Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №4 / 2006 / Природа ревности

Проблемы бытия личности

Стр. «51—54»

Дмитрий Колесов

Природа ревности

Сомнение – основание ревности

Ревность – это бытовая, межличностная, общепсихологическая и даже социальная проблема. Каков ее механизм? В основании ревности – сомнение индивида в верности (надежности) сексуального партнера, проявления активности которого он «присвоил» и которые для него являются ценностью: то ли в плане сексуального удовлетворения, то ли в плане удовлетворения чувства собственника. Содержание сомнения становится содержанием доминанты ревности , сферой которой оказываются почти все содержания психики. Сомнение «конвертируется» в подозрение , а оно распространяется на все, что связано с объектом ревности: любое его действие или любое его взаимодействие с кем бы то ни было трактуется ревнующим только в плане изначального сомнения в связи с ним. Теперь это – Большое Сомнение. А множество подозрений конкретно-ситуационно его «обслуживает».

Если доминанта ревности у индивида сильная и обширная, то в сферу ее попадает все, что связано с объектом ревности. А если таких эпизодов много, то подозрения, сменяя друг друга, дополняются еще и убежденностью (индивида) в справедливости своего Главного сомнения и «неправильности» (с точки зрения их взаимоотношений) поведения объекта ревности.

Половая потребность – энергия ревности

Энергию всему этому дает половая потребность: важным моментом ее удовлетворения является уверенность индивида в надежности ее удовлетворения и впредь. А любые сомнения адресуются именно этой надежности: объект становится «ненадежным» (подозреваемая неверность), и последующее удовлетворение половой потребности ревнующего этим ставится под вопрос. От самих таких мыслей он становится неудовлетворенным, если даже и продолжает поддерживать сексуальные отношения с объектом своей ревности . Но степень удовлетворения при этом снижается: оно «отравляется» сомнением-подозрением, а последнее еще и подкрепляется возникшей на этой же основе уверенностью (в неверности «объекта»).

Ревность возникает в сфере мотивации

Ревность возникает именно в сфере мотивации, а не в сфере желания: желание здесь одно и то же – того же самого сексуального удовлетворения, поддержания межличностных отношений с половым партнером на том же (до возникновения ревности) уровне.

Эгоцентрическое неравенство в ревности

Вопрос: почему сексуально распущенные индивиды столь часто бывают ревнивыми? Сам не соблюдает супружеской верности, а жену ревнует сильно? Возможно, что это проявление эгоцентризма: любое свое желание подобный индивид неосознаваемо ставит выше любых желаний и прав кого-либо другого, включая и своего полового партнера. А в глубине эгоцентризма всегда стоит неравенство : себя со всеми своими желаниями, побуждениями, намерениями и действиями эгоцентричный индивид ставит заведомо выше любых возможных аналогичных проявлений у кого-либо другого.

Сексуально распущенный индивид всех потенциально возможных половых партнеров (т.е. весь другой пол) считает своей собственностью, а собственность требует, чтобы ею пользовались, иначе возникает неудовлетворенность. Вот он и не может остановиться, переходя от одного объекта к другому. Но результативности этой деятельности, а следовательно, и связанному с ней удовлетворению, угрожает сомнение, которое лежит в основании ревнующего: при мысли о якобы неверности партнера у ревнивого возникает интенсивная неудовлетворенность, которая может подкрепляться только негативными эмоциями. А они, в свою очередь, побуждают его к тем или иным действиям, диктуемым сомнением и энергетически поддерживаемым этими эмоциями. И все вместе это доводит ревнующего порою буквально до исступления или «бешенства». При этом существенно, что сексуально распущенный индивид не способен к удовлетворению, как результату воздержания от безнравственных действий, поскольку нравственная потребность (воздерживаться от безнравственного) у него не сформирована.

Ревнивый и ревностный

Понятие «ревность» имеет еще один вектор смысла, помимо того, о котором мы сказали («ревнивый индивид »). Второй его вектор: «ревностный индивид». Между ними большие различия, которые видны из следующей таблицы.

Сравнительная характеристика индивидов в соответствии с двумя векторами смысла понятия «ревность»

Общим здесь является то, что оба индивида отдают «все» душевные силы и свое внимание – но разному. Ревнивый служит своему себялюбию, ревностный – общему делу , долгу, Родине, верующий – Богу. В срав нении с ревностным индивидом ревнивый выглядит недостойно. При этом ревность, в первом ее понимании, может становиться содержанием сексуального невроза – если к тому есть основания, но может выражать и изначальные дефекты личности. Она не отменяет способностей индивида, одаренности, творческого потенциала (в том числе – и поэтического!), но интенсивно отравляет жизнь и самому ревнивому, и всем, кто его окружает, а уж объекту его притязаний – и вовсе. Таким образом, мышление и сознание ревнующего отравлены содержанием доминирующего в психике сомнения, а его эмоциональная сфера – разрушительной энергией неудовлетворенной потребности.

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности