Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №3 / 1999 / Основы воспитания и развития личности подростка в условиях временных объединений

Наша презентация

Стр. «4—14»

Валерия Мухина

Основы воспитания и развития личности подростка в условиях временных объединений

В современной России государственные учреждения утрачивают возможность активно влиять на формирование ценностных ориентаций подростков и молодежи. Мы полагаем, что в современных условиях программа воспитания нового поколения должна строиться в соответствии с духом времени и целями развития Российской Федерации. В наше время в обществе отрок естественно представлен двояко: как социальная единица и как уникальная личность. Государственные структуры, с одной стороны, воздействуют на подростка как на социальную единицу, и в то же время государство имеет возможность обогащать свой потенциал уникальными личностями (первоначально — в конкретной подростковой среде, затем — в политике, экономике, науке и других жизненных сферах).

Проблема воспитания и развития личности подростков на современном этапе актуальна, как никогда: продолжаются кардинальные перемены в стране и обществе; старые ценности критикуются, а новые еще не выкристаллизовались, при этом электоральная ценность молодежи в последние годы резко возросла — в XXI веке именно сегодняшние подростки будут участвовать в избрании органов государственной власти и впоследствии определять политику, экономику и социальные инициативы.

В этом контексте основополагающее значение имеют:

  • создание условий для развития социально активной личности подростка;
  • формирование установки на самостоятельный выбор и самоопределение в контексте социальной инициативы в подростковых объединениях и общественных движениях;
  • развитие чувства личности.

Обозначенные позиции разделяются нами и являются определяющими при разработке программ воспитания личности подростка в условиях временных объединений.

Педагогические и социально-психологические исследования последних лет, очерчивающие все основные уровни и диапазоны личностных ориентаций подростков, выявляют необходимость формирования у отроков готовности к выполнению общественных обязанностей и использованию своих гражданских прав. Только обладающий развитым самосознанием человек, имеющий высокую способность к саморефлексии, усвоивший общественные законы, проявляет гражданское чувство долга и ответственности. Особо важна проблема эффективности межличностного общения в контексте осознания и осуществления своих прав и обязанностей. Важно создавать условия воспитания подростков, формируя у них осознанную позицию гражданина Отечества.

Проблема заключается в том, каким образом содержательно и методически повысить эффективность воспитания личности подростка, содействовать усвоению им законов социального пространства и необходимости нормативного поведения, развить саморефлексию, тем самым реализуя их личностный потенциал в соответствии с достижением общественнополезных целей.

Известно, что именно отрочество, подростковый возраст (от 11—12 до 14—15 лет) является периодом особенно интенсивного освоения окружающей социальной среды. Подросток проходит путь через внутренние конфликты с другими и с самим собой, через внешние срывы, разочарования и огромные достижения. Он обретает чувство взрослости, приходит к порогу юности.

Принципиальное значение при анализе концепций подросткового возраста и условий, содействующих развитию личности подростка, имеют труды классиков педагогики и психологии, работавших в разное время и в разных условиях, исповедовавших подчас существенно отличные мировоззренческие установки, но объединенных профессионализмом и любовью к науке и к детям.

К числу эффективных условий, содействующих воспитанию личности подростка, следует отнести условия временных общественных объединений, где они могут субъективно свободно общаться друг с другом. Концептуальная проработка условий временных общественных объединений является актуальной для современных теорий и методов воспитания, когда перестала существовать единая общегосударственная детская организация.

Исходной основой концепции воспитания и развития личности подростка является понимание необходимости учета внешних условий и внутренней позиции человека, возникающей в процессе самого развития.

Необходимо учитывать следующие психолого-педагогические основания:

  • подростковая и юношеская сензитивность к социальным феноменам;
  • готовность к изменениям, потребность в телесных и духовных достижениях как характеристике подросткового и юношеского возраста;
  • психологические и социальные тенденции взросления в разных сферах жизнедеятельности;
  • потребность в признании, характерная для личности на всех возрастных этапах;
  • потребность подростка к саморазвитию.

Социальное продвижение подростка должно осуществляться через формирование потребности реализоваться в исходном для него социальном пространстве через систему прав и свобод.

Чтобы добиться в этом успеха, особым образом организуются условия: работа с подростками для повышения у них социальной компетентности и формирования гражданской позиции; формирование ценностного отношения к себе, другим и человечеству; создание нового типа развивающей среды, способствующей личностному росту; развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций.

Сущность воспитания подростков в условиях переходного периода состоит в развитии рефлексивных способностей на себя и других, что повышает сензитивность к социальным процессам и учит воспринимать их как субъективно важные, личностно значимые, в формировании у подростков ответственного отношения к себе, за свои поступки, за свой жизненный путь, за принятие гражданской позиции.

Осуществление развития личности в подростковом возрасте может происходить через систему специально организованных условий, способствующих развитию сензитивности к культурным ценностям и социальным процессам; формированию гражданской и патриотической позиции, электоральной активности, основанных на конституционных правах ребенка и взрослого; самоорганизации и самоопределения подростков в многообразии реалий жизни людей.

Общение с другими людьми в деятельности в контексте контролирующих и охраняющих традиций, законов, а также обязанностей и прав позволяет человеку реализоваться в обеих своих феноменологических сущностях — как социальной единице и как уникальной личности. Это — общая, фундаментальная идея развития и бытия личности, сформулированная В.С. Мухиной и апробированная на практике, которой мы неизменно следуем.

Центральное место в методическом аспекте исследования занимала опытно-экспериментальная работа по повышению эффективности межличностного общения и рефлексии на себя у подростков.

Исследование осуществлялось на базе Всероссийского детского центра «Орленок» в период с 1994 по 1999 год:
   1994 год — девиз «Во славу Отечества», дружина «Солнечная»;
   1995 год — девиз «Мы — россияне», дружина «Дозорная»;
   1996 год — девиз «Гражданин Отечества», дружина «Дозорная»;
   1997 год — девиз «В ответе за Отечество», дружина «Солнечная»;
   1998 год — девиз «Гражданин Отечества», дружина «Звездная»;
   1999 год — девиз «Сделай свой выбор», дружина «Звездная».

Всего исследованием за указанный период было охвачено 460 подростков.

В работе по программе «Будущие лидеры России», утвержденной президиумом РАО, участвовала группа психологов и педагогов — учеников и сотрудников В.С. Мухиной: В.П. Поставнев, Ф.А. Сидоршин, Г.В. Ермоленко, Л.М. Проценко и др. (эмпирический материал исследования является общим достоянием научной группы).

В отечественной психологии подростковый возраст изучали многие выдающиеся ученые. Так, Л.С. Выготский еще в 30-е годы разработал концепцию процесса освоения подростком культурных ценностей посредством общения. В работе «Педология подростка» Л.С. Выготский рассматривал развитие интересов, мышления, высших психических функций, воображения и творчества подростка. Специально исследовалась динамика и структура личности подростка. А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.А. Смирнов, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и другие продолжили исследования проблемы отрочества.

Особое место в теории и практике психологии и педагогики занял А.С. Макаренко.

Помимо работы с самосознанием подростка А.С. Макаренко вводит методы «параллельного педагогического действия», с помощью которых осуществляется «истинная сущность воспитательной работы», которая состоит «в организации жизни ребенка». Педагогическое воздействие состоит в организации условий выполнения требований педагога.

Принципиально новый подход к анализу педагогических идей А.С. Макаренко позволил нам по-новому увидеть его систему воспитания и психологического сопровождения подростка. Согласно анализу практики А.С. Макаренко, мы нашли, что он подошел к проблеме формирования самосознания подростков. Оказалось, что его практические подходы к подростку могут быть рассмотрены с точки зрения современного психологического понимания генезиса самосознания.

Система А.С. Макаренко, обращенная к подростку, содержит в себе отношение к имени, к притязанию на признание, к половой принадлежности, к психологическому времени, а также к правам и обязанностям. А.С. Макаренко запрещал оскорбительные прозвища, требовал обращения по имени. А.С. Макаренко большое внимание уделял психологическому прошлому и будущему воспитанников. Он придавал особое значение так называемой системе перспективных линий, суть которой состоит в организации условий, прерывающих негативные стороны прошлого и создания новых условия развития личности.

Важное место заняли исследования, проводимые в рамках пионерской и комсомольской работы. Среди таких исследований следует в первую очередь отметить работы Л.И. Уманского и А.Н. Лутошкина.

Л.И. Уманский и А.Н. Лутошкин занимались изучением организаторской деятельности и организаторских способностей подростков, а также выявлением личностных качеств, необходимых в успешном межличностном общении. Самоопределение выделяется как одна из важнейших черт личности. Устремленность в будущее выражается в самосознании подростков, в романтической приподнятости, восприимчивости, увлеченности, обостренном чувстве нового. Сегодня мы называем эти способности социальной сензитивностью.

В это же время И.С. Кон в своих работах уделял специальное внимание подростковому возрасту, как возрасту дружбы и общения. Его ученик и последователь А.В. Мудрик рассматривает общение как условие воспитания подростков. Он выделяет и обосновывает подростковый, переходный и юношеский типы общения.

Отдельное место в изучении подросткового возраста занимает практическая работа с подростками и теоретическое ее обобщение, отраженные в трудах Д.И. Фельдштейна. Выделяя особую роль общественнополезной деятельности еще в период существования СССР, Д.И. Фельдштейн и его последователи подтвердили психологическую погруженность подростков в социальные проблемы общества и их потребность реализовать себя в реалиях взрослой жизни.

Мы учитывали психологические идеи и выводы современных ученых относительно особенностей подросткового возраста, которые были нами тщательно изучены и осмыслены для организации условий работы с подростками. Обобщения теоретического и практического плана дали нам основания строить программу воспитания и развития личности подростков.

Мы выделяем в качестве важнейшей особенности личности в отрочестве интенсивное развитие самосознания посредством рефлексии подростка на себя и других. Осуществление развития личности в подростковом возрасте может происходить через систему специально организованных условий, способствующих: развитию сензитивности к культурным ценностям и социальным процессам; формированию гражданской и патриотической позиции, электоральной активности, основанных на конституционных правах ребенка и человека; самоорганизации и самоопределению подростков в многообразии реалий жизни людей. Общение с другими людьми в деятельности в контексте контролирующих и охраняющих традиций, законов, а также обязанностей и прав позволяет подростку реализоваться в обеих феноменологических сущностях — как социальной единице и как уникальной личности.

В подростковый период происходит явная интенсификация развития одновременно в двух направлениях: 1 — стремление к освоению и овладению всем диапазоном социального пространства (от подростковых групп до политической жизни страны и международной политики); 2 — стремление к рефлексии на свой внутренний, интимный мир.

Обсуждение проблемы воспитания и развития личности подростка привело к необходимости проанализировать классические временные общественные объединения — методы воспитания и развития личности подростков во Всемирной организации Скаутинга и во Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина.

Нами были обобщены основные принципы воспитания подростка в условиях таких общественных объединений XX века, как Скаутинг и Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина.

Как оказалось, несмотря на принципиальные различия в своей идеологической ориентации, обсуждаемые организации имеют единые принципы построения условий жизнедеятельности подростков.

В обеих организациях:

  1. Четко определены цели.
  2. Учитываются психологические особенности возраста.
  3. Сконструирована структура — при вертикальном иерархическом построении, дающем возможности роста каждому подростку; отведено особое место сопровождающему взрослому.
  4. Используются символы, означающие принадлежность подростка к организации (сюда включены: эмблемы, знаки отличия, ритуальные жесты, клятва, гимн, флаги, форма и др.).
  5. Используются обязательные законы и принципы, способы и формы деятельности.

Названные детские и отроческие организации разрабатывали программы физического, умственного и социального развития подростков. Подростки продвигались по ступеням программы, подтверждая свое право перейти на новую ступень личными заслугами. В программу была включена система планирования своих достижений и обязательств; система поощрений; система наказаний (постановка «на вид», обсуждение на совете отряда и др.) в пионерской организации.

В этих организациях уделялось специальное внимание военно-спортивным и военно-патриотическим мероприятиям. Воспитательная деятельность с подростками предполагала интеллектуальные и художественные конкурсы, политчасы, знакомящие с событиями в стране и мире, а также собственную прессу (газеты, журналы, тематические листки).

Среди форм общественно представляемой деятельности были широко популярны ежегодные региональные, национальные и международные слеты, конгрессы, марши, митинги с ритуалами организаций. Организации стремились к социализации подростков в условиях того социального устройства общества, в котором им предстояло жить.

Проблема воспитания личности подростка в условиях временных общественных объединений в наше время состоит в том, что в современной России подросткам отказано во всероссийской организации, а тяга подростков к объединению в некой консолидированной общности существует неизбывно.

Здесь следует обсудить результаты организации условий воспитания личности подростка в рамках проводимой программы «Будущие лидеры России».

Создавая временные объединения подростков в условиях становления новой России, мы исходили из понимания необходимости преемственности позитивного опыта Скаутинга, пионерской и комсомольской организаций. Условия, разработанные в перечисленных организациях как побуждающая сила к развитию и подтвердившие себя в практике работы с подростками, были восприняты как требующие пристального внимания для разработки концепции развития личности подростка в новых социальных, политических и идеологических условиях во временных общественных объединениях.

Продуктивность четко определенных целей воспитательной работы с подростками не требует доказательств. При этом необходимо учитывать психологические особенности подростков: их сензитивность к социальным воздействиям; чувство взрослости; стремление быть «как все», чувство «Мы»; стремление утвердить свою уникальность, свое «Я»: «не путайте меня с другим»; стремление добиться наивысшего успеха, реализовать свои притязания на признание «здесь и теперь» и в будущем, в более взрослой жизни. Эти психологические характеристики выкристаллизовались в процессе работы с подростками.

Определяющее значение имеет структура самосознания, которая представляет значимые для развивающейся личности ценностные ориентации. Сюда входят: 1 — ценностное отношение к собственному имени и телесной, представленной в мире; 2 — ценностное отношение к своему развитию, к своим достижениям и притязаниям; 3 — ценностное отношение к себе как представителю своего пола; 4 — ценностное отношение к своему личному прошлому, настоящему, будущему; 5 — ценностное отношение к социальному способу жизни людей, с ориентацией на социальную ценность прав и обязанностей.

Социальная ситуация в стране побудила обратиться к опыту А.С. Макаренко — педагогу и психологу, специалисту в сфере воспитания подростков с девиантным поведением.

В своей практической деятельности А.С. Макаренко выделял ряд опор для воспитания личности, которые позднее оказались синхронными ряду положений нашей теории развития личности и, в частности, развития структурных звеньев самосознания.

Важно не забывать предшествующий позитивный опыт для построения концептуальных принципов основ воспитания личности подростка в условиях временных объединений.

При построении концепции воспитания личности подростка во временных объединениях в новых условиях научная группа исходила из понимания необходимости:

  1. Четко определять цель деятельности.
  2. Учитывать особенности подростка (физические, психологические, социальные).
  3. Давать возможность личностного роста при условии: ценностного отношения к собственному имени и телу; реализации притязаний на признание в социально и личностно значимой деятельности, в ощущении личностной свободы при условии исполнения обязательных для всех требований; ценностное отношение к себе как представителю своего пола.
  4. Ценностное отношение к своему прошлому, настоящему и будущему, а также к историческому времени своего народа, страны и человечества.
  5. Ценностное отношение к социальному пространству с ориентацией на социальную ценность прав и обязанностей, свободы и послушания. Использовать законы и принципы, сформулированные в условиях демократического содружества подростков и взрослых.
  6. Использовать знаковые системы, содействующие развитию самосознания как отдельной личности подростка, так и всего временного коллектива.
  7. Использовать возможность действовать подростку с «чистой страницы» — заново в новых условиях дать ему образцы продуктивной самопрезентации и корректного взаимодействия со сверстниками и старшими; при этом следует использовать технику «завтрашней радости», которая, безусловно, содействует осознанию радости бытия.

Условия жизни подростка в рамках программы строится таким образом, что она дает возможность реализовать потребность в общении со сверстниками: групповое временное одновозрастное «Мы» выступает как органическое условие социализации — один из главных принципов — коллективизм.

Добровольное погружение в социально и личностно значимую деятельность, естественно, обособляет подростков в консолидированное объединение со взятыми на себя целями. Средства объединения опираются на фундаментальные феноменологические свойства человеческой психики — знаковую функцию сознания. Систему объединения подростков структурируют знаки и символы, разработанные психологами и предложенные отрокам для самостоятельного выбора и использования. Символы и символические отношения для подростков имеют исключительное значение.

Свойственная подростковому возрасту потребность в развитии во временных объединениях реализуется в физической культуре (в соревнованиях, военно-спортивных мероприятиях, походах, играх в лесу, в поле; в инициациях физическими трудностями и др.), а также в специальных мероприятиях, развивающих психику и личность (учеба, семинары, конференции, диспуты, интеллектуальные и художественные конкурсы, социальные инициативы, психологические инициации и др.).

Социализация, как известно, — процесс становления личности, обучения и усвоения ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих конкретному обществу или для социальной общности. Социализация для каждого нового поколения всегда проходит через общение и взаимодействие с так называемыми культурными посредниками, а также через общение со сверстниками — посредством механизма идентификации и обособления. Социализация во временных объединениях продуктивно осуществляется как процесс целенаправленного взаимодействия с подростком в условиях демократического стиля общения (субъект — субъектные отношения), в традициях педагогики сотрудничества и обязательном контроле и предупреждении так называемого социального исключения.

Социальное исключение отдельного подростка состоит в смещении с социально и культурно значимой позитивной позиции на позицию аутсайдера, маргинала в среде сверстников. Условия самореализации жизнедеятельности подростков во временных объединениях благоприятны для того, чтобы подросток мог начать новую жизнь с чистой страницы и не попал в аутсайдеры.

Социализация происходит в основных сферах: практическая деятельность, общение, самосознание. Все сферы формируют социально полезные навыки, определяют развитие самосознания не только в контексте развития образа собственного «Я» как «активного субъекта деятельности» и уникальной личности, но и как элемента, части общечеловеческого или группового «Мы».

Социализация во временных объединениях при психологически и педагогически правильно выверенной их организации может быть весьма эффективной в силу открытости, демократичности, добровольности отношений. Именно кратковременные объединения (в силу специфики их условий) дают возможность повысить сензитивность к социализации подростков — приблизить естественное обращение в социально зрелую часть общества. Подростки, привыкшие регулярно демонстрировать физическую, вербальную и психическую агрессивность, жестокость, негативизм, попав в поле доброжелательного внимания и демократического стиля общения, подчас с готовностью перестраиваются и начинают учиться более эффективному стилю общения. Ведь быть в позиции социального осуждения и исключения весьма тяжело и требует постоянного психического напряжения. Тем более когда психолог занимает позицию разделенной неудачи в общении («Давай обсудим: может быть, виноваты все мы»). В общение включаются традиционные для западной педагогики слоганы: «Нужно поверить в себя. И все!», «Ты сделаешь это!», «Прощайте, слабости!», «Каждый имеет право на ошибку», «Мальчики, дерзайте!». Кроме того, мы вводим и свои слоганы, которые помогают подростку решать насущные проблемы и ориентируют его на будущий успех.

Сензитивные к социальному пространству взрослых отроки независимо от социально-политических перипетий обнаруживают интерес к социальным явлениям1.

Подростки обнаруживают готовность к выполнению общественных обязанностей и хотят узнать как можно больше о своих гражданских правах. Именно поэтому важно создавать условия для цивилизованной социализации подростков, формируя осознанную позицию гражданина Отечества.

Цель воспитания сегодня, когда объявлено гражданское общество, — воспитание гражданственной, культурной личности, способной свободно действовать в социальном пространстве прав и обязанностей.

Для создания психолого-педагогических условий развития личности подростка и усвоения им таких основополагающих понятий, как «личность», «гражданин», «патриотизм», «национальная гордость», «национальное самосознание», «права», «обязанности и свободы», а также «выбор» была разработана концепция программы «Будущие лидеры России». Целями программы являлись:

  • содействие социализации нового поколения;
  • формирование у подростков гражданской позиции, правовой культуры, ориентированной на законопослушание и осознанное отношение к правам, свободам и обязанностям;
  • формирование ответственного отношения к себе, к другим;
  • формирование ответственного отношения к природе и предметному миру;
  • развитие лидерских качеств как способности к самоорганизации и организации других.

В течение 1994—1999 годов научная группа выстраивала реальное социальное пространство активного, демократического взаимодействия взрослых и подростков. Осуществлялся поиск условий, форм, методов, технологий, определяющих эффективность развивающей среды.

Позиция взрослых по отношению к подростку определялась следующими принципами: «Не навреди», «Поддержи», «Учи быть, как все», «Учи быть лучше, чем все», «Не путай с другим». В то же время сохранялись макаренковские принципы: «параллельного педагогического действия», «единства воспитания и жизни детей», «требования», «системы перспективных линий» («близкая», «средняя» и «дальняя» перспективы), «завтрашней радости» и др.

Направление развития в условиях организованных программой «Будущие лидеры России» осуществлялось в рамках разработанного содержания деятельности.

Основное содержание деятельности строилось на трех составляющих — трех китах условий, определяющих развитие личности подростка:
   I. Обучение.
   II. Моделирование системы самоорганизации и жизнедеятельности в рамках условий временных объединений.
   III. Социальные инициативы.

I. В нашей программе обучение осуществлялось в «Школе лидера». Здесь проходили лекции, семинары, тренинги, «круглые столы» и инициации. Полученные знания и опыт обсуждались на конференциях и отрабатывались на практике. При этом основной упор делался на понимание необходимости обучения для успешного моделирования системы самоорганизации — построения подросткового объединения.

II. Моделирование системы самоорганизации строилось по законам развития межличностных отношений подростков и с ориентацией на социальную организацию современной России. Формировались органы самоуправления: советы отрядов, Центры социальных инициатив, мэрии городов-полисов (во главе с мэром работали отделы: юридический; труда и занятости; образования и культуры; социальной помощи и поддержки; городской информационный центр). Президенты мегаполиса избирались на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Модифицировался опыт Скаутинга и пионерской организации в использовании символики. Подростки при содействии советников разрабатывали символы (гербы) своих городов. Каждый носил факсимильную визитку, оформленную в бейдж; имел личную карточку участника смены, где ежедневно отмечал свои притязания в общей деятельности, свое настроение и делал свободные записи; у каждого гражданина города был паспорт. В конце смены каждый отрок получал сертификат, где были указаны занятия в «Школе лидера» и его социальные роли, в структуре сообщества, смоделированного подростками совместно с советниками — психологами и педагогами.

Органы власти города имели удостоверения. В процессе развития самоорганизации формировались документы сообщества подростковых объединений.

В число прочих документов входили: личный рейтинговый листок участника программы; программы кандидатов в президенты; договор о сотрудничестве мэрий подростковых городов («Солнечный», «Отрокград», «Тинейджертаун») с мэрией поселка Н. Михайловский.

Каждая смена имела свой девиз: «Во славу Отечества», «Мы — россияне», «Гражданин Отечества», «В ответе за Отечество», «Гражданин Отечества», «Сделай свой выбор».

III. Система работала посредством социальных инициатив (работа с детьми-инвалидами (1994), оказание помощи престарелым жителям поселка Пляхо (1994, 1995), сотрудничество с подростками г. Буденновска, родители которых погибли или пострадали от чеченских бандформирований (1995); участие в агитпоезде «Выборы-96» в год выбора президента страны; 12 июня в День независимости России приняли участие в гражданской акции «Взрослые, мы надеемся на вас»; праздник «Горжусь тобой, моя столица» (1997); проведение программы «Мальчики — девочки: подростковая субкультура» (1998); «Азбука выживания: научись сам — научи другого» (1999).

В процессе развития модели системы самоорганизации подростков отслеживались ценностные ориентации каждого: 1 — на притязания; 2 — на поло-ролевую самопрезентацию; 3 — на индивидуальные и общие перспективы ближайших дней и отдаленные жизненные перспективы; 4 — на готовность исполнять обязанности и умение пользоваться правами; 5 — на ценность имени: подростки должны обращаться друг к другу по имени в уважительной форме.

В результате проведенной работы мы сочли правильным сформулировать следующие принципиально значимые позиции, которым необходимо следовать.

1. В процессе работы над программой моделирования системы самоорганизации жизнедеятельности временных общественных объединений подростков следует организовывать эффективные условия для правовой и политической социализации подростков; развития у них чувства личности; воспитания гражданской позиции.

2. Условия жизнедеятельности подростков должны составлять:

I — Образование — подростки должны быть поставлены в такие условия, когда они сами чувствуют необходимость в приобретении новых знаний.

II — Моделирование системы самоорганизации — подростки создают собственное общество по модели своего государства, но при этом свободно обсуждают структуру, права и обязанности и вносят свои поправки и добавления.

III — Социальные инициативы подростков — подростки живут не только внутри своего сообщества, но они открыты миру, своему государству и принимают на себя инициативы.

Общая модель позволяла варьировать условия, она — открытая система. Именно самостоятельность в обсуждении структуры самоорганизации и принятии окончательных решений содействуют успеху в продвижении как в социальном пространстве модели самоорганизации, так и в социальном пространстве РФ.

3. Социализация во временных объединениях осуществляется как процесс целенаправленного взаимодействия подростков и сверстников в условиях демократического стиля общения, в традициях педагогики сотрудничества и обязательном контроле и предупреждении социального исключения, когда происходит смещение с социально и культурно значимой позиции на позицию аутсайдера, маргинала в среде сверстников.

4. Воспитание личности в условиях временных общественных объединений будет наиболее эффективным, если подросток осваивает сущностные особенности человека как социальной единицы (умеет чувствовать себя частью «Мы») и уникальной личности. В то же время воспитание должно соответствовать позитивным ценностным ориентациям, связанным со звеньями структуры самосознания.

5. Воспитание и развитие личности подростка во временных объединениях возможно благодаря подростковой сензитивности к социальным явлениям и стремлению к саморазвитию.

6. Во временных подростковых объединениях даже в период социальных, политических и экономических катаклизмов можно создать позитивные условия воспитания и развития личности подростка, используя мировой и отечественный опыт теории и практики воспитания.

7. Развитие рефлексии на себя и других, необходимое в условиях жизни подростка во временных общественных объединениях, повышает чувство личности подростка и одновременно повышает эффективность межличностного общения.

8. В процессе социализации подростков во временных объединениях специально разработанные психологические инициации (послушанием; физическими трудностями; свободой; одиночеством; страхом) обеспечивают создание условий для развития социально развитой личности: развивается общая сензитивность к собственным переживаниям, мотивам, планам, а также к социальным явлениям, потребность к рефлексии, формируются установки на самостоятельность и самоопределение. Эти достижения в психическом и социальном развитии становятся основой развития социальных потребностей.

9. Использование автономных символов в процессе моделирования системы своей организации позволяет подростку успешнее овладевать структурой того социального пространства, которое он строит, и позволяет иметь возможность более эффективного овладения социальным пространством не только отроческого объединения, но и современных государственных систем.

10. Демократический стиль общения, стремление воспитать уверенных в своей самоценности, неравнодушных граждан, интересующихся событиями в стране и политикой, формируют выраженную потребность подростков в сотрудничестве с «культурными посредниками» — с советниками программы.

11. Принципы основ воспитания и развития личности подростка в условиях временных объединений, построенные на основе теоретического и практического постижения отрочества, могут быть положены в основу новой общероссийской подростковой организации.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности