|
|||
Авторизация
|
Личность в экстремальных условияхСтр. «84—99» Психологический стресс в условиях изоляцииАннотация. В статье анализируются психологические особенности переживания стресса в условиях тюремной социальной депривации. Анализ стрессогенных факторов, определяющих психическое состояние заключенного под стражу, показывает, что переживание психологического стресса неизбежно для каждого индивида, оказавшегося в изоляции. Тюремный стресс, связанный с принудительном содержанием в следственном изоляторе, оказывает отрицательное влияние на психику индивида и при неблагоприятной динамике способствует появлению различных форм деструктивного поведения. В качестве стабилизирующего фактора, определяющего характер переживания стресса, выступает механизм преодоления стресса или копинг-стратегия. Анализ параметров устойчивости личности к пенитенциарному стрессу представляет раннюю профилактику деструктивных форм поведения в условиях тюремной социальной депривации. Ключевые слова: тюремная социальная депривация, пенитенциарный стресс, «тюремный синдром», адаптация в условиях изоляции, стрессогенный фактор, переживание пенитенциарного психологического стресса, копинг-стратегия, психологическая защита, заключение под стражу. Annotation. This article provides us with the analysis of psychological features of the stress suffering in conditions of prison social deprivation. The analysis of stressogenic factors, which determine the mental condition of a prisoner, shows that the suffering of psychological stress is unavoidable for each isolated individual. The prison stress linked to the custody has a negative effect on the psychology of individuum and contributes to different forms of destructive behavior in conditions of an unfavorable dynamic. The mechanism of stress coping (the coping-strategy) comes out as the stabilizing factor, which shows the nature of the stress. The analysis of the penitentiary stress tolerance parameters represents the early prophylaxis of the destructive forms of behavior under the conditions of the prison social deprivation. Key-words: prison social deprivation, penitentiary stress, «prison syndrome», adaptation under the conditions insulation, stressogenic factor, suffering of penitentiary psychological stress, coping- strategy, psychological protection, the commitment. Человек социален. Поэтому всякая долговременная изоляция от других становится для него условиями депривации (от лат deprivatio – лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей). Любая изоляция человека является условием для возникновения переживаний стресса. Изоляция может быть разных видов (одиночное плавание, длительное нахождение под водой, длительное нахождение под землей, вынужденное нахождение в ограниченном пространстве и др.), каждый из которых имеет свои особенности для человека. В литературе встречаются описания измененных состояний сознания, возникших под влиянием различных видов деприваций [1]. Изоляция преступника является одним из видов изоляции, при которой можно наблюдать проявление различных видов депривации – сенсорной, двигательной, психической, информационной, эмоциональной, сексуальной и др., но, прежде всего, тюремной социальной депривации, связанной с насильственной изоляцией человека от общества в результате совершения им противоправных действий. В шкале стрессогенности Холмса и Рагге лишение свободы как мера наказания занимает третье-четвертое место; по выраженности и силе отрицательных эмоций оно сравнимо с потерей близкого человека, разрушением жилища, последствиями катастрофы [2]. Заключение подозреваемого в совершении уголовного преступления под стражу и помещение его в следственный изолятор приводит к стрессу, оказывает психотравмирующее влияние .По итогам 2008 г. у 68% подозреваемых и обвиняемых, прошедших психологическое обследование в 214 следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний России, была выявлена склонность к различным типам деструктивного поведения в период содержания под стражей.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |