|
|||
Авторизация
|
Наша презентацияСтр. «42—11» Кафедра психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУКафедра психологии развития (прежде — педагогической психологии) была организована в 1988 г. Создание кафедры психологии развития на факультете педагогики и психологии — естественная необходимость для факультета, готовящего специалистов в области педагогики и психологии. Создание кафедры вызвано необходимостью теоретического обоснования и научно-практического обеспечения новых технологий воспитания и развития личности. В то же время на кафедре отслеживаются и корректируются возникающие в результате развития личности проблемы в воспитании и самом развитии. Заведующий кафедрой — доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заслуженный деятель науки РФ Валерия Сергеевна Мухина. На кафедре 24 штатных единицы, работает 34 человека, из них: академиков РАО — 2, академиков РАЕН — 2; профессоров — 7,5; доцентов — 15; преподавателей 3; ассистентов — 7. 1. Исходные теоретические позиции кафедрыЛичность по своей феноменологии предполагает развитие. Личность и её сознание опосредованы системой общественных отношений, её развитие осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры. Вместе с тем это опосредование не исключает формирования собственно внутренних позиций личности, выходящих за пределы наличных общественных условий. Концепция воспитания и развития личности строится прежде всего на анализе диалектического единства внешних условий и внутренних позиций человека, возникающих в процессе онтогенеза. Ориентация научной деятельности кафедры определяется:
В ходе исследований учитываются психологические основания:
Предполагается продвижение ребенка, подростка, юноши посредством формирования потребности осуществлять жизнедеятельность в исходном для него социальном пространстве через систему прав и свобод, дающих возможность существовать не в качестве исключительно социальной единицы, но уникальной личности, вмещающей в себя образцы общечеловеческой культуры своего этноса. Чтобы добиться успеха в решении этой проблемы, следует особым образом организовать условия работы с детьми, подростками и молодежью. Сказанное определяет необходимость решения основных задач: повышение социальной компетентности и формирование гражданской позиции у детей, подростков, молодежи через полифункциональную систему деятельности в детских, подростковых и молодежных структурах; деятельность клубов и других объединений;
В контексте предлагаемого проекта основополагающее значение имеют:
Ученые исходят из того, что в действительности нельзя противопоставлять интересы нации как социального института и интересы отдельного человека. Человек по природе своей социален и потому он включен естественно-исторически в государственные структуры и структуры гражданского общества, в которых только и могут быть осуществлены его права и свободы, реализовано стремление быть уникальной личностью, солидаризируются или же противостоящей старым или новым тенденциям. Тем самым обосновывается необходимость повышения статуса и углубления значения и смыслов таких понятий как «личность», «духовность», «гражданственность», «национальная гордость», «межнациональные отношения», «гуманизм», «выбор», «равноправие», «права, обязанности и свободы», «диалог культур» и др. — наряду с их конкретизацией на фоне современной жизни Российской Федерации. Это требует от программы обретения новых ориентиров: не только педагогических и психологических, но и исторических, национальных, многоконфессиональных, политических, экономических, наряду с культурными и духовными. Феноменология воспитания и развития личности рассматриваются по следующей программе: 1. Становление личности в процессе общественно-исторического развития
2. Индивидуальное развитие личности
Рассматриваются: содержание воспитания (развитие внутренней позиции личности в процессе её онтогенеза; развитие самосознания; потребностно-эмоциональная и волевая сферы личности; ценностные ориентации современного человека на этапах онтогенеза). 3. Типология сознания личности В основе теоретического подхода к изучению проблем лежит признание: прав человека; единства человека и окружающего мира; необходимости развития ценностного отношения к себе, к другим людям и природе. II. Научная и методическая работа кафедрыКафедра ориентирована на фундаментальные и поисковые исследования: проблема развития личности (теоретические и прикладные задачи) — основное направление научной работы. Поисковые исследования:
Основные направления исследований В соответствии с планом НИР на кафедре психологии развития ведутся исследования по теме: «Развитие и формирование личности: прикладной аспект (диагностика, коррекция, профилактика)». В учебном процессе исследуемые проблемы находят отражение в преподаваемых на факультете 25 нормативных курсах и 10 спецкурсах. Тематика исследований кафедры
Направления подготовки специалистов Кафедра участвует в подготовке бакалавров-психологов, специалистов по следующим направлениям: психология (020400), социальная педагогика и психология (031300), педагогика и психология (031000). С 1996 года открыта магистратура, направление 521000 — психология, специализация — психология развития. При кафедре имеется аспирантура по специальностям: 190007 — «Педагогическая психология», 190011 — «Психология личности», 190013 — «Психология развития». Работа в журналах и издательствах Сотрудники кафедры являются членами редколлегий журналов «Вопросы психологии», «Народное образование», «Начальная школа». Кафедра взяла на себя ответственность за концепцию журнала «Развитие личности», главный редактор В.С. Мухина. Результаты научно-исследовательской работы используются:
Кафедра ведёт деятельность по подбору, анализу и комплектованию необходимых для практической работы диагностических методик, специальных приборов для диагностики и коррекции, а также подготовке необходимых в учебном процессе методических материалов и хрестоматий. На кафедре имеется ряд диагностических методик, требующих тиражирования. Кафедра обладает потенциалом в создании и тиражировании учебных и научно-популярных видео- и кинофильмов. Разработана концепция развивающей среды кабинета детского психолога, системы диагностики детей от 3—4 до 16—17 лет и их психологического сопровождения. На кафедре создается стимульный материал для диагностики, психологического сопровождения, коррекции. Защищено два патента в 1992 году (комплекты: куклы эмоциональной рефлексии и этнографические куклы). В 1998 г. запатентован метод «А-тест» (ВИ.ЗИ.ЭС.), предназначенный для диагностики и развития психологических функций в подростковом, юношеском и взрослом возрасте, а также предназначенный для диагностики эмоциональной стабильности в экстремальной ситуации испытаний. III. Сотрудничество кафедры с регионами РФ и общественными организациямиКафедра имеет прочные связи с Психологическим институтом РАО, Институтом психологии РАН, кафедрами психологии университетов страны, а также с общественными организациями. Выездные акции кафедры с регионами страны:
Условия, обеспечивающие перспективы развития кафедры
Программы, выполняемые в 1992—1999 гг.
IV. Гранты и премии
V. Работа со студентамиФормирование психолого-педагогической культуры студентов осуществляется через: УИРС; учёные советы по защите психологических дисциплин, научные конференции молодых учёных; научные конференции психологов-специалистов; встречи с учёными и обсуждение важнейших проблем психологии. Студенты участвуют в работе Клуба молодых ученых Дома ученых РАН, постоянно посещают заседания секций по психологии, философии. Студенты под руководством преподавателей кафедры привлекаются к реализации федеральных, региональных научных программ: Программа Российской академии образования «Будущие лидеры России» (научный руководитель В.С. Мухина); с 1993 по 1998 г. ежегодно ряд студентов выезжает во Всероссийский детский центр «Орленок», где проводится специализированная смена. Студенты факультета принимали участие:
Студенты участвуют в реализации Федеральной целевой программы «Дети Чернобыля», результаты деятельности студентов входият в научные отчеты организаций-исполнителей, в программы и в студенческие курсовые и дипломные работы. Активное участие студенты приняли в подготовке и проведении «круглого стола» в РАО, посвященного 10-летию аварии на Чернобыльской АЭС (1996 г.). В Федеральной целевой программе «Дети-сироты»: студенты принимают участие в разработке и апробации методик социально-психологического сопровождения патронатного устройства детей-сирот (1994—1998 гг.). На факультете начала работать Психолого-педагогическая школа молодого исследователя. Результаты научно-исследовательской работы студентов представлены на международных конференциях, проводимых МПГУ и МО, конференциях молодых ученых РАО, неоднократно публиковались в журнале «Развитие личности», сборниках научных работ МПГУ и молодых учёных РАО. Студенты участвуют в конкурсах научных работ МПГУ и России, ежегодно занимают первые, вторые и третьи места. Лучшие студенты получили стипендии Президента РФ и специальные стипендии Президента РФ для обучения за рубежом. VI. Участие кафедры в программах оказания социально-психологической помощиСотрудники кафедры постоянно работают в программах оказания помощи различным категориям детей и взрослых; они участвуют в работе ВДЦ «Орленок», в детских садах, УВК и школах Северо-Восточного округа, Восточного округа, Северного округа, Юго-Западного округа, Западного округа, Южного округа г. Москвы, Центра творческого развития человека «Сфера» при Юнеско Восточного округа, Гимназии творческого развития ребенка Восточного округа, Дома научно-технического творчества молодёжи филиала МГДТДиЮ. Реализуется силами сотрудников психологическая помощь негосударственным образовательным учреждениям: НОУ «Премьер», д./сад «Арбат», НОУ ДДТ «Синяя птица». Преподаватели кафедры участвуют в оказании психологической помощи детям в условиях депривации, эта работа реализуется через Министерство общего и профессионального образования России, Реабилитационное управление, Исполнительную дирекцию по президентской программе «Дети России», Дом детства г. Канске и г. Москве. VII. ПерспективыНа кафедре работают высокопрофессиональные психологи и талантливые молодые учёные. Особенностью кафедры является тот факт, что многие сотрудники являются выпускниками МПГУ. В их число входят: доктор психол. наук, профессор В.С. Мухина, кандидат психол. наук, профессор Т.Н. Счастная, доцент И.Б. Гриншпун, кандидат психол. наук, доцент Ф.А. Сидоришин, кандидат психол. наук, доцент О.В. Хухлаева, доцент И.Б. Шиян, кандидат психол. наук, ассистент Д.А. Смыслов, ст. преподаватель Е.Е. Крашенинников, ст. преподаватель Ю.В. Прошунина, ассистент Е.А. Маляхина, ассистент Е.Г. Уманская. Кафедра психологии развития — перспективная организация союза ученых и преподавателей. Здесь ратуют о поддержании оптимизма, уверенности в правильности выбранной профессии у студентов, аспирантов и молодых преподавателей.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |