|
|||
Авторизация
|
Направления и методы исследования личностиСтр. «127—140» Обоснование клинико-феноменологического метода в исследовании динамических свойств личностиАннотация. В статье рассматривается возможность использования в качестве исследования субъективных переживаний личности клинико-феноменологический метод. Этот метод представляет собой синтез клинического и феноменологического метода, которые дополняют друг друга. Рассматриваются общие и отличительные свойства двух методов, выделяются особенности предлагаемого автором метода. Ключевые слова: переживания, психическая реальность, эмпатия,феномен, клинический метод, феноменологический метод, клинико-феноменологический метод. Annotation. The article provides insights into the opportunity of applying the clinical phenomenological method in the study of subjective experience of personality. The clinical phenomenological method constitutes a synthesis of clinical and phenomenological methods, which complement one another. The article examines common and distinguishing properties of both methods and highlights the peculiarities of the clinical phenomenological method. Key-words: Experience, mental reality, empathy, phenomenon, clinical method, phenomenological method, clinical phenomenological method. В настоящее время в психологии, философии активно ведутся дискуссии по вопросам методологии, поиска нового предмета, методов исследования. При этом в основном, все исследователи данной проблемы сходятся на мысли, что психология находится в состоянии методологического кризиса и даже катастрофы [1]. Разноплановость проявлений психической реальности привела к существованию в современной психологии двух парадигм исследования – естественнонаучной и гуманитарной. Складывается впечатление, что существует две отдельные психологии, каждая из которых имеет свой взгляд на предмет, свои специфические принципы и методы его изучения. На наш взгляд, мы имеем дело с одним и тем же предметом – психической реальностью, имеющее два уровня проявления объективный и субъективный. Каждый из названных уровней обладает своими специфическими характеристиками, знание и учет которых необходим при организации исследования. Одной из самых важных методологических задач исследования является задача определение метода. Как известно, метод должен быть адекватен предмету, обладать способностью отражать и фиксировать нюансы его проявления.
|
||
«Развитие личности» // Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности |