Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 4 / 2020 / Отрочество / Adolescence

К юбилею В.С. Мухиной: Новый взгляд на концепцию возрастной психологии и феноменологии развития личности

Стр. «8—135»

Валерия Мухина

Отрочество

Аннотация.Отрочество, подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11–12 до 16–17 лет)**. В этот короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии, он входит в период полового созревания – пубертат. Психофизиолог Н.А. Бернштейн указывал на диспропорции подростков в пубертатном периоде. В этом возрасте наблюдаются: угловатость, неловкость глобальных движений, неустойчивость тонуса; деавтоматизация, недостаток точности движений, большая утомляемость [3, с. 162]. Через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Раскрывающееся его сознанию общество может жестко инициировать подростка, а он может стать способным к девиантным проявлениям*. В современном информационном обществе стремление подростка к статусу взрослого – мечта малодоступная. Поэтому в отрочестве подросток обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности. Подросток психологически попадает в зависимость от предметного мира как ценности человеческого бытия. Живя в предметном мире с момента появления на свет, сызмальства осваивая его по функциональному назначению и эстетической значимости, подросток начинает фетишировать этот мир. Благодаря тому, что он входит в подростковые сообщества, которые представляют себя через присущие времени и возрасту знаковые системы, в число которых входят и определенные вещи, подросток превращается в потребителя: потребление вещей становится содержанием его жизни. Приобретая вещи в личное владение, он обретает ценность в собственных глазах и в глазах сверстников. Именно через присущие подростковой культуре вещи происходит регулирование отношений внутри возрастных групп. Для подростка становится значимым обладание определенным набором вещей, чтобы поддерживать в себе чувство личности. Сегодня, когда в России появляется тенденция вслед за так называемыми развитыми странами к превращению в общество потребления, потребительские аппетиты подростков несказанно возрастают. Конечно, вещи – среда обитания, условие духовного и физического развития, желанная и необходимая собственность. Однако общество потребления предлагает вниманию подростка выбор и регулярное обновление массы вещей, которые не могут принять участия в его развитии и вовсе не обязательны для его благополучного бытия. Современный подросток подпадает в большой мере под внушающее воздействие побуждающей рекламы, порабощающей вещной потребности, подавляющее воздействие даров (не только данайцы были опасны своими дарами), под знаковые манипулирования сознанием через так называемые жестуальные предметы (традиционные, ценные и др. [4]) и тому подобные трансформации мира вещей. В современном мире вещи (предметы) могут стать растлителем подростков по многим причинам: 1 – став основной ценностью, побуждающей мотивацию и представления о полноте жизни; 2 – став фетишем, превращающим в раба вещей; 3 – поставив в зависимость от дарителей и побуждая тем самым к зависти и агрессии. Современный «отроческий бизнес» не только не решает проблемы «Подросток в мире вещей», но по-своему порабощает подростка. Отрочество – период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме – в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм в отрочестве – инфантильная первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я». Стремление осознать и развить свою уникальность, пробуждающееся чувство личности требуют от подростка обособления от семейного «Мы», доселе поддерживающего в нем чувство защищенности традициями и эмоциональной направленностью на него. Однако реально находиться наедине со своим «Я» подросток еще не может. Он еще не способен глубоко и объективно оценивать самого себя; он не способен в одиночестве предстать перед миром людей как уникальная личность, которой он стремится стать. Его потерянное «Я» стремится к «Мы». Но на этот раз это «Мы», «Мы – группа», составляют сверстники. Отрочество – это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу подросток усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т. п. Дружба дает также возможность через доверительные отношения глубже познать другого и самого себя. При этом именно в отрочестве человек начинает постигать, как глубоко (а иногда и непоправимо для дружбы) ранит измена, выражающаяся в разглашении доверительных откровений или в обращении этих откровений против самого друга в ситуации запальчивых споров, выяснении отношений, ссор. Дружба, таким образом, не только учит прекрасным порывам и служению другому, но и сложным рефлексиям на другого не только в момент доверительного общения, но и в проекции будущего. Дружба в отрочестве, так же как и общение в группе, благодаря стремлению подростков к взаимной идентификации повышает конформность во взаимоотношениях. Если подростки в семье негативисты, то в среде сверстников они нередко конформисты. Правда, этот конформизм группового общения может весьма быстро смениться взаимным негативизмом, но все-таки конформизм преобладает. Отрочество при всей сложности психологических взаимодействий с другими людьми (взрослыми и сверстниками) имеет глубинную привлекательность своей направленностью на созидание. Именно в отрочестве подросток нацелен на поиск новых, продуктивных форм общения – со сверстниками, со своими кумирами, с теми, кого любит и уважает. Стремление к созиданию проявляется и в сфере осваиваемых идей и знаний. По инерции детства большая часть подростков остро реагирует на свои восприятия, память, речь, мышление и старается придать им блеск и глубину; они переживают радость от приобщения к познанию; моральные ценности, качества личности (самостоятельность, смелость, воля) также становятся для них объектом самовоспитания. Интенсивно умственно работая и выраженно бездельничая, подросток постепенно осознает себя как личность. Он начинает сознательно упражнять свою волю. Подростки стремятся переосмыслить то, что они сделали предметом своего интеллектуального постижения, и, прочувствовав, выдать и утвердить это как продукт своего собственного мышления. Отрочество благодаря потребности познать себя (идентификация с собственным «Я») и стремлению открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. Тем более что именно в отрочестве диапазон полярных чувств чрезвычайно велик. У подростка пылкие чувства, подчас ничто не может остановить его в стремлении к избранной цели: для него не существует в этот миг ни нравственных препон, ни страха перед людьми и даже перед лицом смерти. Глаза его исторгают пламень страсти, взгляд непреклонен. Кроме собственной цели – весь мир ничто. Но уходит порыв. Расточительство физической и душевной энергии не остается без последствий – вот он уже впал в оцепенение, он вял и бездействен. Глаза его потухли, взгляд пуст. Он опустошен, и кажется, ничто не придаст ему сил. Но еще чуть-чуть – и он вновь охвачен страстью новой цели. Однако рефлексии на себя и других открывают в отрочестве глубины своего несовершенства – и подросток уходит в состояние психологического кризиса. Субъективно это тяжелые переживания. Но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о которых он даже не подозревал в детстве. Подросток через собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит трудную школу идентификации с собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления. Все это помогает ему отстаивать свое право быть личностью, принимать самостоятельные решения, при этом подросток хотя мучительно, но постепенно проходит этапы социализации*. Социализация – процесс превращения ребенка, подростка и т. д. в члена семьи, культуры, общества, начинающийся с младенчества, продолжающийся на протяжении всей жизни человека, предполагающий его вовлеченность во множество культурных сфер и неформальных институтов. Каждый человек в процессе своего социального и психологического развития стихийно (спонтанно) по подражанию и по сознательному разумению выстраивает свой путь в сферы социума, выстраивает свою позицию по отношению к себе, к другим людям, по отношению к своим мечтаниям, планам и выборам на жизненном пути. Мой уважаемый коллега Анатолий Викторович Мудрик вполне справедливо писал: «Единой точки зрения на то, что представляет собой социализированность человека, не существует. Трактовки социализированности весьма разнообразны…» [5, с. 61]. А.В. Мудрик – социальный педагог, изучавший социализацию вчера и сегодня, обсуждающий проблему воспитания человеческого в человеке, не теряя при этом субъективно значимого смысла процесса социализации. Я солидаризируюсь с позицией А.В. Мудрика.

Ключевые слова:отрочество; подростковый возраст; внутренний конфликт с самим собой; срывы и восхождения; чувство личности; общество, инициирующее подростка; девиантные проявления; чувство взрослости; стремление к статусу взрослого; чувство возрастной неполноценности; психологическая зависимость от предметного мира; фетишизация предметного мира; подростковые сообщества; влияние на сознание подростка знаковых систем; потребительство; потребление вещей как содержание жизни подростка; вещи как повод для обретения чувства самоценности; обладание вещью поддерживает у подростка чувство личности; потребительские аппетиты подростка; внушающее воздействие на подростков рекламы; подавляющее воздействие даров; мир вещей как потенциальный растлитель подростка; проблема времени: подросток в мире вещей, новые отношения с семьей, стремление обрести себя в качестве личности; отчуждение, выражаемое в негативизме отрочества; негативизм как инфантильная первичная форма отчуждения; поиск собственной уникальной сущности, собственного «Я»; чувство личности, обособление от семейного «Мы»; наедине со своим «Я» – достижения и провалы; стремление стать уникальной личностью; значимость отношений со сверстниками; новые достижения рефлексий на себя; дружба в отрочестве; потребность в друге и дружбе; измена в дружбе; дружба учит прекрасным порывам и служению другому; отрочество направлено на созидание; максимализм отрочества; рефлексия на свои психические функции; приобщение к знанию и познанию; рефлексия на моральные ценности; рефлексия на качества личности (самостоятельность, смелость, воля и др.); самовоспитание; амбивалентность психических состояний отрока: от интенсивной умственной и духовной работы, до выраженности бездельничания; осознание в себе личностной сущности; особенности душевной жизни подростка; чрезвычайно великий диапазон чувств в отрочестве; выраженный эгоцентризм цели в отрочестве; расточительность физической и душевной энергии; состояние психологического кризиса; социализация и этапы социализации в подростковом возрасте.

Adolescence

Abstract. Adolescence is a period of human life from childhood to adolescence according to the traditional classification (from 11-12 to 16-17 years old). During this short (by astronomical time) period the teenager passes a great way in his development: through inner conflicts with himself and with others, through external demolitions and ascents he can acquire a sense of personality. The society he is beginning to realize can severely initiate an adolescent, and he may become capable of deviant behaviours. In today’s information society, a teenager’s aspiration to adult status is a dream few can achieve. In adolescence, therefore, an adolescent acquires a sense of age-related inferiority rather than a sense of adulthood. An adolescent psychologically becomes dependent on the object world as a value of human existence. Living in the object world from the moment of birth, mastering it from childhood for its functionality and aesthetic value, the adolescent begins to fetishise this world. Due to the fact that he/she is a part of adolescent communities, which are represented through time and age-specific sign systems, including certain things, an adolescent becomes a consumer: the consumption of things becomes the content of his/her life. By acquiring personal possession of things, he or she gains value in his or her own eyes and in the eyes of their peers. It is through the inherent teenage culture of things that relationships within age groups are regulated. Owning a certain set of items becomes important to adolescents in order to maintain their sense of identity. Today, with the trend in Russia of becoming a consumer society following the so-called developed countries, the consumption appetite of teenagers is growing immensely. Of course, things are a living environment, a condition for spiritual and physical development, a desirable and necessary possession. However, consumer society offers the attention of adolescents a choice and regular renewal of a mass of things that cannot take part in their development and are not at all necessary for their well-being. The modern teenager has fallen to a great extent under the suggestive influence of inducing advertisements, the enslaving need for things, the overwhelming influence of gifts (not only Danaians were dangerous with their gifts), the sign manipulations of consciousness through so-called gestual items (traditional, valuable, etc.) and similar transformations of the world of things. In today’s world, things (objects) can become a molester for many reasons: 1 – by becoming a core value, arousing motivation and ideas of fullness of life; 2 – by becoming a fetish, turning into a slave of things; 3 – by making them dependent on the givers and thereby inciting envy and aggression. Not only does the modern «adolescent business» not solve the problem of “teenager in the world of things”, but it enslaves the teenager in its own way. Adolescence is a period in which the teenager begins to re-evaluate his relationship with his family. The desire to find himself as a person creates a need to alienate themselves from all those who have habitually, year after year, influenced him, especially the parental family. Alienation towards the family is outwardly expressed in negativism – the desire to resist any suggestions, judgments, feelings of those targeted by the alienation. Negativism in adolescence is infantile primary form of alienation mechanism, and it is also the beginning of adolescent’s active search for their own unique identity own Self. The desire to realise and develop their uniqueness and the awakening sense of identity requires them to separate themselves from the family “We”, which has so far supported their sense of protection through tradition and their emotional orientation towards it. However, an adolescent is not yet in a position to be really alone with his “I”. He is not yet able to assess himself deeply and objectively; he is not able to stand alone in the human world as the unique individual he wants to be. His lost Self aspires to a “We”. But this time it is the “We”, the “We are the group”, made up of peers. Adolescence is the period when an adolescent begins to value his relationships with his peers. This is a time when the teenager begins to value his or her relationships with peers who have similar experiences to his or her own, enabling him or her to see them in a new light. The desire to be identified with his or her peers generates the need for a friend, which is so important in the culture of humanity. Friendship itself becomes one of the most important values in adolescence. It is through friendship that the teenager learns the features of interaction between people: cooperation, mutual assistance, risking for the sake of another, etc. Friendship makes it possible to get to know the other and oneself better through trusting relationships. In this case, exactly in adolescence a person begins to understand how deeply (and sometimes irreparably for the friendship) hurts the betrayal, expressed in the disclosure of confidential confessions or in turning these revelations against the friend in the situation of heated disputes, conflict and quarrels. Friendship, therefore, not only teaches beautiful gusts and service to the other, but also difficult reflection on the other, not only in the moment of trust, but also in projecting the future. Friendships in adolescence, as well as group socializing, increase conformity in relationships through adolescents’ desire to identify with each other. If adolescents are negative in the family, they are often conformist among their peers. It is true that this conformity of group communication can be quickly replaced by mutual negativism, but conformity still prevails. Adolescence, for all the complexity of psychological interactions with other people (adults and peers) has a deep appeal because of its focus on creation. It is in adolescence the teenager is aimed at finding new, productive forms of communication - with peers, with his idols, with those whom he loves and respects. The aspiration to creation is also shown in the sphere of mastered ideas and knowledge. According to the inertia of childhood, most adolescents are sensitive to their perception, memory, speech, thought and try to make them shine and deep, they experience the joy of learning, moral values, personal qualities (independence, courage, will) also become an object of self-education. Through intensive mental work and equally intensive loafing, the teenager gradually becomes aware of himself or herself as a person. He starts to consciously exercise his will. Adolescents strive to rethink what they have made the subject of their intellectual comprehension, and, having felt it, to hand it out and validate it as a product of their own thinking. Because of their need to know themselves (identification with own “Me”) and their desire to discover their elusive selves through constant reflection, adolescence deprives teenagers of a peaceful mental life. Especially since it was in adolescence, the range of polar feelings is extremely large. The teenager ardent feelings, sometimes nothing can stop him in his pursuit of the chosen goal: for him there is at this moment no moral obstacles, no fear of people and even in the face of death. His eyes are aflame with passion and his gaze is relentless. Apart from own goal, the whole world is nothing But the impulse goes away. Waste of mental and physical energy is not without consequences – here he has already fallen into a stupor, he is lethargic and inactive. His eyes are blank and his gaze is blank. He is devastated and nothing seems to give him energy. But just a little longer and he is once again seized by the passion of a new goal. However, reflections on oneself and others reveal the depths of one’s imperfection in adolescence – and the adolescent goes into a state of psychological crisis. These are subjectively difficult experiences. But the adolescent crisis enriches the teenager with knowledge and feelings of depths that he or she did not even suspect as a child. The adolescent, through his own emotional torment, enriches the realm of his feelings and thoughts; he goes through the difficult school of identification with himself and with others, mastering for the first time the experience of purposeful isolation. All this helps him to assert his right to be an individual, to make his own decisions, and the adolescent, although painfully, gradually passes through the stages of socialization. Socialization is the process of making a child, teenager, etc. a member of a family, culture and society, starting from infancy, continuing throughout a person’s life and involving him or her in many cultural spheres and informal institutions. Each person, in the process of his or her social and psychological development, spontaneously by imitation and by conscious awareness, builds his or her way into the spheres of society, his or her position with respect to oneself, to other people, to one’s dreams, plans and choices in life. My respected colleague Anatoly V. Mudrik quite rightly wrote: “There is no single point of view on what constitutes human socialization. Interpretations of socialization are quite diverse...”. A.V. Mudrik is a social pedagogue who studied socialization yesterday and today, discussing the problem of nurturing the human in a person without losing the subjectively meaningful meaning of the socialization process. I agree with A.V. Mudrik’s position.

Keywords:adolescence; adolescent imagery; inner conflict with self; disruption and ascent; sense of identity; society initiating the adolescent; deviant manifestations; sense of adulthood; desire for adult status; sense of age inferiority; psychological dependence on the object world; fetishisation of the object world; teenage communities; influence of sign systems on adolescent consciousness; consumerism; consumption of things as the content of adolescents’ lives; things as a reason for a sense of self worth; possession of things supports adolescents’ sense of identity; adolescent consumer appetites; the suggestive influence of advertising on teenagers; the overwhelming influence of gifts; the world of things as a potential corrupter of adolescents; the problem of time: adolescence in the world of things; a new relationship with family; the desire to find oneself as an individual; alienation expressed in the negativism of adolescence; negativism as an infantile primary form of alienation; the search for one’s own unique Self; a sense of identity, separation from the family “We”; alone with own Self - achievements and failures; the desire to become a unique individual; the importance of relationships with peers; new achievements of self-reflection; friendship in adolescence; the need for friendship and friendship; cheating in friendship; friendship teaches beautiful impulses and service to another; adolescence is aimed at creation; the maxim of adolescence; reflection on mental functions; exposure to knowledge and learning; reflection on moral values; reflection on personal qualities (independence, courage, willpower, etc.); selfeducation; ambivalence of the adolescent’s mental states: from intense mental and spiritual work, to pronounced idleness; awareness of the personal essence in oneself; peculiarities of adolescent mental life; extremely great range of feelings in adolescence; pronounced egocentrism of purpose in adolescence; waste of physical and mental energy; state of psychological crisis; socialization and stages of socialization in adolescence.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности