Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности №4 / 1999 / Кафедра психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ

Наша презентация

Стр. «42—11»

Валерия Мухина, Тамара Счастная

Кафедра психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ

Кафедра психологии развития (прежде — педагогической психологии) была организована в 1988 г. Создание кафедры психологии развития на факультете педагогики и психологии — естественная необходимость для факультета, готовящего специалистов в области педагогики и психологии.

Создание кафедры вызвано необходимостью теоретического обоснования и научно-практического обеспечения новых технологий воспитания и развития личности. В то же время на кафедре отслеживаются и корректируются возникающие в результате развития личности проблемы в воспитании и самом развитии.

Заведующий кафедрой — доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заслуженный деятель науки РФ Валерия Сергеевна Мухина. На кафедре 24 штатных единицы, работает 34 человека, из них: академиков РАО — 2, академиков РАЕН — 2; профессоров — 7,5; доцентов — 15; преподавателей 3; ассистентов — 7.

1. Исходные теоретические позиции кафедры

Личность по своей феноменологии предполагает развитие. Личность и её сознание опосредованы системой общественных отношений, её развитие осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры. Вместе с тем это опосредование не исключает формирования собственно внутренних позиций личности, выходящих за пределы наличных общественных условий. Концепция воспитания и развития личности строится прежде всего на анализе диалектического единства внешних условий и внутренних позиций человека, возникающих в процессе онтогенеза.

Ориентация научной деятельности кафедры определяется:

  • современными социальными условиями развития и бытия личности: переход к рынку, новые экономические проблемы; религиозная свобода; смещение социальных систем и идеологии; нестабильность правовых и моральных критериев; интенсивная урбанизция; стандартизация, обеднение предметной и дестабилизация природной среды; межэтнические проблемы; миграция беженцев;
  • понимание необходимости создания условий для воспитания и развития личности на ранних этапах онтогенеза как в учебно-воспитательных, так и во внеучебных учреждениях и в семье;
  • реальным влиянием фундаментальных и прикладных исследований закономерностей развития личности на духовные ценности общества (идеология; философия бытия личности; все сферы искусства);
  • потребностью современного образования в создании нового типа развивающей среды, содействующей росту творческого потенциала личности; условия обучения; детские центры и объединения; дискотеки и клубы; молодежная эстрада; экологические зоны и мини-парки; комплексные эстетические и научно-просветительские пространства; специальные кабинеты для профилактики, диагностики, релаксации и психолого-педагогических тренингов;
  • потребностью человека в самоопределении и развитии.

В ходе исследований учитываются психологические основания:

  • детская, подростковая и юношеская сензитивность к социальным феноменам;
  • готовность к изменениям, потребность в телесных и духовных достижениях, как характеристике подросткового и юношеского возраста;

  • психологические особенности взрослых и пожилых людей, трудности в преодолении сложившихся этнических и культурных стереотипов пожилых;

  • потребность в признании, характерная для личности на всех возрастных этапах;
  • наличие двойственной мотивации: 1 — на замыкание в условиях своего этноса (диаспоры); 2 — на активное взаимодействие в любых социальных областях, в том числе в социальном пространстве базового этноса государства и стран мирового содружества.

Предполагается продвижение ребенка, подростка, юноши посредством формирования потребности осуществлять жизнедеятельность в исходном для него социальном пространстве через систему прав и свобод, дающих возможность существовать не в качестве исключительно социальной единицы, но уникальной личности, вмещающей в себя образцы общечеловеческой культуры своего этноса.

Чтобы добиться успеха в решении этой проблемы, следует особым образом организовать условия работы с детьми, подростками и молодежью.

Сказанное определяет необходимость решения основных задач:

повышение социальной компетентности и формирование гражданской позиции у детей, подростков, молодежи через полифункциональную систему деятельности в детских, подростковых и молодежных структурах; деятельность клубов и других объединений;

  • формирование ценностного отношения к себе, другим и человечеству;
  • создание нового типа развивающей среды, способствующей личностному росту;
  • формирование установок на развитие этнического самосознания и межэтническую рефлексию через расширение позитивного межэтнического общения разных возрастных групп, содействие адаптации и консолидации как первоосновы гражданского общества;
  • развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций.

В контексте предлагаемого проекта основополагающее значение имеют:

  • создание условий для развития основ социально активной личности;
  • формирование установки на самостоятельный выбор и самоопределение в контексте социальной инициативы в подростковых, молодёжных объединениях и общественных движения;
  • развитие чувства личности;
  • подготовка профессионалов, способных организовать внешние условия и стимулировать мотивацию на самоопределение и межэтническое сотрудничество.

Ученые исходят из того, что в действительности нельзя противопоставлять интересы нации как социального института и интересы отдельного человека. Человек по природе своей социален и потому он включен естественно-исторически в государственные структуры и структуры гражданского общества, в которых только и могут быть осуществлены его права и свободы, реализовано стремление быть уникальной личностью, солидаризируются или же противостоящей старым или новым тенденциям. Тем самым обосновывается необходимость повышения статуса и углубления значения и смыслов таких понятий как «личность», «духовность», «гражданственность», «национальная гордость», «межнациональные отношения», «гуманизм», «выбор», «равноправие», «права, обязанности и свободы», «диалог культур» и др. — наряду с их конкретизацией на фоне современной жизни Российской Федерации. Это требует от программы обретения новых ориентиров: не только педагогических и психологических, но и исторических, национальных, многоконфессиональных, политических, экономических, наряду с культурными и духовными.

Феноменология воспитания и развития личности рассматриваются по следующей программе:

1. Становление личности в процессе общественно-исторического развития

  • Человеческая история как условие становления личности.
  • Персоногенез в контексте самосознания общества: 1 — предпосылки, условия развития, внутренняя позиция; 2 — развитие и формирование структуры самосознания личности (ценностное отношение: к имени, телу; к социальным ожиданиям и нормативам; к половой идентичности; к индивидуальному времени жизни, к истории своего народа и человечества; к социальному пространству обязанностей и прав).

2. Индивидуальное развитие личности

  • Первичный онтогенез личности и условия воспитания.
  • Социально зрелая личность.
  • Фактор места как условие развития личности.

Рассматриваются: содержание воспитания (развитие внутренней позиции личности в процессе её онтогенеза; развитие самосознания; потребностно-эмоциональная и волевая сферы личности; ценностные ориентации современного человека на этапах онтогенеза).

3. Типология сознания личности

  • Этническое сознание.
  • Секулярное сознание (в том числе нравственное).
  • Религиозное сознание (в том числе нравственное).
  • Экологическое сознание.
  • Политическое сознание.
  • В основе теоретического подхода к изучению проблем лежит признание: прав человека; единства человека и окружающего мира; необходимости развития ценностного отношения к себе, к другим людям и природе.

    II. Научная и методическая работа кафедры

    Кафедра ориентирована на фундаментальные и поисковые исследования: проблема развития личности (теоретические и прикладные задачи) — основное направление научной работы.

    Поисковые исследования:

    • Психология личности на возрастных этапах её развития.
    • Психологическая поддержка и психопрофилактика личности различных возрастных групп (дети, подростки, молодёжь, взрослые, пожилые).
    • Психология личности в условиях депривации (в том числе в учреждениях интернатного типа).
    • Гуманизация национального самосознания.
    • Структурно-диалектический подход в психологии.

    Основные направления исследований

    В соответствии с планом НИР на кафедре психологии развития ведутся исследования по теме: «Развитие и формирование личности: прикладной аспект (диагностика, коррекция, профилактика)». В учебном процессе исследуемые проблемы находят отражение в преподаваемых на факультете 25 нормативных курсах и 10 спецкурсах.

    Тематика исследований кафедры

    1. Динамика изменений и развития личности от детства до старости (руководитель — доктор психологических наук, профессор В.С. Мухина).
    2. Воспитание личности в новых условиях переходного периода (руководитель — В.С. Мухина).
    3. Комплексное исследование личности студента педвуза (руководитель — доктор психол. наук, профессор Л.Б. Филонов).
    4. Развитие познавательной сферы младшего школьника (руководитель — доктор психол. наук, профессор Н.Е. Веракса).
    5. Психологические особенности развития детей в условиях депривации (руководитель — кандидат психол. наук, профессор, член-корр. РАЕН Т.Н. Счастная).
    6. Диагностика и формирование базовых оснований личности (руководитель — доктор психол. наук, профессор Н.И. Непомнящая).
    7. Рефлексия как механизм развития личности (руководитель — кандидат психол. наук, доцент М.С. Мириманова).
    8. Психопрофилактика и психокоррекция отклонений в развитии личности педвуза (руководитель — кандидат психол. наук, доцент О.В. Хухлаева).
    9. Психология отражения возможных отношений в детском возрасте (кандидат психол.наук, доцент И.Б. Шиян).
    10. Развитие валеологической службы в образовательных учреждениях. Разработка основ валеологии (руководитель — кандидат философ. наук, доцент В.З. Коган).
    11. Формирование профессиональной идентичности студентов-психологов педвуза (кандидат психол.наук, доцент Л.Б. Шнейдер).

    Направления подготовки специалистов

    Кафедра участвует в подготовке бакалавров-психологов, специалистов по следующим направлениям: психология (020400), социальная педагогика и психология (031300), педагогика и психология (031000).

    С 1996 года открыта магистратура, направление 521000 — психология, специализация — психология развития.

    При кафедре имеется аспирантура по специальностям: 190007 — «Педагогическая психология», 190011 — «Психология личности», 190013 — «Психология развития».

    Работа в журналах и издательствах

    Сотрудники кафедры являются членами редколлегий журналов «Вопросы психологии», «Народное образование», «Начальная школа».

    Кафедра взяла на себя ответственность за концепцию журнала «Развитие личности», главный редактор В.С. Мухина.

    Результаты научно-исследовательской работы используются:

    1. В учебном процессе.
    2. В учебниках и учебных пособиях.
    3. В работе базовых учреждений (школы, УВК, д/с, Центры социально-психологической реабилитации Северного, Северо-Восточного, Восточного, Южного, Западного, Юго-Западного округов г.Москвы; НОУ школа «Премьер», д/с «Арбат», Центр суицидологии, Медико-социально-психологический центр «Взаимодействие», Клиника неврозов).
    4. В процессе популяризации научных знаний (лекции для директоров школ, колледжей, лицеев, учителей и родителей, психологов в сфере образования, социальных работников и т.д.).
    5. В сюжетах научно-популярных фильмом и видеофильмов.

    Кафедра ведёт деятельность по подбору, анализу и комплектованию необходимых для практической работы диагностических методик, специальных приборов для диагностики и коррекции, а также подготовке необходимых в учебном процессе методических материалов и хрестоматий.

    На кафедре имеется ряд диагностических методик, требующих тиражирования. Кафедра обладает потенциалом в создании и тиражировании учебных и научно-популярных видео- и кинофильмов. Разработана концепция развивающей среды кабинета детского психолога, системы диагностики детей от 3—4 до 16—17 лет и их психологического сопровождения.

    На кафедре создается стимульный материал для диагностики, психологического сопровождения, коррекции.

    Защищено два патента в 1992 году (комплекты: куклы эмоциональной рефлексии и этнографические куклы). В 1998 г. запатентован метод «А-тест» (ВИ.ЗИ.ЭС.), предназначенный для диагностики и развития психологических функций в подростковом, юношеском и взрослом возрасте, а также предназначенный для диагностики эмоциональной стабильности в экстремальной ситуации испытаний.

    III. Сотрудничество кафедры с регионами РФ и общественными организациями

    Кафедра имеет прочные связи с Психологическим институтом РАО, Институтом психологии РАН, кафедрами психологии университетов страны, а также с общественными организациями.

    Выездные акции кафедры с регионами страны:

    1. Армения: Спитак, Ленинокан, Ереван (работа с пострадавшими от спитакского землетрясения 1988—1989 гг.).
    2. Петропавловск-Камчатский (обучение практических психологов города и области работе по оказанию помощи пострадавшим от землетрясения, 1989 г.).
    3. Владивосток, лагерь «Океан» (программы: психологическое сопровождение подростков детских домов СССР; межэтническое общение подростков в условиях игры и эмпатийного общения, 1990 г.).
    4. Краснодар и область (этнопсихологические экспедиции: исследование казачества как социальной группы, работа с подростками ВДЦ «Орленок»), 1992—1998 гг.
    5. Красноярский край (Канский дом детства. Управление образованием. Краевое общественное объединение фонда «Славянский дом» и Красноярская гостелерадиокомпания «Центр России»), 1992—1997 гг.
    6. Командоры (этнопсихологическая экспедиция: исследование этнического самосознания алеутов), 1991—1997 гг.
    7. САХА. ЯГУ (подготовка этнопсихологов; этнопсихологические экспедиции: исследование самосознания и межэтнических отношений якутов, русских, эвенков), 1992—1998 гг.
    8. Чернобыльские регионы (Брянская, Тульская области; Беларусь): подготовка психологов (150 человек), мониторинговые исследования детей, подростков, взрослых; сбор продуктов деятельности; банк данных по службе помощи для детей, родителей, учителей; оформление результатов обследования в кандидатских диссертациях (13), 1991—1998 гг.
    9. РФИВА (Ассоциация инвалидов Афганистана и инвалидов Чечни), 1995—1997 гг.
    10. Регионы, участвующие в программах «Будущие лидеры России: Москва, Московская обл., Буденновск (Ставропольский край), Краснодарский край, Красноярский край, САХА, Йошкар-Ола (Марий Эл), Псков, Тольятти (Самарская обл.), Самара, Сызрань, Ярославль, Ненецкий АО и другие регионы, 1993—1998 гг.
    11. Регионы, участвующие в программе «молодёжь и выборы»: Москва, Московская обл., Сравропольский край, Красноярский край, Дагестан, САХА, Самара, Ульяновск, Ярославль и др. 1996 г., 1999 г.

    Условия, обеспечивающие перспективы развития кафедры

    1. Концепция воспитания и развития.
    2. Концепция психологического сопровождения человека от детства до старости.
    3. Связи со специалистами РФ, стран СНГ, стран Запада и Востока.
    4. Экспериментальные исследования, экспедиции, мониторинг и диагностика, психологическое сопровождение, коррекция.
    5. Участие в реализации федеральных и региональных целевых программ.
    6. Участие в программах МПГУ.
    7. Организационная культура.

    Программы, выполняемые в 1992—1999 гг.

    1. «Дети России» (Президентская программа):
      • Дети Чернобыля
      • Дети-сироты
      • Дети Севера
      • Дети-инвалиды
      • Одаренные дети
    2. Народы России: возрождение и развитие, 1991—1993 гг.
    3. «Будущие лидеры России» (Тема РАО и МПГУ), 1993—1999 гг.
    4. Федеральная целевая программа «Повышение правовой культуры избирателей и организаторов выборов», подпрограмма: «молодёжь и выборы». ЦИК РФ (1994—1999 гг.)
    5. Государственная программа «Развитие гуманитарных исследований» (грант МПГУ) (1998—1999 гг.)
    6. Программы РАО:
      • Особенности образовательной работы с детьми с трудностями в обучении. 1997—1999 гг.
      • Исследование индивидуальных особенностей развития в детском возрасте. 1997—1999 гг.

    IV. Гранты и премии

    • Программа «Высшее образование». В рамках программы «Открытое общество». Фонд Сороса — 2 гранта учебной литературы по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы, 1995, 1997 гг. (В.С. Мухина).
    • Грант Министерства общего и профессионального образования России. Раздел: педагогическая психология: «Развитие личности в условиях учреждений интернатного типа», 1997—2000 гг. (В.С.Мухина, Т.Н.Счастная).
    • Премия Президента Российской Федерации за создание учебника «Возрастная психология» для педагогических высших учебных заведений, 1998 г. (В.С. Мухина).

    V. Работа со студентами

    Формирование психолого-педагогической культуры студентов осуществляется через: УИРС; учёные советы по защите психологических дисциплин, научные конференции молодых учёных; научные конференции психологов-специалистов; встречи с учёными и обсуждение важнейших проблем психологии.

    Студенты участвуют в работе Клуба молодых ученых Дома ученых РАН, постоянно посещают заседания секций по психологии, философии.

    Студенты под руководством преподавателей кафедры привлекаются к реализации федеральных, региональных научных программ: Программа Российской академии образования «Будущие лидеры России» (научный руководитель В.С. Мухина); с 1993 по 1998 г. ежегодно ряд студентов выезжает во Всероссийский детский центр «Орленок», где проводится специализированная смена.

    Студенты факультета принимали участие:

    • во всероссийских и межрегиональных конференциях для подростков в рамках академической программы «Воспитание и развитие личности» («Отроки России», январь 1996 г.); на конференциях «Проблемы межнационального общения» (июль 1996 г.) и «Подростки и взрослые: диалог поколений» (апрель 1997 г.);
    • в Федеральной целевой программе «Повышение правовой культуры избирателей и организаторов РФ». В рамках этой программы проводился ряд мероприятий, в которых активное участие приняло около 60 студентов факультета педагогики и психологии: Всероссийский симпозиум «Социально-психологические проблемы молодёжного электората» (апрель 1996 г., Софрино — Москва); Агитпоезд «Выборы-96» в Краснодарском крае. Межрегиональный семинар для студентов педагогических высших учебных заведений, учителей-граждановедов России, МПГУ, 1998 г.

    Студенты участвуют в реализации Федеральной целевой программы «Дети Чернобыля», результаты деятельности студентов входият в научные отчеты организаций-исполнителей, в программы и в студенческие курсовые и дипломные работы.

    Активное участие студенты приняли в подготовке и проведении «круглого стола» в РАО, посвященного 10-летию аварии на Чернобыльской АЭС (1996 г.).

    В Федеральной целевой программе «Дети-сироты»: студенты принимают участие в разработке и апробации методик социально-психологического сопровождения патронатного устройства детей-сирот (1994—1998 гг.).

    На факультете начала работать Психолого-педагогическая школа молодого исследователя. Результаты научно-исследовательской работы студентов представлены на международных конференциях, проводимых МПГУ и МО, конференциях молодых ученых РАО, неоднократно публиковались в журнале «Развитие личности», сборниках научных работ МПГУ и молодых учёных РАО.

    Студенты участвуют в конкурсах научных работ МПГУ и России, ежегодно занимают первые, вторые и третьи места.

    Лучшие студенты получили стипендии Президента РФ и специальные стипендии Президента РФ для обучения за рубежом.

    VI. Участие кафедры в программах оказания социально-психологической помощи

    Сотрудники кафедры постоянно работают в программах оказания помощи различным категориям детей и взрослых; они участвуют в работе ВДЦ «Орленок», в детских садах, УВК и школах Северо-Восточного округа, Восточного округа, Северного округа, Юго-Западного округа, Западного округа, Южного округа г. Москвы, Центра творческого развития человека «Сфера» при Юнеско Восточного округа, Гимназии творческого развития ребенка Восточного округа, Дома научно-технического творчества молодёжи филиала МГДТДиЮ.

    Реализуется силами сотрудников психологическая помощь негосударственным образовательным учреждениям: НОУ «Премьер», д./сад «Арбат», НОУ ДДТ «Синяя птица».

    Преподаватели кафедры участвуют в оказании психологической помощи детям в условиях депривации, эта работа реализуется через Министерство общего и профессионального образования России, Реабилитационное управление, Исполнительную дирекцию по президентской программе «Дети России», Дом детства г. Канске и г. Москве.

    VII. Перспективы

    На кафедре работают высокопрофессиональные психологи и талантливые молодые учёные. Особенностью кафедры является тот факт, что многие сотрудники являются выпускниками МПГУ. В их число входят: доктор психол. наук, профессор В.С. Мухина, кандидат психол. наук, профессор Т.Н. Счастная, доцент И.Б. Гриншпун, кандидат психол. наук, доцент Ф.А. Сидоришин, кандидат психол. наук, доцент О.В. Хухлаева, доцент И.Б. Шиян, кандидат психол. наук, ассистент Д.А. Смыслов, ст. преподаватель Е.Е. Крашенинников, ст. преподаватель Ю.В. Прошунина, ассистент Е.А. Маляхина, ассистент Е.Г. Уманская.

    Кафедра психологии развития — перспективная организация союза ученых и преподавателей. Здесь ратуют о поддержании оптимизма, уверенности в правильности выбранной профессии у студентов, аспирантов и молодых преподавателей.

     

    «Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности