Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 1 / 2007 / Социально-психологическая адаптация участников боевых действий

Личность в экстремальных условиях

Стр. «165—171»

Любовь Цыбаева

Социально-психологическая адаптация участников боевых действий

В конце 1960-х–начале 1970-х годов в американских средствах массовой информации преобладал нелестный стереотип участника вьетнамской войны как одурманенного наркотиками человека с расстроенной психикой, радикально настроенного и склонного к насилию.

Задолго до объективных научных исследований в общественном сознании сформировался образ ветерана-нарушителя спокойствия общепринятых форм поведения, доставляющего немало неприятностей окружающим.

Отношение в США к участникам вьетнамских событий

Одной из основных причин в целом отрицательного отношения населения США к участникам вьетнамских событий явилась непопулярность войны в американском общественном мнении, ярко проявившаяся в демонстрациях и маршах протеста пацифистов. Последние видели в возвратившихся солдатах одновременно и жертв и виновников аморальной войны. Кроме того, военные неудачи во Вьетнаме оказались тяжелым ударом по американскому самосознанию. В США обычное отношение к воинам, вернувшимся без победы домой, – сначала игнорировать, а затем забыть. Одним из проявлений уязвленной национальной гордости оказались упреки, которые делали «вьетнамцам» ветераны Второй мировой войны: «Мы выиграли нашу войну, почему же вы не выиграли свою?

Ученые отмечали, что научные отчеты о психологических, а иногда и психиатрических последствиях вьетнамской войны для ее участников, возможно, принесли больше вреда, чем пользы. Предназначенные для информирования специалистов отчеты о результатах исследований интерпретировались средствами массовой информации как основа для описания всех ветеранов Вьетнама. Участники вьетнамской войны стали изображаться как «клинический случай»: люди, у которых если сейчас нет видимых расстройств психики, то они могут внезапно появиться в будущем.

Очевидно, что трудности, с которыми столкнулись вьетнамские ветераны в США, аналогичны проблемам российских ветеранов локальных войн.

Отношение в России к участникам боевых действий в Чечне

В России сегодня формируется еще одна группа военных, принимавших участие в боевых действиях в Чечне, которой в ближайшем будущем предстоит вынести на своих плечах груз общественного осуждения и порицания, связанный с политической оценкой войны в Чечне.

Характер психотравмы этих категорий военнослужащих

Положение этих категорий военнослужащих усугубляется тем, что характер их психотравмирования особый. Помимо психотравмы, наносимой в период ведения боевых действий, они получают моральную травму, связанную с проявлениями непонимания, осуждения их военной службы со стороны общества. Если весь комплекс экстремальных факторов, действующих на военнослужащего во время ведения боевых действий, можно отнести к первичным стрессогенным факторам (реальный риск для жизни, интенсивные физические и психологические нагрузки, опасность и др.), то после возвращения «на гражданку» эти военнослужащие испытывают действие вторичных стрессогенных факторов, к которым относятся: негативное отношение общественного мнения к тем событиям, в которых участвовали эти военнослужащие; отсутствие реальной помощи со стороны государства в решении социальных проблем, возникающих у этих военнослужащих, что воспринимается как забвение их боевых заслуг.

Действие вторичных стрессогенных факторов, приводящих к негативной социально-психологической адаптации ветеранов, ранее не являлось предметом специальных научных исследований. Именно эти факторы, на наш взгляд, осложняют протекание процесса реабилитации ветеранов.

Вторичное психотравмирование вторгается в высшие смысловые слои, нарушая личностную целостность. Это может привести в ряде случаев к дезадаптации этой категории военнослужащих на «гражданке».

Факторы, способствующие дезадаптации ветеранов

Американские исследователи посттравматических расстройств выделили в качестве одного из факторов, способствующих возникновению социально-психологической дезадаптации ветерана, особенности его послевоенного социального окружения (культурный уровень; уровень взаимной поддержки; отношение к войне, в которой принимал участие ветеран). Общим обстоятельством возвращения на родину для всех американских солдат, участвовавших в войне во Вьетнаме, было негативное отношение общества к этой войне. Конечным результатом этого нередко было непонимание между ветераном и его друзьями или членами семьи.

Необходимость социально-психологического анализа обсуждаемого феномена в России связана с его масштабностью. Более миллиона граждан бывшего Советского Союза прошли через Афганистан, в непосредственном боевом контакте находилось 10–15 % от общего числа личного состава ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Они участвовали в войне, которую в начальный период именовали «необъявленной», а в последующем – «грязной», «захватнической» и т.д. Около 300 ветеранов группы «Альфа», служивших в 1970–1980 годы, также ощутили на себе груз общественного непонимания и осуждения.

Сходство социально-психологической дезадаптации ветеранов Вьетнама и Афганистана

Сопоставление причин возникновения социально-психологической дезадаптации у ветеранов войн во Вьетнаме и Афганистане выявило сходство ряда условий. Как те, так и другие воевали тогда, когда родная страна продолжала жить мирной жизнью. Население не имело информации о реальной обстановке в районах боевых действий, что являлось причиной непонимания ветеранов представителями самых разных слоев населения обеих стран. Обе войны на чужой территории были непопулярными на родине, что отрицательно сказывалось на послевоенной адаптации ветеранов. В лучшем случае после возвращения домой они попадали в атмосферу безразличия и замалчивания подлинных реалий войны, а в худшем – откровенно враждебного отношения к ее участникам.

Непонимание со стороны общества, отсутствие поддержки привело к тому, что многие из российских ветеранов (прежде всего из числа афганцев), неся в себе заряд жестокости, столкнувшись с безразличием в своем отечестве, встали на путь преступности.

Известно, что многие криминальные структуры были сформированы из афганцев. Бывшие афганцы участвовали в вооруженных конфликтах в Нагорном Карабахе, Абхазии, Таджикистане, Приднестровье, Югославии, принимали участие в событиях августа 1991 года и октября 1993 года.

"Жестокость порождает жестокость"

Таким образом, отсутствие необходимой социально-психологической реабилитации этих категорий военнослужащих приводит к тяжелым социальным последствиям: эти люди используются теми, кто заинтересован в разжигании межнациональных, социальных конфликтов, организации террористических актов и т.п. Воспитанные войной, привыкшие к экстремальной ситуации в своей деятельности, в мирных условиях не получившие тепла, сочувствия и понимания после демобилизации, бывшие воины стремятся вернуться в привычное для них состояние войны. Афганец и литератор Владимир Кошелев писал, что «война – это не рыцарский турнир, где состязаются благородные джентльмены. Война – это смерть, кровь, боль, жестокость... Жестокость порождает жестокость. Однажды появившись на свет, она не исчерпывается в разовой мести, а превращается в хроническую болезнь, которая приобретает самые дикие формы, самую извращенную патологию. Жестокость это болезнь не врожденная, а приобретенная. Она кровожадна, она без усталости пожирает человеческие совесть, сострадание, милосердие...».

Читать полный текст статьи

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности