Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2006 / Безымянные

Мгновения жизни

Стр. «186—188»

Валерия Флай

Безымянные

Сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся.

[Быт. 11:4]

А может лучшая победа

Над временем и тяготеньем – Пройти,

чтоб не оставить следа,

Пройти, чтоб не оставить тени.

Марина Цветаева

Вечер за городом. Мой друг со мной. Мы любим сидеть у очага, созерцая огонь и свободно размышлять о вневременном.

– Ты никогда не задумывался о том, что конечны не только наши жизни, но и наши имена? Вот послушай, какие мысли смущают меня…

Человек родится без имени. Но всегда, сколь помнит себя человечество, люди нарекали вновь родившихся личными именами. В процессе жизни имя начинает обретать для человека особое значение: большинство людей учится дорожить именем и делать себе имя.

Сделать себе имя – заветные, знаковые слова. Из поколения к поколению передается в человеческой культуре завет минувших времен: «Сделай себе имя».

В самом деле, послушай меня. Я повторюсь. Человек родится без имени. Но во все времена, сколь помнит себя человечество, люди нарекали вновь родившихся личными именами. В процессе жизни человека имя начинает обретать особое значение для него самого и для других людей. Человек учится дорожить именем и делать себе имя.

Человек боится того, что он может оказаться без имени.

Безымянный – тот, кому нет имени.

Безымянный младенец – не беда. Он – Богдан, Богом данный. Имя он получит позже.

С младых лет дитя, получив наречение, начинает делать себе имя. Человек для этого совершает большие усилия.

Однако в мире много безымянников: в миру достает людей без имени. Кто они? Да кто угодно – разные они: безымянные бродяги, бомжи, лишенные роду- племени; жертвы амнезии, не помнящие ни себя, ни своего родства; солдаты, павшие за Отечество, но утерявшие в бою свои документы. Их много – безымянных. Человека насильственно лишали имени в концлагерях, давая номер. В тюремных зонах на погостах, вместо имени на столбиках с прибитыми к ним дощечками проставлены карандашом или фломастером номера регистрации усопших. Позже все эти номера истлевают под дождем, снегом и солнцем вместе с табличками. Но эта же участь не минует и законопослушных – их памятники на кладбищах и их имена исчезают из людской памяти. Всё тварное рассеивается во времени.

Мой ребенок как-то изрек: «Однако на земле мертвых больше, чем живых». Он сидел сосредоточенно глядя куда-то за пределы окружавшего его порядка и покоя родного дома, вздыхал и, наконец, изрек свое откровение.

Я не далеко ушел от своего ребенка. Могу лишь добавить: «Да. Мертвых больше чем живых. И большинство из них безымянные».

Не буду говорить об именах, живущих в веках: Гомер, Аристотель, Конфуций, или Чингисхан, Александр Македонский… Не буду говорить о Святых Апостолах. Сохранение этих имен – участь особых личностей.

Но если обернуться к обычным людям, нормально проживающим свою обыденную жизнь и имеющим доброе имя, если обернуться к людям, известным своему времени или своему локальному окружению, то и они в конце концов, уйдя в мир иной, утратят и свое имя.

Вот ты… Умный человек. У тебя есть имя в обществе… Но пройдет время. И третье, пусть четвертое-пятое поколение не будет о тебе помнить.

Люди уходят, рассеиваются. Имя мы обретаем и делаем его лишь на краткое время.

Люди обречены на безымянность.

Мы цепляемся за Ангела Хранителя.

У меня есть имя. И я молю Ангела Хранителя: мя сотвори со всеми святыми, всегда, и ныне, и присно, и во веки веков. Всегда, всегда и во веки веков!

Так учит религия. Так жаждем мы, люди.

Но зачем мне «всегда» и «во веки веков», если я конечен, если я из праха вышел и прахом стану?

Вспомни: «И создал Господь Бог человека из праха земного», «и будешь есть прах во все дни жизни твоей », «ибо прах ты и в прах возвратишься».

Мы молим… Взываем… Но в вечности мы безымянны… – этими словами я закончил мой пронзивший меня самого монолог.

– Зачем ты так об этом думаешь? – промолвил друг. – Следуй заповеди: сделай себе имя, прежде нежели рассеешься. Сделай, что сможешь. О другом не сокрушайся.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности