Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №1 / 2006 / Дайджест диссертаций

Информация

Стр. «245—250»

Диссертации, защищенные в совете д.212.154.12 при МПГУ в 2005 году

Докторская

Хвостов Андрей Анатольевич

Структура и детерминанты морального сознания личности

Специальность 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии

Защита состоялась 6 июня 2005

В диссертационном исследовании А.А. Хвостова рассматриваются

общие и частные проблемы структуры и детерминант морального сознания личности. Акцент сделан на сложности и многомерности морального сознания как психологического феномена, при этом показаны основные психолого-социальные детерминанты развития отдельных категорий морального сознания.

В работе моральное сознание изучено с позиций междисциплинарного подхода, показаны философская, психологическая и социально-психологическая точки зрения на проблему. Одновременно использовались феноменологический, собственно эмпирический, типологический и структурный подходы. Соответственно, представлены феноменологические (описательные) данные, эмпирические данные (как результаты сопоставления показателей морального сознания разных социальных и этнических групп, или данные связей морального сознания с социальными факторами). Показаны основные качественные особенности выделенных типов морального сознания; структурный подход позволил раскрыть взаимосвязь разных категорий морального сознания.

В диссертации показано, что моральное сознание обладает сложной структурой и вполне можно говорить об относительно большой автономности моральных ценностей, принципов и аморализма, способа решения моральных дилемм, тактичности и целей жизни. Выявлено, что отношение моральных ценностей и принципов, с одной стороны, и аморализма – с другой, определяются как отношения иррелевантности (в терминах когнитивной психологии) или дизъюнкции (в терминах формальной логики), являются ортогональными факторами в понятиях психосемантики, или в моральном сознании аморализм прямо не противопоставлен моральным ценностям и принципам. Также выявлены устойчивые, качественно отличные типы морального сознания, которые диагностируются в юношеском возрасте и прослеживаются до старости, при этом в разных культурах могут существовать как универсальные, так и специфические типы морального сознания. Показано, что развитие морального сознания происходит в течение всей жизни, вполне можно говорить о том, что критический период в развитии морального сознания приходится на возраст от 12 до 14 лет, зрелости моральных суждений обычно достигают к 16–20 годам, но «молодость» морального сознания заканчивается не ранее 35 лет. Выявлены гендерные особенности морального сознания, которые отчасти являются универсальными; они выявляются в разных культурах (христианской, исламской, конфуцианской), при этом принципиальных различий, когда в рамках одной культуры один пол придерживается одной точки зрения, а другой – противоположной, очень немного. При этом определены этнические факторы, которые являются наиболее значимыми для развития морального сознания, и они определяют не только количественные, но и качественные особенности морального сознания, вплоть до оперирования специфическими ценностями, и наличие особых типов морального сознания. Отмечается, что социальные факторы, такие как образование, доход, социальное самоощущение и т.д., очень неоднозначно детерминируют моральное сознание; влияние этих факторов незначительно, требует уточнения.

Автор подошел к созданию целостной концепции морального сознания как многомерного феномена. Полученные в работе данные позволяют на более глубоком теоретическом уровне осмыслить феномен морального сознания, механизмы и основные детерминанты его развития. Установлены качественные различия моральных суждений между гражданами России и США, выявлен качественно новый этнический тип в мусульманской культуре. Выявлен и описан качественно специфический женский тип морального сознания. Исходя из представлений о детерминированости развития социальной ситуацией развития, показано, что моральное сознание детей подвержено влиянию как морального сознания родителей, так и их социально-экономического статуса. Показана сравнительная роль разных факторов.

Приведенные в диссертации статистические методики и данные позволяют проводить сравнительные исследования, выполняемые на иных социальных (этнических) группах. Выявленная структура отдельных аспектов морального сознания позволяет проводить социологи ческие исследования с ограниченным набором дескрипторов.

Правильное понимание природы и факторов развития морального сознания позволяет давать адекватные рекомендации по психологической коррекции. В частности, показана специфика деформации морального сознания у мигрантов, у осужденных, у некоторых профессиональных групп.


  Кандидатские

Уманская Елена Геннадьевна

Проблема депривации в психологической науке 20–60-х гг. ХХ века

Специальность 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии

Защита 23 мая 2005

В работе прослеживается движение значений и смыслов понятия «депривация» в истории психологии. Идеогенез основных подходов к проблеме депривации актуален сегодня, т.к. многие идеи, возрожденные или вновь открываемые в начале ХХI века, имеют определенное теоретическое и практическое значение в современной психологии. В диссертации предпринята попытка целостного рассмотрения понятия «депривация» с учетом социально-исторических условий ее возникновения. Рассмотрены определенные теоретические представления психологов о содержании депривации, ее видах и онтогенетических особенностях, прослежено развитие проблемы в отечественной и зарубежной психологии. Также рассмотрена история развития идей о состоянии проблем, сопряженных с современным понятием «депривация» в психологи ческой науке 20–60-х гг. XX века. Автором дана трактовка понятия «депривация», соответствующая современным теоретическим и практическим достижениям в заинтересованных областях знаний: общей психологии, психологии личности, истории психологии.

Теоретический анализ зарубежных исследований показывает, что при всех отрицательных проявлениях депривации обнаружены тесные эмоциональные связи аффективно депривированного ребенка с другими детьми, которые могут являться естественным источником компенсации.

Исследования проблемы депривации в отечественной психологии были вызваны задачей воспитания человека нового типа, формированием более эффективных методов обучения, что привело к рождению идеи приоритетности коллективного воспитания.

В работе достаточно подробно дан сравнительный анализ становления проблемы депривации в отечественных и зарубежных исследованиях, представлены современные научные взгляды на депривацию.

Практическая значимость исследования состоит в освещении и обсуждении теоретических концепций депривации, значение которых актуально в установлении закономерностей протекания депривации и разработке основ психологического сопровождения и коррекционной работы.

 

Вергазов Илья Ринатович

Особенности притязаний на признание подростков и юношей, входящих в общественно-политические объединения современной России

Специальность 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии

Защита 23 мая 2005

В диссертации изучаются личностные особенности подростков и юношей, входящих в общественно-политические объединения. Выявлено, что подростки и юноши, входящие в общественно-политические объединения современной России, стремятся заслужить признание однопартийцев и сочувствующих сограждан через агрессивные проявления по отношению к представителям действующей власти и их сторонникам. Экспериментально доказано, что в проективных ситуациях фрустрации подростки и юноши, входящие в общественно-политические объединения, обнаруживают склонность к агрессивному типу поведения. Автор показал, что при выборе позиции в межэтнических отношениях подростки и юноши ориентируются на основополагающие идеи, исповедуемые объединениями, членами которых они являются. Также выявлено, что подростки и юноши, входящие в Авангард красной молодежи и Молодежное «ЯБЛОКО», проявляют готовность к интеграции культур. Часть членов Молодежного «ЯБЛОКА» обнаруживают тенденцию к ассимиляции; подростки и юноши, входящие в Национал-большевистскую партию, демонстрируют ярко выраженные установки на сепарацию и сравнительно низкую готовность к интеграции. Это свидетельствует о проявлении феномена этнического капсулирования.

Проведенное исследование представляет интерес в контексте психологии личности и политической психологии. Полученные результаты позволяют расширить представления об особенностях самосознания в подростковом и юношеском возрасте; об индивидуально-психологических свойствах подростков и юношей, входящих в общественно-политические объединения. Результаты также могут использоваться для создания методик работы с подростками и юношами, входящими в общественно- политические объединения, организациями, занимающимися воспитанием молодежи.

 

Бурякова Елена Сергеевна

Взаимосвязь механизма идентификации–обособления и социально значимых качеств личности в полисубъектном взаимодействии

Специальность 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии

Защита 21 ноября 2005

В диссертации Е.С. Буряковой представлено исследование личности в условиях полисубъектного взаимодействия. Акцент сделан на взаимосвязи механизма идентификации–обособления и социально значимых качеств личности в ситуации полисубъектного взаимодействия на примере профессиональной деятельности.

В диссертационном исследовании выявлено, что механизм идентификации– обособления в полисубъектном взаимодействии имеет своей индикаторной характеристикой социально значимые качества личности, в частности в профессиональном полисубъектном взаимодействии – профессионально важные качества личности. Автором обосновано, что значимое профессионально важное качество личности профессионала, являющегося связующим звеном профессионального полисубъектного взаимодействия, – это умение соотнести потребности всех сторон полисубъектного взаимодействия для получения желаемого для всех сторон результата. Также экспериментально выявлена взаимосвязь у успешных менеджеров по подбору персонала высокого уровня самоактуализации личности, использования механизма идентификации–обособления в процессе соотнесения потребностей всех сторон полисубъектного взаимодействия, достижения, с одной стороны, социального признания результативности своей работы, а с другой стороны, высокого уровня удовлетворенности содержанием своего труда.

Результаты исследования могут применяться при разработке системы профессионального отбора и подготовки профессионалов, осуществляющих свою деятельность в полисубъектном взаимодействии.

 

Жог Мария Валерьевна

Психология обособления личности в детском возрасте (норма и отклонение)

Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология

Защита 19 декабря 2005

Обособление играет в процессе развития детской личности особую роль. В исследовании делается попытка отдифференцировать полюсы нормы и отклонений в проявлениях обособления на этапах онтогенеза.

В диссертационном исследовании М.В. Жог выявлены особенности формирования обособления в контексте наполнения соответствующим содержанием структурных звеньев самосознания детской личности в норме и в отклонениях в контексте: 1 – отношения к себе через свое имя и сопряженные с ним местоимения «Я» и «сам»; 2 – притязаний на признание; 3 – половой идентификации; 4 – психологического времени личности; 5 – освоения социального пространства личности. Автором выделены бессознательный и сознательный этапы обособления в онтогенезе; показано прохождение этих этапов через анализ содержания каждого звена самосознания. Проведен сравнительный анализ прохождения этапов обособления в контексте наполнения звеньев самосознания в норме и отклонении; показаны смещения этих этапов в отклонениях. Выделены характеристики обособления как фактора личностного развития (продуктивность и обратимость).

Выявленные этапы обособления в норме и патологии позволяют дифференцировать норму и отклонения на этапах детства и осуществлять психологическое сопровождение. Содержащийся в диссертации теоретический и прикладной материал может использоваться при составлении научно-исследовательских программ по анализу особенностей обособления личности в детском возрасте.

 

Резник Маргарита Иосифовна

Смирение и послушание в контексте учений о личности ХХ века

Специальность 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии

Защита 19 декабря 2005

В диссертации отмечается, что современный человек противостоит идее смирения и послушания, демонстрируя агрессию, которую подчас понимает как разрешение свободы воли. Однако в истории российской культуры и в прежней системе воспитания смирение и послушание как качества личности содержали особый контекст. Это были необходимые качества, социализирующие человека как личность. Смирение и послушание – качества, которые могут содействовать эффективной социализации и развитию личности.

В исследовании М.Г. Резник обосновано, что смирение и послушание – феномены, значимые не только для богословия, но и для психологии личности. Автором определен статус смирения и послушания в контексте значимых качеств личности: выявлен потенциал позитивных и негативных возможностей этих качеств. Разработан психологический тезаурус, сопряженный с понятиями «смирение» и «послушание »; выявлена самостоятельная ценность понятий «смирение» и «послушание ». В диссертации предпринята попытка в контексте психологии личности определить статус смирения и послушания в их позитивных проявлениях. Кроме того, феноменам «смирение» и «послушание» придана особая продуктивная гуманистическая значимость в психологии личности.

Введение понятий «смирение» и «послушание» как значимых качеств личности представляет идеологический, психологический и воспитательный интерес и содействует гуманизации человека как духовного создания.

 

Материал подготовлен

Алексеем Обуховым

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности