|
|||
Авторизация
|
История идейСтр. «26—53» Индивидуализация в антропологииАннотация. В статье рассматривается предпосылки и становление идеи индивидуализма в антропологии и социологии М. Вебера. В качестве предпосылок выделяются философские основания понимающей психологии В. Дильтея и философии жизни Ф. Ницше, а также психологические теории о человеке и толпе Г. Лебона и Г. Тарда. Обсуждается развитие идей и ключевых понятий в творчестве М. Вебера в соотношении с социальным и научными контекстами. Показывается развитие идей М. Вебера в американской антропологии. Ключевые слова: индивидуализм, иррационализм, социологизм, науки о духе, понимающая психология, В. Дильтей, Г. Лебон, Г. Тард, М. Вебер, психология толпы, сравнительная социология, индивидуализация в антропологии, идеальные типы, традиционные общества, классификация религий, харизматическое лидерство. Annotation. This article considers preconditions and formation of the idea of individualism in anthropology and sociology of M.Veber. The author chooses philosophical bases of the understanding psychology of V.Diltey and the philosophy of life of F.Nietzsche, also psychological theories about person and crowd of G.Lebon and G.Tard as preconditions for it. There can be found a discussion about the development of ideas and key-concepts of works by M. Veber in the correlation with social and scientific contexts. It presents the development of the ideas of M.Veber in American anthropology. Key-words: individualism; irrationalism; sociologism; sciences about spirit; understanding psychology; V.Diltey, G.Lebon and G.Tard, psychology of crowd, comparative sociology, of individualism in anthropology, ideal types, traditional societies, classifications of religions, charismatic leadership. Ошибочно было бы полагать, что социологизм Э. Дюркгейма был определяющей тенденцией всего идейного развития в антропологических и социальных науках вообще или хотя бы во Франции. Он был важным, влиятельным, с экспансией в соседние науки, но отнюдь не единственным и даже не самым видным, а лишь одним из таковых. Только во французской социологии между 1870 и 1914 годами социологи других направлений позитивизма – Г. Тард, М. Ковалевский и др. – группировались вокруг «Международного журнала социологии» и Международного института социологии. Кроме них в социологии подвизались консервативные последователи Ф. Ле Пле, видевшие опору строя в религии. А были еще католические социологи – защитники томизма Д.Ф. Oбер, Д.С.Т. Легран и др. В Англии эволюционисты в антропологии и социологии боролись с наступлением диффузионизма. В Германии и вовсе все эти течения были не в чести, там развивались ответвления антропогеографии. Словом, парадигмальное развитие по Т. Куну не наблюдается.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |