Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 1 / 2007 / Психологический потенциал повседневности

Проблемы бытия личности

Стр. «38—46»

Дмитрий Колесов

Психологический потенциал повседневности

Психология должна быть жизненной

Психология должна быть жизненной, и поэтому психологам надо учиться «читать» реальную, повседневную жизнь: любая жизненная ситуация психологически содержательна. Другой источник психологического знания – разговорная речь, а также фольклор и произведения художественной литературы: их тоже надо уметь «читать» с психологической точки зрения. При этом всегда у психолога должен быть баланс между первичной и вторичной информационной средой.

Первичная информационная среда – то, что непредвзято с профессиональной точки зрения и жизненно-актуально, вторичная – тексты коллег, которые, несомненно, воплощают их интеллектуальные достижения, но с другой стороны – порою несут на себе влияние излишне идеологизированных концепций, замкнутых сами на себя и далеких от реальной, полнокровной жизни.

Проблема интерпретации интерпретаций

Полагающийся только на профессиональные тексты психолог вынужденно занимается интерпретацией чужих интерпретаций, вместо интерпретации реальной, живой, полнокровной жизни. А если каждый из поколения в поколение психологов интерпретирует только тексты предыдущих, то возникает негативная эстафета интерпретаций чужого. И все вместе психологи отдаляются от истины, которой в реальной жизни всегда больше, чем в отражающих ее с теми или иными неточностями и предвзятостью текстах.

Психологическое содержание повседневной ситуации

О том, насколько психологически содержательной может быть повседневная, знакомая и привычная всем ситуация, свидетельствует следующий пример.

Мне нужно попасть в определенное место к определенному времени, но отправиться туда загодя возможности не было. На остановке в нужном мне направлении стоит троллейбус: вот-вот отойдет. Но поскольку сразу он не отошел, а продолжает стоять, у меня (как и у каждого в таком положении) возникает надежда: а вдруг он постоит еще, и тогда я на него, быть может, успею. Одновременно возникает обращенное к нему желание: чтобы он постоял еще немного.

Читать текст статьи далее

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности