Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 1 / 2007 / Новый научный журнал "Методология и история Психологии"

Наша презентация

Стр. «10—12»

Игорь Карицкий, Александр Лидерс, Владимир Мазилов

Новый научный журнал "Методология и история Психологии"

Идея журнала родилась на Третьем Ярославском методологическом семинаре в апреле 2005 года. Уже тогда стало ясно, что методология психологии вошла в своеобразный период ренессанса, востребована новыми поколениями психологов, продуцирует плодотворные дискуссии и публикации. Главным редактором журнала стал член-корреспондент РАН Виктор Федорович Петренко.

Сегодня в России издается несколько десятков психологических журналов. Не все из них широко известны, но каждый имеет своеобразие с точки зрения круга затрагиваемых вопросов, представительства определенного направления, школы, отрасли психологии, региона и т.п. В то же время среди них отсутствуют научные журналы, специально занимающиеся методологией психологии или ее историей, которая представляет собой не только цепочку психологических исследований и открытий, но и методологические искания психологии, попытки обретения собственного лица многими и многими отечественными и зарубежными психологическими школами. Журнал «Методология и история психологии» намерен ограничиться именно методологической и исторической рефлексией в целях развития психологической науки. Мы полагаем, что определенные основополагающие темы требуют постоянного внимания, поскольку они задают важные ориентиры и в понимании собственной науки, и в направлении исследований, позволяют взглянуть на пространство психологии с более широкой точки зрения, обозреть пройденный путь и увидеть перспективы.

Ключевыми темами журнала станут следующие: объект, предмет и метод психологии; объяснение, закон и парадигмы в психологии; понятие, критерии и классификации научно-исследовательских подходов; системы категорий психологии; категория психического; сознание и бессознательное; восприятие и действие; субъект и объект в психологии; процессы дифференциации и интеграции в психологии; психическое и физическое; внешнее и внутреннее; объективное и субъективное; биологическое и социальное; психологическая наука и психологическая практика; система психологических наук; содержание общей и теоретической психологии; направления и школы в психологии; проблема коммуникации и взаимопонимания в психологии; кризис и прогресс в психологии; теория и методология практической психологии; социальная методология психологии; наука и миф в психологии. Именно на круг этих фундаментальных теоретико-методологических вопросов, который может быть обозначен как «высокая методология» в отличие от более частных, ориентирован новый научный психологический журнал «Методология и история психологии».

Наш журнал особым образом и на паритетных началах объединяет в себе методологическую и историческую проблематику. Ежегодно будет выходить четыре выпуска (номера) журнала. Каждый год первый выпуск журнала в основной своей части будет посвящен одной определенной теме по методологии психологии. Тематика задается редакционной коллегией журнала на основе обсуждений в редакционном совете и предложений широкой психологической общественности (например, первый выпуск 2007 года будет посвящен методам психологии). Во втором выпуске будут публиковаться работы по истории психологии в соответствии с авторскими интересами. Третий выпуск, также методологический, будет являться сборным, и в него войдут работы по различным проблемам общепсихологической методологии. Четвертый выпуск журнала будет освещать направления и школы в психологии, в первую очередь отечественные. В статьях этого выпуска, представляющих научную школу, отражаются следующие моменты: 1 – история становления и развития школы, основоположники и главные участники школы; 2 – основные теоретические и методологические основания и представления школы; 3 – основные разработки и достижения школы; 4 – современное состояние школы; 5 – влияние и вклад школы в другие научные подходы.

Политика журнала в отношении отдельных выпусков несколько различается. Выпуски первый и четвертый сочетают в себе статьи, заказанные определенным авторам, являющимся специалистами в заявленной теме, и статьи, присланные по инициативе авторов, если они вписываются в объявленную тему. Выпуски второй и третий существенно более свободные – они формируются в целом на основе авторских интересов, хотя отдельные статьи также могут быть заказаны по конкретной тематике и определенному автору. Главный критерий публикации – оригинальная исследовательская позиция и качество научного текста, что оценивается независимыми экспертами. Своеобразие теоретико-методологических ориентиров не является препятствием для опубликования предоставленной работы. Журнал является рецензируемым. Рецензентами в основном выступают члены редакционного совета, а также при необходимости привлекаются внешние рецензенты.

Никто не может монополизировать истину. Наш журнал также не собирается монополизировать методологию и историю психологии: это была бы бессмысленная затея. Но, как бы ни были уверены мыслители прошлого в своих построениях, они уже были неоднократно оспорены современниками и потомками. Будут опробованы на крепость и нынешние психологические концепции. Редакционная коллегия журнала приглашает исследователей различных теоретико-методологических позиций к свободному обсуждению фундаментальных проблем психологии во имя истины.

Игорь Карицкий

Александр Лидерс

Владимир Мазилов

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности