Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2006 / Отчуждение: исповедь арестанта

Мгновения жизни

Стр. «188—194»

Гоша И.

Отчуждение: исповедь арестанта

Пора приступать к делу и писать об отчуждении. Хотя прошло уже более тринадцати лет. Может получиться так, что изложение будет фрагментами и некими «сгустками» воспоминаний. На первый взгляд Вам может показаться, что между этими фрагментами нет связи. В действительности мое отчуждение и было фрагментарно – ведь я не всегда был в этом самом «отчуждении», непостоянно пребывал в этом состоянии: то окунался в него, то опять оказывался на поверхности и жил обыкновенной повседневной жизнью.

Прежде всего, вспомним знаменитый «завет» Федора Михайловича Достоевского, который гласит: «Человек – есть тайна. Ее надо разгадать. И ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время…» Вот и попробуем хоть частично отгадать эту «тайну» в ракурсе «отчуждения».

С чего все начинается? Почему человек «загоняет» сам себя в это самое «отчуждение»? Или его другие толкают в это загадочное и опасное душевное состояние? А может «среда создает»? Вроде бы все мы, люди, похожи друг на друга по своей сущности и по своему поведению, но в каждом из нас в какой-то момент происходит «щелчок» и мы не хотим жить по-старому. Происходит «бунт личности»: мы хотим чего-то особо неординарного – в нас «просыпается» маленький «Александрмакедонский» или «Клеопатра» (в зависимости от пола мужского или женского). Проще простого вообразить из себя человека неординарного, с некой изюминкой, которая растет в нашем воображении с невероятной скоростью и превращается в нечто грандиозное, колоссальное. Пройдет некоторое время и мы уже сами поверим в нашу же идею.

Вся беда в том, что по своей ограниченности мы постепенно превращаемся в жалкого индивидуума, а не в личность. Мы начинаем верить, что мы самые-самые уникальные в общем развитии – сейчас в современном русском лексиконе даже появилось подходящее словечко – «крутой».

«Бунт» индивидуума, нежелание жить по традиции. Выискивание неординарности в себе – вот начало «отчужденности». Мы думаем, что мы первооткрыватели, что мы – колумбы! Но как же мы жестоко ошибаемся, как мы наивны. Эта наивность в своих несуразных идеях встречается постоянно – это несомненная глупость наивного ограниченного человека. И он «прет» со своей идеей, как танк. С огромной наглостью. Оглянитесь вокруг и вы увидите сотни тысяч таких наивных и наглых! Разница лишь в том, что некоторые из них вынашивали в себе мелкие глупенькие идейки, а другие – грандиозные, помпезные идеищи! У одних – умишко с вишневую косточку, а у других с кулачок. Даже человека гениального и оригинального точит внутренний червь сомнений: он мог бы достичь большего. И в нем вырастает большое древо, на ветвях которого созревают огромные плоды тщеславия и гордыни. Встречается порой, что честный человек из-за своих внутренних желаний стать оригинальным и неординарным идет на низкие поступки.

Каждый из нас, каждый индивидуум, каждый человек «плещется» в своем собственном «отчуждении», упивается им по мере своего интеллектуального уровня.

Нам не ведомо (и Слава Богу, что неведомо), что творится в умах и сердцах людей отчужденных. А представьте себе, что было бы, если бы мы могли видеть друг друга «насквозь». Метко и гениально Ф.М. Достоевский выразил это устами своего героя из романа «Униженные и оскорбленные» князя Волковского: «… если бы могло быть чтоб каждый из нас описал всю свою подноготную, но так, чтоб не побоялся изложить не только то, что он боится сказать и ни за что не скажет людям, не только то, что он боится сказать своим лучшим друзьям, но даже и то, в чем боится подчас признаться самому себе, – то ведь на свете поднялся бы тогда такой смрад, что нам бы всем надо было задохнуться». И вы думаете, что у меня не было таких «смрадных» идей и мыслишек? Увы, но я не только «родил» их в своей голове, я долго их вынашивал, оттачивал, полировал, придумывал более заковыристые нюансы, ибо был убежден, что они неординарны и сверхостроумны, а в итоге все это мое идейное «детище» я осуществил в материальном виде, после чего пролилась невинная человеческая кровь!

Но как, спросите вы, получилось так, что от мысли быть незаурядным, в итоге полилась кровь…

Попробуем поэтапно разобраться в этом.

Собственно, мы сами виноваты в том, что в наших головах и в наших сердцах рождаются и появляются разные непутевые «мыслишки» и «идейки» или мы подхватываем их из внешнего мира, а потом вынашиваем.

Привычки, монотонность повседневной жизни и сопряженные с нею проблемы порой доводят человека до тупости, и наступает «точка кипения», когда происходит самый настоящий внутренний бунт. Бывает, что внутренняя тупость доводит до самого настоящего звериного состояния, в смысле жестокости физиологической. Происходит «встряска» организма какой-то маленькой крошечной идейкой, которая кажется гениальной, и вы хватаетесь за нее, как за соломинку, ибо только в ней видите спасение из рутины.

Вы не подумайте, что во мне так внезапно возникла идея или мечта унизить, а тем более убить человека. От начала до трагического финала прошло много времени. Был человек, который как бы встал на моем пути в осуществлении моих идей. Конечно, первоначально я обходил в мыслях этого человека, но все равно он оказался на моем пути, и чем чаще он «преграждал » мне дорогу, тем чаще мне казалось, что убери я его с пути, все мои проблемы исчезнут и откроется солнечное Эльдорадо с молочными реками и кисельными берегами. И в своих мыслишках и гнусных идейках я стал постепенно его «стирать», как бы перестал его замечать. Представьте себе окно с чистым стеклом, но на котором изображен акварельными красками человеческий портрет. Изо дня в день вы смотрите в это окно, но вы не видите пейзажа за окном, ибо вам мешает этот человеческий портрет. Каждую неделю один раз идет мелкий коротенький дождик и очень медленно смывает этот портрет. Через месяц человека уже почти не видно на стекле, а вы уже очень хорошо можете рассмотреть прекрасный пейзаж. И вот проходит последний, но очень сильный дождь и окончательно смывает человека со стекла. Все… Человека больше нет – вам уже ничего не мешает смотреть через окно на великолепный пейзаж. Со временем вы уже и забыли, что на стекле когда-то был нарисован человек. Вот так постепенно вы словно дождем «смываете» в своем сознании человека, который стал на вашем пути.

А если еще вы будете подогревать себя алкоголем, то «исчезновение» человека станет более быстрым. Разве не унижение человеческого облика в вашем сознании и есть первоначальное уничижение его? И вот, ваша мечта начинает осуществляться, хотя бы и в ваших мыслях, но осуществляться, и недалек тот миг, когда вы начнете реализовывать ваши жуткие мечты. Гнусные мечты и мерзкие идейки овладевают вами, но все равно ваше сердце и ваша совесть вопиют к вам. Вы делаете что-то запрещенное! Вы идете дурным путем! К добру все это не приведет! Нельзя так поступать с человеком!

Начинается внутренняя борьба – «где свет со тьмою борется». Порой вы отказываетесь от своих страшных идей и с ужасом думаете: «Как я мог дойти до такого!» Но тьма прилипчива к человеческому существу – вновь и вновь вы возвращаетесь «как псы на свою блевотину». Вы пытаетесь найти тысячу оправданий своим будущим, но пока несовершенным поступкам. Всегда можно найти тысячу оправдательных при- чин для исполнения своих желаний: ибо нет больших иезуитов, чем наши желания.

Мы восседаем над нашими будущими страшными желаниями и мечтаем, как горная, грозная орлица в гнезде над невылупившимися яйцами, и зорко следим по сторонам, чтоб никто не помешал будущим кровожадным птенцам. Мы не только свыклись с нашими безумными желаниями, мечтами и идеями, мы нашли столько оправданий, что уже не мыслим жизни без них. В нас идет постоянный и еще мучительный процесс «стирания» человека, который преграждает нам путь. Этот процесс непрерывный – мы словно заложили в свой умственный компьютер программу медленного уничтожения нашей личности. Я особо подчеркиваю, что этот процесс пока проходит еще мучительно, но не за горами тот час, когда муки совести исчезнут. Этому способствует алкоголь. На вопрос своей совести, своей души или своего разума «А что будет в будущем с тобой?» – иногда молчание, иногда сам вопрос жестоко пресекался: «Ты – трус или настоящий мужчина»?

Прежде внутренний голос как бы волновался и спрашивал о судьбе человека, ставшего на пути, но с некоторого времени «эго» взяло вверх над всем. Его интересует только собственная судьба. Впрочем, пройдет время и совесть будет загнана в самый темный угол и уже не будет задавать лишние вопросы. Постепенно мы доходим до того, что даже всякой мерзости находим оправдание.

…Все чаще и чаще мне представлялось, что я словно спускаюсь вниз по ступенькам в темный подвал с затхлым и липким воздухом. Чем ниже спускаюсь, тем меньше света и больше мрака, складывается такое впечатление, что это уже не мрак, но хаос, своды которого внизу упираются в ад. И с каждым мгновением мрак становится ужаснее и мрачнее, и хаос – страшнее и хаотичнее. Трудно описать, что в такие моменты творилось в моей душе, ибо говорить об этом по сути трудно…

По сути об этом вообще нельзя говорить. Ибо это не поддается словесному выражению. Можно израсходовать кучу слов, но все они будут лишь заменителями имен, которых не существует. И ты не в силах определить то, чего никогда не удастся определить и облачить в слова. В этом-то и состоит тайная радость и самоуверенность ада. Ад неопределим! Он скрыт от языка! Он есть, но не может попасть в газету, приобрести гласность, стать через слово объектом критического сознания, так как слова «тьма», «мрак», «хаос», «страх», «подвал» – слабые символы.

Символами и приходится пробавляться, говоря об аде и хаосе, который в творился в моей душе. Там все прекращается – не только словесные обозначения, но и вообще все…

С таким тяжелым душевным «багажом» я стал раздражительным, нетерпимым, злым и т.д. Но чтобы заглушить все эти душевные недуги, я продолжал себя обильно «поливать» алкоголем.

Были срывы, и один или два раза я был близок к суициду. Но до сих пор для меня остается загадкой, почему я просто-напросто не мог отказаться от своих безумных идей… Я самым элементарным образом потерял рассудок, хотя внешне вел нормальную жизнь. Лишь чаще «заглядывал» в стакан. Пожалуй, это был один из пиков моего «отчуждения». Всем своим существом я не мог уже думать и рассуждать. Я был одержимым. Я больше не имел ни воли, ни свободы рассудка: все было окончательно решено для меня!

Душа моя настолько погрязла в смраде хаоса и мраке ада, что стала бесчувственна к выбранной жертве. Он перестал для меня существовать как человек. Я стал беспощадным вершителем его судьбы. Да, это очень жестоко, но об этом я говорю сейчас. А надо бы думать тогда… Для того чтобы осуществить свои желания и мерзкие идейки, я стал «загонять» себя в еще более глубокое «отчуждение». Порой я настолько погружался в это смрадное болото, что путал действительное с воображаемым. Я неадекватно реагировал на окружающий меня мир, невпопад отвечал на вопросы, был рассеян. Я постоянно думал о том мерзком, что задумал.

…И вот настал тот долгожданный момент, который я «подготавливал» долгое время, обдумывал все до мельчайших деталей и подробностей. Остался один шаг, и мое сердце и совесть пытались остановить меня, урезонить. Однако я своим разумом грубо попрал их, ибо моя воля была направлена только на совершение страшного зла – на лишение человека жизни.

Я действовал, как робот, и готов был снести все, что станет на моем пути. Я думал, что уже ничто не может остановить меня. Будь на моей дороге хоть самый близкий дорогой человек.

Я думал, что соверши я задуманное все и сразу – исчезнет тот душевный ад, который владел мною в последнее время, я был уверен, что освобожусь от всей мерзости и наступит прекрасная жизнь без проблем.

Но в последний миг произошел «сбой» всей задуманной мною системы – что-то остановило меня и я не смог нанести единственного и решающего удара. Мной овладела паника и я ретировался.

Я отступил. Но временно. Тут же я мысленно отругал себя за трусость, «накатил» для храбрости очередной стакан и с новой дьявольской злобой на себя бросился вперед…[Уже много лет спустя я понял, что моя первая попытка совершить преступление была отведена Свыше, но я все же внял дьявольскому зову ада и сделал черную работу, от которой в бездне раздался душераздирающий хохот…] Все было сделано за несколько секунд, и вот только сейчас я понял, что «этого» нельзя было делать.

В первые секунды после преступления я понял, какую огромную ошибку допустил собственными руками… Здесь уместно привести гениальные строчки Федора Михайловича по этому поводу: «Разве я старушку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя навеки!.. А старушонку эту черт убил, а не я…».

Мало того, что я себя убил, как Родион Раскольников, но я и «отволок» невинного человека в небытие – прервал его жизнь, как гнус, как тиран – вершитель судеб человеческих. Этакий «наполеончик» доморощенный. Фу, гадко и мерзко.

Вы думаете я достиг долгожданного солнечного Эльдорадо с его безумными молочными реками и кисельными берегами? Как бы не так! Эльдорадо оказался в весьма болотистой местности с кучей комаров, и на краю этого мерзкого пейзажика стояла покосившаяся деревянная сараюшка с худой крышей и земляным полом…

А радость моя от полученных благ и денег была какая-то злая, дьявольская.

И вот тогда-то я и понял, что такое «Каиновая печать» [о которой писал Вам несколько лет назад]. Эту мерзкую печать я получил в обмен на кучу денежных купюр, несколько серебряных цепочек и два видеомагнитофона, что равносильно сараюшке на болотах. Но мое «отчуждение» на этом не закончилось

Я повторил все то же самое, с тем же сценарием, но через два года. Все повторилось, как в страшном сне: и бездумные идейки, и мерзкие желания, и глупые мечты, и ступеньки вниз в темный подвал, и липкий воздух, и тьма, хаос и темнота…

Сколько это могло повторяться? В подобном «отчуждении » и одержимости – бесконечно. Но если бы мне самому тогда, много лет назад, понять все безумие моей «отчужденности», то сам мог бы все остановить. Меня же остановило другое – произошел элементарный «сбой» в моих «наполеоновских» планах и на моих гладких окровавленных ручонках защелкнулись наручники правосудия. И Слава Богу!

Я взываю ко всем: «Люди добрые! Не думайте о плохом, о грязном, о злом, не мечтайте о низких страстишках, о глупых идейках! Не мните из себя «Наполеонов » и «Фюреров»! Любите друг друга и помните о Боге!» <…>

Да благословит и хранит Вас Господь Бог и Пресвятая Богородица!

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности