Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 1 / 2007 / Памяти Артура Владимировича Петровского

Скорбим и помним

Стр. «246—248»

Памяти Артура Владимировича Петровского

2 декабря 2006 года ушел из жизни Артур Владимирович Петровский – выдающийся российский психолог, педагог, организатор науки, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ.

Артур Владимирович Петровский родился в 1924 году в Севастополе, затем жил и учился в Москве. В 1947 году окончил Московский педагогический институт.

Его отец, Владимир Васильевич Петровский, был одним из зачинателей библиотечного дела в России. Его мама – Александра Абрамовна – была чудесной, тонкого острого ума и мудрого сердца женщиной. Хорошая семья сформировала в Артуре Владимировиче истового семьянина: он неизменно любил свою супругу Иветту Сергеевну (они перешагнули «золотую свадьбу»!), всех своих детей, внуков, правнуков и их жен и мужей.

В 1950 году А.В. Петровский защитил кандидатскую диссертацию «Психологические воззрения А.Н. Радищева». В 1965 году защитил докторскую диссертацию на тему «Формирование основ советской психологии», получил звание профессора.

С 1965 по 1971 возглавлял кафедру психологии Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина. В 1968 А.В. Петровский был избран членом-корреспондентом, а в 1971 – действительным членом АПН СССР.

С 1968 по 1976 А.В. Петровский в должности академика-секретаря руководил работой Отделения психологии и возрастной физиологии АПН СССР, с 1976 по 1979 являлся вице-президентом этой Академии. При этом в течение 20-ти лет с 1972 по 1991, он заведовал лабораторией психологии личности в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.

В 1991 А.В. Петровский был назначен президентом-организатором Российской академии образования, а в 1992 избран президентом РАО. В этой должности он проработал до 1998 года.

Будучи крупным организатором российской науки, Артур Владимирович Петровский прежде всего известен как видный ученый, основатель и глава научной школы, объединяющей отечественных ученых, специалистов в области социальной и педагогической психологии. Под его руководством защищено около 80-ти кандидатских и докторских диссертаций.

Артур Владимирович Петровский исследовал историю развития психологической мысли в России. В ряде работ второй половины 1980-х годов первым поставил вопрос о необходимости объективной научной оценки педологии, психотехники, рефлексологии, реактологии, а также трудов В.М. Бехтерева, В.А. Вагнера, П.П. Блонского и других.

В области социальной психологии А.В. Петровский сформулировал концепцию деятельностного опосредствования межличностных отношений, позволяющую исследовать структуру внутригрупповых связей. В своей теории межличностных отношений А.В. Петровский предложил трехфакторную модель «значимого другого», где в качестве факторов, определяющих для субъекта значимость другого человека, выступают властные полномочия, аттракция (привлекательность) и референтность (авторитетность мнений, оценок, стиля поведения).

Артур Владимирович Петровский был редактором и соавтором ряда учебников по общей, социальной, возрастной и педагогической психологии; автором научно-познавательных книг; консультантом научно-популярных фильмов, посвященных общим проблемам психологии и проблемам развития личности, в том числе: «Семь шагов за горизонт» (1969), «Я и другие» (1972) и др.

Артур Владимирович Петровский внес значительный вклад в развитие психологии и педагогики в России. Основные научные труды: Психология. М., 1958 (совместно с Г.А. Фортунатовым); История советской психологии. Формирование основ психологической науки. М., 1967; Психологические проблемы юности. М., 1969 (ред. и соавт.); О психологии личности. М., 1971; Социальная психология коллектива. М., 1978 (совм. с В.В. Шпалинским); Возрастная и педагогическая психология. М., 1979 (ред. и соавт.); Психологическая теория коллектива. М., 1979 (ред. и соавт.); Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981; Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982; Популярные беседы о психологии. М., 1983; Вопросы истории и теории психологии. Избр. труды. М., 1984; Общая психология. М., 1986 (ред. и соавт.); Психология развивающейся личности. М., 1987 (ред. и соавт.); Педагогическое взаимодействие: психологический аспект. М., 1990; Психология. Словарь. М., 1990 (соред. и соавт.); Быть личностью. М., 1990; Психология о каждом из нас. М., 1992; История психологии. М., 1994, 2001 (совм. с М.Г. Ярошевским); История и теория психологии: В 2 т. Ростов-на-Дону, 1996 (совм. с М.Г. Ярошевским); Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996; Основы теоретической психологии. М., 1998 (совм. с М.Г. Ярошевским); Теоретическая психология. М., 2001 (совм. с М.Г. Ярошевским) и многие другие.

Научные труды А.В. Петровского переводились во многих странах Европы, Америки и Азии (на английский, немецкий, испанский, финский, датский, японский, китайский и другие языки; всего – на 17 языках). А.В. Петровский был одним из создателей коллективной монографии ЮНЕСКО «Learning to be» (1972), определяющей стратегию развития образования в мире.

В 2005–2006 годах под общей редакцией А.В. Петровского вышли шесть томов энциклопедического словаря «Психологический лексикон»: «История психологии в лицах. Персоналии», «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития», «Психофизиология», «Клиническая психология».

Артур Владимирович Петровский был ярким журналистом. Множество статей в ведущих журналах и газетах страны были опубликованы на протяжении жизни этого социально заинтересованного человека. Поднимаемые проблемы были всегда актуальны, талантливо и остро написаны.

Артур Владимирович Петровский был всегда интересен как личность. Он умел строить отношения, был дипломатичен и прозорлив. В тоже время он был непосредственен как ребенок. Он умел увлекаться людьми и умел быть им преданным другом.

Мы утратили возможность непосредственно общаться с обаятельным человеком большого социального потенциала, истинным интеллигентом.

Мы продолжаем любить этого человека.

Скорбим и помним!

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности