Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 3 / 2020 / Младший школьный возраст / Junior School age

К юбилею В.С. Мухиной: Новый взгляд на концепцию возрастной психологии и феноменологии развития личности

Стр. «42—156»

Валерия Мухина

Младший школьный возраст

Аннотация. Младший школьный возраст (с 6–7 до 10–11 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет. Школа берет на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ребенка к начальному обучению. Семья принимает решение о том, в какую начальную школу отдать ребенка: государственную или частную, трехлетнюю или четырехлетнюю. Поступив в школу и продолжая играть, ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство учиться, как все дети в его возрасте, в его стране, на его Родине. Он учится понимать, что такое ответственность. К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой в известном смысле личность: он отдает себе отчет в том, какое место занимает среди людей (он дошкольник) и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдет учиться в школу). Одним словом, ребенок благодаря участию близких и окружающих людей открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. К этому периоду он уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он по-детски умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, порой умеет подчинить себя обстоятельствам, чем позже может гордиться. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе («Я хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу». Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства – психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И заключается она в том, что у ребенка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику. Окончательно эти свойства могут сложиться только в ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности. Младший школьный возраст обещает ребенку через отношения и ожидания родных и близких новые достижения в новой сфере человеческой деятельности – учении. Ребенок в начальной школе должен усвоить специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). В период дошкольного детства в перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок обучается рефлексии на других людей. В школе в новых условиях жизни эти приобретенные рефлексивные способности оказывают ребенку хорошую услугу при решении проблемных ситуаций в отношениях с учителем и одноклассниками. В то же время учебная деятельность требует от ребенка особой рефлексии, связанной с умственными операциями: анализом учебных задач, контролем и организацией исполнительских действий, а также контролем за вниманием, мнемоническими действиями, мысленным планированием и решением задач. Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Таким образом, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессовая. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка. Ребенок дошкольного возраста живет в условиях своей семьи, где обращенные к нему требования сознательно или бессознательно коррелируются с его индивидуальными особенностями: семья обычно соотносит свои требования к поведению ребенка с его возможностями. Другое дело – школа. В класс приходит много детей, и учитель должен работать со всеми. Это определяет неукоснительность требований со стороны учителя и усиливает психическую напряженность ребенка. До школы индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, так как эти особенности принимались и учитывались близкими людьми. В школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, в результате выявляется множество отклонений от предначертанного пути развития: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность, вызывают угнетенные состояния, провоцируют ослабление энергетического потенциала и т. д. Ребенку, однако, предстоит преодолеть навалившиеся на него испытания. Общая сензитивность к воздействию окружающих условий жизни, свойственная детству, содействует развитию адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций. В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к стандартным условиям. Ведущей деятельностью становится учебная. Помимо усвоения специальных умственных действий и действий, обслуживающих письмо, чтение, рисование, труд и др., ребенок под руководством учителя начинает овладевать содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства, морали и др.) и учится действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. Он становится ответственным. В новых отношениях со взрослыми и со сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя и других. В учебной деятельности, притязая на признание, ребенок упражняет свою волю к достижению учебных целей. Добиваясь успеха или терпя поражение, он попадает в капкан сопутствующих негативных образований (чувству превосходства над другими или зависти). Развивающаяся способность к идентификации с другими и здравомыслию * помогает снять напор негативных образований и развить в принятые, позитивные формы общения. В процессе периода детства ребенок продолжает развиваться телесно (совершенствуются координация движений и действий, образ тела, ценностное отношение к себе телесному). Телесная активность, координированность движений и действий помимо общей двигательной активности направлены на освоение специфических движений и действий, обеспечивающих учебную деятельность. Учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимании, памяти, воображения и мышления; создает новые условия для личностного развития ребенка. Различия между детьми, учащимися в начальной школе, из семьи и оставшимися без попечения родителей роковым образом влияют на их развитие, бытие и психическое самочувствие тех, кто систематически депривируется. Аффективные переживания детей младшего школьного возраста, подвергающихся семейному насилию, и детей, лишенных родительского попечительства, ослабляют их энергетический потенциал и снижают потенциал физической и психической активности.

Ключевые слова:младший школьный возраст (с 6-7 до 10-11 лет); игра; учебная деятельность; место в системе общественных отношений; постоянные обязанности в семье; обязанность учить себя; понимание необходимости быть ответственным; детская личность в школьном возрасте – новое место в социальном пространстве человеческих отношений; ориентирование в семейно-родственных отношениях; место, соответствующее социальному статусу младшего школьника; достижения: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя заданным условиям (обстоятельствам), понимает, что оценка его поступков определяется тем, как его поступки выглядят в глазах других людей; рефлексивные способности (рефлексия на себя и других, рефлексия, связанная с умственными действиями); чувство долга («Я должен»); психологическая готовность ребенка к школьному обучению; усвоение специальных психофизических и психических действий, которые обслуживают все формы обучения (письмо, арифметические действия, чтение, физкультура, рисование, ручной труд и др.); умственное развитие ребенка; предпосылки к теоретическому сознанию; вхождение в нормативный мир отношений; послушание; чувство долга; психическая напряженность; неукоснительность требований со стороны школы и учителя; стандартизация условий проявлений ребенка в школе; возможные отклонения от ожидаемого пути развития: гипервозбудимость, гиподинамия, выраженная заторможенность; детские страхи; угнетенные состояния; общая сензитивность к воздействию социальных условий; адаптация к новым условиям развития и бытия; учение как ведущая деятельность; овладение содержанием основных форм человеческого сознания: науки, искусства, морали и др.; умение действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями; ответственность; содержание притязаний на признание; упражнение воли; капкан негативных образований: чувство превосходства, зависть и т. п.; особенности идентификации-обособления в младшем школьном возрасте; позитивные формы общения; общая двигательная активность, освоение специфических движений и действий: динамика телесного развития; ценностное отношение к себе телесному; учебная, игровая и другие виды деятельности; личность ребенка младшего школьного возраста; младший школьник – из семьи и без попечения родителей.

Junior School age

Abstract. The primary school age (ages 6–7 to 10–11) is defined by an important circumstance in a child’s life – school entry. The school currently accepts and parents send their child to school at the age of 6 or 7. The school assumes responsibility for determining the suitability of the child for primary education through a variety of assessment processes. The family decides whether the child shall attend a public or a private primary school, a three-year or a four-year school. Once a child starts school and continues to play, he or she automatically assumes a completely new role in the system of human relations: permanent duties arise as a result of the learning process. The closest adults, teachers, and even outsiders come into contact with a child, not only as a unique individual, but as a person who has made a commitment to learning, as all children of his/her age, in his country, in homeland. He learns to understand what responsibility is. By the end of pre-school, the child is, in a sense, a person. He or she is aware of his or her place among people (pre-schooler) and his or her place in the near future (school). In a word, he/she discovers for himself/herself a new place in the social space of human relationships. By this period, he/she has already achieved a lot in interpersonal relationships: he knows how to navigate in family relationships and is able to take the desired and corresponding to its social status place among his family and friends. He is child-like able to build relationships with adults and peers: he has the skills of self-control and is sometimes able to subordinate himself to the circumstances, which he may later become proud of. He already understands that the assessment of his actions and motives is not so much determined by his own attitude towards himself («I am good»), but above all, by how his actions look in the eyes of other people. His or her reflexive abilities are already quite developed. At this age, a significant achievement in the development of child’s personality is the predominance of the «I must» motive over the «I want» motive. One of the most important outcomes of mental development during preschool childhood is child’s psychological readiness for schooling. It consists in the fact that the child, by the time he/she enters school, has psychological properties that are actually inherent in a schoolchild. These characteristics can only be finally formed in the course of schooling under the influence of the inherent conditions of life and activity. The primary school age is a promise to a child of new achievements in a new field of human activity – learning. A child in primary school learns special psycho-physical and mental activities that should serve the purpose of writing, arithmetic, reading, physical education, drawing, manual work and other learning activities. The prerequisites for theoretical consciousness and thinking emerge from learning activities under favourable learning conditions and at a sufficient level of mental development (D.B. Elkonin, V.V. Davydov). During preschool childhood in the peripeteia of relations with adults and peers a child learns to reflect on other people. At school in new conditions of life these acquired reflexive abilities serve a child well in solving problem situations in relations with the teacher and classmates. At the same time, school activities require a child to have a special reflection connected with mental operations: analysis of educational tasks, control and organization of executive actions, as well as control of attention, mnemonic actions, mental planning and problem solving. The new social situation introduces a child to a strictly normed world of relationships and requires organised autonomy, responsible for discipline, for the development of executive actions related to the acquisition of learning skills, as well as for mental development. Thus, new social situation toughens child’s living conditions and acts as a stressor for him or her. Every child who enters school experiences an increase in mental tension. This is not only reflected in child’s physical health, but also in his or her behaviour. The pre-school child lives within the context of his or her family, where the demands made on him or her are consciously or unconsciously correlated with his or her individual characteristics: The family usually matches its demands on the child’s behaviour with his or her abilities. School is another matter. Many children come to the class, and the teacher has to work with all of them. This makes the demands on the teacher more stringent and increases the mental tension of the child. Before school, child’s personality traits could have remained within the range of the natural development of a child, because the traits were accepted and considered by the people closest to a child. The school standardization of child’s living conditions leads to revelation of a number of deviations from the preordained developmental path: hyper-excitability, hyper-dynamism, expressed retardation. These deviations form the basis of children’s fears, reduce willpower, cause depression, etc. The child will have to overcome the challenges heaped upon him. The general sensitivity to the effects of the environment, which is characteristic of childhood, promotes the development of adaptive behaviours, reflection and mental functions. In most cases, a child adapts to standard conditions. The leading activity is learning. Besides learning special mental actions and activities for writing, reading, drawing, work, etc., the child, under the guidance of the teacher, begins to acquire the content of basic forms of human consciousness (science, art, morals, etc.) and learns to act in accordance with traditions and new social expectations of people. He becomes responsible. In new relationship with adults and peers a child continues to develop reflection on him/her-self and others. In learning activities, a child exercises his or her will to achieve learning goals by claiming recognition. If a child succeeds or fails, he or she becomes trapped in the accompanying negative formations (feelings of superiority over others or envy). Child’s evolving ability to identify with others helps to relieve the pressure of negative formations and develop into accepted, positive forms of communication. At the end of childhood period, a child continues to develop bodily (coordination of movements and actions, body image, body valuation). Apart from general motor activity, bodily activity and coordination of movements and actions are aimed at mastering specific movements and actions which support learning activity. Learning activity requires a child to make new achievements in speech development, attention, memory, imagination and thinking; it creates new conditions for child’s personal development. The differences between children in primary school, those from family and those without parental care have a fatal impact on their development, being and mental wellbeing for those who are systematically deprived. The affective experiences of primary school-age children exposed to family violence and children deprived of parental care weaken their energetic potential and reduce their potential for physical and mental activity.

Keywords: primary school age (from 6-7 to 10-11 years); play; learning activity; place in the system of social relations; permanent duties in the family; obligation to teach oneself; understanding of the necessity to be responsible; child personality at school age – new place in the social space of human relations; orientation in family and kinship relations; place corresponding to the social status of a younger schoolchild; achievements: has self-control skills, is able to submit himself to given conditions (circumstances), understands that the evaluation of his actions is determined by how his actions look in the eyes of others; reflexive abilities (reflection on himself and others, reflection related to mental actions); sense of duty («I must»); child’s psychological readiness for schooling; the acquisition of special psychophysical and mental activities that serve all forms of learning (writing, arithmetic, reading, physical education, drawing, manual work, etc.); child’s mental development; prerequisites for theoretical consciousness; entry into the normative world of relationships; obedience; sense of duty; mental tension; rigidity of school and teacher demands; standardization of child’s school environment; possible deviations from the expected developmental path: hyper-excitability, hypodynamia, pronounced lethargy; childhood fears; depressed states; general sensitivity to the impact of social conditions; adaptation to new conditions of development and existence; learning as a leading activity; mastering the content of basic forms of human consciousness: science, art, morality, etc.; ability to act in accordance with traditions and new social expectations; responsibility; content of claims for recognition; exercise of will; trap of negative formations: feeling of superiority, envy, etc.; peculiarities of identification-separation in the primary school age; positive forms of communication; general motor activity, mastering of specific movements and actions: dynamics of body development; value attitude towards the body self; learning, play and other activities; personality of the primary school age child; the primary school child - from family and without parental care.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности