Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 2 / 2020 / Ранний возраст – развитие, достижения и преобразования/Early childhood – development, achievements and transformations

К юбилею В.С. Мухиной: Новый взгляд на концепцию возрастной психологии и феноменологии развития личности

Стр. «46—97»

Валерия Мухина

Ранний возраст – развитие, достижения и преобразования

Аннотация.После младенчества начинается новый этап развития человека – раннее детство (от 1 года до 3 лет). Младенчество вооружило ребенка готовностью развивать способность смотреть и слушать. При этом ребенок начинает овладевать телом, управлять движениями рук. В раннем возрасте ребенок уже не абсолютно беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. На первом году жизни у младенца сформировались начальные формы психических действий, свойственных человеку. Предыстория психического развития теперь уступила место его подлинной истории. Следующие два года – период раннего детства – приносят ребенку принципиальные достижения в сфере развития восприятия и др. психических функций. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, столь значительны, что некоторые психологи (Р. Заззо, например), размышляя о том, где же середина пути психического развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят ее к трем годам. Действительно, в этом утверждении есть здравый смысл. Трехлетний ребенок психологически входит в мир постоянных вещей, умеет употреблять многие предметы обихода и испытывает ценностное отношение к предметному миру. Он способен к самообслуживанию, умеет достаточно успешно вступать во взаимоотношения с окружающими людьми. Он общается со взрослыми и другими детьми при помощи речи, выполняет элементарные правила поведения. В отношениях со взрослыми ребенок проявляет выраженную подражательность, что является простейшей формой идентификации. Идентификационные отношения ребенка со взрослым и взрослого с ребенком готовят малыша к эмоциональной причастности к другому, к людям. На фоне идентификации у ребенка появляется так называемое чувство доверия к людям (чувство базисного доверия, Э. Эриксон). Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, прямохождении; в развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи; в развитии способности к замещению, символическим действиям и использованию знаков; в развитии наглядно-действенного, наглядно-образного и знакового мышления; в развитии воображения и памяти; в чувствовании себя источником воображения и воли; в выделении своего «Я» и в появлении так называемого чувства личности. Общая сензитивность к развитию осуществляется за счет неудержимости онтогенетического потенциала к развитию, а также психологического вхождения ребенка в социальное пространство человеческих отношений, где происходят развитие и становление потребности в положительных эмоциях и потребности быть признанным. В этом возрасте в норме у детей из семьи наблюдается выраженное наращивание энергетического потенциала тела, психических функций и душевных побуждений. Различия между детьми из семьи и без попечения родителей видны сразу в их внешнем облике, физическом и психическом развитии, в разнице энергетического потенциала тела, психики и духа.

Ключевые слова: способность смотреть и слушать; середина психического развития человека от рождения до зрелого возраста – три года (Р. Заззо); подражательность; идентификация; выраженное наращивание энергетического потенциала: тела, психических функций и душевных побуждений; особенности общения; непосредственное телесное общение: обмен эмоциями и нежными объятиями; ограничения телесного общения приводят к отставанию в физическом и психическом развитии; развитие речи; специфика общения в раннем возрасте; умственное развитие; новые виды действий восприятия и мыслительных действий; предметная деятельность; соотносящие и орудийные действия; внешние ориентировочные действия; зрительное соотнесение наблюдаемых свойств предметов; особенности развития слухового восприятия; особенности восприятия звуков родного языка; развитие мышления; переход от использования готовых связей, показанных взрослыми, к их самостоятельному установлению; обобщения предметов по их функциональному назначению; возникновение знаковой функции; замещения предметов; развитие памяти и воображения; сензитивный период развития речи; память как ведущая функция; усвоение принципа употребления орудий; усвоение общественных способов употребления вещей; полифункциональные предметы выступают для ребенка как средство овладения замещениями; зарождение новых видов деятельности: предметная игра; игры-соревнования; ролевая игра; осознание назначений предметов в игре; развитие изобразительной деятельности; начало изобразительной деятельности – формулирование намерения изобразить предмет; овладение графическими образами; психологическое погружение в предметную, игровую и изобразительную деятельность; феномен сгущения; сгущение и паузы в развитии; предпосылки развития личности; открытие ребенком себя как отдельной персоны; интерес к своему лицу (взирание через зеркало на себя: глаза в глаза; открытие «Я»); овладение телом; развитие общей телесной координации; прямохождение и бег; телесные упражнения и удовольствия; телесные контакты с близкими и значимыми взрослыми; энергетическая подпитка от мамы, папы и др. членов семьи; уверенность в себе и неизменное чувство радости бытия; притязание на признание; усвоение правил взаимоотношений людей друг с другом и через взаимодействие ребенка с предметом в мире постоянных вещей; имя и его значение в раннем возрасте; самопознание; осознание себя в единстве и тождественности своего «Я» через телесные чувствования, визуальный образ своего отражения в зеркале, через переживание своего волеизъявления и свою способность выделять себя как источник своих воли, эмоций и воображения; ребенок начинает говорить о себе в первом лице, через свое «Я»: «Я хочу» и др.; кризис трех лет; упрямство и негативизм; ощущение себя как источника своей воли – важный момент в развитии самопостижения, самопознания; отчуждение; социально ориентирующие слова-понятия: «можно», «нельзя»; развитие рефлексивных способностей; ребенок раннего возраста – из семьи и без попечения родителей, их различия во внешнем облике, в разнице энергетического потенциала; правильнее всего оставлять ребенку возможность иметь маму на все времена жизни.

Early childhood – development, achievements and transformations

Abstract. After infancy a new stage of human development begins - early childhood (from 1 to 3 years). Infancy equips the child with the readiness to develop the ability to look and listen. At the same time, the child begins to master the body and control the movements of the arms and hands. The child is no longer a helpless being at this early age but is extremely active in its actions and its desire to communicate with adults. In the first year of life, the infant develops the initial forms of psychic activity that are characteristic of the human being. The prehistory of mental development has now given way to its true history. The next two years, the period of early childhood, bring fundamental developmental gains in perception and other mental functions to the child. The qualitative changes which the child goes through during the first three years are so great that some psychologists (R. Zazzo, for example), when wondering where the middle point is of a person’s mental development from birth to adulthood, put it at the age of three. Indeed, there is common sense in this statement. The three-year-old enters psychologically into a world of fixed objects, can use many household items, and has a valued relationship to the world of objects. He is able to look after himself and is quite successful in his interactions with the people around him. He communicates with adults and other children by means of speech and fulfils the elementary rules of behaviour. The child shows a pronounced imitativeness in his relations with adults, which is the simplest form of identification. The child’s identification relationship with the adult and the adult with the child prepares the child for emotional involvement with the other, with people. Against the backdrop of identification, the child develops a so-called sense of trust in people (a sense of basic trust, E. Erikson). The main achievements of early childhood that determine the development of the child’s psyche are: mastery of the body, mastery of speech, and the development of object activity. These achievements are manifested: in bodily activity, coordination of movements and actions, upright posture; in the development of correlative and instrumental activities; in rapid development of speech; in the development of ability to substitution, symbolic activities and use of signs; in development of visual functional, visual imagery and signbased thinking; in imagination and memory; in feeling oneself as the source of imagination and will; in allocation of own «Self» and the emergence of the so-called sense of personality. The overall sensitivity to development is a result of ontogenetic potential for development and the child’s psychological entry into social space of human relationships where the need for positive emotions and the need to be recognized develops and matures. At this age there is a marked increase in the body’s energy potential, mental functions and need for self-expression in play, communication and attachment to others. The differences between children from the family and without parental care are immediately visible in their appearance, physical and mental development, in the difference of the energy potential of the body, psyche and spirit.

Keywords: ability to look and listen; mid-point of human mental development from birth to adulthood - three years (R. Zazzo); imitation; identification; marked increase in energy potential: body, mental functions and mental urges; features of communication; direct bodily communication: exchange of emotions and affectionate hugs; limitations of bodily communication lead to delayed physical and mental development; speech development; specifics of communication in early life; mental development; new types of perceptual and thinking actions; object activities; relational and instrumental actions; external orienting actions; visual correlation of observational properties of objects; features of development of auditory perception; features of perception of native language sounds; development of thinking; transition from use of ready connections shown by adults to their independent establishment; generalisation of objects by their functional purpose; emergence of sign function; substitution of objects; development of memory and imagination; sensitive period of speech development; memory as a leading function; acquisition of the principle of tool use; acquisition of social ways of using things; multifunctional objects act for the child as a means of mastering substitution; the emergence of new activities; object play; competitive games; role play; awareness of the purpose of objects in play; development of visual activity; beginning of visual activity – formulation of intention to depict an object; mastery of graphic images; psychological immersion into subject, play and visual activity; the phenomenon of thickening; thickening and pauses in development; preconditions for personal development; discovery of the child as a separate person; interest in his face (looking at himself through a mirror: eye to eye; discovery of the Self); mastery of the body; development of general bodily coordination; uprightness and running; bodily exercises and pleasures; bodily contact with loved ones and significant adults; energy boost from mum, dad, etc. family members; self-confidence and an abiding sense of the joy of being; a claim to recognition; learning the rules of human interaction with each other and through the child’s interaction with the object in the world of permanent things; the name and its meaning at an early age; selfdiscovery; the recognition of self in the unity and identity of the Self through bodily sensations, the visual image of own reflection in the mirror, through the experience of own volition and ability to distinguish oneself as the source of own will, emotions and imagination. The child begins to talk about himself in the first person, through his “Me”, “I want”, etc. Crisis of three years; stubbornness and negativism; feeling of Aelf as the source of one’s will - an important moment in the development of self-discovery, selfknowledge; alienation; socially oriented word-concepts: «can», «can’t”; development of reflexive abilities; early childhood – from family and without parental care, their differences in appearance, in energy potential; the right thing to do is to leave the child to have mother for the rest of life.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности