Главная / Статьи / Archive issues / Развитие личности № 2 / 2007 / Интервью с Анатолием Викторовичем Мудриком

О жизни и о себе

Стр. «201—203»

Интервью с Анатолием Викторовичем Мудриком

Родился 04.09.1941. Педагог, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО (избран в 1992 году). Окончил филологический факультет МГПИ . Работает на кафедре педагогики высшей школы факультета педагоги и психологии МПГУ.

1. Кто был Вашим значимым учителем?

Доктор педагогических наук Людмила Ивановна Новикова. Она мне дала возможность в годы застоя (которые все ругают) делать то, что мне нравилось, и не делать то, что мне не нравилось... Она была моим другом.

Это мой выигрыш на трамвайный билет.

2. Вы удовлетворены своей жизнью и карьерой?

Карьерой да – нет вопросов.

Что касается жизни – в целом да... Но много сомнений.

3. Каково состояние Вашей души в настоящий момент?

В это время жизни оно у меня смутное. Это связано не с социальной ситуацией. Здесь у меня есть своя позиция. Я по отношению к социальной ситуации вполне обособлен.

А вот возраст, внутренние ощущения обусловленные возрастом, напрягают. Недавно я вспомнил А. Ахматову: «Ну как нам быть с тем ужасом, который был бегом времени когда-то наречен».

4. Ваши планы на будущее?

Личные...

Они у меня элементарные. Я книжку заканчиваю. Ждет еще книжка... Хотелось бы это сделать.

В работе...

То что сказал о личном, это и есть в работе.

В семье...

Хотелось бы дожить до того времени, когда внуку станет со мной интересно.

5. Ваше отношение к своим родителям и предкам?

Почтительное, с одной стороны. С другой стороны, жаль, что они родились в период катастроф.

Они родились до Революции, а умерли в 1995-м (папа) и 1999-м (мама). Они прошли катастрофы: новый переворот их сразил – они воспринимали все с ужасом и болезненно.

Не помню дедов, бабушек. Я был маленький. Помню отдельные события. Одна бабушка подарила слоненка. Другая была блестящая кулинар – объедался возле нее вкусным.

Дедов не помню. Деды: один – страховой агент, служащий (со стороны мамы); другой был феноменально богат (со стороны отца). Никто не допустил бы этого брака, если бы не стало революции. В Житомире деду принадлежали заводы, улицы. Это и сейчас там все стоит. В архиве есть документы на собственность деда.

6. Ваше отношение к своим детям и внукам?

Нежное. Осторожное. Ненавязчивое.

7. В чем для Вас смысл жизни?

Вот это вопрос! Я про это думал, писал (глава о смысле жизни у старшеклассников. Книга: «Учитель, мастерство и вдохновение». М.: Просвещение, 1984).

И все-таки я не знаю. Наверно, смысл жизни в людях. В разговорах.

Англичане говорят: «Жизнь состоит из дел и разговоров». Для меня разговоры – ценность.

8. К каким добродетелям относитесь с наибольшим уважением?

К чувству благодарности, признательности. Это меня роднит с Наполеоном. Наполеон не выносил людей, у которых отсутствует чувство признательности.

9. К какому пороку относитесь с наименьшим снисхождением?

Из И. Бродского: «Ворюга мне милей, чем кровопийца». Кровопийца – это человек, который способен уничтожить другого. Это страшно.

10. Ваше любимое занятие?

Разговаривать.

11. Если бы Вы были всемогущим волшебником, что бы Вы сделали:

Для себя?

Здоровье. Все! В остальном разберусь. Это не значит, что я удовлетворен своим умом. Но со своим умом я жил и проживу дальше.

Для близких?

Здоровья и удачи.

Для своей деятельности?

(Смеется). Ничего. Пусть будет, что есть.

Читать текст статьи далее

 

«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности