Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 2 / 2020 / Детство. Стремительный путь развития – от беспомощности младенца до годовалого малыша/Childhood. Infancy – a rapid developmental journey from helpless newborn to one-year-old baby

К юбилею В.С. Мухиной: Новый взгляд на концепцию возрастной психологии и феноменологии развития личности

Стр. «11—45»

Валерия Мухина

Детство. Стремительный путь развития – от беспомощности младенца до годовалого малыша

Аннотация.Человек по своей сущности может рассматриваться через три ипостаси: 1 – как результат эволюции, биосистема; 2 – как социально-историческое существо; 3 – как уникальная личность. В онтогенезе каждый возрастной период характеризуется особенным сочетанием названных сущностно значимых составляющих. В нормальных условиях рождение младенца – появление нового человека является результатом физиологической и психологической готовности матери к его рождению. Новорожденный изначально беспомощен. Едва появившись на свет, он вынужден приспособиться к условиям существования, которые резко отличаются от существования в чреве матери. Жизнь новорожденного и его благополучие зависят от того, как его организм и психика могут адаптироваться к изменившимся условиям. Для организма многих новорожденных сам процесс рождения – физическое испытание, которое истощает организм и создает особую ситуацию стресса. Родившись и оправившись от потрясений, связанных с рождением, новорожденный начинает жить в заданных условиях и развиваться в соответствии с врожденным энергетическим потенциалом к развитию и бытию. Младенчество – период, когда от малоподвижного образа жизни и сонливого состояния ребенок развивается в подвижное, веселое дитя. Очень быстро он научается устанавливать зрительный контакт со взрослым, зрительно открывает свои руки, научается хватать предмет, а затем и манипулировать им. Он исследует, рассматривает окружающий мир в ближайшем пространстве; ощупывает предмет руками, тянет его в рот и знакомится с предметом таким младенческим способом; он прислушивается, ищет источник звука и фиксирует его взором; он беспрестанно манипулирует всем, что попадет в руки. Он вступает в эмоциональные отношения с матерью и другими близкими взрослыми, удивительным образом научаясь от них этому. Он начинает испытывать тревогу при виде незнакомого человека. Фактически младенец быстро становится ребенком, способным реагировать на окружающих людей человеческими способами: улыбкой, плачем, радостью, испугом. При этом он начинает различать отдельные, часто повторяющиеся ситуации, он начинает различать слова, обозначающие предметы, и значимых людей. Младенчество – период, когда ребенок развивается в физическом, психическом и социальном плане чрезвычайно быстро, проходя за короткое время колоссальный путь от беспомощного новорожденного с малым набором врожденных реакций до активного дитяти, способного смотреть, слушать, действовать, решать некоторые наглядно воспринимаемые ситуации, взывать о помощи, привлекать внимание, радоваться появлению близких.

Ключевые слова: новорожденный; младенчество; врожденный энергетический потенциал к развитию и бытию; безусловные рефлексы; феноменологическая особенность младенчества – возможности усвоения нового опыта, приобретение свойственных человеку форм поведения; дистантные рецепторы (зрение и слух) развиваются у новорожденных быстрее, чем движения; комплекс оживления; установление эмоционального общения – первая социальная потребность ребенка; настроение как форма эмоциональной жизни; совместная деятельность взрослого и младенца; подражание действиям взрослого; отношение младенца к действительности оказывается с самого начала социальным отношением; нужда младенца в уходе, заботе и любви; младенцы в семье физически и психически активны; взрослые, общаясь с младенцем с самого начала используют речь; младенец в первую очередь научается распознавать эмоциональный тон речи; к шести месяцам младенец научается распознавать отдельные слова и реплики в контексте ситуации общения с мамой и близкими; к концу первого года у ребенка возникает связь между словом и предметом; начальная форма понимания речи; развитие движений и действий; хватание; манипулирование; ползание; направленность манипулирования на предмет; направленность на результат действия с предметом; наглядно-действенное мышление; развитие способности ориентировки в окружающем мире; развитие способности к обследованию предметов и к результату обследования; предмет как постоянно существующий; годовалый младенец из семьи и без попечения родителей.

Childhood. Infancy – a rapid developmental journey from helpless newborn to one-year-old baby

Abstract. According to its essence a human being can be viewed in three hypostases: 1 – as a result of evolution, as a biosystem; 2 – as a social-historical creature; 3 – as a unique personality. Each ontogenetic period is characterised by a particular combination of these essential components. Under normal circumstances, the birth of an infant – the emergence of a new human being is the result of the mother’s physiological and psychological readiness for its birth. The newborn is initially helpless. As soon as it is born, it is forced to adapt to conditions of existence that are drastically different from those of the mother’s womb. The newborn’s life and well-being depend on how its body and psyche can adapt to the changed conditions. For many newborns, the birth process itself is a physical ordeal that exhausts the body and creates a special situation of stress. Having been born and having recovered from the turmoil of birth, the newborn begins to live in a given environment and develop in accordance with the innate energy potential for development and being. Infancy – is the period when the child develops from a sedentary lifestyle and a sleepy state into a mobile, cheerful child. He quickly learns to make eye contact with an adult, opens his hands visually, learns to grasp and then manipulate an object. He hands, pulls it into his mouth and gets to know the object in this infantile way; he listens, searches for the source of sound and fixes it with his eyes; he manipulates incessantly everything that comes into his hands. He enters into an emotional relationship with his mother and other close adults, learning surprisingly from them. He becomes anxious at the sight of a stranger. In fact, the infant quickly becomes a child capable of reacting to the people around him in human ways: smiling, crying, by joy or fear. At the same time, he begins to distinguish between individual, frequently repeated situations, he begins to distinguish between words for objects and meaningful people. Infancy is a period in which the child develops extremely quickly physically, mentally and socially, passing in a short time from a helpless newborn with a small set of innate reactions to an active child capable of looking, listening, acting, dealing with some visually perceived situations, crying out for help, drawing attention and rejoicing at the appearance of loved ones.

Keywords: newborn; infancy; innate energetic potential for development and being; unconditioned reflexes; phenomenological feature of infancy – opportunities to assimilate new experiences, to acquire human-specific forms of behaviour; distant receptors (sight and hearing) develop faster in newborns than movements; animation complex; establishing emotional communication, the infant’s first social need; moods as a form of emotional life; adult-infant co-activity; imitating the adult’s actions; the infant’s relationship to reality is a social relationship from the start; the infant’s need for care, care and love; infants in the family are physically and mentally active adults use speech to communicate with the infant from the very beginning; the infant first learns to recognize the emotional tone of speech; by six months of age the infant learns to recognize individual words and cues in the context of situations with mother and loved ones; by the end of the first year the infant has a word/ object relationship; an initial form of speech understanding; development of movement and action; grasping; manipulation; crawling; object manipulation orientation; object result orientation; visual-actual thinking; development of orientation in the surrounding world; development of ability to examine objects and the result of the examination; object as permanently existing; one-year-old infant from family and without parental care.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности