|
|||
Авторизация
|
Наши юбилярыСтр. «143—145» Артуру Владимировичу Петровскому — 75 лет14 мая 1999 года исполняется 75 лет со дня рождения Артуру Владимировичу Петровскому — доктору психологических наук, профессору, академику Российской Академии Образования. Артур Владимирович Петровский родился в 1924 году в Севастополе, затем жил и учился в Москве. В 1947 году окончил Московский Педагогический Институт. Его отец, Владимир Васильевич Петровский, был одним из зачинателей библиотечного дела в России. Его мама — Александра Абрамовна — была чудесной, тонкого острого ума и мудрого сердца женщиной. Хорошая родовая семья сформировала в Артуре Владимировиче истового семьянина: он неизменно любит свою супругу Иветту Сергеевну (они перешагнули «золотую свадьбу»!) и всех своих детей, внуков, правнуков и их жен и мужей. В 1950 году А.В. Петровский защитил кандидатскую диссертацию «Психологические воззрения А.Н. Радищева». В 1965 году защитил докторскую диссертацию на тему «Формирование основ советской психологии», получил звание профессора. С 1965 по 1971 возглавлял кафедру психологии Московского Государственного Педагогического Института имени В.И. Ленина. В 1968 А.В. Петровский был избран членом — корреспондентом, а в 1971 — действительным членом АПН СССР. С 1968 по 1976 гг. А.В. Петровский в должности академика — секретаря руководил работой Отделения психологии и возрастной физиологии АПН СССР, с 1976 по 1979 гг. являлся вице — президентом этой Академии. При этом в течение 20-ти лет с 1972 по 1991, он заведовал лабораторией психологии личности в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. В 1991 А.В. Петровский был назначен президентом — организатором Российской Академии Образования, а в 1992 году избран президентом РАО. В этой должности он проработал до 1998 года. Ныне А.В. Петровский руководит работой Отделения психологии и возрастной физиологии РАО. Будучи крупным организатором российской науки, А.В. Петровский прежде всего известен как видный ученый, автор фундаментальных психологических теорий и концепций, основатель и глава научной школы, объединяющей широкий круг отечественных и зарубежных ученых, специалистов в области социальной и педагогической психологии. Под его руководством защищено около 80-ти кандидатских и докторских диссертаций. Основные научные труды А.В. Петровского переводились и переиздавались во многих странах Европы, Америки и Азии (на английский, немецкий, испанский, финский, датский, японский, китайский и другие языки; всего — на 17 языках). А.В. Петровский является одним из создателей коллективной монографии ЮНЕСКО «Learning to be» (1972 г.), определяющий стратегию развития образования в мире. Исследовательские интересы А.В. Петровского: история отечественной психологии; социально — психологические проблемы; проблемы личности. Автор более чем четырехсот трудов, в том числе — учебники, научные монографии, популярные книги. На протяжении нескольких последних десятилетий А.В. Петровский и сегодня продолжает исследовательскую работу. Он сформулировал трехфакторную модель «значимого другого», в которой в качестве генерализованных факторов, определяющих значимость человека для окружающих, выступают властные полномочия, аттракция и референтность. А.В. Петровский в своей научной деятельности акцентирует внимание на вопросах философии и стратегии развития образования. Он является автором и редактором многократно переиздававшихся и переведенных на многие иностранные языки учебников для вузов: «Общая психология» (1970, 1976, 1986); «Возрастная и педагогическая психология» (1973, 1979), «Основы педагогики и психологии высшей школы» (1986); «Социальная психология» (1987); редактором и одним из авторов книги «Новое педагогическое мышление» (1989); соредактором словарей «Краткий психологический словарь» (1985), «Психология. Словарь» (1990). За последние пять лет вышли книги А.В. Петровского в соавторстве с другим замечательным психологом отечества — Михаилом Яковлевичем Ярошевским: «История психологии» (Учебное пособие для высшей школы, 1994 г.); «История и теория психологии» в 2-х тт. (1996 г.); «Основы теоретической психологии» (1998 г.). Кроме того, вышли его книги: «Психология о каждом и каждому о психологии» (1996 г.); «Краткий психологический словарь» (1998 г.). Еще один талант А.В. Петровского — он яркий журналист. Множество статей в ведущих журналах и газетах страны были опубликованы на протяжении жизни этого социально заинтересованного человека. Эти материалы были всегда актуальны, талантливо и остро написаны. Отдельно надо сказать о книге Артура Владимировича «Откровенно говоря» (1997 г.). Это рассказы психолога о людях, событиях и «общественных явлениях». Главное — о времени, которое отражено в судьбах людей. В разделе «Вместо введения» Артур Владимирович вступает в диалог с мифическим оппонентом. Прислушаемся к диалогу... Оппонент: «Мне кажется, что Вы не очень жаждете повествовать о работе в Российской Академии Образования. Это наводит на всякие размышления. Все-таки Вы уже давно ею руководите. Помнится, в прессе по Академии и ее руководству не раз открывали огонь. Не в том ли причина?» Артур Владимирович: «Действительно, пальба была. Не из тяжелых орудий, но все же. Была как-то статья в «Правде» под лихим названием «Вакуум совести в научной среде». Это про нашу Академию. Ну, обратились два члена Президиума в суд с иском, сочтя, вполне справедливо и обоснованно, статью откровенно клеветническую. Даже не помню, чем кончилось это дело. Сейчас в газете можно написать что угодно, без малейших последствий для того, кто клевещет, и для того, на кого возведена напраслина. Я готов Вас простить за высказанное ехидное предложение. Все объясняется проще. Еще раз скажу: о работе РАО мне приходится читать и писать такое количество бумаг, что рука не поднимается обратиться в моей книге к этой не самой интересной для Вас теме. Пощадите меня и... читателей»... Этот диалог писался Президентом Российской Академии Образования Артуром Владимировичем Петровским. Склоки и кляузы — «не самое интересное» для этого человека. Поэтому он издает и издает одну за другой книги. Поэтому он пишет мемуары. Поэтому ему достает времени и сердца любить свою большую (но можно сказать и «огромную») семью. Сегодня я позвонила домой Артуру Владимировичу. — Я осваиваю тонкости компьютера с моим внуком! — счастливым голосом и с гордостью сообщил мне этот человек. И каждое слово этого его восклицания имело свое особое значение и смысл... Таков А.В. Петровский сегодня. От всего сердца поздравляем Вас, дорогой Артур Владимирович, с днем рождения! Валерия Мухина, Тамара Счастная и все-все, кто делал этот журнал, а также кафедра психологии развития Московского Государственного Педагогического Университета.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |