|
|||
Авторизация
|
Проблемы воспитания и развития личностиСтр. «20—21» 150 лет со дня рождения Петра Федоровича КаптереваНастоящий раздел развития и воспитания личности посвящен Петру Федоровичу Каптереву, который родился 7 (19) июля 1849 г. в селе Кленово (Подольский р-н Московской области). П.Ф.Каптерев после окончания (1982) Московской духовной академии преподавал дидактику, логику, психологию, педагогику в учебных учреждениях Петербурга. П.Ф.Каптерев разрабатывал проблемы дошкольной педагогики и семейного воспитания, дидактики, педагогической психологии, русской педагогики. Под его редакцией была издана «Энциклопедия семейного воспитания и обучения». П.Ф.Каптерев разрабатывал проблемы теории общего образования, определил сущность и содержание образовательного процесса, формы и методы общего образования. Общим основанием педагогики он считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Создал концепцию урока, построенного на психологически обоснованных методах обучения, при этом особое внимание им уделялось эвристическому способу преподавания. П.Ф.Каптерев выдвинул идею автономности педагогического процесса, свободного от давления государства и церкви. Важнейшим условием такой свободы он считал школьное самоуправление, независимость учителей и воспитателей, сосредоточение руководства школой в руках педагогического совета, а не одного лишь директора. Он отстаивал необходимость улучшения материального и правового положения педагогов, что побудило его разрабатывать вопросы теории педагогического процесса, выявить его значимую роль в формировании личности свободного гражданина и общественного деятеля. Еще одна «вечная» проблема — общечеловеческие и «народные» ценности. Согласно П.Ф.Каптереву, общечеловеческое содержание педагогического идеала должно преобладать над «народными» ценностями, которые безусловно различны для каждого сословия. Подчеркивая значение педагогики, П.Ф.Каптерев утверждал, что эта наука учит знанию ради действия. Считая, что педагогика не свободна от политической жизни страны, П.Ф.Каптерев полагал, что школа должна быть вне влияния политических партий. Учителю следует руководствоваться педагогическими, а не политическими задачами. При этом ученый педагог придавал особое значение дисциплине, основанной на целесообразной системе школьного самоуправления. Идеи П.Ф.Каптерева не отошли в область истории психологии и педагогики. Тому пример материал А.А.Леонтьева, посвященный обсуждению принципов воспитания и в наше время.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |