|
|||
Авторизация
|
К юбилею В.С. Мухиной: Новый взгляд на концепцию возрастной психологии и феноменологии развития личностиСтр. «98—157» Дошкольный возраст – развитие детской личностиАннотация.Дошкольный возраст (с 3 до 6-7 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через индивидуальную игру, через развитие сюжета и содержания по законам собственного пожелания, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. При этом он уясняет создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого постоянства. В перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношение со взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т. п. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которым ему предстоит овладеть в более позднем возрасте. Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от нее, ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения. В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему). В этот период ребенок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации. Телесная активность, координированность движений и действий помимо общей двигательной активности посвящается ребенком и освоению специфических движений и действий, связанных с половой идентификацией. В этот период продолжают бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение и память. Появляются элементы знаковой функции сознания. Возникающее неудержимое, естественное для этого периода онтогенеза стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействия с другими людьми. В то же время ребенок испытывает потребность к удержанию освоенных действий через их неустанное воспроизведение. В эти периоды ребенок может категорически отказываться присваивать новое (слушать новые сказки, овладевать новыми способами действий и др.), он с упоением воспроизводит известное. Весь период детства с трех до семи лет просматривается эта тенденция раннего онтогенеза человека: неудержимое, стремительное развитие психических свойств, прерывающееся выраженными остановками – периодами стереотипного воспроизведения достигнутого. В это время энергетический потенциал тела и психики продолжает заметно нарастать. Самосознание ребенка уже развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности. Различия между детьми из семьи и без попечения родителей еще более усугубляются. Ребенок в возрасте от трех лет открывает, что он не является центром мироздания, что он не является центром своей семьи. Прежде он бессознательно ощущал себя центром семьи, но он жаждет любви и привязанности своих близких, прежде всего мамы и папы, деда и бабушки. Дети, лишенные родительского попечительства, остро чувствуют себя обделенными любовью своих мамы и папы. Ключевые слова: место ребенка в системе отношений в семье; ребенок из семьи и ребенок, лишенный родительского попечительства; потребность ребенка в материнской любви и в любви отца; неполная семья как проблема ребенка; подражание родителям и близким – бессознательное заимствование стиля поведения с другими; стили общения, предлагаемые взрослыми; потребность в любви и одобрении; развитие механизмов идентификации и обособления; научение сочувствию; виды отчуждения; общение детей в контексте своего и другого пола; готовность ребенка к школе; умственное развитие; практическое овладение языком; осмысленность речи; развитие фонематического слуха; осознание словесного состава речи; развитие функций речи; коммуникативная функция; объяснительная речь; планирующая функция речи; знаковая функция речи; экспрессивная функция речи; сенсорное развитие; сенсорные эталоны и их усвоение; восприятие и развитие действий восприятия; ориентировка в пространстве; ориентировка во времени; восприятие рисунка; понимание связи рисунка с действительностью; восприятие рисунка и его интерпретация; развитие мышления; выявление проблемных действий; развитие образного мышления; овладение моделями; усвоение логических форм мышления; логическое мышление; образное мышление; развитие внимание, памяти и воображения; потребность в сочинении сказок, историй; игра: игровая деятельность, игровые отношения; сюжет и содержание игры; реальные взаимоотношения детей в ситуации игры; влияние игры на общее психическое развитие; взаимовлияния игровых и реальных взаимоотношений; влияние игры на развитие детской личности; развитие рефлексий; игрушка как средство психического и нравственного развития; изобразительная деятельность; развитие содержания детского рисунка; индивидуальная приверженность в рисовании; детская личность; структурные звенья самосознания; имя и его значение для ребенка; лицо: развитие его выразительности; формирование образа тела; потенциал телесного развития; образ тела; притязание на признание: со стороны взрослых, со стороны сверстников; негативные личностные образования; детская ложь; детская зависть; половая идентификация; психологическое время личности; социальнонормативное пространство; роль этических эталонов в формировании личности; мотивы поведения; самооценка; динамика развития чувств; развитие воли как способности к управлению поведением; возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий; дошкольник – из семьи и без попечения родителей; различия между детьми из семьи и без попечения родителей еще более усугубляются: драматизм переживаний; аффективно-волютивное содержание детских слов (Л. Выготский); доминантные переживания, управляющие всей эмоциональной сферой ребенка. Preschool age – development of child’s personalityAbstract.Pre-school age (from 3 to 6-7 years) is a direct continuation of early childhood in terms of general sensitivity exercised by the irrepressible ontogenetic potential for development. This is the period of mastering the social space of human relationships through communication with close adults as well as through individual play, through the development of story and content according to the laws of one’s own desire and through playful and real-life relationships with peers. The pre-school age brings new and fundamental achievements for the child. In the preschool age a child learns the world of permanent things, using more and more items for their functional purpose and experiencing a valued relationship to the surrounding world, with astonishment he or she discovers a certain relativity of things. In this case, he/she understands the dual nature of the man-made world created by human culture: the constancy of the functional purpose of things and the relativity of this constancy. In the twists and turns of relationships with adults and peers, a child gradually learns to have a subtle reflection on the other person. During this period, the ability to identify with people, as well as with fairy tale and imaginary characters, with natural objects, toys, images, etc. is intensively developed through the relationship with the adult. At the same time, a child discovers the positive and negative forces of isolation, which he or she will have to master later in life. By experiencing the need for love and affirmation and by becoming aware of this need and its dependence on it, a child learns positive forms of communication that are appropriate in interactions with the people around him. A child progresses in the development of verbal communication and communication through expressive movements, actions that reflect emotional disposition and willingness to build positive relationships. At the preschool age, active mastery of own body continues (co-ordination of movements and actions, formation of body image and valued relationship to it). During this period a child becomes interested in human body including gender differences, which contributes to gender identity development. In addition to general motor activity child’s bodily activity and coordination of movements and actions is also devoted to learning specific movements and actions related to gender identity. During this period language, ability to substitution, symbolic actions and use of signs, visual and pictorial thinking, imagination and memory continue to develop vigorously. Elements of consciousness’s sign function emerge. There is an irrepressible desire, natural to this period of ontogenesis, for mastery of the body, mental functions and social ways of interacting with others. At the same time a child has the need to retain learned activities through relentless repetition. During these periods a child may categorically refuse to learn something new (listening to new stories, learning new ways of doing things, etc.), but rather enthusiastically reproduce what is known. During the whole period of childhood, from three to seven years, we can look at this tendency of early human ontogenesis: irrepressible, fast development of mental properties, interrupted by evident stops - periods of stereotypical reproduction of what has been achieved. At this time, the energy potential of the body and mind continues to grow markedly. A child’s self-awareness is already developing to the point where it gives rise to a child’s personality. The differences between children in the family and those without parental care become even more pronounced. At the age of three, the child discovers that he or she is not the centre of the Universe, that he or she is not the centre of his or her family. He or she unconsciously feels the centre of the family before, but he or she longs for the love and affection of his or her loved ones, especially mother and father and grandfather and grandmother. Children deprived of parental care feel acutely deprived of the love of their mum and dad. Keywords: child’s place in the system of family relations; child from family and child without parental care; child’s need for mother’s love and father’s love; incomplete family as a child’s problem; imitation of parents and relatives – unconscious borrowing of behaviour style with others; communication styles suggested by adults; need for love and approval; development of identification and separation mechanisms; learning empathy; types of exclusion; children’s communication in the context of their own and the other sex; child readiness for school; intellectual development; practical language acquisition; meaningful speech; development of phonemic hearing; awareness of word composition of speech; speech function development; communicative function; explanatory speech; planning function of speech; sign function of speech; expressive function of speech; sensory development; sensory benchmarks and their acquisition; perception and development of perception activities; spatial orientation; temporal orientation; perception of drawing; understanding the relationship of drawing to reality; perception of drawing and its interpretation; thinking development; identifying problem situations; establishing causeeffect relationships; development of thought activities; development of imaginative thinking; mastery of models; acquisition of logical forms of thinking; logical thinking; imaginative thinking; development of attention, memory and imagination; the need to compose fairy tales, stories; play: play activity, play relationships; plot and content of play; real relationships of children in play situations; impact of play on general mental development; mutual influence of play and real relationships; impact of play on child personality development; development of reflections; toy as a tool for mental and moral development; visual activity; development of child drawing content; individual commitment in drawing; child personality; self-consciousness building blocks; name and its meaning; child’s lies; child’s envy; gender identification; individual’s psychological time; socio-normative space; role of ethical standards in personality formation; motives for behaviour; self-esteem; dynamics of feeling development; development of the will as an ability to control behaviour; increasing regulatory role of speech in actions; preschooler – from family and without care; differences between children from family and without care are further exacerbated: dramatic experiences; affective-evocative content of child’s words (L. Vygotsky); dominant experiences that govern a child’s entire emotional sphere.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |