|
|||
Авторизация
|
О жизни и о себеСтр. «201—203» Интервью с Анатолием Викторовичем МудрикомРодился 04.09.1941. Педагог, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО (избран в 1992 году). Окончил филологический факультет МГПИ . Работает на кафедре педагогики высшей школы факультета педагоги и психологии МПГУ. 1. Кто был Вашим значимым учителем? Доктор педагогических наук Людмила Ивановна Новикова. Она мне дала возможность в годы застоя (которые все ругают) делать то, что мне нравилось, и не делать то, что мне не нравилось... Она была моим другом. Это мой выигрыш на трамвайный билет. 2. Вы удовлетворены своей жизнью и карьерой? Карьерой да – нет вопросов. Что касается жизни – в целом да... Но много сомнений. 3. Каково состояние Вашей души в настоящий момент? В это время жизни оно у меня смутное. Это связано не с социальной ситуацией. Здесь у меня есть своя позиция. Я по отношению к социальной ситуации вполне обособлен. А вот возраст, внутренние ощущения обусловленные возрастом, напрягают. Недавно я вспомнил А. Ахматову: «Ну как нам быть с тем ужасом, который был бегом времени когда-то наречен». 4. Ваши планы на будущее? Личные... Они у меня элементарные. Я книжку заканчиваю. Ждет еще книжка... Хотелось бы это сделать. В работе... То что сказал о личном, это и есть в работе. В семье... Хотелось бы дожить до того времени, когда внуку станет со мной интересно. 5. Ваше отношение к своим родителям и предкам? Почтительное, с одной стороны. С другой стороны, жаль, что они родились в период катастроф. Они родились до Революции, а умерли в 1995-м (папа) и 1999-м (мама). Они прошли катастрофы: новый переворот их сразил – они воспринимали все с ужасом и болезненно. Не помню дедов, бабушек. Я был маленький. Помню отдельные события. Одна бабушка подарила слоненка. Другая была блестящая кулинар – объедался возле нее вкусным. Дедов не помню. Деды: один – страховой агент, служащий (со стороны мамы); другой был феноменально богат (со стороны отца). Никто не допустил бы этого брака, если бы не стало революции. В Житомире деду принадлежали заводы, улицы. Это и сейчас там все стоит. В архиве есть документы на собственность деда. 6. Ваше отношение к своим детям и внукам? Нежное. Осторожное. Ненавязчивое. 7. В чем для Вас смысл жизни? Вот это вопрос! Я про это думал, писал (глава о смысле жизни у старшеклассников. Книга: «Учитель, мастерство и вдохновение». М.: Просвещение, 1984). И все-таки я не знаю. Наверно, смысл жизни в людях. В разговорах. Англичане говорят: «Жизнь состоит из дел и разговоров». Для меня разговоры – ценность. 8. К каким добродетелям относитесь с наибольшим уважением? К чувству благодарности, признательности. Это меня роднит с Наполеоном. Наполеон не выносил людей, у которых отсутствует чувство признательности. 9. К какому пороку относитесь с наименьшим снисхождением? Из И. Бродского: «Ворюга мне милей, чем кровопийца». Кровопийца – это человек, который способен уничтожить другого. Это страшно. 10. Ваше любимое занятие? Разговаривать. 11. Если бы Вы были всемогущим волшебником, что бы Вы сделали: Для себя? Здоровье. Все! В остальном разберусь. Это не значит, что я удовлетворен своим умом. Но со своим умом я жил и проживу дальше. Для близких? Здоровья и удачи. Для своей деятельности? (Смеется). Ничего. Пусть будет, что есть.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |