носителями порожденного Че революционного сознания выступают миллионы его последователей. Число людей, вдохновляемых примером Че, возрастает с каждым днем. Причем среди геваристов встречаются выразители самых разных политических преференций, ведь Че стоит выше всех идеологических штампов. Мечта о другом, альтернативном Системе мироустройстве приобретает реальные очертания, опять же преимущественно в Латинской Америке. Че Гевара – полноправное действующее лицо современной истории. Его эпоха не канула в Лету. И мы, люди XXI века, ее свидетели и непосредственные творцы.

1. Родословная Че

Аргентинец Че

«Честно говоря, точно не знаю, из какой части Испании вышли мои предки, – писал Че Гевара в одном из писем. – Они очень давно покинули те края, что называется, в чем мать родила. И я не хожу сейчас в таком виде лишь потому, что это не особо удобно» [12]. Так вот иронично он отзывался о людях, чья кровь текла в его жилах.

Когда Че прославился на весь мир, некоторые западные журналисты, одержимые идеей международного коммунистического заговора, распространили слухи о том, что кубинский Команданте – русский, выдающий себя за латиноамериканца.

Эрнесто Гевара был коренным аргентинцем: по отцовской линии с 12-го поколения, по материнской – с 8-го. Кстати, «Че» – типично аргентинское междометие, меняющее окраску в зависимости от интонации говорящего и выражающее и удивление, и восторг, и печаль. Также оно употребляется аргентинцами для привлечения внимания. В середине 50-х годов «Че» стало прозвищем молодого бунтаря, а со временем срослось с его именем и фамилией.

Революционность и свободомыслие – в крови

Революционность, свободомыслие, непримиримость, страсть к путешествиям и приключениям были в крови у Че Гевары. Рассматривая его генеалогическое древо, уходящее корнями в глубину веков, мы обнаруживаем незаурядных, социально активных личностей. Среди них – Патрик Линч, ирландец, участник Освободительной борьбы своей страны с английской короной, вынужденный бежать в Испанию, а затем в Аргентину. Его потомок, двоюродный дед Че Гильермо Линч, не остался в стороне от аргентинской буржуазной революции 1890 года, завершившейся провалом. Другими достославными предками Guerrillero Heroico ******* были вице-король ******** Новой Испании ********* Педро Кастро- и-Фигероа, правивший в середине XVIII века всего лишь год и пять дней, и его внуки с экзотическими именами Розалинда Перлакса, Горгоно, заболевшие золотой лихорадкой в Калифорнии. Их дети предпо- чли более спокойную жизнь, переселились в Аргентину и занялись земледелием. В период диктатуры Хуа- на Мануэля Росаса (1835–1852) семейство Гевара находилось на стороне оппозиции, из-за чего эмигрировало в Чили, лишившись практически всего имущества. Линчи и Гевара породнились, когда сестра революционера Гильермо Анна вышла замуж за Роберто Гевару – землемера, дослужившегося до высокого поста в аргентинском правительстве.

Параллельно с этой ветвью родословной Че развивалась история семьи де ла Серна. Хосе де ла Серна- э-Инохос был последним вице-королем Перу. Он командовал колониальными войсками в знаменитом сражении при Аякучо 1824 года, ставшем кульминацией Войны за независимость Латинской Америки. Хуан Мартин де ла Серна принимал участие в революции 1890 года, был одним из лидеров Гражданского Радикального Союза ********** . Помимо этого, он вошел в аргентинскую историю как основатель соседнего с Буэнос-Айресом города Авельянеда.

Представители этих родов, появившиеся на свет на заре ХХ столетия, Эрнесто Гевара Линч и Селия де ла Серна и де ла Льоса, оказались достойны своих предков.

Отец – плантатор и революционер

Эрнесто отличался независимым характером и любил авантюры. Он хотел учиться, но получить образование ему так и не удалось. Из Национального колледжа Гевару выгнали после того, как он ударил по лицу своего одноклассника Хорхе Луиса Борхеса, будущего всемирно известного писателя, нажаловавшегося на него учителю: «Сеньор, этот мальчик мешает мне заниматься ». А вскоре после поступления на архитектурный факультет Национального университета он бросил учебу, чтобы попробовать себя в мелком бизнесе. В конце 20-х годов Эрнесто получил наследство от отца и купил недалеко от границы с Парагваем поместье Альта-Парана ( 200 га ), где устроил плантацию по производству йерба-мате *********** . Он гуманно относился к своим рабочим – никогда не применял к ним насилия, уменьшил рабочий день, выплачивал сравнительно высокую заработную плату. Он запретил продавать спиртное на своей плантации. Гевара был единственным крупным землевладельцем в тех местах, кто поддерживал Гражданский Радикальный Союз. Другие плантаторы сначала посчитали его сумасшедшим, а потом прозвали коммунистом.

Мать – лидер феминисток

Селия, хотя и получила строгое католическое воспитание, еще в юности увлеклась модными, но крамольными либеральными идеями. Она руководила движением феминисток Буэнос-Айреса, боролась за предоставление женщинам избирательных прав. Селия – первая аргентинка, которая отрезала себе косы, курила и клала ногу на ногу на людях, садилась за руль автомобиля, подписывала своим именем банковские чеки. Эрнесто Гевара и Селия де ла Серна познакомились будучи студентами. Юные, мечтательные, полные надежд – они полюбили друг друга с первого взгляда. Эрнесто не раз говорил, что считает встречу с Селией, одной из самых завидных невест ее родной Кордовы, главной удачей своей жизни. Родители девушки, тогда еще несовершеннолетней, воспротивились ее браку с Геварой. Но Селия была не из тех, кто так просто мог отказаться от любимого человека. Она разорвала отношения с отцом и матерью и переехала в дом своей тетки. Вскоре состоялась свадьба.

2. Маленький Эрнестито

Астма Эрнестито – семейное горе

14 июня 1928 года в городе Росарио-де-ла-Фе Селия родила первенца, нареченного по имени отца – Эрнесто. В Росарио младенец заболел бронхопневмонией. Как только он окреп, семья вернулась домой, в поместье Альта-Парана.

Первые годы после рождения сына ознаменовались для четы Гевара большой неудачей в бизнесе и семейным несчастьем: в 1930 году весь урожай мате с их плантации был украден, а в мае 1931 года Эрнестито (или Тете, как называли его дома), искупавшись в холодной реке, захворал воспалением легких, переросшим в хроническую астму.

Тяжелая болезнь наложила отпечаток на всю жизнь Эрнесто Че Гевары. В детстве его постоянно му- чили приступы астмы. По воспоминаниям отца, его дыхание напоминало мяукание кошки. Родители проводили дни и ночи у постели сына, всегда имея наготове спасительный ингалятор. Несчастному Эрнестито часто делали уколы. «Укол» – одно из первых произнесенных им слов.

В поисках работы и места жительства с благоприятным для Тете климатом Гевара два года вели полуко чевой образ жизни, пока в июне 1933 года не обосновались в маленьком городке Альта-Грасиа в Кордове – самой экологически чистой провинции Аргентины. Там Эрнестито чувствовал себя лучше.

Впечатления от отчаянного положения индейцев

Альта-Грасия – один из немногочисленных уголков Аргентины, наиболее «европейской» страны Латинской Америки, где подавляющее большинство населения – индейцы. Правительство превратило такие Богом забытые поселки и крошечные города в подобие резерваций для исконных обитателей Республики. Индейцы жили в полной нищете, ютились по шесть человек в одной комнате с единственной кроватью, были вынуждены выполнять самую «черную» работу и получали за нее гроши.

Общительный и любознательный Тете подружился со многими детьми индейцев. Его лучшим другом стал Карлос Феррер, по прозвищу Цыганенок, сын врача, лечившего Эрнесто от астмы. Белокожего мальчика из небогатой, но и не из беднейшей семьи поразило отчаянное положение los indios ************ . Страшные картины нужды, голода, болезней, обреченные глаза людей, ощущавших себя чужаками на землях, где их предки веками были хозяевами, грязные тряпки и газеты, которыми индейцы укрывались по ночам, – все это навсегда впечаталось в память Эрнесто.

Дом семьи Гевара – «Народный Дом»

Уже в детстве он восстал против социального неравенства, пытался понять причины такой чудовищной несправедливости. Отец объяснил, что виной всему – авторитарный режим, терроризирующий народ. Индейцам приходится терпеть угнетение и унижение. Если они взбунтуются, их ждут репрессии и тюрьмы. Гевара- старший, устроившийся подрядчиком по строительству домов, обещал поговорить с начальством о том, чтобы трудившимся под его руководством рабочим-индейцам прибавили зарплату. Но Эрнесто-младший понимал, что эта мера ничего не изменит. Он решил своими силами помогать обездоленным товарищам: каждый день приводил голодных ребят домой на обед или ужин и нередко оставлял их ночевать. Благодаря Тете дом семьи Гевара, входная дверь которого никогда не запиралась, в округе называли «Casa del Pueblo» ************* .

Родители гордились Эрнестито. Единственное, что омрачало им радость, – непрекращающиеся приступы астмы. Что только не предпринимали дон Эрнесто и донья Селия, чтобы облегчить страдания сына! Они сменили наполнители матрацев и подушек, вместо хлопчатобумажных простынь использовали нейлоновые или льняные, убрали из комнат драпировки и ковры, несколько раз в день чистили стены от пыли, прогнали со двора собак, кошек и домашнюю птицу. Эрнестито поили специальными отварами, делали ему ингаляции, на время сна обкладывали мешками с песком. Ничто не помогало. Отчаявшиеся родители даже приглашали знахаря, лечившего больных молитвами и наложением рук, но он не сумел помочь мальчику.

Тете бросил вызов астме

Тете бросил вызов астме. Он усиленно занимался спортом, отдавая предпочтение футболу и плаванию. Обожал велосипед и мог часами ездить по всему городу. Более полугода под присмотром отца он практиковался в стрельбе, и к пятнадцати годам неплохо владел оружием. С помощью отца он освоил и шахматы. Увлекался настольным теннисом. Много месяцев подряд на соревнованиях по пинг-понгу Эрнесто не мог подняться выше второго места и однажды заявил золотому призеру, что возьмет тайм-аут на неопределенный срок. В тайне от всех он соорудил дома стол для пинг-понга и долго тренировался на нем. Когда же почувствовал, что готов сразиться с чемпионом на равных, вновь принял участие в соревнованиях. И победил.

Тяга к опасности и риску

С ранних лет у Эрнесто появилась непреодолимая тяга к опасности, к риску, вероятно, унаследованная от матери, женщины сильной и волевой. Ему ничего не стоило пройти по высокому забору на руках, выпрыгнуть из окна чердака двухэтажного дома или съесть мел. В 11 лет он уговорил младшего брата Роберто забраться в кузов грузовика, увезшего их за 800 километров от Альта-Грасии. Может показаться, что, совершая безрассудные поступки, юноша-астматик пытался доказать всем, что он ничем не хуже своих абсолютно здоровых сверстников. На самом деле он хотел понять, на что способен, с чем может справиться, а с чем – нет. И в этом не было ни капли позерства или хвастовства.

3. Юный интеллектуал и сборщик винограда

Активный образ жизни превратил Тете в физически развитого парня

В периоды обострения астмы Эрнесто не выходил из дома, поскольку его панически боялись отпускать куда бы то ни было одного. Тем не менее он не выглядел слабым, болезненным: активная manera de ser ************** , увлеченность спортом, подвижные игры с соседскими мальчишками превратили Тете в крепкого, физически развитого парня. В школу он пошел позже, чем положено, – в восемь лет. До этого его образовывала донья Селия. Демократичные родители сочли за лучшее отдать Эрнестито не в привилегированную коллегию, а в общедоступное среднее учебное заведение, где учились дети из малоимущих семей. Недуг не позволял ему регулярно посещать уроки. Лишь во втором и третьем классах он более или менее стабильно ходил в школу. Страсть к чтению Нескончаемые часы вынужденного домашнего заточения Эрнестито проводил с пользой для себя – беспрерывно читал. Читать он научился в четыре года, и с тех пор стал книголюбом. В доме Гевара была огромная библиотека с книгами на нескольких языках. Под влиянием матери, поклонницы французской культуры, он проникся интересом к литературе и языку родины Великой буржуазной революции. В числе его любимых писателей были Жюль Верн, Александр Дюма- отец, Виктор Гюго, Мигель де Сервантес, Роберт Льюис Стивенсон, Эмилио Сальгари. Глубокий след в его сознании оставили популярные в те годы социальные романы Хосе Эустасио Риверы, Сиро Алегрии, Хорхе Икасы, раскрывавшие правду о трудной доле латиноамериканских индейцев, бесчеловечной эксплуатации рабочих на плантациях.

Особую любовь Тете питал к поэзии

Особую любовь Тете питал к поэзии. Зачитывался произведениями как французских классиков – Шарля Бодлера, Поля Верлена, Артюра Рембо, Гийома Аполлинера, так и современных ему испанских и латиноамериканских гениев – Антонио Мачадо, Федерико Гарсиа Лорки, Пабло Неруды. Не мог он обойти вниманием главный шедевр аргентинской литературы – поэму Хосе Эрнандеса «Мартин Фьерро». Много позднее, на Кубе, во время изнурительных переходов со своим партизанским отрядом Че будет рассказывать наизусть эту драматическую историю о судьбе аргентинского гаучо *************** своей ослице. Он с наслаждением декламировал любимые стихи и поэмы. И сам весьма недурно сочинял. В начале 60-х годов Команданте Гевара назвал себя революционером, который так никогда и не стал поэтом [13]. Поэтическое слово сопровождало его всю жизнь. После гибели Че в его походном рюкзаке вместе с дневником нашли тетрадь, в которую он записывал понравившиеся стихотворения…

Сборщик винограда

В конце 30-х годов Гевара находились в затруднительном материальном положении. Все зарабатываемые доном Эрнесто деньги уходили на покупку одежды, необходимых Тете лекарств, оплату школы, служанки, помогавшей донье Селии вести хозяйство. Их спасали от полного краха несколько сотен песо, полу- чаемых от сдачи в аренду двух земельных участков. Чтобы помочь родителям, 12-летний Эрнесто на время школьных каникул нанялся сборщиком винограда к одному землевладельцу. Когда начался приступ астмы, он попросил рассчитаться за проработанные дни, но получил от скупого латифундиста только половину суммы. Взбешенный Гевара-младший, вернувшись домой, уговаривал отца «набить морду этому скотине».

«Поэт горькой судьбы» – родственная душа для Эрнесто

Летом 1936 года Эрнесто и его родных потрясло происходящее в Испании – армейские силы фашистской ориентации под командованием генерала Франко подняли мятеж против правительства Народного фронта **************** . Вспыхнула Гражданская война, расколовшая испанскую нацию. Новый удар для Гевары – варварское убийство фашистами Федерико Гарсиа Лорки, «поэта горькой судьбы» [14], как отозвался о нем Сальвадор Дали. Лорка – любимейший поэт Эрнестито. Его очаровало не только творчество великого андалузца, но и его личность. А Лорка, по словам Дали, «был не просто личностью – самобытность его натуры хлестала через край» [15]. По отрывочным сведениям, почерпнутым из газетных статей и предисловий к сборникам Лорки, но прежде всего из самих его творений, Тете составил достаточно полное представление об этом романтичном, мечтательном, утонченном, талантливейшем человеке – еще одном Дон Кихоте. В душе Эрнесто Гевары с детства зрело «донкихотство», и он чувствовал в авторе «Цыганского романсеро» и «Поэта в Нью-Йорке» родственную душу.

Солидарность с Испанией

Глава большого семейства Гевара купил радиоприемник, и все, взрослые и четверо детей – Эрнесто, Селия, Роберто и Ана Мария, – затаив дыхание, слушали передачи об испанской кровавой бойне. Внимательнее всех за известиями с Иберийского полуострова следил Эрнестито. Он отмечал на карте крошечными флажками линию фронта, построил на заднем дворе дома макет Мадрида и вместе с друзьями разыгрывал сражения между республиканцами и франкистами, в ходе которых сильно поранил ногу. Дон Эрнесто и донья Селия сотрудничали с аргентинским Комитетом помощи республиканской Испании, участвовали в акциях в поддержку Народного фронта.

После разгрома Республики в 1939 году в Аргентине нашли убежище тысячи испанцев. В Альта-Грасии рядом с Гевара поселился Хуан Гонсалес Агилар, известный республиканец, бывший заместитель премьер- министра Испании. Два его сына дружили с детьми Гевара и учились с ними в одной школе. Пару месяцев у Гонсалеса Агилара гостил генерал-республиканец Хурадо, часто бывавший у Гевара. Тете внимал его рассказам о военных событиях, подвигах простых солдат и жестокостях фашистов. Под впечатление от харизмы 11-летнего Эрнестито попал испанский мальчик Фернандо Барраль, потерявший в Гражданской войне отца. Мексиканский биограф Че Пако Игнасио Тайбо II приводит такие воспоминания о нем Барраля: «Должен признать, что я несколько завидовал Эрнесто. Он был решительным, смелым, самоотверженным и, что важнее всего, бесстрашным. Я помню бесстрашие как одну из определяющих черт его характера… Опасность не порождала в нем никакого страха или, по крайней мере, чувства, которое можно назвать этим словом» [16].

Роль испанской Гражданской войны в личностном росте Эрнесто

Испанская Гражданская война – первое масштабное историческое событие на памяти Эрнестито. Вклю- ченность всей его семьи в борьбу за демократическую Испанию, общение с истовыми испанскими патриотами и героями войны формировали социальную сознательность Гевары-младшего и в значительной мере повлияли на его личностный рост.

Эрнесто – свидетель «позорного десятилетия» Аргентины

Во второй половине 1930-х – начале 1940-х годов трагедия Испании могла повториться в Аргентине. Юный Эрнесто был свидетелем того, как благодатную землю его родины поражала «коричневая чума». 1930–1943 годы, период правления военных, вошли в аргентинскую историю как «позорное десятилетие ». И действительно, ни чем другим, как общенациональным позором были полное игнорирование властями конституции, фальсификация выборов, открытый террор против оппозиции, небывалый размах казнокрадства и спекуляции, всеобщая бедность, унизительные уступки иностранному капиталу, попытки высшего генералитета превратить Аргентину в первое в Новом Свете фашистское государство. Гитлер рассчитывал сделать из «Серебряной страны » ***************** плацдарм для завоевания всего Американского континента. Аргентину еще до Второй мировой войны наводнили немецкие шпионы. Там появилось множество легальных и полулегальных фашистских групп, создавших собственные газеты и тайные радиостанции. Аргентинские «гориллы» ***************** надеялись, что после победы третьего рейха они исполнят великую миссию – поставят свой народ во главе объединенной Юж- ной Америки. Поэтому с их стороны нацистская пропаганда не встречала никаких преград.

Гевара – участники «Аргентинского Действия»

Профашистские настроения были характерны для лжепатриотов из правых, антикоммунистических и проклерикальных кругов. Но существовали и много- численные объединения людей, по-настоящему преданных своему Отечеству. В июне 1940 года возникла крупная организация «Acciуn Argentina» ****************** , выступавшая в поддержку стран антигитлеровской коалиции. Она имела около 300 филиалов по всей Аргентине. В одном из них состоял Эрнесто Гевара Линч, занимавшийся расследованием и пресечением подрывной деятельности гитлеровских шпионов в провинции Кордова. «Вся семья Гевара и их друзья, – писал И.Р. Григулеви ч в своей книге «Эрнесто Че Гевара и революционный процесс в Латинской Америке», – горячо сочувствовали союзникам, Советскому Союзу, желали поражения странам «оси» и радовались победам Красной Армии. Огромное впечатление произвела на них Сталинградская битва» [17].

Тете в такой обстановке не желал сидеть сложа руки: он рвался разоблачать агентов Германии, проникших в район Альта-Грасии.

4. «Яростный де ла Серна»

Студент, друг обездоленных, спортсмен

В 1941 году 13-летний Эрнесто был принят в Colegio Nacional Deбn Funes ******************* – непрестижное училище в Кордове, в котором учились дети из народа. Выходцу из мелкобуржуазной семьи, коим являлся Тете, следовало бы продолжать образование в элитном частном колледже, но он сам не захотел сидеть за одной партой с каким-нибудь желторотым снобом из высшего общества.

В начале 1943 года семейство Гевара переехало в Кордову и поселилось в просторном доме на улице Чили. В мае у доньи Селии и дона Эрнесто родился последний ребенок – Хуан Мартин. Гевара-старший снова решил попытать счастья в мелком бизнесе. Сестренку Эрнестито Селию отдали в школу для девочек. Наш же герой все свободное от учебы время посвящал оказанию помощи бедным. Возобновил работу «Casa del Pueblo». Здесь обрели приют новые друзья Эрнесто из соседнего квартала, пострадавшего от недавнего землетрясения.

Тете продолжал укреплять свою физическую форму. Играл в теннис, гольф, лапту. От плавания он вынужден был отказаться: холодная вода вызывала приступы астмы. Из-за водобоязни юноша не соблюдал личную гигиену, ходил немытым и непричесанным, за что друзья дали ему прозвище Боров. Чтобы не мучиться с пышной шевелюрой, он сделал себе стрижку ежиком.

В Кордове Гевара подружился с братьями Гранадо – Томасом, своим одноклассником, Грегорио и Альберто, который был старше Эрнесто на шесть лет. Лидером в их компании был Альберто. Тете называл его Миаль (сокращенное от mi Alberto ******************** ). Он закончил фармацевтический факультет Кордовского университета и исследовал проказу. Проучился еще три года в вузе, полу- чил диплом биохимика и начал работать в лепрозории.

Одиночество Гевары

Альберто Гранадо – один из немногих, кто нашел подход к Тете. Подросток Эрнесто тяжело сходился с людьми, держался особняком, подчеркивая свою независимость. Прав был Хосе Марти: «Тому, кто несет свет, суждено оставаться одиноким» [18]. Внешняя сторона одиночества Гевары – его неуживчивый характер, дерзость, холодность. Внутренняя, глубоко интимная – его нежная, чувствительная натура, которую он всю жизнь скрывал от посторонних глаз.

По словам Миаля, их сдружили страсть к чтению и любовь к природе. Книги они обсуждали подчас ночи напролет. Гранадо представлялась невероятной начитанность его младшего друга. Регулярно Эрнесто, Альберто и его братья отправлялись в походы по окрестностям Кордовы. Высшие Силы будто готовили Гевару к повстанческим будням: он закалял организм, научился быстро разжигать костер и сооружать из ветвей шалаш. Кроме того, горный воздух благотворно действовал на его дыхательную систему, исстрадавшуюся от астмы.

Тете был равнодушен к политике

В те годы Тете был равнодушен к политической борьбе и студенческому движению. Лишь однажды он поучаствовал в демонстрации вместе со своим другом студенческим лидером Густаво Рокой. Иногда он посещал различные акции, устроенные воинствующей молодежью. Альберто, наоборот, не пропускал ни одного антиимпериалистического и антифашистского массового шествия. В конце 1943 года его и еще нескольких студенческих активистов схватила полиция. Эрнесто и Томас навестили его в тюрьме. Миаль просил их созвать митинг учащихся колледжей с требованием освободить арестованных студентов. На это Гевара ответил: «Выйти на улицу, чтобы тебя просто поколотили полицейской дубинкой по башке?! Я пойду, только если мне дадут пистолет!»

Кумир – Махатма Ганди

Кумиром Эрнесто тогда был Мохандас Карамчанд Ганди. Его заинтересовала концепция ненасилия, или ахимса, проповедуемая легендарным индийцем, которого называли Махатмой – «Великой душой». Ахимса – признание в качестве высших ценностей жизнь и любовь к человеку и всему живому. В ахимсе Ганди видел путь к отторжению Индии от Британской колониальной империи, к достижению ее суверенитета. Он разработал тактику сатьяграхи ********************* – пассивного сопротивления в форме несотрудничества и гражданского неповиновения. Тете размышлял над высказываниями Махатмы, разлетавшимися по всему свету и становившимися лозунгами, программами, жизненными кредо для миллионов: «Ненасилие – это прежде всего борьба за Человека». «Сила происходит не из физических способностей, она проистекает из неукротимой воли. Ненасилие – самая мощная сила, находящаяся в распоряжении человечества. Она более могущественна, чем самое мощное оружие разрушения, созданное человеческой изобретательностью». «Я не верю в быстрые ненасильственные пути к успеху. Настоящее добро никогда не может стать результатом неправды и насилия… Я твердо верю в то, что свобода, завоеванная кровопролитием и обманом, – не свобода».

Действительность не позволяла Геваре идти по пути Ганди

Гевара уважал и чтил Ганди, но латиноамериканская действительность, диктовавшая свои правила и законы, не позволяла ему стать последователем главного пропагандиста ненасилия и следовать философии ахимсы. В июле 1959 года Че, только что назначенный послом по особым поручениям революционной Кубы, приедет в Индию. Команданте возложил венок на могилу Махатмы и посетил храм Яма Масжид, где он был кремирован. Находясь в этом священном месте, Че Гевара сказал: «Ненасильственное сопротивление в Латинской Америке бесполезно. Наше сопротивление должно быть активным» [19].

«Яростный де ла Серна»

Много часов Эрнесто провел на зрительских трибунах стадиона «Rio Primero», с завистью наблюдая за игрой в регби братьев Гранадо. Он умолял Альберто взять его в команду. Миаль, зная о проблемах друга со здоровьем, предложил ему испытание – перепрыгивать через ручку метлы, лежащую на спинках двух стульев на высоте более метра, приземляясь на плечо. Десять раз Тете преодолел препятствие. Гранадо пришлось заставить его остановиться.

Эрнесто ликовал – он получил «звание» крайнего нападающего. Его глаза светились каким-то странным огоньком, когда он несся по полю, сбивая с ног игроков, и кричал: «С дороги! Идет Эль Фурибундо де ла Серна!» Фусером, сокращенное от El Furibundo de la Serna ********************** , его и прозвали товарищи-регбисты. Родителей Тете шокировала новость о том, что их чадо занялось самым жестоким видом спорта. Теперь на всех матчах дон Эрнесто, донья Селия или друзья Фусера «дежурили » у боковой линии, сжимая в руках жизненно необходимый ему ингалятор.

После каждой удачной игры спортсмены устраивали веселые пирушки в кабаке. Один Гевара не притрагивался к спиртному. Медленно потягивая мате, он наслаждался духовной пищей.

(Продолжение следует)


* Командующий, командир (исп.) . В повстанческой армии Кубы – старшее воинское звание, эквивалентное званию майора.

** Че – пример жизни (исп.) .

*** Партизан, повстанец.

**** Крестьяне (исп.) .

***** «Возрождение бума Че» (англ.) .

****** «Необходимое присутствие» (исп.) .

******* Героический Партизан (исп.) .

******** Глава администрации вице-королевств – обширных областей, на которые испанцы и португальцы в XVI веке поделили латиноамериканские земли.

********* Территория современных Мексики и большей части Юга США.

********** Крупная политическая партия, выступавшая против власти олигархической элиты под лозунгами демократизации и обновления общества.

*********** Парагвайский чай, очень популярный в Аргентине. Его называли «зеленым золотом».

************ Индейцы (исп.) .

************* «Народный дом» (исп.) .

************** Образ жизни (исп.) .

*************** В Аргентине, Бразилии и Уругвае – пастухи и скотоводы.

**************** Коалиция левых республиканских партий, пришедшая к власти в феврале 1936 года.

***************** Так часто называют Аргентину: на латыни argentum – «серебро».

****************** В Латинской Америке – презрительное именование военныхдиктаторов.

******************* «Аргентинское Действие» (исп.) .

******************** Национальный колледж им. Деан Фунеса. Грегорио Фунесдеан (настоятель собора) в Кордове, участник Войны за независимость Аргентины

********************* Мой Альберто (исп.) .

********************** «Правда – «сатья» – предполагает любовь, а твердость – «аграха» – порождает силу и, таким образом, служит ее синонимом. Я поэтому стал называть движение словом «сатьяграха », что означает силу, рожденную правдой и любовью, или ненасилие» (Махатма Ганди).


  1. Radzinsky E. Rasputнn. Los archivos secretos / Traducci у n castellana. Barcelona, 2003. P.19.
  2. Cormier J. Avec la collaboration de H. Guevara Gadea, A. Granado Jimenez. Che Guevara. Paris, 1995. P. 302.
  3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 7-е изд. М., 2003. С. 4.
  4. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. М.; Воронеж, 1999. С. 13–14.
  5. Цит. по: Осповат Л. Габриэль Гарсиа Маркес // Гарсиа Маркес Г. Сто лет одиночества / Пер. с исп. М., 2003. С. 415.
  6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 7-е изд. М., 2003. С. 55–57.
  7. Цит. по: Кутейщикова В.Н. Москва-Мехико-Москва. Дорога длиною в жизнь. М., 2000. С. 211–212.
  8. Документальный фильм «Ernesto «Che» Guevara. Le journal de Bolivie». Режиссер – Р. Дэндо. Швейцария-Франция, 1994.
  9. Документальный фильм «Fidel». Автор – Э. Браво. Куба, 1999.
  10. Цит. по: Тайбо II П.И. Гевара по прозвищу Че / Пер. с англ. М., 2000.
  11. Guevara Lynсh E. Aquн va un soldado de America. Buenos Aires, 1987. P. 8.
  12. Che Guevara E. Obras, 1957–1967. La Habana , 1970. Т.2. Р. 685.
  13. Григулевич И.Р. Эрнесто Че Гевара и революционный процесс в Латинской Америке. М., 1984. С. 13.
  14. Цит. по: Гибсон Я. Безумная жизнь Сальвадора Дали / Пер. с англ. М., 1998. С. 345.
  15. Там же.
  16. Цит. по: Тайбо II П.И. Гевара по прозвищу Че / Пер. с англ. М., 2000. С. 19.
  17. Григулевич И.Р. Эрнесто Че Гевара и революционный процесс в Латинской Америке. М., 1984. С. 16.
  18. Столбов В. Хосе Марти. 1853–1895 // Марти Х. Избранное / Пер. с исп. М., 1978. С. 5.
  19. Документальный фильм «Команданте Че». Авторы – В. Молчанов и К. Сегура. Россия, 2002.

 

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности