Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №2 / 2006 / Отцовство как фактор развития личности

Проблемы развития и бытия личности

Стр. «70—81»

Алла Портнова, Юлия Борисенко

Отцовство как фактор развития личности

Основные подходы к изучению отцовства

Традиционно феномен родительства изучается психологами в зависимости от теоретического подхода к данной проблеме [1]. Существует два подхода к изучению родительства, в зависимости от того, кто считается отправной точкой изучения – ребенок или родитель: первый, наиболее распространенный, рассматривает родительство применительно к развитию ребенка [2]. Во втором подходе рассматривается выполнение родительской роли через призму личности родителя, здесь исследуются самореализация личности в родительстве, вводятся понятия «социальная роль», «статус », «социальные нормы», «стереотипы» и «требования », исследуется феномен так называемого родительского «инстинкта» (материнского и отцовского), чувства, «образы Я», «Я-концепция» и другие личностные характеристики, так или иначе связанные и изменяющиеся с родительством [3].

Влияние отца на развитие ребенка

Исследования в рамках первого направления говорят о значительном влиянии отца на развитие ребенка. Рождение ребенка является вехой в развитии семьи и представляет собой стрессовую ситуацию для этой семьи. Важнейшим фактором нормального пренатального развития ребенка является благоприятная обстановка в семье, эмоциональный комфорт беременной женщины, и здесь, как показали исследования Л.Л. Баз, Т.А. Баландина, Г.В. Скобло [4], важнейшим фактором оказалась эмоциональная поддержка мужа, благодаря которой жене удавалось с наименьшими психологическими потерями преодолевать трудности этого периода. Отсутствие такой поддержки является провоцирующим моментом для возникновения у нее депрессивно-тревожных расстройств, являющихся, как правило, предшественниками послеродовой депрессии, отрицательное влияние которой на психическое развитие ребенка общепризнанно [5]. Таким образом, еще до рождения ребенка отец оказывает влияние на его развитие через обеспечение благоприятных условий течения беременности.

Позднее отец помогает развитию ребенка через игры. Игры матери и отца имеют различные функции. Игры с отцом, в отличие от игр с матерью, которая ухаживает за ребенком и дает ему чувство безопасности и тепла, помогают развитию моторики ребенка, освоению окружающего пространства, собственного тела, что является важным условием интеллектуального развития ребенка [6].

Когнитивное развитие ребенка во взаимодействии с отцом

По мнению В. Фтенакиса, взаимодействие с отцом положительно влияет на когнитивное развитие детей. Однако его исследования показали, что данное положение справедливо только для мальчиков. Была выявлена прямая корреляция между вовлеченностью отца в воспитание и когнитивными достижениями их сыновей. Фтенакис объясняет это тем, что отец дает пример практического и действенного решения различных проблемных ситуаций, причем вовлеченность в жизнь ребенка предполагает еще и эмоциональное участие, и именно потому, что отец в этом случае дает пример мужского подхода к решению проблем, его влияние не так заметно на девочках [7].

Усвоение моральных норм

Кроме того, Э. Хоффман [8] полагает, что отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм. Родители через слова и поведение, так или иначе, выражают свое отношение к определенным событиям или поступкам людей, предоставляя, таким образом, модели поведения и их моральную оценку. Кроме того, родители, особенно отец, дисциплинируют детей, ставя определенные рамки поведения, одобряя одни поступки и наказывая за другие, это важно, ведь именно родители удовлетворяют потребности ребенка, так как он взаимодействует с окружающей средой сначала только через родителей, которые в этом случае являются проводниками общественных ценностей.

Главными факторами, влияющими на усвоение моральных норм, являются: 1) страх потери любви родителей, 2) идентификация с родителем, о которой говорил З. Фрейд, 3) развитие эмпатии и чувства вины, первоначально через оценку родителей, а затем через объяснение последствий действий ребенка. По мнению Э. Хоффмана, именно идентификация является наиболее важным фактором усвоения моральных норм и социальных ролей, и отец в этом случае особенно необходим мальчику. Любовь отца, по мнению Э. Хоффмана, условна, что является важнейшим фактором морального развития ребенка [9]. К похожему выводу пришла О.Б. Чиркова, которая в своем исследовании обнаружила, что отец играет важную роль в формировании у ребенка ответственности [10]. Происходит это потому, что отцы придают большее значение самостоятельности, предоставляя детям отвечать за свои действия, и с большим уважением, чем матери, относятся к проявлению детьми независимости.

Формирование полоролевой идентичности

О том, что взаимоотношения с отцом влияют на формирование полоролевой идентичности, говорил З. Фрейд; по мнению Ш. Барта, важнейшими детерминантами полоролевой идентификации для мальчика являются: 1) доминантность отца как влияние в семье, с одной стороны, а с другой – именно доминирование отца может привести к развитию пассивности ребенка; 2) забота отца, если отличительной чертой отношений отца и сына является забота и теплота, желание быть таким же «мужественным», как отец, значительно усиливает позитивное восприятие, усвоение мужского поведения и формирование адекватной полоролевой идентичности. Взаимоотношения девочки с отцом оказывают влияние на ее дальнейшие гетеросексуальные контакты, являясь прототипом этих взаимоотношений. Теплые и приносящие удовлетворение отношения дочери с отцом помогают ей гордиться своей женственностью, способствуют принятию себя в качестве женщины и более легкой гетеросексуальной адаптации, кроме того, отец может влиять и на жизненные приоритеты дочери – семейная жизнь или ориентация на карьеру.

Личностные характеристики

Доказано также и влияние отца на развитие различных личностных характеристик ребенка. В 26-летнем лонгитюде, который проводился в США и в котором приняло участие 379 человек, ученые выяснили, что единственный фактор, определяющий развитие эмпатии в детстве, – отцовское участие. У отцов, занимавшихся с детьми не меньше двух раз в неделю, дети становились наиболее чуткими взрослыми [11].

Отечественные исследования Е.П. Ильина подтверждают, что дети, которые близки с отцом, обладают значительно более высокой самооценкой и стабильностью «образа Я», в сравнении с теми, кто описывает свои отношения с отцом как отчужденные. Дети, отцы которых принимают активное участие в их воспитании, вырастают более отзывчивыми в социальном плане. Исследования привязанности родителей и младенцев показали, что отцы, проводившие с детьми много времени и позитивно настроенные по отношению к ним, имели младенцев, более прочно привязанных к родителям. Изучение годовалых детей показало, что дети «вовлеченных» отцов, оставаясь с незнакомцем, плакали и страдали меньше, чем дети «менее вовлеченных» отцов. Помимо этого, взаимодействие отцов с детьми способно улучшить физическое самочувствие малышей, их восприятие, отношение с окружающими уже с очень раннего возраста [12].

Исследования детей, растущих без отца [13], показали, что такие дети менее успешны в решении конфликтных ситуаций, в решении когнитивных задач, мальчики имеют определенные сложности с половой идентификацией, вызванные сложностью разграничения гендерных ролей. Изучение репрезентативной выборки взрослых из крупных городов США показало, что люди, выросшие в полных семьях, чаще получают высшее образование, они более независимы и ведут более здоровый образ жизни [14].

Данные П. Геллана [15] подтверждают, что проблема безотцовщины все возрастает, и среди молодого поколения эта проблема стоит острее, чем раньше. Безотцовщина больше всего связана с рождением детей вне брака и с разводами. Эти причины ведут к физическому отсутствию отца в семье. До 39% детей младше 18 лет живут отдельно от своих отцов. Влияние разведенных отцов на своих детей невелико. Исследование 1991 года показало, что половина детей после развода родителей за последний год ни разу не встречались со своими отцами, каждый пятый не виделся с отцом уже пять лет [16]. Ф. Фестенберг обнаружил, что более половины детей, чьи родители развелись, никогда не бывали в доме отца. Отцы могут отсутствовать также, если находятся в местах лишения свободы. Бывает и так, что отцы живут с семьей, но эмоционально и физи чески отсутствуют. В полной семье 25% детей напрямую взаимодействуют со своими отцами хотя бы час в день. Остальные проводят со своими отцами менее 30 минут в день. Почти 20% старшеклассников не разговаривают со своими родителями больше 10 минут подряд уже в течение месяца. Это не может не сказаться на их развитии.

Таким образом, участие отца в воспитании ребенка необходимо для формирования полноценной гармоничной личности, и, возможно, целый ряд социальных проблем современного общества связан именно с отстранением мужчин от воспитания молодого поколения.

Системный подход к изучению роли отца

В этом смысле весьма перспективным представляется рассмотрение семьи как системы [17], в которой каждый элемент взаимосвязан со всеми другими и нормальное функционирование которой невозможно без какого-либо ее элемента. Все члены семьи находятся во взаимосвязи друг с другом и взаимовлияют друг на друга. Таким образом, не только отец и мать влияют на детей или отношения супружеской пары оказывают влияние на развитие детей, но и отношения в диаде «родитель – ребенок» влияют на стабильность семьи и самочувствие каждого из ее членов. При этом, отношения отца и ребенка не изолированная сфера, эти отношения важны и для функционирования всей системы [18]. В подтверждение данного положения Г. Амендт приводит результаты исследования, в котором было выяснено, что дети, воспитывающиеся в неполных семьях, «достраивают» семью в своих фантазиях об отце [19].

Отцовство как фактор развития личности мужчины

Авторы, придерживающиеся второго направления изучения родительства [20], считают, что именно рождение ребенка и взаимоотношения с ним дают мужчине шанс социализироваться самому, шанс саморазвития. В древних культурах мужчина до рождения своего первого ребенка считался отроком [21]. Отцовство как совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, включающих все уровни жизнедеятельности человека, связано и с объективными характеристиками личности, такими как: потребности, влечения, желания, установки, и с субъективными характеристиками личности – ценностными ориентациями, мировоззрением, а также с «образом Я» (реальным, идеальным, социальным), «Я-концепцией» личности и самооценкой. Для мужчины – это проблема личностного развития, проблема принятия своих чувств и их самоконтроля. Осознание себя отцом приводит к осознанию необходимости жить правильно везде. Подрастающий ребенок становится продолжением мужчины, удовлетворяет потребность в ученике, в собственной значимости. Феномен отцовства тесно связан с такими понятиями, как социальная роль отца, различающаяся в зависимости от общественной системы, социальной, экономической и политической сфер общества, статуса мужчины в данном социуме; а также с такими личностными образованиями, как эмоциональная, мотивационная и ценностно-смысловая сферы, самооценка, самосознание, «Я-концепция », удовлетворенность жизнью и стиль жизни.

И многое зависит от того, насколько данная роль принята мужчиной. Речь идет даже не столько об операциональном аспекте реализации роли, сколько о личностном принятии, интернализации роли отца конкретным мужчиной.

Специфика принятия отцовской роли

Например, считается, что мужчины испытывают дискомфорт при прикосновении к младенцам, существует даже миф о брезгливости мужчин к маленьким детям [22], однако, по мнению И.С. Кона, причинами этого могут быть вовсе не очевидные факторы. Женщины очень часто отстраняют отцов от заботы о ребенке или воспринимают отца как заместителя матери, хотя, по сути, они выполняют различные функции. Мужчины, кроме того, стесняются проявлять нежные чувства по отношению к ребенку, стесняются жен и своей «неуклюжести» в общении с младенцем. Материнская функция признается обществом почти священной и довольно хорошо регламентирована. Проявление материнских чувств является нормой. Мужчины же скупы на проявление эмоций вообще, в том числе и чувств к ребенку [23].

Гораздо большая проблема состоит в том, что ребенок вызывает эмоциональный отклик у отца далеко не всегда. Мужчине гораздо сложнее, чем женщине, воспринимать ребенка как продолжение себя. Женщина подготовляется к общению с ребенком задолго до его рождения и в процессе родов. В период беременности у женщины появляется новый сенсорный опыт, начинается процесс духовного принятия ребенка.

Мужчина отлучен от этого общения, поэтому формирование чувства отцовства, эмоциональный отклик, восприятие ребенка затруднено [24]. Женщина в период беременности изменяется, она может прибегать к защитной «регрессии», в терминологии психоанализа, предполагающей детские эмоциональные реакции в столкновении со взрослыми проблемами, в то время как будущие отцы склонны рационализировать и схематизировать угрожающие переживания. Такая разница связана с традиционными представлениями о мужественности, которые внушаются мальчикам, не приветствуя фиксацию на чувствах и переживаниях, и содержат установки на хладнокровное избавление от них (подавление, вытеснение). Это приводит к тому, что мужчины подавляют проявления чувств, в том числе и чувств к ребенку.

Факторы, определяющие специфику выполнения отцовских функций

Важнейший фактор отношения к ребенку – отношения с собственным отцом, перенятие паттернов его поведения, стереотипа мужественности, что также не всегда способствует проявлению чувств мужчинами. В исследовании П. Поповой [25] были выделены некоторые аспекты принятия мужчиной роли отца. Только в обстановке уважения и привязанности к его отцу со стороны его матери, считает П. Попова, мужчина может проявить себя как отец и воспитатель. На принятие роли отца мужчиной влияют также особенности родительской семьи мужчины и его отношений с отцом. Немаловажным фактором является возраст мужчины (не слишком рано, когда существует опасность легкомысленного отношения к отцовству, и не слишком поздно, когда ответственность за судьбу детей может испугать), то есть личностная зрелость; участие отца в общении с ребенком до рождения и в период младенчества; участие отца в родах, так как беременность жены – это первая проба реальной готовности мужчины к появлению ребенка, который на долгие годы становится главной точкой отсчета семьи и требует внимания, сил и энергии. В значительной степени это означает ограничение желаний, перестройку планов, погруженность в многочисленные бытовые дела. Как таковая, способность мужчины вынести потерю внимания к себе и, одновременно, дарить его другим, не получая при этом немедленного удовлетворения, определяет насколько он может быть хорошим отцом. Поворотным моментом в формировании чувства отцовства, а также в возникновении возможных проблем является середина беременности, примерно четвертый месяц, когда у женщины появляется живот, ее положение становится явным, и ребенок становится «материальным», более реальным.

Беременность жены ставит перед мужчиной сложную задачу – оказать психологическую поддержку жене, взять на себя большую часть внешних проблем, создав защитный барьер между женщиной, носящей ребенка, и остальным миром. Как поведет себя будущий отец в каждом конкретном случае, будет зависеть от многих факторов. Основные из них – его личностный склад, зрелость отношения к семье, осознанная оценка возникающих трудностей, способность справиться с ними и отношения с собственной матерью и отцом. Одно из сильнейших переживаний – завороженность способностью женщины порождать из себя что-то новое, давать жизнь. Вкупе с кормлением грудью, когда мать как бы насыщает собой, это вызывает у мужчин ощущение величайшей могущественности женщины, и, с другой стороны, как писала К. Хорни [26], ощущение собственной незначительности, несовершенства. Это может спровоцировать чрезмерное увлечение работой, другими женщинами или чем-то еще, что приводит к тому, что будущий отец пропускает возможность установления контакта с ребенком.

Еще одной важной проблемой является то, что беременность жены будит образы материнства, сложившиеся у мужчины много лет назад, и здесь очень важна реальная история отношений с матерью: насколько присутствовали забота, доверие, осознание матерью отдельных от нее интересов ребенка – насколько многомерный и позитивный образ женщины и матери сложился у мужчины. Беременность жены может «столкнуть» мужчину с давними детскими отношениями с матерью и спровоцировать различные реакции, в том числе не действия взрослого человека в ответ на реальные сложности, а реакцию ребенка на мать.

Ко всему этому прибавляется ощущение, что ребенок займет место мужчины в жизни женщины, женщина становится самодостаточной и получает все, что ей нужно, от ребенка. Страх быть ненужным является мощным переживанием этого периода.

Страх потери возможности влияния, контроля над отношениями отражает опасение, что с рождением ребенка жена получает преимущество, связанное со знанием, что «лучше для ребенка», и будет использовать эти аргументы для давления на мужа при решении сложных вопросов. Боязнь кардинальных перемен в жизни и потеря свободы маневра в отношениях может даже быть причиной нежелания иметь ребенка [27].

Важно отметить, что хотя эти страхи могут не осознаваться, но они могут и влиять на поведение мужчины. Позднее проблемы, возникающие во время беременности, приводят к нарушению отношений в диаде «отец – ребенок», а следовательно, к проблемам в семье. Отец может отказаться от своей экзистенциальной, социализирующей роли, если на ранних этапах развития ребенка не возникло никаких чувств, и превратится только в источник материальных благ. Мужчина может воспринимать ребенка, как обязанного любить родителей и без близкой эмоциональной связи, только потому, что это – родители ребенка. Соответственно, он не будет стремиться к контакту с ребенком. Тогда возникают проблемы с методами воспитания, например, применением силы. Мужчина также может отказываться общаться с ребенком-младенцем, мотивируя это возрастом ребенка, теряя при этом возможность установления контакта с ним. Здесь могут сказаться установки матери и ее стремление отстранить мужа от ребенка, тогда и с более взрослым ребенком общение будет нарушено.

Также мужчина, у которого не возник бондинг, может ревновать жену к ребенку, такое отношение будет еще больше способствовать отстранению отца от ребенка и ведет к различным семейным проблемам. Несмотря на то, что осознание себя отцом происходит преимущественно после рождения ребенка, различные аспекты принятия ребенка и себя как отца начинают складываться еще задолго до непосредственного взаимодействия с ребенком.

Влияние отцовства на развитие личностных характеристик мужчин

Исследования германских ученых [28] показали, что отцовство, когда оно интернализовано, влияет на собственную полоролевую идентификацию мужчины, его удовлетворенность жизнью, а также на мировоззрение мужчины. Вовлеченные в воспитание своих детей мужчины показывали менее ригидное понимание мужской роли и стереотипа мужественности, они рассматривали отцовство, как важнейший фактор своей мужской роли, таким образом, идентифицируя себя с собственным отцом. Кроме того, было выявлено, что мужчины, принимающие значительное участие в воспитании своих детей, обнаруживали большую удовлетворенность жизнью и самим собой по сравнению с контрольной группой. Они имели более высокую самооценку и были более уверены в себе. Была обнаружена взаимосвязь между самоуважением и принятием отцовской заботы о детях на себя. Меняется представление о ценности человеческой жизни, очень важным становится благополучие ребенка, его нормальное развитие. Именно такие мужчины проводят с ребенком много времени, не считая его потерянным бесцельно. Ученые связывают даже продуктивность на работе с удовлетворенностью семейной жизнью. Так, по итогам работы в 1995 году компанией «DuPont» был сделан следующий вывод: развитие социальных программ компании повышает результативность работы служащих [29].

Интернализация роли отца

Таким образом, принятие роли отца оказывает влияние на личность мужчины и сопровождается изменениями в операциональном аспекте ее выполнения [30]. Появление ребенка естественным образом оказывает влияние на мотивацию и установки человека, однако многие исследователи говорят о том, что именно принятие данной роли способствует успешной реализации себя в ней, так как, по мнению И.С. Кона, социальная роль связывает деятельность личности и ее самосознание с функционированием социальной системы, причем отправной точкой является не индивид, а социум [31]. Функции самосознания Л.С. Выготский назвал «третичными» функциями, имея в виду, что они производны как от непосредственного социального общения личности, так и от ее уже интернализованных и в этом смысле «вторичных» психических функций. Кроме того, при неблагоприятном развитии событий возможен ролевой конфликт, когда представления о ролях, выполняемых одним человеком, разнятся. Например, П. Попова [32] полагает, что многие проблемы мужчин, бегущих от отцовства, связаны, прежде всего, с ролевым конфликтом. Выделяется два типа таких мужчин: для первых роль отца несовместима с профессиональным ростом, свободой и ролью «свободного» мужчины, для вторых – сложности взаимоотношений с собственными родителями и связанная с этим безответственность являются препятствием для выполнения отцовской роли. Однако такие ролевые конфликты должны активизировать работу самосознания, побуждая личность иерархизировать различные аспекты своей жизнедеятельности, что происходит не всегда, но чаще всего, когда человек достигает зрелости.

И.С. Кон утверждает, что понятием социальная роль обозначается та сторона деятельности, которая является интернализованной ролью. При этом внимание должно концентрироваться на том, как сам человек воспринимает, оценивает и осознает ту или иную свою функцию, какое место она занимает в его «образе Я», какой личностный смысл он в нее вкладывает. Интернализованная роль – это компонент самосознания, отношение к тому или иному аспекту жизнедеятельности. Таким образом, успешное функционирование в роли отца невозможно без ее интернализации, которая, в свою очередь, «встраивает» отцовство в самосознание личности, ее «Я-концепцию» и «образы Я». Аспект отношения связан с оценкой своего ребенка, с самооценкой себя как мужчины, себя как отца и с оценкой своего выполнения социальных ролей, что формирует определенный «образ Я». Так формируются «Я-реальное» и «Я-социальное», через сравнение собственного поведения с требованиями общества. «Я-идеальное» формируется также под воздействием общества, воспитания и представлений о том, как следует поступать в различных ситуациях. Соотношения компонентов «образа Я», их взаимодействие определяет осознание себя как отца и может изменяться в процессе жизни [33].

Необходимость дальнейших исследований

Современные социальные стереотипы отцовства являют собой достаточно разнообразную и противоречивую систему представлений и нормативных требований общества в том, что именно должен делать отец. По мнению ряда авторов [34], это противоречие – следствие переходного периода в истории отцовства с момента, когда общество всерьез обратило внимание на важность отца для развития личности ребенка. Изучение феномена отцовства, оказывающего влияние и на благосостояние семьи, и на особенности общественных отношений в целом, необходимо для более полного понимания процесса развития личности в семье. Перед исследователями встают многочисленные задачи как теоретического, так и прикладного характера, решение которых возможно только при масштабном, лонгитюдном (в двух и более поколениях) или кросскультурном исследовании феномена отцовства, которое позволило бы своевременно прогнозировать и находить пути решения различных сложностей взаимодействия отца и ребенка, а также выявить и исследовать важнейшие детерминанты феномена отцовства, социальную значимость которого невозможно переоценить.


1. Lamb M.E. Introduction: The emergent American father. In M.E. Lamb (Ed.), The father's role: Crosscultural perspectives. Hillsdale. N.J., 1987. Р . 3–25.

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1998; Бочаров В.В. Антропология возраста. М., 1999; Кон И.С. Открытие «Я». М ., 1978.

3. Fthenakis W.E. V д ter, Band II, Zur Vater-Kind- Beziehung in verschiedenen Familien-Strukturen. München , 1988.

4. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологи ческий подход // Психологический журнал. 1999. № 5. С. 82–87; Филиппова Г.Г. Психология материнства. М., 2002.

5. Анурин В.Ф. Сексуальная революция: двойной стандарт // Социс. 2000. № 9. С. 88–95.

6. Fthenakis W.E. Väter, Band II, Zur Vater-Kind-Beziehung in verschiedenen Familien-Strukturen. München, 1988.

7. Ibid .

8. Ibid .

9. Fthenakis W.E. V д ter, Band I, Zur Psychologie der Vater-Kind-Beziehung. M ь nchen, 1985.

10. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб ., 2002.

11. Bumpass L.L., Sweet J.A., Cherlin A. The role of cohabitation in declining rates of marriage // Journal of Marriage and the Family. 1991. № 53. Р . 913–927.

12. Ibid .

13. FthenakisW.E. V д ter, Band I, Zur Psychologie der Vater-Kind-Beziehung. M ь nchen, 1985.

14. Попова П. Современный мужчина в зеркале семейной жизни. М., 1989.

15. Bumpass L.L., Sweet J.A., Cherlin A. The role of cohabitation in declining rates of marriage // Journal of Marriage and the Family. 1991. № 53. Р . 913–927.

16. Ibid .

17. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., 2002; Попова П. Со- временный мужчина в зеркале семейной жизни. М., 1989.

18. Попова П. Современный мужчина в зеркале семейной жизни. М., 1989.

19. Кон И.С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. М., 2003.

20. Бочаров В.В. Антропология возраста. М., 1999; Кон И.С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. М., 2003.

21. Кон И.С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. М., 2003.

22. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1998.

23. Кон И.С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. М., 2003.

24. Там же .

25. Попова П. Современный мужчина в зеркале семейной жизни. М., 1989.

26. Хорни К. Женская психология. СПб ., 1993.

27. Bumpass L.L., Sweet J.A., Cherlin A. The role of cohabitation in declining rates of marriage // Journal of Marriage and the Family. 1991. № 53. Р . 913–927.

28. FthenakisW.E. V д ter, Band I, Zur Psychologie der Vater-Kind-Beziehung. M ь nchen, 1985.

29. Doherty W.J., Boss P.G., LaRossa R., Schumm W.R., Steinmetz S.K. Family theories and methods: A contextual approach. W.J., 1993.

30. Fthenakis W.E. Väter, Band II, Zur Vater-Kind-Beziehung in verschiedenen Familien-Strukturen. München, 1988.

31. Furstenberg F.S., Cherlin A.J. Divided families: What happens to children when parents part. Cambridge , 1991.

32. Попова П . Современный мужчина в зеркале семейной жизни . М., 1989.

33. Кон И.С. Ребенок и общество: Историко-этнографи ческая перспектива. М., 2003.

34. Fthenakis W.E. Väter, Band I, Zur Psychologie der Vater-Kind-Beziehung. München, 1985.

 

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности