Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 1-2 / 2021 / Юность / Youth

К юбилею В.С. Мухиной: Новый взгляд на концепцию возрастной психологии и феноменологии развития личности

Стр. «8—131»

Валерия Мухина

Юность

Аннотация. Юношеский возраст – период жизни человека между отрочеством и взрослостью. В разных периодизациях возрастные границы юности разительно расходятся. Это и понятно: возраст – объективная на конкретно-исторический момент, хронологически и символически фиксированная характеристика и стадия развития поколения в онтогенезе. Условная граница юношеского возраста, на который мы будем ориентироваться: от 17-18 до 20-21 г. Нижняя граница является более распространенной, верхняя также приводится в ряде источников. Условность возраста обусловлена тем, что юность – исторически наиболее поздно сформировавшийся период в череде предшествующих взрослости возрастов. Известно, что в родовых культурах ребенок, как только осваивал навыки производительной, общественно полезной деятельности, из детства переходил сразу в сообщество взрослых. Общество пользуется и поныне понятием «ребенок», имея в виду возраст от младенца до юношества, обозначая этим словом отсутствие опыта, самостоятельности. Ребенок – это традиционное русское обозначение возрастных границ, определяющих социальный статус и незначительный еще жизненный опыт. У Вл. Даля читаем: «ребенком зовут младенца, отрока или отроковицу до юношества». И далее: «Юноша, юнак, юныш, юнок и мн. др., человек в возрасте от 15 до 20 лет и более, в поре возмужалости <…> Юность, молодость, младость, переходная пора человека от отрочества к возмужалости, и состояние это… Юношеский возраст, лета: – потехи, упражнения, – горячность, легкомыслие. Юношествовать – быть в юношеском возрасте»*. Поэтому-то мы можем понять и принять текст Конвенции о правах ребенка, ст. 1: «Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее». Очерчивая границы юношеского возраста, мы исходим из известных науке данных о морфологии, физиологии и биохимии, а также из данных о динамике и диапазоне возможных физических и психических достижений. В юности человек уже по праву может хотеть ощущать себя взрослым, ответственным за свой выбор, однако он трепещет перед ожидающей его впереди ближайшей жизнью. Социальная ситуация как условие развития и бытия в юности отличается для юноши тем, что она открыта его притязаниям, его усердию и его талантам. Дело за ним. В юности перед молодым человеком встает вопрос о выборе жизненного пути, о развитии своего сознания настолько, чтобы преодолеть многие и многие препоны, преграды, препятствия внутри самого себя и достойно войти в грядущую взрослую жизнь. Ключевой проблемой, определяющей интерес человека в юности, является он сам: состояние его сознания, его надежды и чаяния, его амбиции; это могут быть притязания на то, чтобы проявить себя в этом мире, отразив свою личность в искусстве, науке, духовности; это могут быть пока синкретические грезы (мечты как создания воображения) о будущем; однако знаменательное событие в юности – сознательно отказавшись от грез и мечтаний, начать с охотой и жадно набираться полноты знаний и чувствований из сфер Великого идеополя, сложившегося в истории человечества. Юность – возраст обостренной чувствительности и предтечи нарастающей чувственности. Чувствительность – способность живого чувствовать, воспринимать; впечатлительность, способность ощущать и воспринимать; но не только воспринимать, но и фиксировать самые незаметные внешние влияния и воздействия. Чувственность – переживание, осуществляемое посредством органов чувств, ощущений, восприятий; телесные (плотские) переживания. В свое время Вл. Даль писал о чувствовании – способности ощущать, чуять собою, слышать, осязать, познавать телесными, плотскими способностями, средствами. Способность познавать нравственно, внутренне, понимать, сознавать духовное, отзываясь на это впечатлениями. С этими разумными словами, трактующими понятие чувствование, нельзя не согласиться. В то же время в юности человек обращен к самому миру. Современное молодое поколение включено в проблемы, которые являются проблемами столкновения цивилизаций. На границе тысячелетий понятие «цивилизация» претерпевает очередные изменения. Это в высшей степени эклектическое и многозначное понятие, означающее мировую культуру, уровень общественного прогресса, развитие материальной и духовной культуры; уровень, достигнутый той или иной общественно-экономической формацией. Доминирующими в XIX-XX вв. явились трактовки цивилизаций как замкнутых общественных организмов, либо как завершающей фазы упадка в развитии когда-то целостной и органичной культуры, либо как набора культурных программ, реализующихся в самодостаточном и уникальном общественном организме. Сегодня философы, политологи и прочие мыслители, обсуждающие проблемы цивилизаций, предполагают выход за пределы религиозных ценностей и географических составляющих: переход от символа «кровь и почва» к символу «язык и культура». Тем самым границы новых знаков структурирования человеческих цивилизаций очерчиваются на новых основаниях – по ареалам распространения языков и нового образа жизни. При этом мыслители, ратующие за судьбы цивилизаций, предрекают далеко не радужное будущее или, по крайней мере, радикально преображенные новые цивилизации **. Цивилизация – понятие, известное со времен античности, где оно противопоставлялось варварству. В качестве самостоятельного термина, соотносимого с понятием культура, вошло в словоупотребление и научное обращение в XVIII в. Именно в это время это понятие приобрело особый социально-философский смысл для обозначения конкретной стадии всемирно-исторического процесса и ценностей общества, основанного на началах разума, справедливости и законности. Артур Франсуа Мари, вошедший в историю мировой культуры под именем Вольтер (1694– 1778) – французский философ, писатель, публицист в свое время сделал попытку создания философии истории. Он рассматривал человеческую историю как последовательное движение от первобытного варварства к позднейшей цивилизации, подчеркивая при этом значимую роль просвещения, науки, творческой деятельности человечества [3]. Он – крупнейший писатель-просветитель, повлиявший на духовное развитие молодых поколений не только в Европе, но и в России [3, с. 271–338]. Юность отличается особой сензитивностью к социальным проблемам и идеям. При этом, откликаясь на социальные явления, юность стремится преодолеть негативные эмоции, вызванные неопределенностью развития цивилизационных концепций и цивилизационных отношений, которые проявляются сегодня в основном через обсуждаемые «столкновения». Юность оптимистична по своей природной сущности: наиболее жизнеспособные и активные молодые люди выбирают для себя сегодня (как и во все прежние времена) путь соучастника общественного развития человечества, при этом ставя перед собой задачи, выводящие за пределы того способа существования, который был условием их жизни и развития в детстве и отрочестве. Поиск жизненного пути, смысла своей жизни одаривает жизнеутверждающую часть юношества высокими мировоззренческими чувствами, выступающими как внутреннее условие развития и бытия человека в юности [4, с. 347–348].

Ключевые слова:юность; условные границы юности; морфология, физиология и биохимия; динамика достижений; диапазон достижений; чувство взрослости; стремление к статусу взрослого; ответственность за выбор; выбор жизненного пути; развитие сознания; преодоление внутренних препятствий; состояние сознания; надежды, стремления, амбиции; повышенная чувствительность; возрастающая чувственность; обращен к миру; простота; рефлексия над собой; чувствительность к социальным проблемам; преодоление негативных эмоций; оптимизм молодости; поиск жизненного пути; участник развития человечества; молодежный максимализм; социальная ситуация; значимая деятельность; особенности общения со старшими; общение со сверстниками; дружба в молодости; влюбленность и любовь; энергетический потенциал; причины повышенной чувственности; умственное развитие; ценностные ориентации; особенности идентичности-отчуждения; самосознание; развитие надситуативной активности; предчувствия новизны; феноменология энергетического потенциала; молодежь из семьи; молодежь без попечения родителей.

Youth

Abstract. The age of youth is a period of human life between adolescence and adulthood. Different periodizations show different age boundaries of youth. It is understandable as age is objective for concrete-historical moment, chronologically and symbolically fixed characteristic and stage of development of generation in ontogenesis. The conventional boundary for the youth we will focus on is 17-18 to 20-21 years. The lower boundary is more common, and the upper one is also found in a number of sources. The conditionality of age is due to the fact that youth is historically the latest formed period in the series of ages preceding adulthood. It is known that in native cultures a child as soon as mastered skills of productive, socially useful activity, he/she was transferred from the childhood to the community of adults. Society still uses the term «child», referring to an age ranging from infancy to youth and indicating by this word the absence of experience and independence. A child is a traditional Russian designation of age boundaries, determining social status and little life experience yet. In Dahl we read: «A child is an infant, otrok or otrokovitsa up to youth. And further: “A youth, young man, youngish, youth and many others, a person aged 15 to 20 years old and over, at the age of manhood <...> Youth, early adulthood, mladost is a transitional season of man from adolescence to manhood, and this state... The youth age, is years of fun, exercises, ardor,levity. To be young is to be in youth age”. This is why we can understand and accept the text of Convention on the Rights of the Child, Article 1: “For the purposes of this Convention, a child is every human being below the age of 18 unless under the law applicable to the child, majority is attained earlier”. The boundaries of youth are based on scientifically known data about morphology, physiology and biochemistry, as well as data about the dynamics and range of possible physical and mental achievements. As a young person, one may rightly want to feel like an adult, responsible for his/her choices, but he/she is in awe of the immediate life ahead of him/her. The social situation as a condition of development and existence in youth age is different for young people in that it is open to their ambition, their diligence and their talents. It is up to them. The young man is faced with the question of choosing his life path, of developing his consciousness enough to overcome many and many obstacles, barriers, obstacles within himself and to enter the coming adult life with dignity. The key issue that defines a person’s interest in youth is himself: the state of his consciousness, his hopes and aspirations, his ambitions; it may be aspirations to manifest himself in this world, reflecting his personality in art, science, spirituality; it may be syncretic dreams (dreams as creations of imagination) of the future; but the significant event in youth is consciously abandoning dreams and reveries, begin to willingly and greedily gain fullness of knowledge and feelings from spheres of Great Ideofield developed in the history of mankind. Youth is the age of heightened sensitivity and the precursor of increasing sensuality. Sensitivity is the capacity of the living being to feel, to perceive; impressionability, the ability to feel and perceive; but not only to perceive, but also to record the most imperceptible external influences and impacts. Sensuality – experience realized by means of sense organs, sensations, perceptions; bodily (carnal) experiences. In his time Vl. Dahl wrote about sensuality – the ability to feel, smell with oneself, hear, touch, know with bodily, fleshly abilities, means. Ability to cognize morally, internally, to understand, be aware of the spiritual, responding to it with impressions. One cannot disagree with these reasonable words interpreting the concept of feeling. At the same time, youth is concerned with the world itself. The young generation of today is involved in issues that are the problems of the clash of civilizations. At the turn of the millennium, the concept of “civilization” is undergoing further changes. It is a highly eclectic and polysemantic notion meaning world culture, the level of social progress, development of material and spiritual culture, the level reached by any socio-economic formation. Interpretations of civilizations as isolated social organisms became dominating in XIX–XX centuries, or as final phase of decadence in development of once wholesome and organic culture or as a set of cultural programs realized in selfsufficient and unique social organism. Today philosophers, political scientists and other thinkers discussing the problems of civilizations assume exit beyond religious values and geographical components: transition from the symbol “blood and soil” to the symbol “language and culture”. Thereby borders of new signs of human civilizations’ structuring are outlined on new bases – on areas of distribution of languages and new ways of life. At the same time, the thinkers advocating the fate of civilizations predict far from rosy future or at least radically transformed new civilizations. Civilization is a concept known since antiquity, where it was opposed to barbarism. It came into use as an independent term, correlated with the concept of culture, in the XVIIth century. It was at that time that this concept acquired a special social and philosophical meaning to denote a particular stage of the world-historical process and the values of society based on reason, justice and rule of law. Arthur François Marie, who entered the history of world culture under the name of Voltaire (1694-1778), was a French philosopher, writer and publicist who once tried to create a philosophy of history. He regarded human history as a successive movement from primitive barbarism to later civilization, emphasizing the important role of education, science, creative activity of mankind [3]. He is a major writer-enlightener, who influenced the spiritual development of younger generations not only in Europe but also in Russia [3, pp. 271–338]. Young people are particularly sensitive to social issues and ideas. Thus, responding to the social phenomena, the youth aspires to overcome the negative emotions caused by uncertainty of development of civilization concepts and civilization relations which are shown today basically through discussed «collisions». Youth is optimistic in its natural essence: the most viable and active young people today (as in all previous times) are choosing to take part in the social development of humanity, setting for themselves goals that go beyond the mode of existence that was a condition of their life and development in childhood and adolescence. The search for life path, the meaning of one’s life endows the life-affirming part of youth with high worldview feelings, acting as an internal condition of human development and existence in youth [4, p. 347-348].

Keywords: young age; conditional boundaries of a young age; physical and mental achievements; sense of adulthood; aspiration for adult status; responsibility for one’s choices; choice of life path; development of consciousness; overcoming obstacles within; state of consciousness; hopes, aspirations, ambitions; heightened sensitivity; increasing sensuality; towards the world itself; simplicity; new achievements of reflection; social problems and ideas; aspiration to overcome negative emotions; optimism of youth; search of a vital way; participant of social development of mankind; youth maximalism; social situation in life; significant activities; communication with seniors; communication with peers; friendship; falling in love and love; energy potential in youth; heightened sensuality; mental development; value orientations; identity-alienation features; personality problems; self-awareness; potential for developing supra-situative activity; anticipations and premonitions of novelty; energy potential; young from family; young without parental care.

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности